Американо-испанская война. 1898 г.

Это произошло в 1898 году. В момент обострения испано-американских отношений на рейд Сантъяго, второго по величине города Кубы, которая была тогда испанской колонией, пришёл американский броненосец "Мэн". 15 февраля 1898 года произошёл взрыв, и броненосец затонул. Погибли 266 человек экипажа.
Правительство США сразу же обвинило Испанию. На остров прибыла американская комиссия, без согласия испанцев провела обследование (опрос свидетелей и осмотр поверхности моря, броненосец не поднимали), подтвердила вину испанцев.


Причём всё это происходило на юридически испанской территории, вопреки прямому требованию удалится или хотя бы сделать комиссию совместной.
Испанские власти создали свою комиссию, которая сделала вывод, что взрыв произошёл внутри броненосца, однако их никто не слушал. Главным аргументом был тот, что не могли же американцы организовать такой ужасающий теракт, в котором погибли их собственные граждане.



Но главное в истории с терактом, который послужил поводом для успешной войны, ознаменовавшей вступление США в эпоху империализма, то, что в 1911 году броненосец "Мэн" был поднят на поверхность. И независимая комиссия обнаружила прямые доказательства, что взрыв был изнутри.
Поскольку "Мэн" пришёл на рейд Сантъяго прямо с американской военно-морской базы, приходится предположить, что мина большой мощности была заложена на американской территории, с участием американских должностных лиц.
Историк из США У. Ф. Джонстон ещё в 1916 году выпустил книгу, в которой прямо утверждал, что "взрыв организовали те круги в США, что опасались мирного урегулирования испано-американского конфликта и самостоятельного освобождения Кубы".
Ставя целью захват Кубы, Филиппин и Пуэрто-Рико, находившихся под испанским колониальным господством, правительство США рассматривало эти владения не только как ценные источники сырья и рынки сбыта, но и как важный плацдарм для экспансии капитала США в страны Азии и Латинской Америки. Военные действия велись в Вест-Индии (острова Куба и Пуэрто-Рико) и на Филиппинах.
Лишённая флота и возможности поддержать свои войска на Кубе и Филиппинах, Испания капитулировала (13 августа). Война длилась всего 3,5 месяца. Основную тяжесть войны на суше вынесли на своих плечах народы Кубы и Филиппин.
Однако США добились от Испании по Парижскому мирному договору (10 декабря 1898) передачи Соединённым Штатам Пуэрто-Рико, о. Гуам и (за 20 млн. долларов) Филиппин. Куба, формально объявленная независимой, была оккупирована войсками США.

07838dba69b4639233ea6221dc784e14.jpg
Predeployment training
n041288.jpg
n041287.jpg
Inferior rifles, superior Soldiers
Washington Territory Volunteer Infantry, Cuba 1898
Image-29-1024x730.jpg
Firing Springfield rifles
f5b62c95dcb167c37fa1e51606a29da5.jpg
f0c7d00867ad22a1b3d99d20894f6a57.jpg
ee96ac7508a6538dd78d756b6768ad96.jpg
ec1d0df00bc470f11724a4acb5e3bb05.jpg
da14bd8a817b994c7a7031a7064c102c.jpg
4521c145f0bb6a887797e746b4dfd86e.jpg
0966d33bfddc4cee426467f880af9ae4.jpg
940b69547f0fbd3d97a95668ab885b55.jpg
858f89e718911927eea7033df5729049.jpg601f4dd29cb5c1b7f6cfb0d251734974.jpg
353e8825444bdbc40a9329354b45df62.jpg
334a4f7d68a88c374d617e0e0c84694a.jpg183e7dd685d7b0ab37010bae8e6836ab.jpg
172de1f5508ccc527e3e2448756989b6.jpg
67ce6a18d5e86fc3c784bc326ff2f6f3.jpg
66e5a929a7d3e0d604a0a620dcc5747c.jpg
54f59ee0ade50ead40e943c2e3017c8e.jpg38d0b3b4d5ad0d6cb66cb73e5b13bd80.jpg27f173af51c691a432225d1033e1f83f.jpg27b0b0f8ed5974093cc0835f85131d6e.jpg
22e296ca3f26533dd5b935ef64d760c4.jpg
9f780276fc6dda47451434bdd7c2e799.jpg
8cad951ac5873fc988a675b7a094a534.jpg
7b6f2820da98dea90790449cdb3c47e7.jpg
6a72cd206e9526e16fb0ad0c4f4c77a8.jpg4cbe2afb796885106c498094299aebec.jpg2f8f2c09d365331554bc28ceebdf29b8.jpg
2c5a3c1960707e7dc401182a671c4bff.jpg
1st California Infantry
1c1331e7aa8f471b33a0de52d8f697a1.jpg
0a9070d04adf4e8a41a3115e98647ec8.jpg
US_Navy_Battleship_USS_Iowa_BB-4_Crewmen_Pose_1898.jpg
SpAW_AMaxwellNurses_8C_05.jpg
roac600span.jpg
rc06498.jpg
23942b7580644272248cba8e185b6c2a.jpg
616460e7c31d34569101c23060c89b6a.jpg
a9c60a1034cab17053bd6524b5c9ded2.jpg
aab621f9952d2115afae2d410c06eefd.jpg
af6c8743068ebc1a7ef0e2f5d777b44d.jpg
article-2554703-1B4C587400000578-522_306x423.jpgarticle-2554703-1B4C589300000578-358_306x423.jpgbe5e171ab2ce9789f1d0958731fbd9c7.jpg
Buffalo Soldiers on horseback
c0fd08926a7f410466ff58116e1d504e.jpg
c52defcfb157563eeeccd4f1ba913189.jpg
carey-3.jpg
ce19ec6249b9845ae88d3584537a8bae.jpg
d55781eebb010a17326c972300abe95d.jpg
resized400army.jpg
resized350army.jpg
7918c4f05875b4493b6471b12c6b438c.jpg
020.jpgre_.jpg
007-1024x768.jpg
0a28966a18570628cbef18c92ce90f32.jpg0139a4c448150ff3d40519b1db97b171.jpg
90c70d7e208e12830c34d8fb5d553973.jpg




982061cbf31fca6bd9a9fa1b628115b1.jpg

Источник ➝

Алексей Муравьёв: «Это сказка, будто бы князь Владимир решил, и все сразу стали христианами»

Историк Алексей Муравьёв рассказал, как изучают христианский Восток, почему ученые считают армян православными и как происходит смена верований

 
Codice Casanatense Saint Thomas Christians // commons.wikimedia.org 

Издатель ПостНауки Ивар Максутов поговорил с Алексеем Муравьёвым — историком, руководителем ближневосточного направления Школы востоковедения НИУ ВШЭ — про христианский Восток.

— Алексей, что же такое христианский Восток? Где он начинается и где заканчивается?

— Мы называем Востоком то, что с Запада опознается как Восток.

Так происходит начиная с эпохи Древней Греции. Именно тогда возникла географическая и культурная область, которую назвали Востоком (греч. Anatole). Это Африка, юго-восток Евразии, включая Китай, Японию, Индию, Центральную Азию и Монголию. Но христианский Восток — это не географическое и даже не религиоведческое понятие, скорее культурологическое, один из сегментов «большого» Востока. Возникновение этого культурного типа связано с проповедью христианства на упомянутой территории.

— Понятие христианского Востока ограничено во времени?

— Это вневременное понятие. Мы начинаем изучать христианский Восток до появления христианства. В тот период, во II–I веке до нашей эры, за пределами Палестины началось распространение монотеистических представлений. Практически одновременно в Египте, Эфиопии и на юго-западном побережье Индии появилась еврейская диаспора. Это и было временем возникновения культурного феномена. Первоначально христианские проповедники пришли в те места, где уже были иудейские общины, и сказали, что мессия, которого там ждали, и есть конкретный Иисус, часть общины в него поверила. Так возник определенный тип людей, тип культурного населения, связанного с христианством. Когда в VII веке на Восток пришел ислам, христиане все равно остались там жить — в арабских странах, в Китае, Иране. И теперь они являются объектом изучения лингвистов, этнографов, религиоведов. Поэтому христианский Восток — это вневременное понятие, которое началось до христианства и продолжается по сей день.

— Для большинства людей христианство — это католики, протестанты и православные, а к какой группе относятся христиане на Востоке? 

— Ответ прозвучит парадоксально. Если мы хотим всерьез понять, что такое христианский Восток, надо перестать размышлять в контексте бинарных оппозиций. Католики и православные, католики и протестанты — эти оппозиции работают в западной культуре, но для христианского Востока они не подходят. Христианский Восток — это поликультурная и поликонфессиональная общность, где существует одновременно шесть-восемь разных религиозных групп, а в некоторых случаях и несколько религий. Вот классический пример: часть христианского Востока расположена на юго-западном побережье Индии, это Малабар. Там сосуществуют христиане трех-четырех разных церковных организаций, индусы, мусульмане, джайнисты и другие. Если мы хотим понять, как все устроено, нужно оставить в стороне разделение внутри христианства. Тогда мы увидим, что в оппозиции находятся не католики и православные, а христиане и индусы, например. Но если рассматривать с точки зрения религии, то большинство христиан на Востоке принадлежат к церковным организациям, которые не входят ни в католическую, ни в православную семью. Они являются отдельной восточноправославной семьей христианских церквей.

— Постоянно встречаю вопрос, даже с примесью удивления: армяне православные или нет?

 

— В научном употреблении правило гласит: мы должны изучать людей исходя из того, кем они сами себя считают. С точки зрения самосознания армяне, безусловно, православный народ. Слово ortodoxos греческое, оно употребляется в разных переводах, армянском и грузинском, а в арабском и сирийском так и звучит — ortodox. Обозначает человека верующего правильно. И больше ничего. Другой вопрос, что армяне и византийцы начиная с VI–VII веков по-разному понимали ряд богословских вопросов и спорили на эту тему. А почему они разошлись и оказались в разных лагерях — это уже вопрос не философский и не богословский, а политический.

 

— Как политическая и экономическая среда повлияла на развитие той или иной религии? Или как сами религиозные концепции повлияли на это?

 

— В истории событий всегда присутствует взаимодействие нескольких факторов. Рынок идей — это надстройка. Общество можно представить в виде лестницы. Всем известна пирамида Маслоу, и такого же типа структуру использует историк при анализе общественных конструкций. На первом уровне — биологические и физические мотивации: что и как люди будут есть. На втором — социальная организация. Это вопрос доминирования, власти, экономического распределения. И наконец, на третьем уровне — рынок идей. Мы не можем навязать его людям, которым нечего есть. Для них эти идеи ничего не значат. Но когда мы перемещаемся в Византию, например, то видим хорошо организованное общество и, соответственно, большой рынок идей.

 

— Давайте поговорим о том, кто и в какой момент выбирает религию. Князь Владимир выбирал, выбирал и выбрал?

— Это сказка, конечно, будто бы Владимир решил, и все стали верить. Так не было ни при Константине, ни при Владимире, ни в Армении при царе Трдате, ни в Грузии при святой Нине. Это все происходило сложно, долго, через взаимодействие факторов. Такой выбор — это всегда очень сложная эволюция религиозных представлений. Если мы посмотрим внимательно назад, то поймем, что было много переходных стадий. Существует такой термин — дипсихия, двоеверие, когда присутствуют элементы и того и другого. И это может долго существовать, отчасти продолжается и сейчас. Есть феномен народного православия, который сочетает магические и православные практики.

— Потому что любая религия, как слоеный пирог, состоит из разных форм религиозного.

— Да. Поэтому, если вернуться к вопросу о том, почему разошлись армяне с византийцами, мы увидим, что в 451 году нашей эры состоялся Халкидонский собор, но армянам в то время было не до высоких материй: на них напали персы. Там шла Аварайрская битва, восстание Мамиконяна — огромное количество армян было убито, им просто было не до баталий греков по поводу природы Христа. К тому времени, как война закончилась, греки уже все решили без армянской диаспоры, и армяне обиделись, что их не спросили. Это если сильно упрощать.

— Почему христианство не смогло надежно укрепиться на Ближнем Востоке, как в Европе, и со временем уступило главенствующее место исламу?

— Самый простой ответ — статистический. Когда начались исламские завоевания, христиане на Ближнем Востоке составляли примерно 90% населения. Может быть, 85%, если считать, что были зороастрийцы и другие. Если включать Иран и Центральную Азию, то 50% населения Востока были христианами. Через два века существования арабского халифата христианство на Востоке стало занимать примерно 30%, а ислам — 70%.

В 1977 году моя любимая, покойная ныне, коллега и автор нашумевшей книги “Hagarism: The Making of the Islamic World” Патрисия Кроун вместе с соавтором Майклом Куком предложила рассматривать ислам как реализацию восточнохристианского монотеизма — концепции, которая просто приобрела очень своеобразную форму. С их точки зрения, эта форма ближе к самаритянской форме иудаизма, то есть такой неправославный иудаизм hagarism. Книга начинается с понятия imperial civilisations. Когда возникает ислам, он берет наработки восточнохристианской цивилизации, в частности концепции религиозной власти, и реализует их. Поликонфессиональность и даже взаимодействие через диалог разных религиозных традиций — это была одна из главных особенностей Омейядского халифата. Поэтому в культурном смысле исламская цивилизация — это и есть христианская цивилизация на Востоке. Но, правда, концепции различаются.

 

— Мы поговорили о том, что такое христианский Восток. Теперь давайте обсудим, как происходит изучение христианского Востока.

— В идеале мы хотим прийти к тому, чтобы ученые разных специализаций — этнографы, лингвисты, историки, филологи — составили вместе модель в трех, четырех или даже пяти измерениях. К примеру, этнографы, которые сейчас занимаются христианскими группами в регионах Мардин и Диярбакыр, на границе современной Турции и Сирии, изучают, как живут христиане в курдском окружении, как они пытаются сопоставить свое мировоззрение и бытие с тем, что их окружает. Этнографы приезжают туда, говорят с людьми, записывают их рассказы. Многие из этих людей уже близки к тому, чтобы ассимилироваться, они теряют свой язык, переходят на курдский.

В Индии тоже интересная история. В Малабаре христианские кварталы — это чистые кварталы европейского типа. Так, например, выглядит город Тривандрум, там нет мусора на улицах. И граница между индийским и христианским кварталами — это граница между чистым и грязным отрезком. Эпидемиологическая обстановка в индусских кварталах очень сложная, там постоянно объявляется красный уровень тревоги. А в христианских кварталах все по-другому. И это вызывает трения между людьми. Индийцы начинают маргинализировать христианскую группу, говоря, что те неправильно живут. Но они так живут, потому что у них иная социальная программа, иные социальные установки.

 

— Существует миф о том, что католики — богатые, а православные — бедные. Что вы об этом скажете?

— Действительно, в западном христианстве есть установка на индивидуальную состоятельность. Она возникла в результате эволюции внутри западного католицизма. На Востоке же основным является коммунитарный тип организации, то есть главное — интересы общины, а личная состоятельность не на первом месте. Но на христианском Востоке это не всегда так. Например, очень интересно изучать, как устроены коптские элиты в Египте. Многие копты сделали фантастическую карьеру в адвокатуре, медицине, политике, несмотря на то что копты — это угнетаемое в Египте меньшинство. Например, один из коптов стал генеральным секретарем ООН — Бутрос Бутрос-Гали.

Еще один интересный сюжет — мусорные кварталы на окраинах Каира, которыми занимаются христиане, копты. Сортируют и перерабатывают мусор. Для мусульманского населения это бессмысленно. Те, кто был в Каире, знают, что там выкинуть что-то на улице считается нормальным. Но есть целые христианские традиционные семьи, которые взяли на себя эту тяжелую, малоприятную задачу.

— Что нужно знать, чтобы изучать христианский Восток?

— Основа востоковедных компетенций (а христианский Восток — это часть востоковедения, конечно) — язык. Во-первых, не получив в руки этот базовый механизм, мы ничего не сможем сделать. Во-вторых, опыт общения с текстами и умение филологически смотреть на культуру как на текст, медленное чтение. Читать тексты не только священные, но и те, в которых люди пишут о себе, выражают мысли. Это исторические, богословские, философские, полемические, магические, научные тексты — все, что производил христианский Восток. Третий момент связан с умением запрятать поглубже свои собственные убеждения. Как известно, исследования христианского Востока начинались в Риме миссионерами. И только к XX веку ученые договорились: изучая христианский Восток, необходимо оставить такую дистанцию в отношении личных убеждений или убеждений тех, кого ты исследуешь, которая позволила бы тебе правильно увидеть и понять соотношение разных элементов. 

Также для исследователей важно умение работать не только с плодами чужих научных трудов, но и с документами, артефактами культур. Умение расшифровать надпись, прочитать рукописи: сирийские, коптские, эфиопские. До сих пор эфиопская культура развивается в рукописном режиме. Каждый священник имеет личную рукописную библию, а рукопись — это ведь целый мир. Это текст, который воспроизводится, в котором допускаются ошибки. В рукописях существуют надписи их владельцев, так называемые колофоны. И поэтому умение работать в поле с материалами очень важно для исследователя христианского Востока.

И поскольку все упирается в исторический контекст, то без знания истории, без умения видеть историю на разных уровнях мы не поймем, что происходило на самом деле.

 

— Что бы вы могли порекомендовать тем, кто хочет глубже изучить вопрос? Помимо вашего курса на ПостНауке «Культура христианского Востока».

— На ПостНауке есть еще много всего интересного, помимо моего курса. Там в конце список литературы. Также рекомендую книгу Нины Викторовны Пигулевской 1979 года «Культура сирийцев в средние века». Можно почитать и статьи в православной энциклопедии, которые написаны с нейтральной позиции: несмотря на то что это конфессиональный ресурс, они привлекли серьезных ученых. И еще я бы посоветовал поискать в Сети, там много можно найти про сирийское христианство.

 

 
Алексей Муравьёв
кандидат исторических наук, руководитель ближневосточного направления Школы востоковедения НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, член Школы исторических исследований Института перспективных исследований в Принстоне, Board member in International Syriac Language project

Популярное в

))}
Loading...
наверх