Зарайский кремль

Зарайский кремль — расположен в одноименном городе, в нескольких десятках километрах от Коломны и в 150 км. от Москвы на берегу р. Осетр, правом притоке Оки. За свою почти 500-летнюю историю, кремль сыграл значительную роль в судьбе Московского государства, став одним из немногих верных государю городов во время Смутного времени. Именно отсюда Дмитрий Пожарский, будущий освободитель России, начинал собирать первых ополченцев на защиту Родины. В настоящее время — Зарайский кремль — единственный полностью сохранившийся кремль на территории Московской области.

Первое летописное упоминание о городе на Осетре относится к 1146 г. В эпизоде Никоновской летописи, рассказывающем о действиях внука Ярослава Мудрого — новгородского и черниговского князя Святослава, предпринятых им для освобождения, томящегося в киевском плену брата Игоря мимоходом, в перечне других городов назван град Осетр:

«Князь же Святослав Ольгович иде в Резань и быв во Мченске, и Туле, и в Дубке на Дону и в Елце, и в Пронске, и прииде в Резань на Оку, и приде вверх по Оке, и пребыв во граде Осетре, и тамо отступи от него князь Иванко Берладник…».

Поселение на месте, где в реку Осетр — правый приток Оки, впадает небольшая речка Монастырка, упоминается в летописях в 1224 г. как село Красное, позднее в XIV — XV вв. как Новогородок-на-Осетре.

Происхождение же названия города — Зарайск — до сих пор остается загадкой для ученых. В одном из лучших произведений Древней Руси «Повести о разорении Рязани Батыем», которая входит в цикл «Повестей о Николае Зарайском», название связывается с принесением на рязанскую землю иконы Чудотворца Николая Корсунского и гибелью Евпраксии, жены князя Федора, которая предпочла смерть татарскому плену. Не желая стать наложницей хана, она бросилась вместе с сыном с высокого терема и «заразилась» — разбилась зараз, сразу, до смерти.

С тех пор город стал называться Никола-Заразский-на Осетре, Заразский город, Зараской, Заразск. Собственно, Зарайском город стал только в XVIII веке.

Зарайский кремль на старой открытке    

Зарайский кремль на старой открытке

Значение города, как одного из торговых и оборонных пунктов на одном из путей из Москвы в Рязань, недалеко от стратегической линии по р. Оке, было весьма велико. В первой трети XVI века, когда Московское государство серьезно укрепляло свои границы, около 1503 года большая часть территории нынешнего Зарайского района оказалась в составе Московского государства, выйдя из Рязанского княжества, потерявшего свою независимость. Раньше Рязань в известной мере служила преградой на пути татар к Москве, теперь же последней приходилось самой решать проблему защиты своих южных рубежей.

Стремясь оградить страну от незваных гостей, Василий III и Иван IV возводят на южных границах государства в 1505—1560 гг. кремли Нижнего Новгорода, Тулы, Коломны, Зарайска, Серпухова и создают засечную черту, в которую в качестве укрепленных пунктов входили города Козельск, Тула, Рязань, Муром, Нижний Новгород.

Летопись под 1528 годом говорит:
«Того же лета заложил князь Великий на Осетре город каменной, а в нем церьковь камену Николу чудотворца Заражскаго».

Кремль Зарайска был построен в 1528—1531 гг., а первое нападение крымских татар на новую крепость произошло уже через два года после возведения — в 1533 году. Кремль выстоял, сумев отразить нападение 40-тысячного войска «крымских людей».

28 июля 1541 года воевода Назар Глебов разбил хана Сагип-Гирея. В 1542 г. опять «многие люди крымские и иные многие мурзы» пришли к Николе Заразскому и были отогнаны воеводой Петром Пронским. 26 декабря 1551 г. было отражено вторжение ногайцев кн. Дмитрием Прутковым. 21 мая 1570 г. в ночном бою под стенами крепости воевода Дмитрий Хворостинин разбил татар.

Набеги продолжались и далее (наиболее известные 1611 и 1673 годов). За это время кремль был захвачен врагом лишь однажды, но отнюдь не татарами. Это произошло в Смутное время. Весной 1608 года польский полковник Александр-Иосиф Лисовский, один из военачальников Лжедмитрия II, «пришел под Зарайск… с литовскими людьми и русскими ворами и город Зарайский взял». 30 марта на помощь зарайцам прибыл отряд арзамасцев и рязанцев под командованием Захария Ляпунова, выступившего против самозванца на стороне царя Василия Шуйского.  

«Лисовский же вышел из Зарайска, московских людей побил наголову и многих живых взял, одних арзамасцев убили на том бою триста человек. Трупы же их Лисовский велел похоронить в одном месте, в яме, и сделал тут над ними для своей славы курган большой; и тот курган стоит и доныне».

Этот курган и сегодня можной найти в Зарайске.

Зарайский кремль  

Зарайский кремльУдержать за собой Зарайск было важно для Московского государства и в Смутное время. Поэтому 8 февраля 1610 года царь Василий Шуйский назначил сюда воеводой князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Будучи воеводой города-крепости (1610—1611 гг.), он отказался присягать самозванной власти Лжедмитрия II. Отсюда, из Зарайска, с площади, носящей теперь его имя, выступил Пожарский для освобождения Москвы во время сбора отрядов Первого ополчения.

2 июня 1673 года зарайский воевода Матвей Карандеев отразил, как оказалось потом, последнее, нападение крымских татар на город. В память избавления от врага на воротах крепости им была установлена икона Казанской Божьей Матери, памятная зарайцам по Смутным временам.

В конце XVII в. в связи с расширение границ Российского государства Зарайск, подобно Серпухову и Коломне, потерял свое оборонное значение. В 1778 г. Зарайск стал уездным гордом. После 1847 года, когда был проложен новый Астраханский тракт (ныне Рязанское шоссе), Зарайск оказался в стороне от новосформировавшихся торговых путей.

Во второй половине XIX века строительство железной дороги на Рязань, также не прошедшей через Зарайск, усугубило относительно невыгодное положение города.  После революции кремль передали музею, образованному в 1918 году. В 1921 году отремонтировали юго-западную угловую башню и южную стену.

В годы Отечественной Войны, территория Зарайского района частично была оккупирована немецко-фашистскими войсками, но сам город и кремль захвачены не были.

В 1985 году кремль поступает на баланс городского отдела культуры, а в 1998-м? — на баланс нынешнего Государственного историко-архитектурного, художественного и археологического музея «Зарайский Кремль».

 

Панорама Зарайского кремля  

Панорама Зарайского кремля

С 1987 по 1993 г. по заказу Главного управления культуры г. Москвы на территории кремля проводились реставрационные работы, однако из-за прекращения финансирования реставрацию пришлось остановить.

Источник ➝

Айны в России

Айны в России

Фотография айнов 1890 года из Национального музея американских индейцев в Вашингтоне.

 

«Айны — это народ кроткий, скромный, добродушный, доверчивый, общительный, вежливый, уважающий собственность; на охоте смелый и… даже интеллигентный».
А. П. Чехов



На перекрестках цивилизаций. В прошлом материале, посвященном айнам, таинственному народу, который считают коренным населением Японских островов, мы рассказали о его истории на основании материалов из японского музея айнов на Хоккайдо. Но айнами занимаются не только японцы, отнюдь нет.

Материалы, связанные с их историей и культурой, оказались, например, в Музее американских индейцев в Вашингтоне, хотя сами айны в Америке вроде бы и не появлялись. Каким же образом это произошло? А вот каким: когда американцы «открывали» Японию в XIX веке, то побывали и на Хоккайдо. Они фотографировали местных жителей, покупали образцы одежды и оружий труда. А потом все это попало в знаменитый Смитсоновский институт, на базе которого музей индейцев и был создан. Но и наши историки тоже не дремлют. Так, сахалинские археологи недавно нашли сразу два памятника, которые говорят о том, что айны были и в России, вернее, на Курильских островах. Это захоронение на острове Шикотан и следы древнего поселения айнов на острове Танфильева, входящего в Малую Курильскую гряду. Да, собственно, почему им здесь и не плавать? Ведь если они заселили Японские острова еще в эпоху неолита, то уровень океана тогда был ниже, чем теперь, суши больше, острова ближе. Вот поэтому-то им и было их легче осваивать.

Набор солдатиков Технолог...Вакансия Автора. Заработок до 75 000




Айны, акварель американского художника 1853 г. (Национальный музей американских индейцев, Вашингтон)

 


Женщина айнов прядет на горизонтальном прядильном станке. Рис. 1890 г. (Национальный музей Американских индейцев, Вашингтон)


В наши дни айны в основном живут в Японии. Перепись показала, что их около 25 000 человек, но есть и неофициальные данные, которые говорят, что их реально больше — около 200 000. Причем отличаются они от коренных японцев разительно, у них то то ли австралоидные, то ли европеоидные черты. Ну а такая особенность, как густая борода, для монголоидов и вовсе нетипична. То есть когда мы видим на фотографиях лица японцев, на собственно японцев не похожих, то причиной тут может быть множество факторов, включая и наличие среди их предков айнов. Что не является таким уж невероятным. Известны японские семьи с айнскими корнями, которые роднились с другими семьями, так что наличие айнских генов у многих японцев не исключено.


Макет лодки айнов. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон


Долгое время считалось, что айны — пришельцы из Микронезии, поскольку летом они старались ходить в одной только набедренной повязке. Да и язык у них был не похож ни на японский, ни на другие восточные языки. Сейчас вроде бы установлено, что предки айнов, прежде чем добраться до Японских островов, побывали и в Тибете, и, очевидно, прошли Китай, и лишь после этого расселились именно здесь.


Палочка с застругами. Предмет культа айнов. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон


Вполне возможно, что и на территории России зона обитания айнов была достаточной широкой. Это могли быть и низовья Амура, и юг полуострова Камчатка, весь остров Сахалин и Курильские острова. И да, действительно, в России их тоже удалось найти, вот только оказалось их очень мало, около ста человек, главным образом родом с Камчатки. Интересно, что они считают, что на островах Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи жили их далекие предки.


Также очень интересный предмет культа. Такими палочками придерживали усы, а еще их обмакивали в саке и разбрызгивали ими в качестве жертвы духам. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон)


Вот и на Шикотане нашли несколько десятков погребений айнов. Вполне возможно, что они попали сюда в XIX веке с Северных Курил, откуда их привезли японцы в ходе раздела островных земель с Россией. Известно, что переселенным айнам обычно приходилось очень тяжело. Но вот о жизни под властью Российской империи у них сохранились вполне добрые воспоминания. Судя по их рассказам, их удовлетворяло прежде всего то, что русские не вмешивались в их дела и оказались по отношению к ним куда более милосердными, нежели японцы…


Типичный айн с острова Хоккайдо. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон


Видимо, поэтому многие айны крестились и стали исповедовать православие. Они охотно вступали в контакт с русскими путешественниками, изучавшими Курильские острова. А те, в свою очередь, отмечали в своих дневниковых записях характерные особенности этого народа. Например, русский мореплаватель и исследователь Иван Крузенштерн, плававший в этих водах, написал про айнов следующее:

«Такие подлинно редкие качества, коими обязаны они не возвышенному образованию, но одной только природе, возбудили во мне то чувствование, что я народ сей почитаю лучшим из всех прочих, которые доныне мне известны».


Вот даже как – и все это благодаря природе!


Одежда айнов по-настоящему декоративна и экзотична! Национальный музей американских индейцев, Вашингтон


Например, на острове Танфильева, едва ли не самом маленьком из Курильских островов (его площадь всего лишь 15 квадратных километров) были найдены остатки характерных для айнов керамических сосудов и ряд других артефактов. Керамика явно принадлежала к культуре «дземон» (о чем говорят нанесенные на нее спиралевидные узоры), она очень древняя, ей около восьми тысяч лет. И вот что удивительно, именно айны смогли каким-то образом сохранить свою первобытную культуру на протяжении тысячелетий!


Надо заметить, что и у нас культура айнов нашла свое отражение в музеях, причем (и это следует подчеркнуть особо) в современном и прекрасно оформленном Сахалинском областном краеведческом музее. Понятно, что нам, жителям центральной России, туда попасть нелегко, но на сайте музея есть отличная интерактивная экскурсия и очень интересная (и я бы сказал, в чем-то по-своему уникальная) галерея сохраняемых в нем артефактов. Вот, например, как представлена там их национальная одежда




А это «транспортные средства» (Сахалинский областной краеведческий музей)


Удалось это и другим народам, но многие из них жили в условиях изоляции, тогда как айны древнего Ямато все время контактировали с предками нынешних японцев. Да, они научились пить саке, но и… все, пожалуй. Ну а нашим археологам есть работа и здесь, на краю земли, чтобы выяснить, как давно здесь жили люди и кем они были.


Интерактивная экскурсия покажет вам крупным планом и совершенно уникальный экспонат, которым этот музей может по праву гордиться: доспех айнов, изготовленный из пластинок твердой кожи, связанных между собой опять-таки кожаными ремешками. Так выглядит витрина, в которой экспонируется айнское вооружение и этот самый доспех. Пластины на груди имеют характерную форму древних китайских панцирей. И вот что интересно, кто что у кого в этом случае позаимствовал? Айны у китайцев или китайцы у айнов? (Сахалинский областной краеведческий музей)


Интересно, что айны сегодня самым активным образом стремятся участвовать в диалоге о Курилах и пересмотреть вопрос об их принадлежности, учитывая их, айнов, интересы. Ведь Япония, говорят они, присвоила себе наши земли, где мы когда-то жили. Так что, проводя раскопки, мы вполне можем столкнуться с интересным парадоксом: а имеют ли право Япония и Россия вообще делить между собой все эти земли? Ведь еще в XIX веке старожилы острова Сахалин говорили так: «Сахалин — земля айнов, японской земли на Сахалине нет».


А вот так выглядит этот доспех сзади. Очень редкий снимок, предоставленный автору администрацией музея


Есть в экспозиции музея и уникальная диорама — макет, изготовленный ссыльными каторжанами начала ХХ века, которая изображает знаменитый медвежий праздник айнов. Причем уникальность ее заключается прежде всего в материале, из которого она изготовлена. Это обыкновенный наш черный хлеб, который, кстати, является прекрасным материалов для лепки. Это и исторический памятник, и хорошая информация для размышления организаторам мелкого бизнеса. «Фигурки из хлеба по технологии русских каторжан с Сахалина начала ХХ века» — реклама хоть куда, не так ли? И тут можно делать целые наборы фигурок «Русская ярмарка, «Русская баня» и «Крестный ход», и все тех же айнов – «Точная копия диорамы начала ХХ века… из музея на Сахалине» и много-много чего еще в лучших традициях исконно русской культуры!




Курилец (скорее всего, именно айн). Государственный Русский музей. Скульптуры из серии «Народности России». Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, серебрение. 1780-1790-е гг. Автор моделей Жак-Доминик Рашетт. Фото Анастасии Тимофеевой


И теперь вот не только устные предания, но и вещественные доказательства подтверждают то, что айны в прошлом, причем в исторически не так уж и давнем, обитали и на Сахалине, и на многих Курильских островах.

P. S. Администрация сайта и лично автор материала благодарят дирекцию Сахалинского краеведческого музея за разрешение использовать их фотоматериалы

Картина дня

))}
Loading...
наверх