Бельгийское Конго и бельгийский геноцид туземцев

В 1865 г. на бельгийский престол взошел Леопольд II. Поскольку Бельгия была конституционной монархией, то страной управлял парламент, а король не обладал реальной политической властью.
         Став королем, Леопольд начал ратовать за превращение Бельгии в колониальную державу, пытаясь убедить бельгийский парламент перенять опыт других европейских держав, активно осваивающих земли Азии и Африки.
         Однако, наткнувшись на полное безразличие бельгийских парламентариев, Леопольд принял решение любой ценой основать свою личную колониальную империю.





quote-i-do-not-want-to-miss-a-good-chance-of-getting-us-a-slice-of-this-magnificent-african-cake-leopold-ii-of-belgium-246842.jpg

          В 1876 г. он спонсирует международную географическую конференцию в Брюсселе, во время которой предлагает создать международную благотворительную организацию для "распространения цивилизации" среди населения Конго.
          Одной из целей организации должна была стать борьба с работорговлей в регионе. В результате была создана "Международная африканская ассоциация", президентом которой стал сам Леопольд. Бурная деятельность на поприще благотворительности закрепила за ним репутацию филантропа и главного покровителя африканцев.

304_008.jpg
304_007.jpg
304_006.jpg
304_002.jpg

          В 1884-85 гг. в Берлине созывается конференция европейских держав с целью раздела территорий Центральной Африки. Благодаря искусным интригам Леопольд получает в свою собственность территорию в 2,3 млн. квадратных километров на южном берегу реки Конго и основывает там т. н. Свободное Государство Конго.
          Согласно берлинским соглашениям он обязался заботиться о благе местного населения, "улучшать моральные и материальные условия их жизни", бороться с работорговлей, поощрять работу христианских миссий и научных экспедиций, а также содействовать свободной торговле в регионе.

8e2ce7dcc9b74325d51d585f24991c43.jpg

         Площадь новых владений короля была в 76 раз больше площади самой Бельгии. Чтобы держать многомиллионное население Конго под контролем, использовались т.н. "Общественные силы" (Force Publique) - частная армия, сформированная из ряда местных воинственных племен, под командованием европейских офицеров.
         Основой богатства Леопольда стал экспорт природного каучука и слоновой кости. Условия работы на каучуковых плантациях были невыносимыми: сотни тысяч людей гибли от голода и эпидемий.
        Зачастую, чтобы принудить местных жителей к работе, власти колонии брали в заложники женщин и держали их под арестом в течение всего сезона сбора каучука.

c07206c8ae54829646b83a7c98bad373.jpg

           За малейшую провинность работников калечили и убивали. От бойцов "Общественных сил" в качестве доказательства "целевого" расхода патронов во время карательных операций требовалось предъявлять отрубленные руки убитых.
          Случалось, что, потратив больше патронов, чем дозволено, каратели отрубали руки у живых и ни в чем не повинных людей. Впоследствии, сделанные миссионерами фотографии разоренных деревень и искалеченных африканцев, в том числе женщин и детей, были показаны миру и оказали огромное влияние на формирование общественного мнения, под давлением которого в 1908 г. король был вынужден продать свои владения государству Бельгия. Заметим, что к этому моменту он являлся одним из самых богатых людей Европы.
        Точное число погибших конголезцев за период правления Леопольда неизвестно, но эксперты сходятся во мнении, что за 20 лет население Конго сильно сократилось. Цифры варьируются от трех до десяти миллионов убитых и преждевременно умерших. В 1920 г. население Конго составляло лишь половину населения 1880 г.

a7c5a855f128ce27445b1eb24e9307e1.jpg
leopold_ii_congo_04.jpg
2dd89633f369e35c0ca8893bb8a4cd53.jpg
2a3d1ce7fcc11ec1c6d328b6e9209b3c.jpg

        На Брюссельских конференциях круглого стола 1960 года по требованию делегаций, представлявших Бельгийское Конго бельгийское правительство было вынуждено заявить о своём согласии предоставить колонии независимость.
       После провозглашения в 1960 году независимости Республику Конго охватил острый политический кризис. Активизировались сепаратистские силы, были провозглашены Республика Катанга во главе с М.Чомбе и государство Южное Касаи во главе с А.Калонжи.
       Кризис продолжался 5 лет, до прихода к власти Жозефа Мобуту. За это время в стране насильственной смертью погибло более 100 тыс. человек.

5ef79f90c84bc5d1aa64c732ecc0b2d9.jpg
0b1a2f6256c83aa9b4857d7f90023866.jpg
4e1261c681db7ceca75699820fe421c5.jpg
3b2e65fa08cbd9cfd47bc8f12505412c.jpg
2d6d2ad479.jpg

2d6d2ad479.jpg
2Yj3JF_CXbU.jpg
NYlBhUBfkUU.jpg
Jacques guerre 1940.jpg

Jacques guerre 1940.jpg
fe28de36e18f8d56676a5aa846341227.jpg
585a4d99171e3ba397754f4539b758e5.jpg
32f3c3dc8125af49826bc43e7bbcb721.jpg
134da82414721b40148dc9d8e8421703.jpg
ZCqhGxODxCg.jpg
f7f2171db1a4898673f6848cda78e2f2.jpg
stanleyville_garde.jpg

exercice_militaire.jpg

exercice_militaire.jpg
d50194b7119a7b33ef1f1d1845887fb3.jpg
congo-tipoye_transport-colon.jpg
congo_brazzaville-pousse-pousse-colonie.jpg
2932151845_2_7.jpg
1364511605_4.jpg
363184196.jpg
05585e079a4dfd971804f75f05a0172e.jpg

elephant domestiqsue.jpg
leopold_ii_congo_02.jpg
262070.jpg
60a9e217977570637470c7ab84f7f273.jpg
6f4a96aafc9b5e6a9406d8040eeca383.jpg
simba1.JPG

simba1.JPG
Musician_in_the_Belgium_Congo_-_NARA_-_197078.jpg
HuguesDorzee2.jpg
HuguesDorzee1.jpg
-HpHO2liOWM.jpg
fdb5d34a67ea3d27ff3708b414ec79ec.jpg
BelgCongo2s.jpeg
BelgCongo1s.jpeg
cbed53bbf4bfe5f482fe8595ae474ea8.jpg
b1830f686b46515523252b2362eb78a6.jpg
3125396829_2_3_vi19mi7E.jpg

3125396829_2_3_vi19mi7E.jpg
967195e3a24458196f239752bc80276f.jpg
9eaa332d50d05b6d035c3f90e99a26ba.jpg
9d40bd0da6b46df5814dc4c6534b2108.jpg
1c8862ce216b72795364ab6a07058601.jpg

a8Gyeg8PFDI.jpg

1c8862ce216b72795364ab6a07058601.jpg

a8Gyeg8PFDI.jpg
CONGO REVOLUTION 1959
Codoki1314Full.jpg

Codoki1314Full.jpg
2968274807_2_19_nuz0Bwb8.jpg
2968274807_2_13_EfLZwz8B.jpg
2702689100_2_3_w7vJqDw8.jpg
1662313492_2_3_70V0FQsz.jpg
1662306682_2_6_IXKiHuLF.jpg
1662306682_2_3_rTNR6mx3.jpg
210759.jpg
6c87235a7781a28204fea50e59f33c4b.jpg

a01b7b41f8.jpg



congolese_soldiers_wwii_colorized_by_oldhank-d8l78xh.jpg
 

 
Источник ➝

Алексей Муравьёв: «Это сказка, будто бы князь Владимир решил, и все сразу стали христианами»

Историк Алексей Муравьёв рассказал, как изучают христианский Восток, почему ученые считают армян православными и как происходит смена верований

 
Codice Casanatense Saint Thomas Christians // commons.wikimedia.org 

Издатель ПостНауки Ивар Максутов поговорил с Алексеем Муравьёвым — историком, руководителем ближневосточного направления Школы востоковедения НИУ ВШЭ — про христианский Восток.

— Алексей, что же такое христианский Восток? Где он начинается и где заканчивается?

— Мы называем Востоком то, что с Запада опознается как Восток.

Так происходит начиная с эпохи Древней Греции. Именно тогда возникла географическая и культурная область, которую назвали Востоком (греч. Anatole). Это Африка, юго-восток Евразии, включая Китай, Японию, Индию, Центральную Азию и Монголию. Но христианский Восток — это не географическое и даже не религиоведческое понятие, скорее культурологическое, один из сегментов «большого» Востока. Возникновение этого культурного типа связано с проповедью христианства на упомянутой территории.

— Понятие христианского Востока ограничено во времени?

— Это вневременное понятие. Мы начинаем изучать христианский Восток до появления христианства. В тот период, во II–I веке до нашей эры, за пределами Палестины началось распространение монотеистических представлений. Практически одновременно в Египте, Эфиопии и на юго-западном побережье Индии появилась еврейская диаспора. Это и было временем возникновения культурного феномена. Первоначально христианские проповедники пришли в те места, где уже были иудейские общины, и сказали, что мессия, которого там ждали, и есть конкретный Иисус, часть общины в него поверила. Так возник определенный тип людей, тип культурного населения, связанного с христианством. Когда в VII веке на Восток пришел ислам, христиане все равно остались там жить — в арабских странах, в Китае, Иране. И теперь они являются объектом изучения лингвистов, этнографов, религиоведов. Поэтому христианский Восток — это вневременное понятие, которое началось до христианства и продолжается по сей день.

— Для большинства людей христианство — это католики, протестанты и православные, а к какой группе относятся христиане на Востоке? 

— Ответ прозвучит парадоксально. Если мы хотим всерьез понять, что такое христианский Восток, надо перестать размышлять в контексте бинарных оппозиций. Католики и православные, католики и протестанты — эти оппозиции работают в западной культуре, но для христианского Востока они не подходят. Христианский Восток — это поликультурная и поликонфессиональная общность, где существует одновременно шесть-восемь разных религиозных групп, а в некоторых случаях и несколько религий. Вот классический пример: часть христианского Востока расположена на юго-западном побережье Индии, это Малабар. Там сосуществуют христиане трех-четырех разных церковных организаций, индусы, мусульмане, джайнисты и другие. Если мы хотим понять, как все устроено, нужно оставить в стороне разделение внутри христианства. Тогда мы увидим, что в оппозиции находятся не католики и православные, а христиане и индусы, например. Но если рассматривать с точки зрения религии, то большинство христиан на Востоке принадлежат к церковным организациям, которые не входят ни в католическую, ни в православную семью. Они являются отдельной восточноправославной семьей христианских церквей.

— Постоянно встречаю вопрос, даже с примесью удивления: армяне православные или нет?

 

— В научном употреблении правило гласит: мы должны изучать людей исходя из того, кем они сами себя считают. С точки зрения самосознания армяне, безусловно, православный народ. Слово ortodoxos греческое, оно употребляется в разных переводах, армянском и грузинском, а в арабском и сирийском так и звучит — ortodox. Обозначает человека верующего правильно. И больше ничего. Другой вопрос, что армяне и византийцы начиная с VI–VII веков по-разному понимали ряд богословских вопросов и спорили на эту тему. А почему они разошлись и оказались в разных лагерях — это уже вопрос не философский и не богословский, а политический.

 

— Как политическая и экономическая среда повлияла на развитие той или иной религии? Или как сами религиозные концепции повлияли на это?

 

— В истории событий всегда присутствует взаимодействие нескольких факторов. Рынок идей — это надстройка. Общество можно представить в виде лестницы. Всем известна пирамида Маслоу, и такого же типа структуру использует историк при анализе общественных конструкций. На первом уровне — биологические и физические мотивации: что и как люди будут есть. На втором — социальная организация. Это вопрос доминирования, власти, экономического распределения. И наконец, на третьем уровне — рынок идей. Мы не можем навязать его людям, которым нечего есть. Для них эти идеи ничего не значат. Но когда мы перемещаемся в Византию, например, то видим хорошо организованное общество и, соответственно, большой рынок идей.

 

— Давайте поговорим о том, кто и в какой момент выбирает религию. Князь Владимир выбирал, выбирал и выбрал?

— Это сказка, конечно, будто бы Владимир решил, и все стали верить. Так не было ни при Константине, ни при Владимире, ни в Армении при царе Трдате, ни в Грузии при святой Нине. Это все происходило сложно, долго, через взаимодействие факторов. Такой выбор — это всегда очень сложная эволюция религиозных представлений. Если мы посмотрим внимательно назад, то поймем, что было много переходных стадий. Существует такой термин — дипсихия, двоеверие, когда присутствуют элементы и того и другого. И это может долго существовать, отчасти продолжается и сейчас. Есть феномен народного православия, который сочетает магические и православные практики.

— Потому что любая религия, как слоеный пирог, состоит из разных форм религиозного.

— Да. Поэтому, если вернуться к вопросу о том, почему разошлись армяне с византийцами, мы увидим, что в 451 году нашей эры состоялся Халкидонский собор, но армянам в то время было не до высоких материй: на них напали персы. Там шла Аварайрская битва, восстание Мамиконяна — огромное количество армян было убито, им просто было не до баталий греков по поводу природы Христа. К тому времени, как война закончилась, греки уже все решили без армянской диаспоры, и армяне обиделись, что их не спросили. Это если сильно упрощать.

— Почему христианство не смогло надежно укрепиться на Ближнем Востоке, как в Европе, и со временем уступило главенствующее место исламу?

— Самый простой ответ — статистический. Когда начались исламские завоевания, христиане на Ближнем Востоке составляли примерно 90% населения. Может быть, 85%, если считать, что были зороастрийцы и другие. Если включать Иран и Центральную Азию, то 50% населения Востока были христианами. Через два века существования арабского халифата христианство на Востоке стало занимать примерно 30%, а ислам — 70%.

В 1977 году моя любимая, покойная ныне, коллега и автор нашумевшей книги “Hagarism: The Making of the Islamic World” Патрисия Кроун вместе с соавтором Майклом Куком предложила рассматривать ислам как реализацию восточнохристианского монотеизма — концепции, которая просто приобрела очень своеобразную форму. С их точки зрения, эта форма ближе к самаритянской форме иудаизма, то есть такой неправославный иудаизм hagarism. Книга начинается с понятия imperial civilisations. Когда возникает ислам, он берет наработки восточнохристианской цивилизации, в частности концепции религиозной власти, и реализует их. Поликонфессиональность и даже взаимодействие через диалог разных религиозных традиций — это была одна из главных особенностей Омейядского халифата. Поэтому в культурном смысле исламская цивилизация — это и есть христианская цивилизация на Востоке. Но, правда, концепции различаются.

 

— Мы поговорили о том, что такое христианский Восток. Теперь давайте обсудим, как происходит изучение христианского Востока.

— В идеале мы хотим прийти к тому, чтобы ученые разных специализаций — этнографы, лингвисты, историки, филологи — составили вместе модель в трех, четырех или даже пяти измерениях. К примеру, этнографы, которые сейчас занимаются христианскими группами в регионах Мардин и Диярбакыр, на границе современной Турции и Сирии, изучают, как живут христиане в курдском окружении, как они пытаются сопоставить свое мировоззрение и бытие с тем, что их окружает. Этнографы приезжают туда, говорят с людьми, записывают их рассказы. Многие из этих людей уже близки к тому, чтобы ассимилироваться, они теряют свой язык, переходят на курдский.

В Индии тоже интересная история. В Малабаре христианские кварталы — это чистые кварталы европейского типа. Так, например, выглядит город Тривандрум, там нет мусора на улицах. И граница между индийским и христианским кварталами — это граница между чистым и грязным отрезком. Эпидемиологическая обстановка в индусских кварталах очень сложная, там постоянно объявляется красный уровень тревоги. А в христианских кварталах все по-другому. И это вызывает трения между людьми. Индийцы начинают маргинализировать христианскую группу, говоря, что те неправильно живут. Но они так живут, потому что у них иная социальная программа, иные социальные установки.

 

— Существует миф о том, что католики — богатые, а православные — бедные. Что вы об этом скажете?

— Действительно, в западном христианстве есть установка на индивидуальную состоятельность. Она возникла в результате эволюции внутри западного католицизма. На Востоке же основным является коммунитарный тип организации, то есть главное — интересы общины, а личная состоятельность не на первом месте. Но на христианском Востоке это не всегда так. Например, очень интересно изучать, как устроены коптские элиты в Египте. Многие копты сделали фантастическую карьеру в адвокатуре, медицине, политике, несмотря на то что копты — это угнетаемое в Египте меньшинство. Например, один из коптов стал генеральным секретарем ООН — Бутрос Бутрос-Гали.

Еще один интересный сюжет — мусорные кварталы на окраинах Каира, которыми занимаются христиане, копты. Сортируют и перерабатывают мусор. Для мусульманского населения это бессмысленно. Те, кто был в Каире, знают, что там выкинуть что-то на улице считается нормальным. Но есть целые христианские традиционные семьи, которые взяли на себя эту тяжелую, малоприятную задачу.

— Что нужно знать, чтобы изучать христианский Восток?

— Основа востоковедных компетенций (а христианский Восток — это часть востоковедения, конечно) — язык. Во-первых, не получив в руки этот базовый механизм, мы ничего не сможем сделать. Во-вторых, опыт общения с текстами и умение филологически смотреть на культуру как на текст, медленное чтение. Читать тексты не только священные, но и те, в которых люди пишут о себе, выражают мысли. Это исторические, богословские, философские, полемические, магические, научные тексты — все, что производил христианский Восток. Третий момент связан с умением запрятать поглубже свои собственные убеждения. Как известно, исследования христианского Востока начинались в Риме миссионерами. И только к XX веку ученые договорились: изучая христианский Восток, необходимо оставить такую дистанцию в отношении личных убеждений или убеждений тех, кого ты исследуешь, которая позволила бы тебе правильно увидеть и понять соотношение разных элементов. 

Также для исследователей важно умение работать не только с плодами чужих научных трудов, но и с документами, артефактами культур. Умение расшифровать надпись, прочитать рукописи: сирийские, коптские, эфиопские. До сих пор эфиопская культура развивается в рукописном режиме. Каждый священник имеет личную рукописную библию, а рукопись — это ведь целый мир. Это текст, который воспроизводится, в котором допускаются ошибки. В рукописях существуют надписи их владельцев, так называемые колофоны. И поэтому умение работать в поле с материалами очень важно для исследователя христианского Востока.

И поскольку все упирается в исторический контекст, то без знания истории, без умения видеть историю на разных уровнях мы не поймем, что происходило на самом деле.

 

— Что бы вы могли порекомендовать тем, кто хочет глубже изучить вопрос? Помимо вашего курса на ПостНауке «Культура христианского Востока».

— На ПостНауке есть еще много всего интересного, помимо моего курса. Там в конце список литературы. Также рекомендую книгу Нины Викторовны Пигулевской 1979 года «Культура сирийцев в средние века». Можно почитать и статьи в православной энциклопедии, которые написаны с нейтральной позиции: несмотря на то что это конфессиональный ресурс, они привлекли серьезных ученых. И еще я бы посоветовал поискать в Сети, там много можно найти про сирийское христианство.

 

 
Алексей Муравьёв
кандидат исторических наук, руководитель ближневосточного направления Школы востоковедения НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, член Школы исторических исследований Института перспективных исследований в Принстоне, Board member in International Syriac Language project

Популярное в

))}
Loading...
наверх