30 фотографий русских крестьян-ремесленников за работой

Русские крестьяне за работой.

Русские крестьяне за работой.

Судьбы всех крестьянских семей в России были весьма схожи. Многие годы они жили в одной деревне и занимались одной и той же работой, причём работали много и тяжело. Семейное ремесло, как правило, передавалось из поколения в поколение. В нашем обзоре 30 фотографий, сделанных в начале 20-го века, на которых запечатлены русские сельские ремесленники за работой.

Плетение лаптей

Плетение лаптей.

Плетение лаптей.

Ещё в начале 20-го века Россию часто называли «лапотной», подчёркивая отсталость и примитивизм. Лапти ещё в ту пору действительно были традиционной обувью беднейших слоёв населения. Плели их из разного материала, и в зависимости от этого назывались лапти дубовики, ракитники, берестяники или вязовики. Самым мягкими и прочными считали лапти из липового лыка.

В лаптях круглый год ходила вся русская деревня, кроме, пожалуй, казачьих районов и Сибири. Ещё в годы Гражданской войны бoльшая часть Красной армии ходила в лаптях, а снабжение солдат лаптями было возложено на чрезвычайную комиссию ЧЕКВАЛАП.

Ремонт обуви

Сапожник. Фото 1903-1905 года.

Сапожник. Фото 1903-1905 года.

Сапоги же долгое время оставались роскошью даже для зажиточных крестьян. Даже те, у кого они были, надевали их только по праздникам. «Сапоги для мужика самый соблазнительный предмет… Никакая другая часть мужицкого костюма не пользуется такой симпатией, как именно сапог» — писал Д. Н. Мамин-Сибиряк.

На Нижегородской ярмарке в 1838 году пара хороших лыковых лаптей продавалась за 3 копейки, а за крестьянские самые грубые сапоги приходилось выложить 5-6 рублей. Для крестьянина это были огромные деньги. Чтобы собрать такую сумму нужно было продать четверть ржи (около 200 кг).

Изготовление деревянных ложек

Изготовление деревянных ложек.

Изготовление деревянных ложек.

В старину русские крестьяне пользовались исключительно деревянной посудой. Особой популярностью пользовались ложки. Их производили как в крупных мануфактурах при монастырях (например, в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском), так и в мелких домашних хозяйствах. Для многих семей подсобные деревообрабатывающие промыслы были основной статьей дохода.

Ложкарь с учениками.

Ложкарь с учениками.
И ещё ложкари.
И ещё ложкари.

Особой популярностью пользовалось расписные ложки. Блеск золота и киновари ассоциировался, вероятно, с царственной роскошью. Но такими ложками пользовались только в праздник. А по будням довольствовались неокрашенными ложками. Впрочем, и они на рынках были весьма востребованным товаром. На рынок их доставляли в специальных корзинах, которые покупатели опустошали буквально за несколько часов.

Плетение корзин для ложек.

Плетение корзин для ложек.
Базарный обоз, гружённый ложками в корзинах.

Базарный обоз, гружённый ложками в корзинах.

В начале прошлого века только в Семеновском уезде за год производили около 100 миллионов ложек. Ложкарную продукцию производили тысячи крестьян-кустарей, у каждого из которых была особая специализации: резчики, красильщики, лачилы (те, кто покрывал посуду лаком).

 

Спрос на ложки всегда был высок.

Изготовление игрушек

Семья за изготовлением деревянных игрушек.

Семья за изготовлением деревянных игрушек.

Деревянные игрушки на Руси называли «потешками», которые своими корнями уходят в 9 век. Самыми популярными мотивами для игрушек были солдаты, коровы, кони, олени, бараны и птицы.
Считающуюся сегодня одним из символов России матрёшку русские мастера стали изготавливаться только в конце 19-го века. Прототипом её стала японская игрушка Фукурума. Правда, русской деревянной игрушке придали особую форму и одели в сарафан.

Изготовление игрушек из глины.

Изготовление игрушек из глины.

Изготовление валенок

Валенки могли позволить себе в начале прошлого века далеко не все, потому что стоили они недёшево. Их передавали по наследству и носили по старшинству. Мастеров, изготавливающих валенки, были не много, а секреты этого ремесла передавались их поколения в поколение. В различных регионах России в валенок было своё название: в Сибири их называли «пимами», в Тверской губернии – «валенцами», а в Нижнем Новгороде – «чесанками».

Мастерская по изготовлению валенок.

Мастерская по изготовлению валенок.

Обработка льна

Особое место в начале прошлого века занимала обработка льняного сырья. Ведь в то время одежду очень часто шили именно из домотканого льняного полотна.

Крестьянские девушки со льном.

Крестьянские девушки со льном.

Сначала льняные стебли нужно было выдернуть из земли связать в снопы. Как правило, это происходило в августе. После этого до середины октября лён сушили.

Лён нужно было вымочить в воде.

Лён нужно было вымочить в воде.

Затем его молотили в гумнах, чтобы собрать семена на следующий год, и снова сушили, на этот раз в специальных печах.

А потом лён били.

А потом лён били.

Следующий шаг – лён мяли в специальных машинах, трепали и вычёсывали специальными гребёнками. Результат – мягкое, чистое, шелковистое серое волокно.

Рукодельницы с готовым льном.

Рукодельницы с готовым льном.

Из волокна делали нитки. Их можно было отделить в чанах с золой и кипятком или окрасить при помощи растительного сырья в различные цвета. На последнем этапе нитки сушили на солнце или над печкой дома, развесив на жердях. Теперь всё готово, чтобы начать ткать.

Ткачихи за работой.

Ткачихи за работой.

Вышивание

Вышивать на Руси умели и девочки, и женщины. Этот вид народно-прикладного искусства считался одним из самых популярных. Вышивкой украшались полотенца, скатерти, покрывала, свадебная и праздничная одежда, церковное и монаршее облачение.

Женщины за вышиванием.

Женщины за вышиванием.

Для своих работ вышивальщицы использовали самые различные мотивы, как правило, природные, наделяя их особым смыслом. Так, круг и ромб символизировали солнце, а крючковатый крест был пожеланием добра и взаимопонимания.

И девочки вышивают.

И девочки вышивают.

Плетение кружев

Историки отмечают, что ни в одной стране не было столь разнообразных кружев, как в России. Многие годы в основе кружевного производства в России был бесплатный крестьянский труд в усадьбах помещиков. А после отмены крепостного права это мастерство стало приходить в упадок.

Девушка-кружевница за работой.

Девушка-кружевница за работой.

Новым толчком кружевного производства стало основание императрицей в 1883 году Мариинской практической школы кружевниц. Ученицы этой школы даже придумали особый вид кружева. В начале 20-го века для крестьян кружево было способом заработка, а для государства – постоянной статьёй экспорта.

Вместо школы - плетение кружева.

Вместо школы — плетение кружева.

Ткачество

Девушка с прялкой.

Девушка с прялкой.

Ткачество в России с древних времён было одной из основ промышленности. В начале ХХ века производство тканей в России являлось одной из ведущих отраслей производства наряду с мясомолочной промышленностью.

Ткачиха за работой.

Ткачиха за работой.

При этом не теряло своей актуальности и ручное ткачество. Как правило, это было семейным занятием. Не было в деревне женщины, которая не умела бы ткать.

Ткачиха и её работы.

Ткачиха и её работы.

Ткали холсты из льна или шерсти при помощи ткацкого стана, который хранился в разобранном виде. Перед тем, как приступить к производству ткани, стан заносили в избу, собирали по деталям, и начиналась работа

Печать на ткани.

Печать на ткани.

А так же…

В начале 20-го века в России занимались ещё плетением ремней, как для собственных нужд, так и для продажи.

Плетение ремней.

Плетение ремней.

Популярно было рыболовство,

Рыбалка.

Рыбалка.

и плетение корзин.

Семья за плетением корзин.

Семья за плетением корзин.

Были мастера по окрашиванию тканей, столяры и гончары.

Окрашивание ткани в огромной бочке.

Окрашивание ткани в огромной бочке.
Столярная мастерская.

Столярная мастерская.
Гончар за работой.

Гончар за работой.
Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб