Русский майор и кавказская княжна.

Русский майор и кавказская княжна.

Родился Николай Васильевич Ильинский в 1790 году, сын богатого калужского помещика имевшего 2000 душ крепостных крестьян. Так что по уровню состояния с Ильинским могли сравниться лишь около 3% русских офицеров.
Николай получил хорошее образование,владел французским и немецким языками, знал геометрию, математику, историю, физику, географию. Перед самой Отечественной войной 1812 года поступил подпрапорщиком в Одесский пехотный полк.
При обороне Смоленска 4 и 5 августа добровольно вызвался в стрелки, все время находился впереди и был ранен в левую ногу. Оставшись в строю, храбрый подпрапорщик участвовал 26 августа в сражении при Бородино, снова был ранен пулей в левую икру. После операции на поле боя и удалении пули был отправлен на лечение в Ярославль.
Был представлен к Знаку отличия военного ордена св. Георгия, но представление затерялось и, несмотря на ходатайство начальства, Георгиевский крест он так и не получил. Вскоре Ильинский вернулся в армию и участвовал в сражениях при Тарутино и Малоярославце.
29 ноября 1812 г. произведен в прапорщики, и через месяц переведен в Лейб-гвардии Преображенский полк. Награжден серебряной медалью за 1812 г. Молодого человека ждала блестящая карьера в самом привелигированном полку.
Но в 1820 году он, уже поручик гвардии, женился на петербургской актрисе и из-за этого мезальянса вынужден был оставить гвардию. Отец отказался принять его с женой-неровней, и 29 июля 1820 года Ильинский отправился служить на Кавказ, майором в Грузинский гренадерский полк.
Несколько лет был в Грузии Телавским уездным воинским начальником. 11 августа 1824 года майор Ильинский назначен командиром Каспийского морского батальона и комендантом крепости Ленкорань.

49dddb35d9b1cd3f8cfb41dc96072a13_475_577_1

Талышинское ханство занимал тогда только один Каспийский морской батальон, силой в семьсот штыков, подкрепленный сотней казаков; а комендантом Ленкорани и вместе управлявшим Талышинским ханством был майор Ильинский.
Став фактически самостоятельным правителем целой области, Ильинский поначалу действовал решительно. Мир-Хасан-хану было указано на его «упрямость, самовластие и зверскую лютость к народу». Но вскоре от плохого климата в Ленкорани умерла жена Ильинского. Майор затосковал, начал пить, ударился в сомнительные аферы и распустил батальон.
По его приказу солдаты ловили бродившую по лагерю скотину и возвращали местным жителям за выкуп. Провиант забирался без квитанций. Поймав возле ханского дворца трех солдат с ценностями на 1200 рублей серебром, Ильинский просто присвоил их себе.
При его согласии поручик Алхазов женился на сестре Мир-Хасан-хана ханше Бегюм, что вызвало негодование мусульман. В довершении всего Ильинский приказал высечь ханского сына розгами.
Эти самоуправства привили Мир-Хасан-хана в ярость.Вскоре хан поднял мятеж и призвал на помощь персов. Но Ильинского не застали в расплох и он вел боевые действия с умением и храбростью.
В то время как Ильинский храбро защищал крепость и готовился к эвакуации, генерал Ермолов лишь 30 июля с большим опозданием получил известие о восстании в Талышах и истреблении пограничных постов. Не зная всех обстоятельств боевых действий, Ермолов был крайне раздосадован и начал рубить с плеча.

5mmC4U_Y6bM

Всеподданнейший рапорт ген. Ермолова, от 30-го июля 1826 г.

«…Изменивший Талышинский хан, по возбуждению персиян, напал на отделенные посты от Каспийского морского батальона, по нерасторопности командира оного майора Ильинского не собранные вместе и хотя отчаянно защищались они, но потеря с нашей стороны в разных сшибках весьма чувствительна. Я послал штаб-офицера сменить неспособного и робкого майора Ильинского и вывести войска из Талышинского ханства, которого сохранить невозможно…»

Однако новый назначенец проехать в Ленкорань уже не смог. Предписание генерала от инфантерии Ермолова генерал-майору фон-Краббе, от 25 августа 1826 г, № 307

«…Извольте уведомить меня, вышел ли из Ленкорани Каспийский морской батальон и переведен ли он в Баку? Посланный от меня майор Корниенко не мог уже проехать, и потому прикажите неспособному и робкому майору Ильинскому сдать батальон, кому Вы назначить изволите, впредь до настоящего начальника…»

Между тем «неспособный и робкий» майор Ильинский изрядно потрепав армию персов в ночь с 1 на 2 августа переправил батальон на суда Каспийской флотилии и эвакуировался на остров Сари. При этом майору удалось вывезти пушки из крепости и сжечь все магазины.
Генерал Ермолов, узнав наконец, всю правду о боевых действия Ильинского, остался доволен и написал новый рапорт Николаю Первому где уже восхвалял майора Ильинского и просил наоборот наградить его. Более того за спасение от персов и мятежников знамени, сабли и кинжала, пожалованных в свое время Александром Первым талышским ханам Ильинского премировали годовым жалованием.
Но эти рапорта пришли слишком поздно, еще по первому рапорту Ермолова Николай Первый распорядился предать Ильинского военному суду и маховик правосудия начал свою работу.

original

По завершении кампании и разгрому персов командир Каспийского батальона морской пехоты майор Ильинский внезапно узнал что он под судом. Правда теперь его сторону занимал сам генерал Ермолов.
Но судьба Ильинского снова сделала неожиданный поворот. В начале 1827 г. Николай Первый, недовольный действиями Ермолова на Кавказе, готовился сменить его генералом Паскевичем. Повторный рапорт Ермолова в защиту майора император принял с явным неудовольствием, Ермолову сообщили:
«Если майор Ильинский точно исполнил все, что долг и честь от него требовали, то для него самым лучшим оправданием будет, когда военный суд признает его невиновным». Началось судебное разбирательство…
По мере разбирательства стали выяснятся его злоупотребления 1825-1826г, за что майору грозила отставка. В связи с этим майора отстранили от командования батальоном. Но далее вскрылось уже настоящее преступление.
Во время восстания Ильинский арестовал за сочувствие мятежникам некоторых жителей Ленкорани и отправил их на остров Сари. Здесь, якобы по предписанию Ермолова, он приказал утопить 14 человек.
Естественно что никаких письменных приказов из Тифлиса майор не получал. Но зато среди казненных числился купец Аджи-Мехмет-Хасан, тюк с ценными вещами которого исчез. Дело приобрело криминальный оборот…майору грозила каторга.

2133112

Но тут в судьбу майора снова вмешалась женщина. Во время мятежа Ильинский эвакуировал в Баку семью мятежного Мир-Хасан-Хана, в том числе и его юную сестру Биюк-ханум. Вопреки своему брату она решила принять православие и отказалась от всех прав на владения ханством в пользу Российской Империи.
Приятно удивленный Николай Первый назначил ей приличное содержание и соласился стать ее крестным отцом. Однако вскоре новообращенная девица Александра Николаевна пожелала выйти замуж за…опального майора Ильинского!
Трудно сказать являлся ли 40-летний майор красавцем (портретов не сохранилось) из документов известно что ростом он был 165 см. «лицом чист, глаза карие, волосы темно-русые». Но видимо сестра хана влюбилась в майора по-настоящему. Не исключено что и православие она приняла не из-за верноподданических чувств а примериваясь к бракосочетанию.
Все это озадачила нового наместника на Кавказе графа Паскевича-Эриванского, который писал: «мной к отклонению ее от замужества с ним сделаны всевозможные убеждения, но она, несмотря на таковые, осталась непреклонна».
В декабре 1830-го свадьбу пришлось разрешить о чем доложили Императору. Тем не менее по делу майора Ильинского Николай Первый оставался непреклонен. Суд утвердил решение, которым за все злоупотребления и незаконные казни Ильинского лишили всех чинов, дворянства, разжаловали в рядовые и опредилили в Кабардинский пехотный полк. С 1932-го года 42-летний рядовой Ильинский начал тянуть в Нальчике солдатскую лямку.

costume-balkar01

К этому времени Александра Ивановна (Биюк-ханум) родила Ильинскому сына Ивана и обратилась к крестному (Николаю Первому) с просьбой о помиловании мужа. В 1834 г. Николай Первый согласился уволить Ильинского в отставку «отдав на попечение жены его».
Но решение это имело неожиданные последствия. Рядового Ильинского уволили на обычных солдатских правах с обязательным предписанием «вести себя честно, одеваться благопристойно, бороду брить, по миру не ходить», а сыновей после 14-ти лет отдавать в батальоны военных кантонистов. Последнее требование особенно поразило ханскую дочь.
После очередного обращения ей удалось «В память о заслугах ее родителя хана перед Россией» добиться разрешением для сына «пользоваться правом дворянского достоинства». В конце концов 26 октября 1839 года Император измученный прошениями крестницы разрешил рядового Ильинского «считать уволенным от службы первым офицерским чином».
Теперь отставной прапорщик Ильинский снова обрел прежние права. Так завершилась одиссея этого храброго офицера, сначала потерявшего из-за любви все, прошедшего через многое, возвысившегося и павшего, но спасенного в итоге все той же любовью.:-)

Карьера…Унтер-офицер пехоты — прапорщик — поручик Леб-гвардии Преображенского полка — майор морской пехоты — рядовой — прапорщик в отставке.

1015669-unterofizer_kavkaz

https://www.ourbaku.com/index.php/Ильинский_Николай_Васильевич,_майор_-_командир_Каспийского_морского_батальона

1211744076_121-16

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб