Пермский звериный стиль в произведениях шаманской ритуальной пластики

Ажурная бляха с летящими птицами и поднятыми вверх лосиными головами. (Пермский звериный стиль. Бронза, Литье.)

Ажурная бляха с летящими птицами и поднятыми вверх лосиными головами. (Пермский звериный стиль. Бронза, Литье.)

Пермский звериный стиль — название уникального аутентичного стиля, объединяющего художественную бронзовую металлопластику (шаманские ритуальные бляхи, личины, идолы и проч.), созданную ранне-средневековой цивилизацией Урала в период VI—XII веков н.э. Предметы, выполненные в зверином стиле можно увидеть в экспозициях Эрмитажа, Государственного исторического музея, крупных музеев Европы, Азии и США.

Божество на ящере, означающем Нижний мир, обитель мертвых. Ящер проглатывает головы – жизни, затем они в виде рыб-зародышей, а затем голов лосей возрождаются к новой жизни. Крылатые собаки несут души Богине, которая направит их в чрево женщин для нового рождения. Божество регулирует процесс смерти и возрождения.

Божество на ящере, означающем Нижний мир, обитель мертвых. Ящер проглатывает головы – жизни, затем они в виде рыб-зародышей, а затем голов лосей возрождаются к новой жизни. Крылатые собаки несут души Богине, которая направит их в чрево женщин для нового рождения. Божество регулирует процесс смерти и возрождения.

Исторически и географически сложилось, что в центре Евразии пересеклись три основных пути в Сибирь из Византии, Скандинавии и Ирана, тем самым создав предпосылки для возникновения уникальной древней цивилизации, с ареалом распространения от Камы до Енисея и Оби по лесной и лесо-тундровой зоне Урала. Современные ученые именуют ее ломоватовской и неволинской культурой.

Богиня на коне-лосе. Вверху семь лосиных голов, зверь и птица – символы животного мира, которым правит богиня. Замыкает композицию ребристая линия, знак воды окружающей землю.

Богиня на коне-лосе. Вверху семь лосиных голов, зверь и птица – символы животного мира, которым правит богиня. Замыкает композицию ребристая линия, знак воды окружающей землю.

Одной из основ цивилизации уральских охотников стала развитая религиозно-магическая система с богатым пантеоном разнообразных богов и духов, воплощенная в удивительных самобытных изделиях металлопластики. На фоне отсутствия письменности, именно в сюжетах ритуальных пластин древние мастера отражали мировоззрение своего народа, зашифровывали свое видение устройства мира и роли человека в нем.

Свернувшийся в кольцо хищник, в центре кольца три человеческие головы, внизу-двухголовый ящер. (Пермский звериный стиль. Бронза, литье.)

Свернувшийся в кольцо хищник, в центре кольца три человеческие головы, внизу-двухголовый ящер. (Пермский звериный стиль. Бронза, литье.)

Несмотря на боле чем столетнюю историю изучения, пермский звериный стиль до сих пор остается одним из самых загадочных культурных феноменов нашей страны. Известно, что металлургами пермского звериного стиля были женщины, о чем говорят находки разнообразных односторонних и двусторонних литейных форм в женских захоронениях. Ритуальные бляхи и идолы звериного стиля использовались при священных обрядах в качестве культовых предметов.

Трехликий и крылатый человеколось на ящере. / Крылатый человеколось на ящере. / Человеколось на ящере в обрамлении голов жертвенных животных. (Пермский звериный стиль. Бронза, Литье.)

Трехликий и крылатый человеколось на ящере. / Крылатый человеколось на ящере. / Человеколось на ящере в обрамлении голов жертвенных животных. (Пермский звериный стиль. Бронза, Литье.)

Наиболее известным и характерным образом звериного стиля является человеко-лось, а точнее, сложный образ человека-птицы-лося. Нигде, кроме Пермского края и республики Коми, на территории Евразии такого образа не существует.

Крылатый герой в виде человеколося-птицы занимает промежуточное положение между небом и землей, это покровитель людей, посредник между людьми и небесными богами. Как правило, человеколоси расположены на ящерах, охраняющих вход в подземный-подводный мир, они находятся в земном среднем мире.

Большинство фигур человеколосей пермского звериного стиля очевидно были личными оберегами, этим и объясняется немалое количество найденных амулетов в сравнении с родовыми амулетами: богинями или птицами-первопредками.

Человек под сводом из человеколосей на ящере. / Божество в полный рост и два человеколося на ящере. / Человеколоси и человек на головах ящеров. (Пермский звериный стиль. Бронза, Литье.)

Человек под сводом из человеколосей на ящере. / Божество в полный рост и два человеколося на ящере. / Человеколоси и человек на головах ящеров. (Пермский звериный стиль. Бронза, Литье.)

Божество в окружении лосей — одно из основных божеств бьярмов, создателей пермского зверного стиля. Обычно изображается в позе хозяина «руки в боки». Встречаются амулеты с указанием на его возраст — ребенок. Это видно по фигуре, лицу, по изображению тела «столбиком» словно сразу после рождения.

Манси называли это божество Светлым мальчиком, ханты Мось-хумом, Тарпыгом, Ас-тый-ики. У этого бога было множество имен. Ас-тый-ики почитался в образе семи младенцев, у хантов XIX века считалось, что его родная земля где-то за Уралом (в Предуралье).

Альви с детства отличался необычайным умом и силой, разбил сначала деревянную, затем медную и железную колыбель. Давал умные советы отцу, небесному богу. Едва выйдя из колыбели совершал подвиги, догнал и убил шестиногого лося, отрубив ему пару ног. Шкуру прибил к небу, создав созвездие Лося (наша Большая Медведица). Стал покровителем людей-лосей.

Ханты говорили: есть много богов с ногами и крыльями, но только Альви «способен удлинить душу маленькой девочки (мальчика)». Способен продлить жизнь человека, послать ему удачу в делах. По некоторым интересным мансийским преданиям Светлый мальчик был создателем земли (из собственных соплей).

Родители с ребенком на ящерах под небосводами из лосиных голов. / Человеческая личина, окруженная стилизованными фигурами лосей. (Пермский звериный стиль. Бронза, Литье.)

Родители с ребенком на ящерах под небосводами из лосиных голов. / Человеческая личина, окруженная стилизованными фигурами лосей. (Пермский звериный стиль. Бронза, Литье.)

Альви приносили жертвы перед вступлением в брак, перед долгой дорогой, перед охотой и т.д. В цикле изображений «святое семейство» показан ребенком с четой небесных богов, своими родителями.

Сила его столь велика, что актеру, изображавшему Альви на праздниках угров, завязывали одну руку. Считалось, что если Альви будет в танце махать двумя руками, то разнесет Вселенную.

В металлопластике пермского звериного стиля часто изображается с родителями, в распространенном сюжете «святое семейство».

Богини.(Пермский звериный стиль. Бронза, Литье.)

Богини.(Пермский звериный стиль. Бронза, Литье.)

Богини — самые сложные композиции космогонического характера. Демонстрируют веру создателей пермского звериного стиля в существование трех миров и культ богинь-матерей. Большинство пластин найдено в районе Чердыни.

Композиция всегда состоит из трех частей: элемент Верхнего небесного мира — лик солнечной богини или орел, или души-птицы, или лосиные головы, далее средний уровень — сама земная богиня с людьми, человеколосями и животными, затем граница невидимого подземного мира — конь, медвежата, лоси или гибрид-ящер.

Культ богинь в пермском зверином стиле имеет более древнее происхождение, чем культ человеколосей-птиц. Древнейшие богини на ящере найдены на гляденовском костище, за несколько веков до эпохи расцвета пермского звериного стиля.

У хантов существовал ритуал поклонения богине солнца — Санкэ. После принесения на рассвете в жертву животного (коровы) с первыми лучами солнца жрец рисовал собравшимся кровью круги на лбу. Трехголовая богиня обладает признаками богини солнца, и в то же время атрибутами богини огня. Огонь горит в трех мирах, и эта трехголовая богиня единственная существует в трех мирах сразу. Она напоминает арийского бога огня Агни с тремя головами и солярным знаком. Есть в ней черты и древнейшего божества хантов — Тарэн, богини войны и безумия.

Богини.(Пермский звериный стиль. Бронза, Литье.)

Богини.(Пермский звериный стиль. Бронза, Литье.)

Образы пермского звериного стиля по сей день сохраняются в фольклоре коми и угорских народов, а его изобразительный ряд — в богатом орнаменте вышивок и поделок из кожи, браслетов, в искусстве коми, удмуртов, манси и ханты.

Ссылка на первоисточник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб