Кем были русы

Кем были русы

Кто же такие русы, или росы, или Русь? Обычный ответ: то ли народ, то ли некая социальная группа. А кто по этнической принадлежности? Опять ступор: то ли германцы, то ли скандинавы, то ли славяне, а то и кельты. Всё бы хорошо, да вот не знают русов ни этнография, ни история. А вот средневековой историографии русы знакомы очень хорошо. Но как знакомы? Такое впечатление, средневековые авторы вместе дружно решили поиздеваться над потомками. Так кто же они были, русы?

 Свои сочинения средневековые авторы писали не для нас, а для своих современников. Для них русы были не загадочным племенем, а вполне реальными людьми с которыми они воевали и торговали.Так как же сами современники видели русов?

Итак, посмотрим.

Византия: для греков росы (только так) это явно население всей Древней Руси, которое нападает на империю или торгует с ней. Почему писали именно «народ рос», тут авторитет Библии сыграл роль, ибо сказано у пророка Иезикиля «к Гогу в земле Магог, к князю Роша, Мешеха и Фувала» (то что Гог — это вполне известный греческим книжникам лидийский царь Гигес, то греки про это даже не подозревали). Правда, у Константина Богрянородного есть оговорка: росы — торгуют с Византией: «Славяне же, их пактиоты (данники): кривитеины, лендзанины и другие Славинии — рубят моноксилы в своих горах во время зимы…», то есть русы и есть славяне, причем славяне подчинены русам. Русы — собирают налоги и торгуют с Византией, а славяне платят налоги и продают корабли русам. Вот только вопрос возникает: А рубили корабли славяне бесплатно? В набегах на империю они принимали участие и их тоже греки тогда называли русами.

Европейцы: тут они едины во мнении: русы — это народ, населяющий государство Русь. Ученый итальянец Лиутпранд пишет прямо: «Ближе к северу обитает некий народ, который греки по внешнему виду называют русиями, мы же по местонахождению называем норманнами. Ведь на немецком языке nord означет север, а man – человек; поэтому-то северных людей и можно назвать норманнами». Если византийцы определили русов как росов из Библии или скифов, то европейцы попытались натянуть русов на античную географию, соотнеся русов с ругиями или рутенами.

Арабы: эти различают русов и славян. Русы нападают на славян, облагают данью и продают славян в рабство, а так же торгуют с Византией, Халифатом и Хазарским каганатом, а иногда и воюют. Здесь они солидарны в разделении славян и русов.

Скандинавы. Тут начинается самое забавное. Саги не знают никаких русов! Точнее, знают, но уже уже в поздних географических сводках, начиная с 12 века. И на себя этот термин никогда не примеряли. Хотя им сам Бог велел!

Итак, для соседей Руси русы — то ли весь народ страны, то ли правящая верхушка. В общем, они сами путались. Виноваты в путанице, наверное, сами наши предки. Вероятно на вопрос иностранца: «Ты кто и откуда?», наши бравые предки отвечали: «Я из рода русского, из Руси». Вот ломай иностранец голову над таким ответом, и нам заодно головной боли добавили.

А что сами наши предки думали про это? Хочу отметить, что русские источники никаких русов не знают — они знают только русь. Русы — это уже поздняя конструкция, не имеющая к исторической руси никакого отношения. Поэтому те, кто сейчас называет себя русом может с таким же успехом называть себя эльфом или гоблином.

Повесть временных лет (ПВЛ, далее) сразу же заявляет в рассказе о призвании варягов: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти». Казалось бы, всё ясно, что русь — это скандинавский народ. Но вот незадача — нет и никогда не было такого народа в Скандинавии. Призвали славяне и финно-угры датского конунга Рерика и его дружину (или какого-то плабского князя с Рюгена, в данном случае это не важно). Про датчан помнил немецкий хронист Титмар Мерзебургский, который в ремарке о Киеве писал: «до сих пор ему, всему тому краю, силами спасшихся бегством рабов (*тут обыгрывается этноним славяне и латинское слово sclavus – раб), более всего (силами) стремительных данов (удавалось) противостоять разорительным (набегов) печенегов…». Под «стремительными данами», автор явно имеет потомков Рюрика.

Но в Дании нет народа русы, как нет их среди западных славян. А значит, русами звали дружину Рюрика и их потомков. И это не единственный случай такого именования скандинавской дружины. В 844 г. какие-то ар-рус из страны Маджус (библейская страна Магог, то есть некая северная страна) напали на арабскую Испанию. Когда арабы стали выяснять, кто это, то оказалось, что это норвежцы конунга Тургейса из Ирландии. Но мы не знаем в Ирландии или Норвегии народа русы. А раз арабские хронисты написали, что были именно русы, то значит это так могли назваться только пленники.

За несколько лет до этого, в 839 г., ко двору франкского императора Людовика Благочестивого явились некие посланцы, «утверждавших, что они, то есть народ их, называется Рос, король их, именуемый хаканом…». Когда стали разбираться, то оказалось, что это шведы. Тут данные подтверждаются глухими сведениями русских летописей: «В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. … В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть…». Но дело было сложнее, чем в летописях. Скорее всего, шведов пригласили на княжение ради борьбы с Хазарским каганатом, потому что титул правителя каган, значил претензию на императорскую власть в регионе, а каган в то время мог быть только один. Следовательно, эти шведы со своей задачей не справились и были отправлены в отставку всеобщим славянским восстанием, в ходе которого дотла сгорели Ладога и Псков .

Итак, русь — это явно скандинавский термин, потому что в источниках (арабских немецких, русских) он появляется только в связи со скандинавскими народами. И опять некая двойственность: с одной стороны — это дружина, с другой стороны — это название народа.

Но и как название народа, русь выглядит странно. Оно при каких-то обстоятельствах просто вытесняет первоначальное именование народа. Так в этнографическом описании ПВЛ выдает «В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы». А где славяне? Их нет — их заменили русские. Русы — заменили название всего славянского населения Руси в XII в., хотя в IX-Х в. византийский император и арабские авторы четко разделяли русов и славян.

Но и дальше ПВЛ удивляет. «И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене». (*Для автора ПВЛ варяги и русь — это синонимы). Согласимся, что название Русь могли принести принести скандинавы, но как славян переделали в варягов? Но обратим внимание, что это за новгородцы. До 30-х гг. Х в. Новгорода не было. На его месте находились несколько рыбацких поселений, как славян, так и финно-угров. Где-то в 30-х гг. князь Игорь решил основать здесь новый город (даже над названием голову не ломал) и сделать его центром севера Руси вместо Ладоги. А дальше произошел чистый синойкизм, известный из античной истории. Несколько разноэтнических поселений были объединены в единый полис со своим гражданским коллективом и общим новым культом из трех божеств. Итак эти люди стали новгородцами и русами.

Отсюда можно предположить, что Русь — это не этноним, а название формы организации коллектива. Причем как небольшого, вроде дружины, так и многотысячного в форме городского коллектива и даже государства.

Интересно, что термин Русь даже вытеснил термин поляне. «А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской. Полянами прозваны были потому, что сидели в поле, а язык был им общий — славянский». Поляне — это племенной союз. И кстати, тоже полиэтнический (недаром автор ПВЛ пишет «хоть и полянами назывались, но речь была славянской», то есть местное население было полностью ассимилировано славянами). Когда славяне пришли на Днепр, там уже проживали ираноязычные племена. И даже Киев основали иранцы, потому что имена Кий, Щек, Хорив — это не славянские имена. Иранцы были культурным народом, превосходя в этом славян, который выглядели по сравнению с ними чистыми дикарями. В результате объединения в единый племенной славяно-иранский союз, поляне быстро прогрессировали и обогнали остальные славянские племена в социальном и экономическом развитии, став локомотивом Руси. Обратим внимание, что автор ПВЛ ясно говорит, что сам термин русь — скандинавский. 

И вот наблюдаем еще одну черту термина русь — это разноэтнический коллектив. Ведь и дружины скандинавов, особенно вне Скандинавии вполне могли принимать воинов других народов. Кстати, на счет Ирландии это подтверждается. Там были ренегаты, которые шли на службу викингам, за что их ненавидели остальные ирландцы.

«Русская правда» — юридический документ XI в. говорит о русинах и «словенинах»: «Если убитый — русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или cловенин, то 40 гривен уплатить за него». Если купцами, изгоями, дружинниками (гридины и мечники) и полицейским чином ябедника всё ясно, то кто такие славянины и русины? В «Правде» они равны — вира стоит 40 гривен. Русины и славянины — люди свободные (за раба вира — 5 гривен). Можно думать, что перед нами известное по иностранным источникам деление на русов и славян. «Славяне же, их (росов) пактиоты, а именно: кривитеины, лендзанины и прочие Славинии…», пишет Константин Багрянородный. Словенины — это славянское население Руси. А русины?

Суффикс -ин в русском языке обозначает принадлежность к чему-то или кому-то. То есть русин — принадлежащий к руси.Таким образом, русины — это пришлое население, появившееся вместе с Рюриком. Напомню, что в IX-X вв. славяне жили родовыми общинами, судивших по древним родовым законам. Рюрик и государственный аппарат в родовые нормы не вписывались. «Правда» и понадобилась, чтобы ввести государственный аппарат в правое поле Руси. В ПВЛ русины противопоставляются как договаривающиеся стороны населению Византийской империи — христианинам или гречинам, так же как в «Правде» словянинам. Можно сделать вывод, что русины — это не только потомки Рюрика и его дружины, но и люди, которые присоединились к руси, не важно какой национальности. В первую очередь в городах. До Х в. на Руси настоящих городов, то есть полисов с городским коллективом не было. Этот процесс начался только с появлением государства, когда люди начали отрываться от родовых общин и селиться укрепленных торгово-ремесленных центрах, обслуживая дружину и купцов. За сто лет городские коллективы увеличились, окрепли, организовались обретя самоуправление и городские культы языческих божеств, превратившись политическую и экономическую силу. Причем, государство само создавало городские коллективы. Итак, русины — это горожане. «Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене» (ПВЛ). Название русины означает «принадлежащий государству» и не входящие в состав старых племен. Включение городов в состав государства был первым шагом образования государства: князья и Рюрик защищали интересы племен, а племена платили дань и все были довольны договором (пактом в византийских источниках или рядом в русских источниках). А далее процесс укрепления государства начал втягивать в себя города, а потом и племена, уничтожая древнюю племенную структуру славянского общества, преобразую Русь в феодальное государство. «А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской» (ПВЛ). Только включением старых племен и родов в государственную систему, а не только как данников по договору, можно объяснить название летописцем новгородцев и полян русью.

Русь — это не этноним. Рюрик был варягом, и руские источники не путали варягов и русь. Русь — это государственная принадлежность. Так как греко-латинских терминов для названия нового явления на Руси не знали, то использовали уже знакомый — русь, или полиэтнический коллектив, подчиненный вождю.

Таким образом, Русь можно перевести как «союз» или «федерация». И тогда становятся понятными слова «Мы от рода русского», это сродни «я — советский человек» или «я — россиянин», то есть принадлежность не к какому-то одному народу, а к целой федерации народов. И действительно, Русь была многонациональным государством, включая в себя славянские, балтские, финно-угорские, иранские народы. Она даже появилась как федерация славян и финно-угров. И не удивительно, что Русь быстро вытеснила все иные племенные названия. Принадлежность к огромной многонациональной империи было почетным. И поэтому распад Руси так остро воспринимался и воспринимается сейчас.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб