Свежие комментарии

  • Михаил Ачаев
    Не было тогда всемирной китайской фабрики, всё стоило дорого.Сколько будет сто...
  • Никифор
    А если бы ледяной щит закрыл бы переход то к прибытию Колумба в Новом свете могло и не быть людей..Про океанцев держа...Заселение Северно...
  • Никифор
    https://www.youtube.com/watch?v=SMNvqYhnckg РС 239 Заселение Северной Евразии Сергей Васильев в «Родине слонов»Заселение Северно...

Вассиан Косой. Князь-инок обличитель церковных пороков.

Князь Василий Иванович Патрикеев принадлежал к весьма богатому и влиятельному роду. Патрикеевы  были старшей ветвью  Гедиминовичей и от них пошли такие известные Русские рода  как  Хованские, Булгаковы, Голицыны, Щенятевы и Куракины. И как и пристало столь знатному отпрыску Василий Иванович начал при дворе Ивана III военную и политическую карьеру. Помимо государственной и дипломатической службы  Василий участвуя в войне с Великим Княжеством Литовским взял Воротынск и Вязьму, а в последствии участвовал в мирных переговорах.

Вассиан Косой. Князь-инок обличитель церковных пороков.

Но падение возглавляемой его отцом Иваном Юрьевичем Патрикеевым  партии завершила его придворную карьеру.  «В лето 7007-го генваря князь великий велел поимати бояр своих, князя Ивана Юриевичя з детми, да князя Семена Ивановичя Ряполовского; и велел казнити князя Семена Ивановичя Ряполовского, отсекоша ему главу на реце на Москве, пониже мосту, февраля 5, во вторник; а князя Ивана Юриевичя пожаловал от казни, отпустил его в черньци к Троици, а сына его, князя Василя Ивановичя Кривого, отпустил в монастырь в Кирилов на Белоозеро»

Став иноком Вассианом бывший князь Патрикеев навсегда повесил на гвоздь меч и доспехи, но нашел себя в другой ипостаси став учеником греческого философа Максима Грека.

Но сохранив свой воинственный нрав, стал последователем  Нила Сорского стремящегося очистить  церковь от стяжательства, деспотии и властолюбия ставших основой ее существования.

Кульминацией противостояния нестяжателей Нила Сорского с возглавляемыми Иосифом  Волоцким и митрополитом Даниилом стяжателей именуемых иосифлянами по имени Иосифа стал   церковный собор 1503 г на котором был поставлен вопрос об отъеме церковных феодальных вотчин. Во времена пребывания Руси под властью орды церковь пользуясь покровительством ханов присваивала себе  казенные и дворцовые земли став крупнейшем феодалом того времени. Окончательно избавившийся от влияния орды Иван III нуждался в земле, которую он выдавал служивом людям в обмен на военную службу. В вязи с этим полемика относительно монастырских вотчин была особенно актуальна, но иосифлянам удалось отстоять  вотчины, и решение собора было в их пользу. После чего дабы на иосифлян не обрушился гнев Ивана III,  Иосиф под него полностью прогнулся,   превратив церковь в политический инструмент для укрепления власти государя. 

 

    Казалось с   потерпевшими поражение не соборе и лишившимися покровительства  Ивана III нестяжателями покончено, но уже вовлеченный в это противостояние  Вассиан Косой вдохнул своими  литературно-философскими трудами в это течение новую жизнь. А его незаурядные язвительные изобличающие церковные пороки  литературно-философские работы, составили  культурное наследие России.

По понятным причинам дошедшие до нас книги Вассиана Косого не многочисленны   «Собрание некоего старца», «Слово ответно», «Слово о еретиках» , «Прение с Иосифом Волоцким» но позволяют составить представление о его литературных дарованиях и мировоззрении.

Вассиан порицал церковь за гнет крестьян на церковных вотчинах. Утверждая, что служители бога не вправе сгонять крестьян с земли, забирать имущество и продавать людей в рабство за долги, а также судить людей и наказывать телесно.  

 «Аще въистину правду глаголете, правая судите сынове человечь-стии...»,  «Како убо сицевии вышесказанное еуан-гельское жительство жити произволят?».

 Так же он выступал против сожжения еретиков в случае из раскаяния и обвинял попов в развратности и стяжательстве. 

 Долгое время иосифляне не могли расправится со знатным и влиятельным иноком лишь В 1531 г Всссиан был обвинен в ереси и сослан в иосифлянский монастырь.

 

источники: 

Казакова Н. А. "Вассиан Патрикеев и его сочинения"

А.К Бороздина "История Русской Литературы до 19 века"

Православная энцыклопедия

Я. С. Лурье ОБ УМСТВОВАНИЯХ КОСОГО (ИЗ "МНОГОСЛОВНОГО ПОСЛАНИЯ")

Ключевский. Курс русской истории

Зимин Россия на рубеже XV-XVI столетий

 

Картина дня

наверх