Свежие комментарии

  • Ivan Stanchin
    Хорошая кормушка искать в темной комнате черного кота. К сведению автора наибольшую достоверность дают названия рек ...Финно-угорские на...
  • Александр XII
    Кузнец делал? Ну-ну! Винты точил, барабан с чётким разделением по секторам и просверлил (кувалдой, наверное) аккуратн...Первый в истории ...
  • Александр
    Вы в курсе,что Киевская Русь-чисто историогрфическое понятие из 19 века?Варяжские имена п...

Военный — значит модный: как русская армия превращала гражданских в стиляг

Военный — значит модный: как русская армия превращала гражданских в стиляг

Почему русские полюбили китайский стиль? Как связаны японцы и шапки из бобра? И зачем советским комиссарам защита от масла? Об этом и многом другом — в нашей неизменной рубрике«Война и мода».

Китайский стиль

На рубеже веков Россия пережила очередную волну военной моды, которая на этот раз оказалась связана с колониальными интересами нашей страны на Дальнем Востоке.

Подготовка к появлению дальневосточной«Желтороссии» велась крайне серьёзно, с применением всей мощи государства. Строилась КВЖД, Порт-Артур постепенно превращали в главную русскую базу на Дальнем Востоке, соседний с ним Дальний — в главный торговый порт, а Корея впадала в экономическую зависимость от России.

В те времена наше государство действительно было на равных со всеми великими державами — не только строило глобальные планы, но и успешно их осуществляло.

Разумеется, колониальная экспансия всегда связана с войнами. В 1900–1901 годах наша армия провела Китайский поход, который продемонстрировал абсолютное военное превосходство русских над отсталым тогда Китаем и неспособность китайского правительства защитить собственные интересы. И пока дипломаты и генералы чертили всё новые линии сфер влияния на политических картах, военные везли в Россию различную восточную экзотику.

Военный — значит модный: как русская армия превращала гражданских в стиляг

Китайские вещи немедленно стали очень модными.

Типичный пример культурных заимствований в результате завоеваний — победители считали этот стиль своим законным трофеем и с гордостью демонстрировали яркие шелка и украшения. В это же время в России появилось множество китайских рабочих и мелких торговцев — в традиционной китайской же одежде. На фотографиях начала ХХ века есть множество примеров того, как азиаты влились в обыденную русскую жизнь.

Военный — значит модный: как русская армия превращала гражданских в стиляг

Вместе с китайцами пришли и национальные костюмы. Китайские халаты оказались весьма удобными для домашнего ношения, а живописная и экзотическая одежда маньчжурской знати стала источником популярных образов для модных в ту эпоху балов‑маскарадов.

Военный — значит модный: как русская армия превращала гражданских в стиляг

Необычайно понравились публике китайские зонтики и веера, ставшие обязательным аксессуаром состоятельной дамы.

След русско-японской войны

Военный — значит модный: как русская армия превращала гражданских в стиляг

В 1904 году началась русско-японская война, и русские женщины сразу стали примерять кимоно. А в 1910 году внезапно распространилась так называемая«хромая юбка», сильно зауженная в щиколотках, отчего любая женщина, носившая её, ходила мелкими шажками, подражая манере передвижения японских принцесс.

Военный — значит модный: как русская армия превращала гражданских в стиляг

От модных веяний не отставали и мужчины.

В войне принимали активное участие Восточно-Сибирские стрелковые полки, которые носили большие шапки из длинного меха.

Они сразу же стали популярным атрибутом настоящего патриота и распространились среди офицерства и штатских господ.

Шить их стали из дорогого меха — лисы или бобра.

Военный — значит модный: как русская армия превращала гражданских в стилягГеоргиевские кавалеры 2-го эскадрона Приморского драгунского полка - лисьи шапки в тренде

В это же время русской армии впервые потребовалось обмундирование, незаметное на поле боя. Это привело к многочисленным экспериментам, после которых в 1907 году военных одели в полевую форму защитного цвета.

Первая мировая и патриотический стиль

В тяжелейших испытаниях Первой мировой войны все враждующие стороны обратились к национальным традициям и образам.

Военный — значит модный: как русская армия превращала гражданских в стиляг

От Парижа до Петрограда народный костюм стал символом готовности ко всему ради победы. Интересно, что многие элементы новой моды пришли в Россию из Франции, которая традиционно создавала самые выдающиеся образцы одежды.

Именно во Франции появилось«русское пальто» с меховой опушкой бортов и рукавов — оно застёгивалось на большие пуговицы или костяные костыльки.

И, разумеется, чем дольше шла война, тем больше распространялся стиль«милитари».

Военный — значит модный: как русская армия превращала гражданских в стиляг

Постепенно в нечто напоминавшее военный мундир стали одеваться люди совсем уж не воинственных занятий. Постоянно подчёркивая свой патриотизм, Керенский — политик и адвокат — не снимал английского полувоенного френча. А многие мужчины в тылу облачились в военную форму Союза земств и городов, который отвечал за снабжение армии. За эту форму освобождённые от службы в армии чиновники Земгора получили в народе ироничное прозвище«земгусары».

Военный — значит модный: как русская армия превращала гражданских в стилягКарикатура на земгусара

(Земгор — созданная в Российской империи в 1915 году структура по распределению государственных оборонных заказов).

Время скромности и экономии

Военная скромность коснулась и дам. Теперь рекомендовалось отказаться от сложных платьев, на которые уходило много дорогой материи. Образцом для подражания стал костюм сестры милосердия и укороченные юбки. Короче становились и причёски. Андрогинный стиль короткостриженых девушек-флэпперов 1920-х годов ведёт свое происхождение напрямую из аскетичной моды Великой войны.

Военный — значит модный: как русская армия превращала гражданских в стиляг

Те же, кто отправлялся на фронт помогать раненым воинам, одевались строго по форме.

Сёстры милосердия Красного креста считались полувоенной структурой, чья форма детально описывалась в специальных приказах.

Основой их одежды было коричневое платье, поверх надевался белый передник с вышитым на нагруднике красным крестом. В годы войны учредили особый орден Святой Ольги, которым планировали награждать женщин, особо проявивших себя в защите Отечества, нравственном воспитании и развитии искусств.

«Комиссарские кожанки» и форма Красной армии

Ещё одной приметой военной моды, также ушедшей за пределы армии, стало распространение кожаных курток — их называли«шведскими».

Военный — значит модный: как русская армия превращала гражданских в стиляг

Вначале куртки использовали автомобилисты и авиаторы, которые постоянно возились с моторами машин. Кожаная одежда прекрасно защищала от масла и бензина. Вскоре выяснилось, что кожа — очень практичный и прочный материал.

Её надевали все, кто хотел получить износостойкую верхнюю одежду или подчеркнуть свою близость к модным родам войск вроде авиации.

Другой интересный факт связывают с появлением в 1915–1916 годах моды на отделку петель верхней одежды цветной тканью, в подражание старорусскому стилю XVII века. Эту деталь позаимствовали при создании новой парадной формы, в которую хотели облачить русскую армию после победоносного наступления весной 1917 года — союзники рассчитывали быстро закончить войну парадом победителей в Берлине.

Военный — значит модный: как русская армия превращала гражданских в стиляг

Такой мундир позаимствовали большевики для Красной армии, заменив двуглавых орлов на суконных шлемах на звёзды. Впрочем, после февральской революции и октябрьского переворота говорить о наступлении и быстром завершении войны стало бессмысленно.

Прежняя эпоха, её армия и мода безвозвратно ушли в прошлое.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх