Дело Гая Фокса живёт. К 411-летию Порохового заговора

Дело Гая Фокса живёт. К 411-летию Порохового заговора

5 ноября 1605 года Англия едва не лишилась всей государственной власти.

Хочется верить, что организаторы акции «Save Aleppo», устроившие пикетирование российского посольства с требованием отменить штурм города, попросту не нашли в Лондоне посольства ИГИЛ. Поскольку как ни смотри, а с подобными призывами гораздо логичнее обращаться к ним: пусть сдают город, штурма и не будет.

Сегодня, когда мы наблюдаем за тем, как британцы справляют 411-летие «Remember, remember the fifth of November, Gunpowder treason and plot…», стоит поговорить о том, что терроризм – всегда терроризм. А борьба с ним – всегда борьба.

Коварный замысел и чудесное спасение

Практика отделения церкви от государства, как известно, имеет не мистические, а совершенно конкретные причины: слишком часто религия становилась агентом влияния и вмешивалась в суверенную власть монархов.

В Англии своя, независимая от Ватикана церковь оформилась к 1534 году, то есть примерно за 70 лет до событий Порохового заговора. Становление и укрепление англиканства само собой подразумевало всяческое ограничение прав католической церкви в пределах власти английского монарха. Ну а ограничение прав церкви автоматически означало ограничение прав верующих. Нет, не париев, конечно. Но второго сорта. Такие уж издержки: «Чья власть, того и вера».

Католики в те времена тоже смотрели на моральные проблемы попроще. «Опасная болезнь требует незамедлительного лечения», – процитировал Гай Фокс во время задержания слова одного из римских пап. Впрочем, эти слова Фокс услышал от Роберта Кэтсби – организатора и вдохновителя заговора, который вполне мог их выдумать.

История заговора довольно известна, так как давно стала частью массовой культуры, но напомним основные моменты. Ряд заговорщиков, в числе которых был и 35-летний дворянин из Йорка Гай Фокс, недовольные притеснениями католиков в Англии, задумали решить проблему радикально: взорвать здание парламента в тот момент, когда там будут находиться члены обеих палат, высшая судебная и церковная власть и сам король Англии Яков I (приём вчистую слизан авторами сценария фильма Феликса Гэри Грея «Законопослушный гражданин»). Всё было готово. Заговорщики заранее арендовали подвал под залом заседаний. Купить 2,5 тонны пороха тоже не было проблемой: Англия накануне заключила мир с Испанией, и производители пороха, очень рассчитывавшие на эту войну, распродавали запасы кому только можно. Заговорщики уехали из Лондона, оставив только Гая Фокса, который должен был накануне заседания поджечь фитиль и бежать.

Однако один из членов парламента получил анонимное письмо с предупреждением, из-за чего теракт сорвался. Фокса, а затем и остальных участников арестовали, судили и жестоко, крайне жестоко умертвили. А 5 ноября с тех пор отмечалось как государственный праздник, чучела Гая Фокса пылали на кострах. В 1859 году обязательное празднование отменили (католикам к тому времени уже 30 лет как вернули политические права), но народ до сих пор отмечает – нравится.

А почему нет, собственно? Теракт до сих пор может считаться одним из крупнейших за всю историю, хоть и не был осуществлён. Кстати, и чучело Гая Фокса – это давно уже не сам Гай Фокс (как реальный человек), а сборный образ террористов и их неудавшегося заговора. Кэтсби, Фокс и прочие излишне ревностные католики намного опередили время и предвосхитили эпоху политического терроризма, из которого, в свою очередь, вырос терроризм современный. Про него вообще лишний раз можно не объяснять.

Людоедское «спасите!»

И вот теперь в государстве, где недрогнувшей рукой расправились с заговорщиками, а их единоверцев на два столетия утвердили в статусе недолюдей, появляются какие-то бледные юноши и девушки в качественно сшитых свитшотах. «Save Aleppo», – говорят нам свитшоты. Свитшоты наваливают у дверей посольства горку пластиковых рук, изображающих жертвы мирного населения. Которые появятся, если сирийская армия при поддержке ВКС РФ начнёт штурм Алеппо. Нет, свитшоты не хотят предупредить гибель гражданских, как можно было бы подумать. Свитшоты требуют, чтобы штурма не было в принципе. Откуда такой вывод?

Дело в том, что наступление на Алеппо приостановлено уж полмесяца как. Для мирного населения города оставлены коридоры, по которым можно уйти. Террористы ими, кстати, тоже пользуются, но чаще ведут по коридорам огонь, поскольку гражданские для них – живой щит. Каждый из сидящих в Алеппо басмачей мог бы поднять пару пластиковых рук в защиту  «Save Aleppo» на свитшотах.

Да и вообще странное какое-то у  нынешней британской молодёжи понимание спасения. 400 лет тому назад оно могло бы означать «Покиньте Лондон навсегда, Ваше Величество и вы, достопочтенные сэры и пэры. Пусть бедный Гай Фокс сидит на своих бочках с порохом, пока ему не надоест».

В канун 5 ноября британцы призывают перестать вести войну с терроризмом. Похоже, британские власти поторопились отменить государственное празднование раскрытия Порохового заговора.

***

Однако вот в чём штука. Сирийские граждане не меньше британских заслуживают костры, фейерверки и радость избавления от угрозы. На чучело своего Фокса – какого-нибудь Абу-Бакра аль-Багдади – которое будет уютно потрескивать на закате. Но до тех пор, пока в сирийских городах сидят боевики, ничего этого не будет.

Дело тут даже не в Асаде. Англичане в XVII веке спустя менее полувека после Порохового заговора сами своего короля умертвили, без всяких Фоксов. Может, и Асад уйдёт – решать это самим сирийцам. Но это потом, когда, условно говоря, пройдут все казни и сгорят все чучела, а власть сирийского народа будет восстановлена на всей территории его страны. А пока же «Save Aleppo», истеричное заламывание рук и создание глуповатых инсталляций равносильно пожеланию успеха сирийскому Гаю Фоксу.

Вдвойне странно, что делают это представители нации, которую такая судьба едва не постигла. 

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб