Относится к наиболее древним героям былинного эпоса. Богатырь-великан: «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Живёт на высоких Святых горах…
В. Я. Пропп считал С. воплощением первобытной силы (его первая встреча с Ильёй Муромцем, которого С. кладёт в карман вместе с конём,- типичное деяние древнего великана).
Обладатель хтонической силы, он не в состоянии ни совладать с ней, ни найти этой силе применения — героически-воинского (как у Ильи Муромца и других русских богатырей, охраняющих границу) или хозяйственно-производительного (как у Микулы Селяниновича).
Святогор находится в одном ряду с такими же хтоническими богатырями, как Горыня, Дубыня и Усыня… Святые горы противопоставлены Святой Руси… Жена Святогора соблазняет на любовь Илью Муромца…
Предполагается, что С., является результатом народно-этимологического «выпрямления» первоначального имени, близкому названиям типа Вострогор, Вострогот, принадлежащим мифологической птице, связанной с горами: «Вострогор-птица да всем птицам птица»; «Вострогот-птица вострепещется, а Фаорот-гора вся да восколеблется».
В поэзии южных славян в роли Святогора выступает кралевич Марко.