Монголики - они такие немоглики... :о)))

Всем большой большой привет! :о) А самый большой привет всем тем, кто ищет для себя не выдумок, кому интересно: как и что было на самом деле, а не что нам пытаются в последнее время внушить и втемяшить (ох уж мне эти соратники чухонцев: саги, яблочные, велесовы и прочие "РА"шники, которые начала и истоки своих представлений черпают в европейско-американских версиях).

Да простит мне читающая публика столь пространное цитирование дореволюционной литературы!

Итак. Ныряем в библиотекохранилище интернетных просторов и извлекаем на контовскую поляну сведения из журнала "Знание для всех" №6 1915 г.

"Монголия" Имшенецкий Б.И.

"Точное общее количество скота трудно определить; сведения различных изследователей по этому вопросу сильно расходятся. По последнему же исчислению членов Монгольской экспедиции Иркутского общества изучения Сибири, в северо-западной и восточной Монголии, находящейся в сфере влияния России и объявившей свою самостоятельность, при 750-тысячном населении имеется: лошадей 1.500.000 голов, крупного рогатого скота 1.500.000, баранов и коз 4.500.000 и двухгорбых верблюдов не более 50.000. Во внутренней Монголии, находящейся в сфере влияния Китая, скота приблизительно такое же количество. Верблюдов же около 500 тысяч голов...

Несмотря на своё полуторамиллионное количество, лошадь, за отсутствием достаточного сбыта, не приносит большого дохода населению. Объясняется это тем, что монголы не приучают её к упряжной езде, вследствие чего приобретает монгольскую лошадь лишь пограничное русское население в небольшом количестве. В общем же количестве по всей пятитысячной границе ежегодно продаётся около 27.000 голов при средней цене в 30 рублей; покупают главным образом казаки для верховой езды, в чем она незаменима. Закаленная и к холоду и голоду, она необычайно вынослива и может пробежать иногда под седлом с одной кормежкой верст 150. Правда силы для возовой работы у нее нет, но это объясняется чрезмерной истощённостью ее. При хорошем корме и уходе в руках русских казаков и крестьян, а также и китайцев, конь делается неузнаваем и, во всяком случае, не хуже нашего забайкальского малорослого. Средний рост монгольского коня 1 арш. 14 вершков. Причем, той же породы конь выращивался у китайцев при хорошем корме - до двух аршин и трех вершков, с значительно более развитой грудью. Среди монгольских лошадей выдаются весьма быстрые скакуны и иноходцы. Монголы, вообще, страстные любители верховой езды, и как мужчины, так и женщины - вечно на коне, детей приучают чуть ли не с трехлетнего возраста. Посадка у монгольских наездников твердая, но не красивая - со скрюченными ногами и свернувшись несколько на бок. При чем во время езды, соразмерно с качанием спины коня, трясут и руками, и ногами, держатся не на носках ног, а плотной посадкой в седле. За лошадью монголы ещё менее следят, чем за рогатым скотом и баранами. Выпуская табуны на целое лето и даже на зиму, они загоняют их иной раз за сто и более верст от своего жилья, оставляя их там без надзора. Во время больших снегов лошадям приходится доставать ветошь с большим трудом, разгребая снег копытами; когда табун попадает на гололедицу, которую не в состоянии пробить, то мрет с голоду, если во время не выберется из нее. В бураны табуны часто теряются в одиночку, попадая в овраги, в тайгу, где и гибнут. Много лошадей, особенно жеребят, давят и волки, которые ходят по следам табуна и ловят отставших. На табун они боятся нападать, так как тот находится под защитой жеребцов, которые часто зашибают врага копытами, ревниво охраняя табун от хищников.

Из кобыльего молока монголы приготовляют кумыс. Грива и хвост коня постоянно подстригаются, а волос продается или употребляется на плетенье веревок."

Вы скажете, что это - придумки некоего Имшенецкого. Только не он один насмелился взяться и опубликовать сведения о монгольских лошадушках. Ещё одно свидетельство (и вновь не из ватиканской библиотеки) имеется в книге Г.М. Осокина

"На границе Монголии" 1906 г.

Что? Незнакомая современной публике фамилия? Так это не Левашов и не Светочка (девочка-лисичка)... Это - человек серьёзный, книгу которого рекомендую почитать всем, кому интересно Забайкалье тех времен. Правда, про великую Тартарию, там (почему-то) не сказано. Однако, про то, чем славились монгольские лошадки, очень даже не забыли читателю сообщить. И, да, чтобы не возникало недоумения по поводу слова "ветошь", поясняю, что так называлась сухая трава, которую лошади, бараны и козы добывали из-под снега зимой. Это слово употреблялось часто.

Ещё одна весьма интересная книга В.В. Корсакова "В старом Пекине" 1904 г.:

"За время пребывания десанта казаки более всех интересовали европейцев. Но англичане были очень разочарованы, увидя малорослых, лохматых, длинногривых лошадок присланного сюда отряда и решили, будто такая кавалерия не далеко ушла от китайской и что казачьи лошади не могут обладать хорошими качествами кавалерийской лошади. На вид, действительно, порода забайкальской и монгольской лошади не казиста: длинношерстные, коротконогие, малорослые и долгогривые, эти лошадки в среднем росте не превышают 1 арш. 14 вершков и очень редко бывают двух аршин - но сама природа позаботилась предохранить их от невзгод сибирского климата: круглый год казачьи лошадки находятся под открытым небом, без конюшен, перенося легко и дождь, и снег и мороз, - который по зимам обычно держится в Уссурийском крае не менее, как 20 - 25 град. и доходит нередко до 30 град. Такой климат и при такой невзыскательной обстановке только и может выдержать забайкальская лошадь. Мы очень были удивлены, когда, при начале первых морозов в Пекине, сотник отдал распоряжение сделать усиленную проездку лошадей, чтобы взмылить их, и по возвращении каждую лошадь облить холодной водой. На наше недоумение относительно возможности простудить лошадей, он отвечал, что такой порядок практикуется по всюду в Забайкалье, и если не сделать такого обливания, то весной, когда лошади начнут линять, они болеют нарывами и пропадают, облитые же на морозе отлично переносят линяние. Что касается выносливости лошадей, то она была блестяще доказана. Сотник Родкевич и двое казаков совершили из Пекина в Калган и обратно поездку в 6 дней, а разстояние между Пекином и Калганом - 450 вёрст в два конца, дорога гористая и местами каменистая. Вес, который несли на себе эти лохматые лошадки, был не менее пяти пудов, а корм - стебли и листья гаулеана, так как ни овса, ни ячменя в Пекине нет, а корм этот не особенно питательный. Такой же выносливостью отличаются и монгольские лошади.

Дальнейший опыт 1900 года вполне подтвердил выдающиеся достоинства неприхотливой забайкальской и монгольской лошади. В то время, как европейские лошади болели и пропадали и от корма для них непривычного, и от тягостного климата, и от тяжёлой непосильной для них службы, казачья лошадка несла службу и голодная, и не убранная, и не боялась ни жестоких жаров, ни дождей..."

Източник: https://нэб.рф/catalog/00...

Хочу предложить освежить в памяти содержание прекрасной статьи о лошадках zloigoblin2

"50-70 км в день, это обычный переход для конницы в рейде, причем так она может двигаться 5-7 дней без отдыха. Это написано на основании боевого опыта Гражданской войны." и сравнить с 480 км (от Пекина до Калгана в оба конца) за 6 дней - 80 км/день. Думаю, что выводы каждый сможет сделать самостоятельно.

Источник ➝

Путешествие в древнюю Рязань

Даркевич В.П. Путешествие в древнюю Рязань: Записки археолога

Рязань: Новое время, 1993. - 254 с.
Рязань - один из древнейших городов, столица Рязанского княжества XI-XIII вв. Автор, доктор исторических наук, более десяти лет возглавлявший Старорязанскую археологическую экспедицию, воссоздает историю возникновения и развития этого замечательного русского города. Книга посвящена 900-летию Рязани, которое исполняется в 1995 г. В книгу включены главы о найденных археологами интереснейших кладах, героической обороне Рязани, разрушенной войсками Батыя в 1237 г.

Значительное место отведено проблемам экологии, демографии, социальной психологии жителей древней столицы.
Адресована широкому кругу читателей.

Путешествие в древнюю Рязань.pdf

7.3 МБ

Картина дня

))}
Loading...
наверх