Монголики - они такие немоглики... :о)))

Всем большой большой привет! :о) А самый большой привет всем тем, кто ищет для себя не выдумок, кому интересно: как и что было на самом деле, а не что нам пытаются в последнее время внушить и втемяшить (ох уж мне эти соратники чухонцев: саги, яблочные, велесовы и прочие "РА"шники, которые начала и истоки своих представлений черпают в европейско-американских версиях).

Да простит мне читающая публика столь пространное цитирование дореволюционной литературы!

Итак. Ныряем в библиотекохранилище интернетных просторов и извлекаем на контовскую поляну сведения из журнала "Знание для всех" №6 1915 г.

"Монголия" Имшенецкий Б.И.

"Точное общее количество скота трудно определить; сведения различных изследователей по этому вопросу сильно расходятся. По последнему же исчислению членов Монгольской экспедиции Иркутского общества изучения Сибири, в северо-западной и восточной Монголии, находящейся в сфере влияния России и объявившей свою самостоятельность, при 750-тысячном населении имеется: лошадей 1.500.000 голов, крупного рогатого скота 1.500.000, баранов и коз 4.500.000 и двухгорбых верблюдов не более 50.000. Во внутренней Монголии, находящейся в сфере влияния Китая, скота приблизительно такое же количество. Верблюдов же около 500 тысяч голов...

Несмотря на своё полуторамиллионное количество, лошадь, за отсутствием достаточного сбыта, не приносит большого дохода населению. Объясняется это тем, что монголы не приучают её к упряжной езде, вследствие чего приобретает монгольскую лошадь лишь пограничное русское население в небольшом количестве. В общем же количестве по всей пятитысячной границе ежегодно продаётся около 27.000 голов при средней цене в 30 рублей; покупают главным образом казаки для верховой езды, в чем она незаменима. Закаленная и к холоду и голоду, она необычайно вынослива и может пробежать иногда под седлом с одной кормежкой верст 150. Правда силы для возовой работы у нее нет, но это объясняется чрезмерной истощённостью ее. При хорошем корме и уходе в руках русских казаков и крестьян, а также и китайцев, конь делается неузнаваем и, во всяком случае, не хуже нашего забайкальского малорослого. Средний рост монгольского коня 1 арш. 14 вершков. Причем, той же породы конь выращивался у китайцев при хорошем корме - до двух аршин и трех вершков, с значительно более развитой грудью. Среди монгольских лошадей выдаются весьма быстрые скакуны и иноходцы. Монголы, вообще, страстные любители верховой езды, и как мужчины, так и женщины - вечно на коне, детей приучают чуть ли не с трехлетнего возраста. Посадка у монгольских наездников твердая, но не красивая - со скрюченными ногами и свернувшись несколько на бок. При чем во время езды, соразмерно с качанием спины коня, трясут и руками, и ногами, держатся не на носках ног, а плотной посадкой в седле. За лошадью монголы ещё менее следят, чем за рогатым скотом и баранами. Выпуская табуны на целое лето и даже на зиму, они загоняют их иной раз за сто и более верст от своего жилья, оставляя их там без надзора. Во время больших снегов лошадям приходится доставать ветошь с большим трудом, разгребая снег копытами; когда табун попадает на гололедицу, которую не в состоянии пробить, то мрет с голоду, если во время не выберется из нее. В бураны табуны часто теряются в одиночку, попадая в овраги, в тайгу, где и гибнут. Много лошадей, особенно жеребят, давят и волки, которые ходят по следам табуна и ловят отставших. На табун они боятся нападать, так как тот находится под защитой жеребцов, которые часто зашибают врага копытами, ревниво охраняя табун от хищников.

Из кобыльего молока монголы приготовляют кумыс. Грива и хвост коня постоянно подстригаются, а волос продается или употребляется на плетенье веревок."

Вы скажете, что это - придумки некоего Имшенецкого. Только не он один насмелился взяться и опубликовать сведения о монгольских лошадушках. Ещё одно свидетельство (и вновь не из ватиканской библиотеки) имеется в книге Г.М. Осокина

"На границе Монголии" 1906 г.

Что? Незнакомая современной публике фамилия? Так это не Левашов и не Светочка (девочка-лисичка)... Это - человек серьёзный, книгу которого рекомендую почитать всем, кому интересно Забайкалье тех времен. Правда, про великую Тартарию, там (почему-то) не сказано. Однако, про то, чем славились монгольские лошадки, очень даже не забыли читателю сообщить. И, да, чтобы не возникало недоумения по поводу слова "ветошь", поясняю, что так называлась сухая трава, которую лошади, бараны и козы добывали из-под снега зимой. Это слово употреблялось часто.

Ещё одна весьма интересная книга В.В. Корсакова "В старом Пекине" 1904 г.:

"За время пребывания десанта казаки более всех интересовали европейцев. Но англичане были очень разочарованы, увидя малорослых, лохматых, длинногривых лошадок присланного сюда отряда и решили, будто такая кавалерия не далеко ушла от китайской и что казачьи лошади не могут обладать хорошими качествами кавалерийской лошади. На вид, действительно, порода забайкальской и монгольской лошади не казиста: длинношерстные, коротконогие, малорослые и долгогривые, эти лошадки в среднем росте не превышают 1 арш. 14 вершков и очень редко бывают двух аршин - но сама природа позаботилась предохранить их от невзгод сибирского климата: круглый год казачьи лошадки находятся под открытым небом, без конюшен, перенося легко и дождь, и снег и мороз, - который по зимам обычно держится в Уссурийском крае не менее, как 20 - 25 град. и доходит нередко до 30 град. Такой климат и при такой невзыскательной обстановке только и может выдержать забайкальская лошадь. Мы очень были удивлены, когда, при начале первых морозов в Пекине, сотник отдал распоряжение сделать усиленную проездку лошадей, чтобы взмылить их, и по возвращении каждую лошадь облить холодной водой. На наше недоумение относительно возможности простудить лошадей, он отвечал, что такой порядок практикуется по всюду в Забайкалье, и если не сделать такого обливания, то весной, когда лошади начнут линять, они болеют нарывами и пропадают, облитые же на морозе отлично переносят линяние. Что касается выносливости лошадей, то она была блестяще доказана. Сотник Родкевич и двое казаков совершили из Пекина в Калган и обратно поездку в 6 дней, а разстояние между Пекином и Калганом - 450 вёрст в два конца, дорога гористая и местами каменистая. Вес, который несли на себе эти лохматые лошадки, был не менее пяти пудов, а корм - стебли и листья гаулеана, так как ни овса, ни ячменя в Пекине нет, а корм этот не особенно питательный. Такой же выносливостью отличаются и монгольские лошади.

Дальнейший опыт 1900 года вполне подтвердил выдающиеся достоинства неприхотливой забайкальской и монгольской лошади. В то время, как европейские лошади болели и пропадали и от корма для них непривычного, и от тягостного климата, и от тяжёлой непосильной для них службы, казачья лошадка несла службу и голодная, и не убранная, и не боялась ни жестоких жаров, ни дождей..."

Източник: https://нэб.рф/catalog/00...

Хочу предложить освежить в памяти содержание прекрасной статьи о лошадках zloigoblin2

"50-70 км в день, это обычный переход для конницы в рейде, причем так она может двигаться 5-7 дней без отдыха. Это написано на основании боевого опыта Гражданской войны." и сравнить с 480 км (от Пекина до Калгана в оба конца) за 6 дней - 80 км/день. Думаю, что выводы каждый сможет сделать самостоятельно.

Источник ➝

Известия немецких хронистов о битве русских с ордынцами в 1380 г.

 

Немецкие хроники конца XIV — начала XV века и позднейшие сочинения, основанные на их известиях, сообщают о битве русских с ордынцами, в которой нетрудно узнать знаменитое сражение на Дону. Детмар Любекский — монах францисканского ордена — жил в Торнском монастыре, где и вел хронику на латыни вплоть до 1395 года. Иоганн фон Позильге, чиновник из Помезании, живший в Ризенбурге, писал хронику на латинском языке с 60—70-х годов XIV века до 1406 года. Обе названные хроники впоследствии, около 1395—1419 годов, были переведены соответственно на нижненемецкий и верхненемецкий языки.

Ранние хроники использовал в своем труде "Вандалия" богослов и историк Альберт Кранц, родившийся в середине XV века в Гамбурге, где он служил соборным деканом (старшим священником храма) и умер в 1517 году. "Вандалия" доведена до 1501 года и была издана уже после смерти автора, в 1519 году. Детмар, Позильге и Кранц с небольшими вариациями повторили известие о битве русских с татарами, которое, возможно, попало в Германию благодаря купцам прибалтийских городов (союз этих городов назывался Ганзой), торговавших с Русью и Литвой. В 1381 году в Любеке проходил ганзейский съезд, и здесь же находился один из названных хронистов — Детмар.
      Известие немецких хроник нельзя целиком принимать на веру. Место битвы Позильге и Кранцем ошибочно перенесено с Дона к Синей воде — реке, притоку Южного Буга, где в 1363 году литовскому великому князю Ольгерду удалось разгромить ордынские отряды и тем самым остановить дальнейшее продвижение войск Джучиева улуса на запад. Рассказ о победоносной акции литовского войска ("литовцы отняли у русских добычу и множество их убили в поле") не подтверждается русскими источниками. Летописная повесть 1425 года свидетельствует лишь о том, что Ягайла, пришедший "всею силою литовскою Мамаю пособляти", опоздал на один день или меньше. Некоторые исследователи предполагают, что у Детмара и в сходных с ним известиях речь идет о малозначительном ограблении передовыми отрядами Ягайлы арьергардов русской дружины, возвращавшейся с поля боя. Однако, если вспомнить, что войска Дмитрия возвращались по территории Рязанского княжества, не участвовавшего в битве с Мамаем и потому сохранившего свое войско, возможны два предположения: Либо хронисты ошибаются, допуская беспрепятственное вторжение Ягайлы на земли Рязани, либо литовцы действительно, по договоренности с рязанским князем Олегом, ограбили на рязанской земле какие-то отряды Дмитрия Ивановича. В позднейших источниках князь Олег, объявленный "изменником", обвиняется в ограблении московских отрядов, возвращавшихся домой с Куликова поля. Возможно, в этих свидетельствах имеется какая-то доля истины.

 

ХРОНИКА ДЕТМАРА

      Там сражалось народу с обеих сторон четыреста тысяч. Русские выиграли битву. Когда они отправились домой с большой добычей, то столкнулись с литовцами, которые были призваны на помощь татарами, и литовцы отняли у русских их добычу и множество их убили в поле.

ХРОНИКА ПОЗИЛЬГЕ

      В том же году была большая война во многих странах, особенно так сражались русские с татарами у Синей Воды, и с обеих сторон было убито около 40 тысяч человек. Однако русские удержали [за собой] поле. И, когда они шли из боя, они столкнулись с литовцами, которые были позваны татарами, туда на помощь, и убили русских очень много и взяли у них большую добычу, которую те взяли у татар.

"ВАНДАЛИЯ" А. КРАНЦА

      В это время между русскими и татарами произошло величайшее в памяти людей сражение на месте, которое называется Синяя Вода. Как обычно сражаются оба народа не стоя, а набегая большими вереницами, бросают копья и ударяют, и вскоре отступают назад. Победители русские захватили немалую добычу — скот, так как [татары] почти никакой другой [добычей] не обладают. Но не долго русские радовались этой победе, потому что татары, соединившись с литовцами, устремились за русскими, уже возвращавшимися назад, и добычу, которую потеряли, отняли, и многих из русских, повергнув, убили. Было это в 1381 г. после рождения Христа. В это время в Любеке собрался съезд и сходка всех народов общества, которое называется Ганзой.

Текст печатается по изданиям: "Слово о полку Игореве" и памятники Куликовского цикла. К вопросу о времени написания "Слова". М.—Л., 1966, с. 507—509 (статья Ю.К. Бегунова); Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л., 1982, с. 160-161.

Популярное в

))}
Loading...
наверх