Искусство и Холокост: 9 пронзительных картин, написанных узниками концлагерей

Искусство и Холокост: 9 пронзительных картин, написанных узниками концлагерей

Картины, написанные в концлагерях

Холокост — страшная трагедия новейшей истории. В этом году в Берлине по инициативе Немецкого исторического музея проходит выставка картин, написанных заключенными гетто и концлагерей. Некоторые авторы сумели выжить, но большинство — умерло в мучениях в местах лишения свободы. На память о всех, кто был обречен на страдания, остались картины. Сражаясь со смертью, художники из последних сил старались запечатлеть прекрасное в лирических пейзажах и обличить нечеловеческую жестокость в карикатурах.

Экспозиция называется «Искусство из Холокоста», в берлинском музее выставляются картины из фондов иерусалимского национального мемориала Яд ва-Шем, созданного для того, чтобы увековечить память о годах террора против евреев. Всего представлено 100 полотен, их авторы — заключенные трудовых и концлагарей, а также гетто. Большинство работ рассказывает о безрадостном существовании, которое влачили узники. То, что картины сохранились до настоящего времени, — чудо. Эти полотна друзья и родственники заключенных вывозили тайком.

1. Павел Фантль, «Песенка спета»

 

Павел Фантль, *Песенка спета*. 1942 — 1944

Павел Фантль, *Песенка спета*. 1942 — 1944

Павел Фантльпо профессии был врачом, родился в Праге в 1903 году, отбывал заключение в концлагере Терезиенштадт. Благодаря тому, что один из чешских полицейских проникнулся к нему жалостью, художник получал материалы и мог писать картины. Его цветное полотно «Песенка спета» — карикатура на Гитлера, фюрер изображен в образе клоуна, его гитара, прельстившая мелодией целый народ, лежит на полу разбитая и вся в крови. Картина очень смелая, в январе 1945 года Фантль с женой и сыном был депортирован в Освенцим, там всю семью приговорили к расстрелу. Сохранил картину все тот же чешский полицай, замуровав ее в стену гетто.

2. Феликс Нуссбаум, «Беженец»

 

Феликс Нуссбаум, *Беженец*, 1939

Феликс Нуссбаум, *Беженец*, 1939

Феликс Нуссбаум — самый именитый художник из всех, чьи работы представлены на выставке. Его арестовали в Бельгии в 1940 году, но ему удалось бежать в Брюссель вместе с женой. Картина «Беженец» автобиографична, она рассказывает о странствиях еврея, который нигде не может найти покой. Вначале полотно Феликс отсылает отцу в Амстердам, однако отец попадает в Освенцим в 1944 году, и после его убийства полотно уходит с молотка на аукционе. Не избежала смерти и чета Нуссбаум, Феликс с женой приговорен к ссылке в концлагерь в том же 1944 году. На момент смерти ему было всего 39 лет.

3. Моритц Мюллер, «Крыши зимой»

 

Моритц Мюллер, *Крыши зимой*, 1944

Моритц Мюллер, *Крыши зимой*, 1944

Моритц Мюллер — живописец не только по призванию. В Праге он окончил художественное училище, после — основал собственный аукционный дом, который был закрыт нацистами после вторжения в Чехословакию. В концлагере Терезиенштадт он написал более 500 полотен, для выставки была отобрана картина «Крыши зимой», которая подкупает идиллическим пейзажем и сильнейшим контрастом с реальностью. Несколько картин Мюллера сохранились в частных коллекциях, купленные на аукционе вдовой австрийского офицера. Сам художник закончил жизнь в Освенциме в 1944 году.

4. Нелли Толл, «Девочки на лугу»

 

Нелли Толл, *Девочки на лугу*, 1943

Нелли Толл, *Девочки на лугу*, 1943

Нелли Толл — единственный автор, из тех, чьи работы представлены на выставке, который дожил до сегодняшнего дня. Нелли родилась во Львове, и написала картину будучи восьмилетним ребенком. Мотив прогулки по залитому солнцем лугу — это проекция желания поскорее пережить страшное время, вырваться на свободу из заточения, ведь в реальности в то время девочка с матерью укрывалась от преследований в доме одной из христианских семей.
В 2016 году Нелли лично присутствовала на открытии выставки в Берлине.

5. Бедрих Фритта, «Черный ход»

 

Бедрих Фритта, *Черный ход*, 1941-1944

Бедрих Фритта, *Черный ход*, 1941-1944

Бедрих Фритта — еще один узник Терезиенштадта. Он родился в Чехии в 1906 году, а умер в Освенциме в 1944 году. Вместе с единомышленниками-живописцами много трудился в заключении, картины прятал в стенах гетто. Его картина «Черный ход» — это метафора смерти, поскольку за полуоткрытыми воротами не видно возможности спастись.

6. Карл Роберт Бодек и Курт Конрад Лёв, «Одна весна»

 

Карл Роберт Бодек и Курт Конрад Лёв, *Одна весна*, 1941

Карл Роберт Бодек и Курт Конрад Лёв, *Одна весна*, 1941

Картина «Одна весна» написана дуэтом живописцев — Карлом Робертом Бодеком и Куртом Конрадом Лёвом — во время их пребывания в концлагере Гюрс на территории оккупированной Франции. Несмотря на свои крохотные размеры, она стала центром экспозиции. Яркая бабочка, порхающая над колючей проволокой, — символ освобождения. Судьба художников сложилась по-разному: австриец Курт Лев сумел бежать из концлагеря в Швейцарию, а вот Карл Бодек, родившийся в украинском городе Черновцы, попал в Освенцим, где был убит.

7. Лео Хаас, «Прибытие транспорта, Терезинское гетто»

 

Лео Хаас, *Прибытие транспорта, Терезинское гетто*, 1942

Лео Хаас, *Прибытие транспорта, Терезинское гетто*, 1942

Лео Хаас — талантливый график. Он был задействован нацистами для разработки архитектурных чертежей Терезиенштадта. Ночами заключенный украдкой делал зарисовки о жизни концлагеря. На картине «Прибытие транспорта» можно видеть десятки обреченных людей, которых доставили на верную погибель в лагерь смерти. От картины веет холодом и трагическим предзнаменованием, над строем кружат хищные птицы. Несмотря на то, что Хааса ждало беспросветное будущее, он все же нарисовал в левом нижнем углу знак подпольного сопротивления — V. Из Терезиенштадта Хаас был переведен в Освенцим, сумел выжить в концлагере и дожил до 1983 года.

8. Шарлота Саломон, автопортрет

 

Шарлота Саломон, автопортрет, 1939-41

Шарлота Саломон, автопортрет, 1939-41

Шарлота Саломон родилась в Берлине и в годы войны укрывалась от нацистов на юге Франции. Вместе с мужем она была арестована гестапо в сентябре 1943 года, сослана в Освенцим, где и была убита. На момент расстрела женщина была на пятом месяце беременности. На выставке представлены три картины Саломон, ее автопортрет очень точно передает тревожные эмоции и страх перед неизвестностью.

Из 140 тысяч заключенных, которые находились в Освенциме, остаться в живых удалось лишь 20 тысячам. В память о жертвах нацизма современные фотографы разыскали людей, переживших заточение. Их истории — напоминание последующим поколениям о том, что ни в коем случае нельзя допускать повторения подобных трагедий.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/091116/32179/

Ссылка на первоисточник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб