Атеизм и религия в СССР в 1917-1937 гг.

Атеизм и религия в СССР в 1917-1937 гг.: обзор фондов Национальной библиотеки Беларуси

Атеизм и религия в СССР в 1917-1937 гг.

Аннотация:

 

В статье содержится обзор фондов Национальной библиотеки Беларуси, посвященных антирелигиозной пропаганде и общественно-политической мысли в СССР и охватывающих период “воинствующего безбожия” с 1917 по 1937 гг. Выделены основные направления издательской деятельности, посвященной религиозной тематике: научные академические и университетские труды, научно-популярные издания, методическая литература, антирелигиозная пропаганда.

Одним из устойчивых стереотипов, сложившихся в настоящее время как в образовательном пространстве, так и в научной литературе, является стереотип тотальной «борьбы с религией» советского государства, которая зачастую представляется в качестве основного направления советской идеологии и атеистической пропаганды, исключающая возможность каких-либо научных исследований по религиозной проблематике [1]. В этой связи представляет интерес количественный и качественный анализ фондов Национальной библиотеки Беларуси за 1917-1937 гг., позволяющий раскрыть сущность и приоритеты атеистической пропаганды в СССР.

 

Общий объем выборки составил 265 источников. Поиск осуществлялся по ключевым словам в названии печатных источников. Количественная структура библиографических источников и динамика по годам представлена в таблице 1 и включает как светские, так и церковные издания.

 

Как видно из результатов контент-анализа, в первые три года советской власти еще достаточно активно выходили церковные издания, но уже к 1922 г. их число резко снижается. Всплеск же публикаций по данной тематике (107) приходится на 1928-1933 гг., по-видимому, как итог первых десятилетий советского государства, вобравших в себя период гражданской войны, кампанию по изъятию церковных ценностей, начало процессов коллективизации и индустриализации, других значимых событий общественной жизни.

 

 

 

Таблица 1 – Результаты контент-анализа советских печатных изданий по религиозной проблематике (кол-во единиц, в динамике по годам)

 

 

 

Ключевые слова

1917-1921

1922-1927

1928-1933

1934-1939

церк.

советск.

церк.

советск.

церк.

советск.

церк.

советск.

Религия

11

19

 

21

1

25

 

5

Атеизм(атеистический, атеистическая)

 

 

 

1

 

3

 

1

Антирелигиозный (антирелигиозная)

 

2

 

4

 

30

 

25

Безбожие (безбожник, безбожный)

 

 

 

3

 

14

 

2

Церковь

1

7

1

14

 

23

 

8

Православие

1

 

2

3

2

3

 

4

Ислам (мусульмане)

 

3

 

4

 

5

 

1

Иудаизм (евреи)

 

 

 

1

 

4

 

11

Всего:

13

31

3

51

3

107

 

57

 

 

 

Количественный и качественный анализ печатной научной и общественно-политической мысли в СССР в первые двадцать лет его существования позволяет констатировать многовекторность проблемного поля всех видов изданий: от научных монографий до периодических изданий и образовательной литературы, рассчитанной на массового читателя. Исключение представляет лишь сугубо богословская и теологическая тематика, а также религиозная философия, хотя следует отметить, что отдельные церковные издания продолжали выходить в СССР вплоть до конца 1930-х гг.

 

Обусловлено это тем, что главная задача государства в сфере реализации свободы совести формулировалась как «преодоление» религии. Способами «преодоления» выступали ликвидация безграмотности,  просвещение, вовлечение в активную общественную деятельность, повышение общего культурного и образовательного уровня, формирование у масс научного материалистического мировоззрения, т.е. уничтожение старых и создание принципиально новых социальных условий, при которых религиозные убеждения «отомрут», нивелируются сами собой.

 

В новом социуме религии отводилась роль в большей степени отмирающего «пережитка», нежели действенного «врага»: «Необходимо заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма», «не разоблачать ложь, а избегать, безусловно, всякого оскорбления религии». Подчеркивается необходимость прислушиваться к массам, знать и изучать ее настроения, не отталкивать от себя верующих, помощь им освободиться от влияния религии и т.п. [2, с. 118; 3, с. 39].

 

В печати разворачивается широкая пропаганда атеистического материалистического мировоззрения, основными принципами которой являлись материальное объяснение явлений природы и общественной жизни, социальная сущность всех религиозных воззрений, замена религиозных верований научными знаниями [4, c. 145–146].

 

Соответственно в названиях всего разнообразия изданий преобладают такие категории, как «религия», «церковь», «безбожие» (безбожный, безбожник), «антирелигиозный», «атеист» (атеистический, атеистическая). В то же время конфессиональная дифференциация достаточно незначительна и насчитывает 57 наименований, что составляет 21,5% от общего числа рассматриваемых источников. Это, с одной стороны, скорее подтверждает тезис о безразличии советской идеологии к какому-либо конкретному вероисповеданию, чем об активной борьбе с одной из религий. C другой стороны, «церковь», как правило, традиционно отождествлялась с «православием», что делает неоднозначным и, возможно, некорректным данный вывод и требует дополнительного анализа литературы.

 

Краткий обзор фондов Национальной библиотеки Беларуси только за период 1917-1937-е гг., позволяет выделить в данном контексте сразу несколько направлений научной и общественно-политической мысли.

 

Научные (университетские и академические) издания.

 

К основным тематическим направлениям научных изданий относятся выяснение предмета и методологии науки о религии; анализ работ американских и западных ученых; изучение первичных и ранних форм религиозных верований (анимизма, фетишизма, тотемизма, магии) и т.п. в целом академическая и университетская мысль носила преимущественно исторический характер, а изучение религии традиционно для отечественной науки XIX – начала XX века осуществлялось в рамках антропологии, этнографии, лингвистики, фольклора. Как и большинство университетских и академических изданий, подобные труды издавались ограниченным тиражом и были адресованы немногочисленным категориям населения: студентам, преподавателям, университетской и академической профессуре. Также широко была распространена практика изданий отдельных лекций, стенограмм выступлений и очерков.

 

Среди белорусских изданий можно выделить работу профессора Н.М. Никольского «Религия, как предмет науки», посвященную общим положениям внеконфессионального изучения религии, сравнительной характеристике идеалистического и материалистического подходов и методов к изучению религии, обзору европейских научных школ. Религию Н.М. Никольский рассматривал с позиций позитивизма и представлял ее как явление «естественного порядка» и первую форму познания человека о мире «религия в целом есть социальное явление, группирующее людей, связанное неразрывными нитями со всей совокупностью экономических, социальных и политических отношений в данном обществе в данную эпоху» [5, с. 3].

 

Изучению ранних форм религии посвящено большая часть послереволюционных изданий, в числе которых работы по античной мифологии профессора Ф. Зелинского, культам древних славян профессора Е. Кагарова,  и др. Отдельные аспекты развития первобытных верований и культов рассматриваются в трудах профессора Белорусского государственного университета 1921-1925 гг. С.З. Каценбогена, возглавлявшего кафедру социологии и первобытной культуры и осмысливающего данные явления уже с позиций марксизма и исторического материализма.

 

В указанную группу источников можно также отнести переиздания дореволюционных книг соответствующей тематики. В частности, особый интерес вызывает переиздание в 1917 г. нескольких работ историка Русской православной церкви и активного участника антибольшевистского движения С.П. Мельгунова («Как создалась в России государственная церковь», «Старообрядцы и свобода совести: о необходимости для старообрядцев отделения церкви от государства»). Монографии посвящены изучению особенностей процессов государственно-конфессиональных отношений в России, этапам становления и институциализации православия в качестве официальной государственной идеологии, основные выводы и положения которых представляются актуальными и для постсоветского пространства.

 

Обращает на себя внимание витебское издание 1922 г. Казимира Малевича «Бог не скинут», которое нельзя отнести к указанной группе источников, но которое представляет интерес свободным обоснованием пусть и не канонического религиозного, но в полной мере идеалистического философского мировоззрения: «Каждый человек спешит к совершенству своему, стремится быть ближе к Богу, ибо в Боге его совершенство, следовательно, каждый шаг человека должен быть направляем к Богу, для чего он изыскивает пути или средства – просто ищет Божеских признаков» [6, с. 17].

 

В целом академические и университетские издания характеризуются следующими чертами:

 

— традиционным и преемственным для отечественной науки конца XIX – начала ХХ века изучения религии в рамках этнографии, лингвистики, антропологии;

 

— адресностью, ограниченностью аудитории (студенчества, ученых, преподавателей) и тиражей;

 

— незначительным резонансом и влиянием на широкие массы читателей, отсутствием «обратной связи».

 

Научно-популярные издания.

 

Библиографические источники данного направления составляют главным образом периодические издания, монографии, брошюры, адаптированные для широкого круга читателей.

 

Среди указанных источников обращают на себя внимание подшивки журнала «Атеист», издававшегося одноименным научным обществом с 1925 по 1936 гг. К работе в журнале привлекались ученые-историки, социологи, философы, этнографы, антропологи, публицисты. В разное время в числе авторов «Атеиста» были выдающийся польский поэт и публицист А. Немоевский, будущий академик НАН СССР Е. Ярославский, ученые-философы А. Богданов и Л. Аксельрод, общественный и революционный деятель Д. Вейс, публицист И. Вороницын, организатор ируководитель научного общества и издательства «Атеист» И. Шпицберг. Активно публиковались и переводные издания, среди которых работы немецкого философа мониста А. Древса, немецкого профессора Р. Гольдшмидта, французского этнографа Э. Нурри, британского религиоведа, антрополога и историка религии Д. Фрэзера, австрийского и немецкого философа Ф. Маутнера и многих других.

 

В целом проблемное поле «Атеиста» представлено разнообразной тематикой и методологии исследований (взаимоотношения церкви и государства, история атеизма, хроника международного антирелигозного движения), охватывающая статьи, выполненные как в рамках материалистического понимания истории и теоретического наследия марксизма, так и «идеологически чуждых, но дающих обширный фактический материал исследователей, особенно иностранных» [7]. Решение вопросов осуществлялось с разных методологических позиций: религиозно-философской, историко-материалистической, позитивистской, феноменологической, герменевтической [8, c. 37]. Отдельно следует отметить обширнейший библиографический раздел, включающей сотни наименований – аннотированные отзывы о советских и зарубежных изданиях на русском и на иностранных языках.

 

В Беларуси в деле «преодоления» религии активную издательскую деятельность осуществлял Белорусский государственный университет. Университетом была издана серия научно-популярных брошюр и хрестоматий на белорусском языке, призванных убедить широкие массы в ошибочности всех религиозных убеждений («Рэлігія і здароўе», «Рэлігія і савецкая медыцына», «Рэлігія і вайна», «Рэлігія ў барацьбе за рабочую моладзь» и др.).

 

Значительная часть научно-популярных изданий посвящена истории основных мировых религий, процессам зарождения, становления и трансформации культов, социальной обусловленности религиозных культов и верований. Не лишенные элементов политизированности и выполненные в общей массе в контексте антирелигиозной направленности, тем не менее, указанные издания характеризуются всеми чертами научного знания: постановкой проблемы, выделением объектно-предметной области исследования, разнообразием методологических позиций, систематизированной библиографией и т.п.

 

В целом рассматриваемое направление отличается следующими чертами:

 

— многовекторностью тематики, разнообразием методологических подходов, плюрализмом мнений и мировоззрений авторов;

 

— адаптированностью, простотой (в то же время не упрощенностью) изложения материала, адресованного широкой аудитории;

 

— популяризацией и активной пропагандой научного знания, привлечением в научно-публицистическую (научно-популярную) литературу ученых, философов, общественных и политических деятелей.

 

Методическая литература.

 

Наряду с научной и научно-популярной литературой, в рассматриваемый период активно разрабатывалось принципиально новое направление: методическая литература. Одной из первых советских методических разработок обоснованно можно назвать издание 1929 г. «Безбожники – в социалистическое соревнование», в котором оказались сформулированы основные принципы антирелигиозной работы. К ним, в первую очередь, относится ее практикоориентированность: децентрализация, творческий подход, работа активистов непосредственно на местах [4, с. 9–10]. Главной задачей выступала не столько непосредственно антирелигиозная пропаганда, которая являлась второстепенным направлением, сколько формирование новой социальной среды работника как на производстве, так и в повседневном быте. Решение указанной задачи связывалось с разработкой новых форм и методов антирелигиозной работы, к наиболее социально значимым из которых можно отнести:

 

образовательную и просветительскую деятельность (ликвидация безграмотности, радиофикация деревни и рабочих поселков, открытие и обеспечение антирелигиозной литературой библиотек, изб-читален и др.);

 

производственно-трудовую деятельность (участие в производственном соревновании, работа в дни религиозных праздников, содействие рабочему изобретательству, организация ударных бригад, устройство опытных участков, содействие машинизации сельского хозяйства и т.п.);

 

формирование новой культуры досуга (организация кружков, клубов, докладов, вечеров, устройство уголков и выставок и т.п.). Большое значение придавалось постепенному замещению и вытеснению религиозных традиций элементами нового быта (октябрины вместо крестин, отказ от приема священников на дому, отказ от религиозных праздников и т.п.).

 

К концу 1930-х гг. как итог и обобщение практики двух послереволюционных десятилетийпоявляется уже целый ряд методических разработок и социологических исследований изменения у населения отношения к религии. Так, работа “Массовый читатель и антирелигиозная пропаганда: опыт изучения читательских интересов и методы антирелигиозной пропаганды и руководства чтением“ содержит обширный эмпирический материал о работе библиотек: обращаемости книг, популярности запросов по жанрам,  динамике читательского интереса и т.д. например, приведенная статистика выдачи и средний оборот книг с 1921 по 1925 гг. в библиотеках РККА позволяют констатировать в 1924–1925 гг. снижение популярности антирелигиозной литературы – по-видимому, за счет возросшего интереса к естествознанию, прикладным и социальным знаниям [9, с. 4].

 

Помимо статистических данных, одна из первых в СССР практик выборочного анкетирования позволила дифференцировать читательские интересы по социальным группам (красноармейцев-горожан, красноармейцев-крестьян, старослужащих, новобранцев и т.п.) и на этой основе разработать комплексные методические разработки для клубно-библиотечной работы, кружков, самодеятельности и т.п. Примерная схема антирелигиозной пропаганды при библиотеке предусматривала сочетание различных форм работы с населением: громкие чтения, иллюстративный материал, беседы, диспуты, конкурсы, инсценировки, выставки книг, проведение опытов, наблюдений, устройство метеорологической и радиостанций, экскурсии и т.п. Указанные мероприятия существенно изменяли целевые функции библиотек, превращая их не столько в собрание книг или пропагандистскую точку, сколько в культурно-просветительские центры популяризации научного знания.

 

Принцип адресности аудитории, учета ее интересов, подготовки и соответственно степени восприятия читающих используется при составлении сборников библиографических источников. В числе таких работ – справочник для сельского работника «Что читать о религии», библиографические тематические обзоры Я.М. Глана, содержащие алфавитные указатели, аннотации к изданной литературе и рекомендации по работе с приведенными источникамив зависимости от уровня подготовки читающих [10].

 

Таким образом, к основным характеристикам советской методической литературы можно отнести:

 

  • адресность, целевую ориентированность на конкретную социальную группу;
  • комплексный подход, охватывающий широкое разнообразие форм, методов и методик работы;
  • наличие «обратной связи» – изучение мнений, оценок и интересов читательской аудитории о формах, содержании и качестве просветительской деятельности и атеистической пропаганды.

 

Антирелигиозная пропаганда.

 

По форме атеистическо-пропагандистское направление представляло собой главным образом малоформатные издания, адресованные как целевой аудитории (материалы в помощь агитаторам, книги для изб-читален, серии карманных брошюр для красноармейцев), так и массовому читателю (художественные сборники плакатов, альбомов, листовок «Антирелигиозная азбука», «Безбожник у станка», «Мироведение безбожника», «Безбожник» и др.).

 

Что касается содержания, то в целом именно указанное направление было ориентировано на формирование негативного образа религии и как «пережитка», и как «врага». Это достигалось, как правило, доступным, упрощенным противопоставлением: темного прошлого – светлому будущему, содержания – форме, религиозной идеи – ее реализации. По сути данный жанр можно назвать первой отечественной практикой применения технологий психолингвистического воздействия. Достаточно рассмотреть лишь несколько изданий, чтобы выстроить применительно к религии последовательный ассоциативный ряд: «яд», «хлам», «цепи», «темнота», «туман», «паутина суеверий», а также характер смысловых противопоставлений («сияние-подаяние», «духа-брюха» и т.п.).

 

Двустишия, речевки, эпиграммы, сопровождающиеся ярким видеорядом (плакаты, листовки), по своей природе оказались близки к народному творчеству, фольклору и вобрали в себя элементы«низовой» и зарождающейся в недрах народной новой, массовой пролетарской культуры.

 

Лаконичная, образная, «клиповая» форма советской антирелигиозной литературы максимально облегчала восприятие малограмотной аудитории и оказалась наиболее эффективной, в полной степени выполнив свои цели и задачи, и в настоящее время вызывая в обыденном сознании устойчивую ассоциацию с антирелигиозной пропагандой как единственным направлением печатной мысли первых двух десятилетий советского государства.

 

Таким образом, указанное направление характеризуется следующими чертами:

 

—            противопоставлением, формированием в лице религии образа «пережитка» и «врага», в полной мере соответствующего смысловой нагрузке термина «анти-религиозный»;

 

—            «клиповостью» – простотой, краткостью, яркой художественной формой материала, адресованной малограмотной массе населения;

 

—            народной фольклорной основой, опорой на «низовую» и массовую пролетарскую культуру.

 

Подводя итог краткого обзора фондов Национальной библиотеки Беларуси, можно сделать следующие выводы:

 

1)       Антирелигиозная пропаганда являлась лишь частью общей атеистической пропаганды, которая, в свою очередь, представляла собой одно из направлений масштабной многоаспектной культурно-просветительской и образовательной деятельности, развернутой советским государством в первые десятилетия своего существования.

 

2)       Советская печатная общественно-политическая и научная мысль 1917-1937 гг. характеризовалась обширностью тематики, в которой можно выделитьнаучные (академические и университетские) труды; научно-популярную литературу; методическую литературу; антирелигиозную пропаганду.

 

3)       Масштабная систематизация научного знания в области религиоведения, атеизма, свободомыслия  и свободы совести, привлечение в просветительскую деятельность широкого круга ученых, общественных и политических деятелей вывело изучение религии за узкие богословские и конфессиональные рамки. Это заложило основу современного систематического и сравнительного религиоведения, сектоведения, социологии религии, стимулировав развитие отдельных направлений и богословской мысли, а также развития целых отраслей педагогики, психологии, методического обеспечения образовательной деятельности.  Указанные направления стали также базой для развития в СССР собственно «научного атеизма», оформившегося лишь к концу 1950-х гг. и представляющего более привычную современному обыденному сознанию комплексную отрасль знания о религии исключительно с позиций методологии исторического материализма и опорой на естественнонаучное знание.

 

4)       Зарождение и формирование нового, не существовавшего до 1917 г., направления разработки адресных методов и конкретных методик работы с целевой аудиторией: начальной школой, учителями, военнослужащими, агитаторами и т.п.

 

Вся представленная в обзоре литература находится в фондах Национальной библиотеки Беларуси и может быть востребована учеными и студентами в научно-исследовательских, учебных и образовательных целях.

 

 

 

Список цитируемых источников:

 

1.  Ракунов В.А. Проблема взаимоотношения церкви и государства в российской историографии / В.А. Ракунов // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2010. – Т. 6. – С. – 184–188.

 

2.  Ленин В.И. Проект программы РКП(б) / В.И. Ленин // Полн. собр. соч.: в 55 т. – М., 1974. – Т. 38. – С. 118.

 

3. Ярославский Е. Очередные задачи антирелигиозной пропаганды: (Доклад и заключит. слово на II пленуме ЦС СВБ СССР) / Центр. совет Союза воинствующих безбожников СССР. — М.: изд-во «Безбожник», тип. «Гудок», 1930. – 68 с.

 

4. Хлебцевич Е.И. Массовый читатель и антирелигиозная пропаганда: Опыт изучения читательских интересов и методы антирелигиозной пропаганды и руководства чтением: Гос. изд-во, 1928. – М.-Л. – 181 с.

 

5.  Никольский Н.М. Религия, как предмет науки. – Минск: Белтрестпечать, 1923. – 47 с.

 

6.  Малевич К. Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика. – Витебск: Показательная Типография проф.-тех. школы, 1922. – 40 с.

 

7.  Журнал «Атеист». – №3, 1926.

 

8. Меньшикова Е.В. Проблемное поле религиоведческих исследований в 20–30-е гг. XX в. // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. – 2010. – № 3. – С. 37–39.

 

9.  Стахурский А. Безбожники – в социалистическое соревнование. – Брянск: Брянский окружной совет СВБ, 1929. – 16 с.

 

10. Рубинштейн  А. Что читать о религии: Справочник для сельского работника. – Харьков: Гос. изд. Украины, 1925. – 62 с.

 

 

Автор :

Алейникова Светлана

 

 

 

 
Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб