Уникальная золотоордынская рукопись на бересте (начало XIV века).

 

Уникальная золотоордынская рукопись на бересте (начало XIV века).
Информация собрана Екатериной Афоньковой.

В 1931 году между деревня Терновка и Подгорная на левом берегу Волги при рытье силосной ямы землекопами было случайно обнаружено погребение писца. Предметы, некогда принадлежащие ему, - берестяная книжечка, медная чернильница и костяное писало, были переданы в Энгельсский музей десятником села Терновка товарищем Коробко. Обследуя могилу писца археолог Александр Августинович Кротков обнаружил обрывки берестяной коробочки, в которой находилась книжица, клочья, оставшиеся от кожаного кошелька, ножичек, железную пряжку и ромбовидную стрелочку (шильце?

). Погребение и отдельные предметы были полностью уничтожены землекопами. Исследовал и перевел уникальную книжицу лингвист и этнограф Николай Николаевич Поппе.

Рукопись датируется началом 14 века и представляет собой 25 берестяных страниц (85Х95 (100) мм), написанных на уйгурском и монгольском языках и сшитых между собой. Книжица является древнейшим из известных памятников народной монгольской поэзии. Несмотря на многочисленные утраты, Николаю Поппе удалось восстановить большую часть произведения. Песня содержит диалог матери и сына. "Милая матушка" провожает своего "кречета" на службу, вероятно, к знатному военачальнику. Слова ее полны любви, нежности, беспокойства за судьбу ее "дитя", надежды на то, что огорчения, увечья и злые духи обойдут его стороной. "Волосы твои я сделаю рассыпным золотом," - говорит она. Прощаясь с матерью, сын спешит за своими братьями на родину.

В 2013 г. берестяная рукопись была вновь изучена научной группой из Саратова и Новосибирска. В ходе исследования Саратовскими учеными Н.М. Маловым и О.В. Сергеевой были привлечены ранее неизвестные материалы из личного архива А.А. Короткова, позволившие уточнить обстоятельства находки рукописи.

Новосибирским ученым С.А. Пилипенко было проведено экспериментальное трасологическое исследование с изготовлением макета части берестяной книжечки, в ходе которого удалось выявить факт ремонта берестяной книжечки, а также особенности сшивания берестяных рукописей средневековых монголов. В ходе исследования структуры берестяных страниц выяснилось, что ряд двойных листов, ранее считавшихся сшитыми из двух листов, представляли из себя свернутые в двое одинарные листы, выполнявших функцию страниц - стяжек одинарных берестяных страниц в книжном блоке, по пять - шесть страниц между двойными листами.

Что почитать:
Поппе Н. Н. Золотоордынская рукопись на берёсте. — М., Л., 1941.

Малов Н.М., Пилипенко С.А., Сергеева О.В. Погребение золотоордынского писца с берестяной книжечкой около сел Подгорное-Терновка// АВЕС. Саратов: СГУ. 2013. Вып. 10. с. 382-396.

Листы берестяной книги. Эпоха Золотой Орды. Из погребения писца. с. Подгорное, Энгельсский р-н, Саратовская обл. Энгельсский краеведческий музей. Из статьи Н.М. Малова, С.А. Пилипенко, О.В. Сергеевой

Место расположения золотоордныского поселения, рядом с которым обнаружено погребение писца. Село Подгорное, Энгельсский р-н, Саратовская область. Рисунок из статьи Н.М. Малова, С.А. Пилипенко, О.В. Сергеевой

Костяное писало и бронзовая чашечка из погребения писца. Золотая Орда. с. Подгорное. Энгельсский р-н, Саратовская обл. Энгельсский краеведческий музей. Из статьи Н.М. Малова,С.А. Пилипенко,О.В. Сергеевой

Реконструкция системы сшивания и переплета подгорненской берестяной книги. Из статьи Н.М. Малова, С.А. Пилипенко, О.В. Сергеевой.

Детективные подробности обнаружения рукописи. Фрагмент отчета А. Кроткова, опубликованный Н. Маловым.

Кротков Александр Августинович

Николай Николаевич Поппе - лингвист, этнограф

Источник ➝

Айны в России

Айны в России

Фотография айнов 1890 года из Национального музея американских индейцев в Вашингтоне.

 

«Айны — это народ кроткий, скромный, добродушный, доверчивый, общительный, вежливый, уважающий собственность; на охоте смелый и… даже интеллигентный».
А. П. Чехов



На перекрестках цивилизаций. В прошлом материале, посвященном айнам, таинственному народу, который считают коренным населением Японских островов, мы рассказали о его истории на основании материалов из японского музея айнов на Хоккайдо. Но айнами занимаются не только японцы, отнюдь нет.

Материалы, связанные с их историей и культурой, оказались, например, в Музее американских индейцев в Вашингтоне, хотя сами айны в Америке вроде бы и не появлялись. Каким же образом это произошло? А вот каким: когда американцы «открывали» Японию в XIX веке, то побывали и на Хоккайдо. Они фотографировали местных жителей, покупали образцы одежды и оружий труда. А потом все это попало в знаменитый Смитсоновский институт, на базе которого музей индейцев и был создан. Но и наши историки тоже не дремлют. Так, сахалинские археологи недавно нашли сразу два памятника, которые говорят о том, что айны были и в России, вернее, на Курильских островах. Это захоронение на острове Шикотан и следы древнего поселения айнов на острове Танфильева, входящего в Малую Курильскую гряду. Да, собственно, почему им здесь и не плавать? Ведь если они заселили Японские острова еще в эпоху неолита, то уровень океана тогда был ниже, чем теперь, суши больше, острова ближе. Вот поэтому-то им и было их легче осваивать.

Набор солдатиков Технолог...Вакансия Автора. Заработок до 75 000




Айны, акварель американского художника 1853 г. (Национальный музей американских индейцев, Вашингтон)

 


Женщина айнов прядет на горизонтальном прядильном станке. Рис. 1890 г. (Национальный музей Американских индейцев, Вашингтон)


В наши дни айны в основном живут в Японии. Перепись показала, что их около 25 000 человек, но есть и неофициальные данные, которые говорят, что их реально больше — около 200 000. Причем отличаются они от коренных японцев разительно, у них то то ли австралоидные, то ли европеоидные черты. Ну а такая особенность, как густая борода, для монголоидов и вовсе нетипична. То есть когда мы видим на фотографиях лица японцев, на собственно японцев не похожих, то причиной тут может быть множество факторов, включая и наличие среди их предков айнов. Что не является таким уж невероятным. Известны японские семьи с айнскими корнями, которые роднились с другими семьями, так что наличие айнских генов у многих японцев не исключено.


Макет лодки айнов. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон


Долгое время считалось, что айны — пришельцы из Микронезии, поскольку летом они старались ходить в одной только набедренной повязке. Да и язык у них был не похож ни на японский, ни на другие восточные языки. Сейчас вроде бы установлено, что предки айнов, прежде чем добраться до Японских островов, побывали и в Тибете, и, очевидно, прошли Китай, и лишь после этого расселились именно здесь.


Палочка с застругами. Предмет культа айнов. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон


Вполне возможно, что и на территории России зона обитания айнов была достаточной широкой. Это могли быть и низовья Амура, и юг полуострова Камчатка, весь остров Сахалин и Курильские острова. И да, действительно, в России их тоже удалось найти, вот только оказалось их очень мало, около ста человек, главным образом родом с Камчатки. Интересно, что они считают, что на островах Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи жили их далекие предки.


Также очень интересный предмет культа. Такими палочками придерживали усы, а еще их обмакивали в саке и разбрызгивали ими в качестве жертвы духам. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон)


Вот и на Шикотане нашли несколько десятков погребений айнов. Вполне возможно, что они попали сюда в XIX веке с Северных Курил, откуда их привезли японцы в ходе раздела островных земель с Россией. Известно, что переселенным айнам обычно приходилось очень тяжело. Но вот о жизни под властью Российской империи у них сохранились вполне добрые воспоминания. Судя по их рассказам, их удовлетворяло прежде всего то, что русские не вмешивались в их дела и оказались по отношению к ним куда более милосердными, нежели японцы…


Типичный айн с острова Хоккайдо. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон


Видимо, поэтому многие айны крестились и стали исповедовать православие. Они охотно вступали в контакт с русскими путешественниками, изучавшими Курильские острова. А те, в свою очередь, отмечали в своих дневниковых записях характерные особенности этого народа. Например, русский мореплаватель и исследователь Иван Крузенштерн, плававший в этих водах, написал про айнов следующее:

«Такие подлинно редкие качества, коими обязаны они не возвышенному образованию, но одной только природе, возбудили во мне то чувствование, что я народ сей почитаю лучшим из всех прочих, которые доныне мне известны».


Вот даже как – и все это благодаря природе!


Одежда айнов по-настоящему декоративна и экзотична! Национальный музей американских индейцев, Вашингтон


Например, на острове Танфильева, едва ли не самом маленьком из Курильских островов (его площадь всего лишь 15 квадратных километров) были найдены остатки характерных для айнов керамических сосудов и ряд других артефактов. Керамика явно принадлежала к культуре «дземон» (о чем говорят нанесенные на нее спиралевидные узоры), она очень древняя, ей около восьми тысяч лет. И вот что удивительно, именно айны смогли каким-то образом сохранить свою первобытную культуру на протяжении тысячелетий!


Надо заметить, что и у нас культура айнов нашла свое отражение в музеях, причем (и это следует подчеркнуть особо) в современном и прекрасно оформленном Сахалинском областном краеведческом музее. Понятно, что нам, жителям центральной России, туда попасть нелегко, но на сайте музея есть отличная интерактивная экскурсия и очень интересная (и я бы сказал, в чем-то по-своему уникальная) галерея сохраняемых в нем артефактов. Вот, например, как представлена там их национальная одежда




А это «транспортные средства» (Сахалинский областной краеведческий музей)


Удалось это и другим народам, но многие из них жили в условиях изоляции, тогда как айны древнего Ямато все время контактировали с предками нынешних японцев. Да, они научились пить саке, но и… все, пожалуй. Ну а нашим археологам есть работа и здесь, на краю земли, чтобы выяснить, как давно здесь жили люди и кем они были.


Интерактивная экскурсия покажет вам крупным планом и совершенно уникальный экспонат, которым этот музей может по праву гордиться: доспех айнов, изготовленный из пластинок твердой кожи, связанных между собой опять-таки кожаными ремешками. Так выглядит витрина, в которой экспонируется айнское вооружение и этот самый доспех. Пластины на груди имеют характерную форму древних китайских панцирей. И вот что интересно, кто что у кого в этом случае позаимствовал? Айны у китайцев или китайцы у айнов? (Сахалинский областной краеведческий музей)


Интересно, что айны сегодня самым активным образом стремятся участвовать в диалоге о Курилах и пересмотреть вопрос об их принадлежности, учитывая их, айнов, интересы. Ведь Япония, говорят они, присвоила себе наши земли, где мы когда-то жили. Так что, проводя раскопки, мы вполне можем столкнуться с интересным парадоксом: а имеют ли право Япония и Россия вообще делить между собой все эти земли? Ведь еще в XIX веке старожилы острова Сахалин говорили так: «Сахалин — земля айнов, японской земли на Сахалине нет».


А вот так выглядит этот доспех сзади. Очень редкий снимок, предоставленный автору администрацией музея


Есть в экспозиции музея и уникальная диорама — макет, изготовленный ссыльными каторжанами начала ХХ века, которая изображает знаменитый медвежий праздник айнов. Причем уникальность ее заключается прежде всего в материале, из которого она изготовлена. Это обыкновенный наш черный хлеб, который, кстати, является прекрасным материалов для лепки. Это и исторический памятник, и хорошая информация для размышления организаторам мелкого бизнеса. «Фигурки из хлеба по технологии русских каторжан с Сахалина начала ХХ века» — реклама хоть куда, не так ли? И тут можно делать целые наборы фигурок «Русская ярмарка, «Русская баня» и «Крестный ход», и все тех же айнов – «Точная копия диорамы начала ХХ века… из музея на Сахалине» и много-много чего еще в лучших традициях исконно русской культуры!




Курилец (скорее всего, именно айн). Государственный Русский музей. Скульптуры из серии «Народности России». Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, серебрение. 1780-1790-е гг. Автор моделей Жак-Доминик Рашетт. Фото Анастасии Тимофеевой


И теперь вот не только устные предания, но и вещественные доказательства подтверждают то, что айны в прошлом, причем в исторически не так уж и давнем, обитали и на Сахалине, и на многих Курильских островах.

P. S. Администрация сайта и лично автор материала благодарят дирекцию Сахалинского краеведческого музея за разрешение использовать их фотоматериалы

Картина дня

))}
Loading...
наверх