У простых обывателей, к каковым, собственно говоря, относится и ваш покорный слуга. В связи с крещением Руси, как правило, складывается отчасти одиозное мнение по этому вопросу. Мол, пришел там откуда-то князь Владимир, скинул пару идолов в Днепр и все киевляне с радостными возгласами бросились креститься. (С Новгородом и Добрыней там, правда, небольшая заминка вышла, ну уж, да, чего там…)
Однако же захотелось нам поподробней разобраться с этим вопросом. И для начала мы должны ответить на простой вопрос. Когда же, собственно говоря, появилось христианство на территории современной России?
О полумифическом пастырском посещении территории будущей России мы здесь говорить не будем. Так называемые серьезные историки подвергают этот факт серьезному сомнению, а мы постараемся здесь оперировать такими фактами, которые никаких сомнений вызывать не будут. Ни серьезных, ни несерьезных.
Климент I Римский – личность абсолютно реальная, историческая. В церковной традиции он считается третьим после ап. Петра римским епископом. Хорошо известно, что он был сослан в Крым. Все-таки, римляне не совсем зверями были, не всех христиан они распинали, отдавали на растерзание хищникам, сжигали и т.п. А Крым для Рима был тем же самым, что Колыма для Советского Союза. (Овидия, как мы помним, сослали чуть поближе к Риму, видимо, христиане считались для языческого Рима более опасными, чем языческий поэт… что, в общем-то, и верно). Из факта этой ссылки мы делаем элементарный вывод: колония первохристиан существовала в Крыму уже с I века н.э.
И если это так, а это так, ведь не был же Климент единственным из сосланных христиан, то мы можем смело предположить, что среди местных жителей развернулась проповедь заповедей Любви и Единаго Бога. Насколько широка была такая пропаганда не суть важно. Важно то, что Слово Божие на территории будущей России было проповедано уже со времен первохристиан, с I века н.э. Об этом нам говорят и археологические раскопки. В захоронениях уже Черняховской культуры археологи обнаруживают захоронения как языческого, так и христианского типа. А теперь посмотрим на, собственно, крещение Руси. И что нам дало крещение именно от Царьграда, т.е. в веру Православную.
Историю Православия в России мы начнем рассматривать с 860 года. Во-первых, к этому моменту русы уже самоопределились, как народ, а во-вторых, именно к этому году относится первое серьезное столкновение русов именно с Православием. В 860-ом году (а не в 866-ом, как ошибочно еще утверждают почти все учебники) русы под водительством Аскольда и Дира совершили набег на величайшую в то время‚ империю, и не только напали, но и заставили её содрогнуться. Только заступничество Божьей Матери спасло Константинополь от разорения. Император Михаил в это время воевал на юге империи с арабами, Константинополь был беззащитен, опасность была неожиданной, серьезной и реальной. И тут было явлено чудо: после службы патриарха Фотия и крестного хода с ризой Богородицы, разразился шторм и разметал ладьи нападающих. Город был спасен, а русы в замешательстве отступили. Можно как угодно относиться к этому происшествию – отрицать нельзя: тому слишком много свидетельств. Но вот какой вопрос напрашивается, что должно бы произойти, чтобы Наполеон отошел с Поклонной горы от Москвы, и не только отошел, но и принял бы Православие… и его армия приняла бы… еще и епископа на епархию в Париж пригласил бы? Невозможно, скажете Вы? Но произошло ведь! Аскольд и Дир отошли именно от беззащитного города. Отказались, надо сказать, от хорошей поживы. Мало того, Православие с большей частью дружины приняли и епископа себе попросили. (Каковой и прибыл в Киев на митрополию в 862 году, о. Михаил[1]. С этого момента мы и отмечаем государственность России, а не от призвания Рюрика, который к этому времени уже несколько лет сидел на княжении в Новгороде. Не совсем, правда, известно, в каком именно Новгороде. Во всяком случае, наш Новгород Великий был основан сто с лишком лет после смерти Рюрика. Т.е. история государства Российского начинается именно с религиозной кафедры, а не царского престола.) Так вот, как мы сейчас, с высоты всей нашей науки; и психологии, и какой угодно еще, можем объяснить этот феномен. Практически моментальное духовное преображение многих людей, и не просто людей, а грабителей, насильников и убийц (а кем еще была та банда язычников). Повторяюсь, свидетельства тому есть: «Потом набег россов (это скифское племя, необузданное и жестокое), которые опустошили ромейские земли, сам Понт Евксинский предали огню и оцепили город (Михаил в то время воевал с исмаилитами). Впрочем, насытившись гневом Божьим, они вернулись домой. Правивший тогда церковью Фотий молил Бога об этом. А вскоре прибыло от них посольство. Просили приобщить их божьему крещению. Что и произошло»[2]Таким был первый духовный опыт не человека только, но народа. В ответ на нападение Православная Церковь, в лице патриарха Фотия, преподнесла этому народу такие дары, что они и по сей день питают нас надеждой и любовью. Официальное крещение Руси, как известно, произошло значительно позже — в 988 году. Официальное крещение, также произошло вопреки всем политическим установкам, всем законам логики, вопреки всему, если хотите – чудесным образом. К тому времени на Руси сложилось два политических центра: достаточно христианизированный уже Киев и языческий Новгород. В Киеве сидит Ярополк, воспитанный в христианских традициях, окруженный христианами. В Новгороде – его брат Владимир, ведущий языческий образ жизни (и этим сказано все). Между этими центрами существуют политические трения (это уж по определению), первым удар наносит Новгород – Киев захвачен, Ярополк умерщвлен. Это произошло в 979 году, после – разгул язычества и антихристианской реакции. Установлен позолоченный идол Перуна, принесены жертвы: отец и сын, греки-христиане. Владимир на Киевском престоле и… И через восемь лет этот язычник, братоубийца и сластолюбец принимает крещение и подвигает к этому своих подданных. Ничего необычного здесь, вроде бы и нет, мало ли по каким причинам политик принимает, пусть даже и благословенное решение, на то он и политик. Но… после крещения Владимир, а теперь мы имеем право сказать: «Красно Солнышко», прожил еще 27 лет. И мы знаем, как он жил. Сделавшись христианином, Владимир стал настолько жалостливым к людям, что прекратил казнить и наказывать преступников, вследствие чего развелось множество воров и разбойников, которые заняли все дороги, так что одно время не было безопасного проезда и прохода в Киев. (Вспоминаете Соловья-разбойника?) Тогда сами епископы вопрошали: «Умножились разбойники, отчего не казнишь их?». «Боюсь греха»— ответил Владимир (это братоубийца-то прим. автора)[3].
Вот так, мы вправе сказать, чудесным образом (а я не упоминаю здесь о чуде, явленном Владимиру при крещении. Мы полагаем, каждый образованный русский человек знает об этом), вчерашний язычник своею волею и Божьим промыслом, приняв крещение от Византии, на многие века вперед определил для России тот особый путь, о котором и сказано немало, и говорится много-много. Значит, исходя из вышесказанного, если бы не было Владимира, этого революционера от религии, христианство, как более прогрессивное для того времени мировоззрение, все равно бы постепенно распространилось, а роль равноапостольного князя преувеличена и не слишком-то значительна, так? Нет, не так! Православие, ведь, это выбор именно Владимира а оно, в отличие от контргосударственного католичества, религия государственная, и именно государствообразующая. Этот тезис мы проиллюстрируем следующим примером: Польша и Россия в десятом веке находились на одинаковом уровне, во всяком случае, королю польскому Болеславу Храброму не зазорно было выдать свою дочь замуж за сына киевского князя Владимира. Польша в это время уже была католической, Русь – православной. Через пятьсот с небольшим лет Польша – эта верная славянская дочь католического Рима, была вынуждена избирать себе правителя. Она выбирала между представителями русской, австрийской и французской короны. Выбрала Генрих III Валуа (француза, понятно), но вот незадача, не просидев на польском престоле и года, Генрих сбегает от своего королевства, сбегает тайно, ночью (не правда ли, проглядывает психология любовника-ловеласа, попользовался и убежал?). После этого Польша опять выбирает себе короля из представителей австрийской, шведской, венгерской короны, были представители и от других царских домов. Условием для претендентов на польскую корону было: женитьба на королеве Анне Ягеллонке, пятидесяти четырех лет от роду (условие, явно не для продолжения династии). В результате кропотливо проведенной политической интриги (конечно же, с участием иезуитов) был найден консенсус в лице Стефана Батория. (На нашу – русскую – голову, надо сказать, найден). А в этом случае, чья психология проглядывает? И это государственность? Разве возможно было такое положение вещей в России, у нас, если и были выборы, то не монарха, а династии, причем только из своих, и выбрали из родственного предыдущей династии. И в подтверждение иного тезиса, хотелось бы привести выдержку из дневника поляка Мацкевича, времен первого из Романовых: «В беседах с москвитянами, наши, выхваляя свою вольность, советовали им соединиться с народом польским и также приобрести свободу. Но русские отвечали: «Вам дорога воля, нам — неволя. У вас не воля, а своеволие: правды искать — не сыскать. У нас по первой жалобе Царь творит суд и расправу. Если же сам Государь поступит, неправосудно, его власть; как Бог он карает и милует Нам же легче перенести обиду от Царя, чем от такого же, как сам»[4]. Отсутствие в государстве высшего объединяющего, если хотите, Богоподобного центра – это всегда путь, ведущий к раздору и распрям. В аспекте этого тезиса, можно сказать…
843 году был заключен Верденский договор о разделе Каролингской империи, которая к тому времени распространялась практически, на всю Европу. И с этого момента началась войны, внутренние войны, войны за передел рынков, передел границ и т.д. Так что, если судить по большому счету, передел этот был оформлен только в 1971 году, подписанием в Хельсинки соответствующего пакта. Но в свете последних событий (война в Югославии) эти договоренности повисли в воздухе. Более десяти веков раздора и распри… В России тоже был период раздора и распри, и начало этому положил Владимир, Владимир-язычник, но… не до такой же степени. В Европе во всё вмешивалась и повсюду интриговала Католическая Церковь, в России, во все времена существования России, был объединяющий фактор – Православие и Самодержавие. Как шутку с того света, можно привести цитату «Европейский мир, фактически лишенный внутреннего единства, был объединен христианством против общего внешнего врага, сарацин.
Единство западноевропейского мира, представлявшего группу народов, развитие которых совершалось в постоянном взаимодействии, это единство было осуществлено католицизмом»(К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., т.ХVI, ч.1, стр. 295). И тут же вспоминается: Столетняя война, Тридцатилетняя война… История Европы – это одна, всеобъемлющая «Мамаша Кураж» с небольшими перерывами на «Декамерон». Контргосударственная деятельность католицизма для России обернулась тем, что в настоящее время именуется Украина. Отпад ее от России предопределил еще Даниил Романович князь (а потом и король) Галицкий. (Этот факт требует отдельного, частного рассмотрения, и мы здесь этого не будем, хотя обратить на него внимание, считаем необходимым.) Другими словами, если бы не Православие, Народность и Самодержавие – эти краеугольные камни нашей государственности, то мы с полным основанием могли бы перенести историю Европу на территорию России, а это значит… Бесчисленные войны между Новгородом, Владимиром, Киевом, Казанью и – Бог его знает, какими еще инфантильными государственными образованиями – на протяжении всей нашей истории. Язык бы наш – русский – разделился на множество областных языков, как это произошло с языком украинским и белорусским. И житель Новгорода сейчас бы не понимал (или понимал бы с большим трудом) жителя Астрахани, Белгорода, не говоря уж о жителях, Иркутска, Хабаровска, Владивостока и т.д. И только в настоящее время, а может быть и через сто лет, ведь мы во всем отстаем от Европы примерно на век. Мы бы объединились в РЭС, у нас заседал бы Руссопарламент, валютой была бы руссо и пр. и пр.
Много лет назад произошло Великое переселение народов, впереди шли германские племена, они закрепились на территории от Бискайского залива и до Лабы; за ними шли славянские племена, они закрепились на территории от Лабы и до Дона. В Лету уже давно кануло это разделение на славянские и германские племена; славянская Лаба вот уже, сколько лет как немецкая Эльба. Историческое разделение произошло не по этнографическому, а по иному – духовно-религиозному признаку. Католическая (а впоследствии протестанско-католическая) Европа и православная Россия – вот тот определяющий водораздел, который обуславливал историю ее цивилизации на протяжении последнего тысячелетия. (Другим таким водоразделом для Европы был мусульманский арабский мир, но это тема не нашей работы). И эти водоразделы для Европы существуют и по сей день, достаточно в телевизор посмотреть…
ПРИЛОЖЕНИЕ
Здесь приведена моя переписка с представителями современной академической исторической науки. Из самой переписки, мне думается, понятен и повод моего обращения к данным структурам, и мотивация представителей этих структур, объясняющая, почему это наши высоколобые умы снизошли до простого грешного…
Уважаемый г-н С Балябин!
Направляем вложением ответ на Ваше обращение в адрес
Президента РФ Д.А.Медведева от 02.08.2011.
Всего наилучшего,
С.В.Журавлев, д.и.н.,
заместитель директора Института российской истории РАН
по научной работе.
Ответ г-ну С. Балябину
Уважаемый г-н С.Балябин! (к сожалению, Вы не сообщили Вашего имени и отчества).
Мы приветствуем Ваш неподдельный интерес к истории нашего Отечества, и желаем Вам успехов на данном поприще. В ответ на Ваши соображения, направленные по эл. почте в адрес Президента РФ Д.А.Медведева, сообщаем следующее:
Действительно, празднование юбилея российской государственности в 2012 г. основывается на дате 862 г. В этом году, согласно полностью сохранившемуся древнерусскому своду «Повести временных лет», восточнославянскими и финскими догосударственными общностями были призваны на княжение варяжские князья Рюрик, Синеус и Трувор с их «родом». Таким образом, это не чьё-то мнение, пусть даже «традиционное», а свидетельство важнейшего исторического источника. С другой стороны, эта дата, как и многие другие древнейшие даты ранней русской истории, является условной. Например, в Новгородской первой летописи младшего извода, в которой, по мнению многих учёных, отразился т.н. Начальный летописный свод, более древний, чем «Повесть временных лет», о призвании варягов говорится под 854 г. Связано это с тем, что сохранившиеся летописные свидетельства датируются гораздо более поздним временем, а именно: XI– началом XII вв. Тем не менее, несмотря на легендарный характер летописных повествований, сами факты появления в IX-X вв. в Восточной Европе варяжских предводителей с их дружинами, восхождение княжеской династии Рюриковичей к одному из таких предводителей, объединение под властью Рюриковичей ряда восточнославянских и финских общностей в единое государство Русь, у подавляющего большинства отечественных и зарубежных историков сомнений не вызывает. Более того, в настоящее время утвердилось оспаривавшееся ранее мнение об историчности личностей Рюрика, Синеуса и Трувора.
Помимо вышесказанного, возведение юбилея российской государственности к летописной дате 862 г. укоренено в отечественной традиции. Широко праздновалось в 1862 г. «1000-летие России». В честь юбилея был воздвигнут известный памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, в открытии которого принимал участие император Александр II.
Высказанная в Вашем обращении мысль о том, что «862 год – это год образования Киевской митрополии, в этот год прибыл в Киев св. Михаил – первый киевский митрополит», не находит подтверждения в исторических источниках. В начальном летописании киевский митрополит упоминается впервые лишь под 1039 г. Данные византийского перечня епископских кафедр (Notitia episcopatum) убедительно свидетельствуют о том, что Киевская митрополия была основана не ранее 970 г. и не позднее 997/8 г. Учитывая то, что крещение Руси совершилось в 988-990 гг., учреждение митрополии следует датировать временным промежутком между 990 и 997/8 гг., но, скорее всего, оно состоялось не ранее 996 и не позднее 997/8 гг. (подробнее с обоснованием этой датировки можно ознакомиться по трудам недавно умершего член-корреспондента РАН Я.Н. Щапова).
Упоминаемый Вами киевский митрополит Михаил, вероятнее всего, является личностью легендарной. Это имя появляется только в относительно поздних источниках, по-видимому, в результате ошибки: отождествления первого русского митрополита с византийским богословом Михаилом Синкеллом.
Таким образом, Рюрик, безусловно, имеет отношение к летописной дате 862 г., зафиксированной в Повести временных лет, а вот Киевская митрополия к ней отношения не имеет.
С уважением, Старший научный сотрудник
Центра по истории Древней Руси
Института российской истории РАН,
кандидат исторических наук П.В. Лукин
Уважаемый г-н П.В. Лукин
(к сожалению, Вы не сообщили Вашего имени и отчества). Прежде всего, позвольте выразить свое сочувствие: Вам, как Старшему научному сотруднику Центра по истории Древней Руси Института российской истории РАН, кандидату исторических наук, пришлось тратить свое время и некоторый творческий потенциал, чтобы высказать дилетанту-недоучке прописные школьные истины.
Со своей стороны, позвольте привести только две цитаты. «Потом набег россов (это скифское племя, необузданное и жестокое), которые опустошили ромейские земли, сам Понт Евксинский предали огню и оцепили город (Михаил в то время воевал с исмаилитами). Впрочем, насытившись гневом Божьим, они вернулись домой. Правивший тогда церковью Фотий молил Бога об этом. А вскоре прибыло от них посольство. Просили приобщить их божьему крещению. Что и произошло».»Продолжатель Феофана» изд-во «Наука» 1992 г. стр. 84).
Ибо не только этот народ переменил прежнее нечестие на веру во Христа, но и даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос — те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан, сами себя с любовью! поставив в положение подданных и гостеприимцев вместо недавнего против нас грабежа и великого дерзновения.
И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере, что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды. (из «Окружного послания патриарха Фотия»).
Все же остальные цитаты и доводы по принятию руссами епископа (а, следовательно, и установлению митрополии) Вы можете взять из книги А.В.Карташева «Очерки по истории русской церкви», гл. «Первое крещение руссов»).
Я не знаю доводов тов. член-корреспондента РАН Я.Н. Щапова (что позволительно, дилетанту-самоучке. Не правда ли.) Но доводы Антона Владимировича мне кажутся просто-напросто неопровержимыми.
Но, и это кроме того, вся логика исторического процесса (а исторические процессы тоже имеют свою логику, хотя и не всегда ясную и понятную нам), говорит нам о том, что после страшного нападения россов – племени, дотоле незнаемом – патр. Фотий – величайший государственный и церковный муж, миссионер – просто не мог не озадачиться направлением к этому племени миссии, естественно, как с государственными задачами, так и с религиозными.
Теперь, почему же 862 год? 860-й год – нападение россов на Константинополь (надеюсь, с этой датой Вы не будете спорить? см. доводы Иловайского Дмитрия Ивановича) и последующая просьба последних о их приобщению к православию.
860-861 гг. – III Константинопольский Собор. Естественно, столь важное событие, отодвинуло на второй план осуществление миссионерских планов. Они осуществились в следующем – 862 году.
И последнее, как Вы считаете, какая конкретная дата останется в памяти народной, установление впервые в истории народа митрополичьей кафедры или же появление на безграничных просторах еще одной разбойничьей шайки (ну, или воинской дружины – считайте, как хотите)? Разве не мог Нестор, почти что через III столетия приписать одну конкретную дату другому – темному в веках, однако же важному в деле государственного самосознания Руси – событию?
Ранее я высказал, предположение, что первым русским митрополитом был св.Михаил. Во-первых, это только предположение, которое основано на церковном предании. А, во-вторых, у меня (да и не только у меня) вызывают серьезные сомнения летописная датировка, особенно, касающаяся раннего периода нашей истории. Например, так называемый церковный устав Владимира I, который восходит к XII—XIII вв., согласно этому памятнику — митр. Михаил был современником и князя Владимира, и константинопольского патриарха Фотия. Что, согласитесь, нереально. Так что в данном вопросе историкам придется выбирать между церковной традицией и весьма сомнительной летописной хронологией. Почему бы не отдать пальму первенства традиции?
Да… и еще, меня очень удивляет, что Вы считаете Михаила – лицом легендарным, а какие-то непонятные «синеусы и труворы» вполне реальными персонажами истории. Ну, Вы же серьезный ученый…
А теперь, к чему, собственно, я затеял всю эту катавасию с перепиской. По моему глубокому убеждению, одной из основных целей всей исторической науки в целом является формирование обоснований для построения общенациональной идеологии. Не секрет, многие подобные идеологии обоснованы фактами легендарными, историческими допущениями, а иногда и красивой фальшью, но они существуют и прекрасно работают у множества народов мира.
После краха коммунистической идеологии, общенациональной для нас на протяжении некоторого времени, прошло 20 лет, что сделала в этом плане за все это время современная русская историческая наука? Как я увидел из Вашего письма, вы – историки – во многом еще стоите на позициях Карамзина, который дурно понял Нестора… что очень и очень огорчает!
Утверждение о том, что митрополия была утверждена в Киеве в 862 году. А примерно в это же время на славянских землях (конечно же, не в нашем Новгороде Великом, который был основан только в Х в.) появился Рорик (Рюрик), маркграф фрисландский, который по матери был славянином (эту версию вполне убедительно отстаивает, например, А.Л.Никитин «Основания русской истории»). Наталкивает нас на вывод, что, примерно, в одно и тоже время на юге образовался центр духовно-христианской идеологии, на севере же – центр телесно-государственной. И именно, когда язычник и государственник Владимир, завоевав Киев, восхитился православием и принял его в свое сердце (по преданию, в 988 году), тогда, собственно говоря, родилось такое уникальное государственное образование, как Россия. А уникальность ее в том, что идея «симфонии властей», которая в Византии была всего лишь рационально обоснована, в России является органичной, фундаментальной и жизнеутверждающей (согласитесь, по большому счету, эта идея действовала и в коммунистическом СССР, где ВКП(б), КПСС – духовно-коммунистический центр тесно взаимодействовал с Совнаркомом, позднее с Советом министров, а потом и Кабинетом министров – центром телесно-государственным).
Если бы не было христианизированного духовного Киева в конце IX века, то у нас в конце Х-го образовалось бы еще одно государство обычного европейского типа. И начало нашей государственности, во многом самобытной и уникальной, так и не понятой многими и многими положили патр. Фотий и св. Михаил в 862 году.
P.S. Великий Станиславский говорил: «Дилетанты спасут театр». Я думаю, это выражение справедливо отнести не только к театру, но и к некоторым другим видам человеческой деятельности. Не забывайте слова великолепного Шарапова: «Глаз у новичков незамылен…»
С уважением, Сергей Геннадьевич Балябин.
Уважаемый Сергей Геннадьевич!
Направляю Вам ответ на Ваше расширенное послание.
Хочется надеяться, что аргументы П.Лукина на сей раз
убедят Вас.
Всего наилучшего,
С.В.Журавлев,
д.и.н., заместитель директора ИРИ РАН
по научной работе
Ответ г-на Балябина на мои соображения по поводу его письма Президенту РФ Д.А.Медведеву состоит из двух элементов: 1) попыток обосновать свою точку зрения по поводу даты 862 г. и 2) замечаний по отдельным вопросам, которые имеют к обсуждаемой теме лишь косвенное отношение.
1. Так называемое «первое Крещение Руси» (IX в.) хорошо известно в историографии, и именно по тем византийским источникам, которые цитирует г-н Балябин. Однако неясно, прежде всего, о какой именно «Руси» идёт речь. Существуют предположения, высказывавшиеся многими историками, о том, что имелась в виду не днепровская (киевская), а какая-то другая – причерноморская «Русь». Другие исследователи (С. Франклин, Дж. Шепард, К. Цукерман) полагают, что крещён был созданный, по их мнению, норманнами т.н. «Русский каганат», который они локализуют на Северо-Западе, в р-не Ладоги. Но гораздо существеннее другое обстоятельство, на которое указывалось в моём предыдущем ответе, и которое никак не прокомментировал г-н Балябин. Речь в нем идёт отнюдь не о летописях, а о византийском же документе – перечне епископий (Notitiae episcopatuum ecclesiae Constantinopolitanae). В списке митрополий начала X в. русская митрополия не упоминается, а фигурирует она (кафедра «Росиа», ῆ ‘Ρωσία, ὁ ‘Ρωσίας) в перечне, который датируется концом XI в. В нём митрополии перечислены хронологически по времени учреждения. Митрополия Руси упомянута там под № 60. Митрополии Серры и Помпейуполиса, стоящие перед ней, упомянуты как митрополии 21 февраля 997 г., митрополия Алании (стоящая в перечне после Руси) возникла в 997/98 г. Это свидетельство и ряд косвенных данных заставляют предполагать, что киевская митрополия была учреждена не ранее 996 и не позднее 997/98 г.
Этот вопрос был рассмотрен в работах польского историка Анджея Поппе (см., например: Poppe A. Państwo i Kośćiół na Rusi w XI wieku. Warszawa, 1968), и его выводы в целом приняты современной наукой (в предыдущем ответе я ссылался на изложение этих выводов на русском языке в работе Я.Н. Щапова «Государство и Церковь в Древней Руси XI-XIII вв.» М., 1989). Очерки А.В. Карташёва, на которые ссылается г-н Балябин, не имеют никакого значения для решения данного вопроса.
Таким образом, если отправка некоего византийского епископа к какой-то «Руси» в IX в. и имела место, ничего конкретного сказать об этом нельзя (см об этом: Иванов С.А. Византийское миссионерство. Можно ли сделать из «варвара» христианина? М., 2003. С. 169-172). Но, главное, даже если бы какая-то епископия в Киеве в ΙΧ в. недолгое время и существовала, это не имело бы никакого отношения к призванию варягов во главе с Рюриком северными славянскими и финскими догосударственными общностями, что и является основой для предстоящего празднования юбилея российской государственности (об этом см. в моём предыдущем ответе).
2. Киевский митрополит Михаил действительно упоминается в церковном уставе Владимира, но лишь в некоторых его изводах. В других (Археографическом, Синодальном, Крестининском и др.) фигурирует митрополит Леон (Леонт, Леонтий), а в некоторых списках (например, Варсонофьевской редакции) киевский митрополит вообще не упоминается (см.: Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. М., 1976. С. 12-84). Какое имя стояло в архетипе (оригинале) Устава, неизвестно. Я.Н. Щапов, специально исследовавший Устав Владимира по многим спискам, предполагал, что в архетипе имя митрополита «вообще отсутствовало» (Щапов Я.Н. Княжеские уставы и Церковь в Древней Руси. М., 1972. С. 115). А. Поппе обосновал гипотезу о том, что первым киевским митрополитом был Феофилакт, переведённый византийским императором Василием II из митрополии в Севастии (Poppe A. The Original Status of the Old Russian Church // Poppe A. The Rise of Christian Russia. London, 1982. # 3. P. 26-35). Предания и традиции, даже самые почтенные, в качестве научных аргументов рассматриваться не могут, и анализировать надо не их, а имеющиеся источники.
Что касается Синеуса и Трувора, то по их поводу основополагающей работой является статья немецкого учёного Готфрида Шрамма. Процитирую его вывод: «Имена Рюрик, Синеус и Трувор отражают – как и имена безусловно исторических князей Олега и Игоря – древнешведские именные формы в том виде, в котором они были возможны лишь в IX веке и недолго могли сохраняться после 900 г. Они были восприняты восточными славянами на том уровне их языкового развития, которое было древнее зафиксированного письменными данными с 1056/1057 г.»[5] (Schramm G. Die erste Generation der altrussischen Fürstendynastie. Philologische Argumente für die Historizität von Rjurik und seinen Brüdern // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. 1980. Bd. 28. Heft 3. S. 329). Таким образом, Рюрик, Синеус и Трувор вполне могли быть историческими персонажами, жившими именно в IX в. Для того, чтобы спорить с этим, нужно опровергнуть аргументы лингвистического характера, приведённые Г. Шраммом.
Никаких данных в достоверных источниках о матери Рюрика, тем более о её славянском (и вообще каком бы то ни было) происхождении, — нет. Неизвестно даже, кем он был. Отождествление его с Рериком Фрисландским – лишь одна из гипотез, причем не разделяемая большинством учёных.
Утверждение о том, что Россия «родилась» в X в., неточно. Термин «Россия» (в собственно русских источниках) – поздний, к древней Руси он отношения не имеет. В Χ в. существовало государство «Русь» (не Россия!), историческими преемниками которого являются Россия, Украина и Белоруссия.
Все остальные рассуждения г-на Балябина (о симфонии властей, коммунистической и общенациональной идеологии, роли дилетантизма в науке и т.д.) относятся к сфере публицистики, а к науке ни малейшего касательства не имеют.
Хотел бы подчеркнуть, что без ознакомления г-на Балябина с актуальным состоянием научного изучения проблемы дальнейшая дискуссия не имеет смысла.
Старший научный сотрудник Института российской истории РАН,
кандидат исторических наук Павел Владимирович Лукин
12 сентября 2011 г.
Уважаемый С.В.Журавлев, доводы Старшего научного сотрудника Института российской истории РАНа, кандидата исторических наук Павла Владимировича Лукина меня ни в чем не убеждают. Кстати, прошу прощения за долгий ответ: был в запое – ну, Вы, может быть, и понимаете… Я говорил не о фактах, а об интерпретациях их. К примеру, для Вас события 1853 — 1856 годов – это поражение отсталой имперской России. Для меня же – это отражение всеевропейской агрессии. Героическое и во многом (Санкт-Петербург и Владивосток) удачное. Для примера я могу привести дискуссию, которая развернулась на страницах журнала «Родина» в начале нашего века. Там один дилетант, такой же, как и я, доказывал с цифрами и логическими выводами на руках, что Россия при продолжении русско-японской войны неминуемо победила бы. Ответ д.и.н. звучал же так: факты взяты из интернета – потому необоснованны, а все генералы после 1814 года – бездари и глупцы, потому мы и проиграли эту войну. Согласитесь, любой здравомыслящий человек будет стоять на позициях дилетанта, а не д.и.н.
Я же пытался довести до всех вас мысль, что темы, вроде, иностранцы в России в 1920-1930 годах[6] — это слишком мелкие темы для научной работы, а надо мыслить шире – это во-первых. А, во-вторых, любые… повторяюсь, любые факты отечественной истории трактовать необходимо не в пользу всяких там разных всеевропийских-полуазиатских-американских коалиций, а в пользу России. Ну не уж-то вас, козлов академических, ничему не учит академический опыт историков Франции, Англии, Америки и др. И пока вы всего этого не поймете, всем вам – грош цена…
С коммунистическим приветом, Сергей Геннадьевич Балябин.
Уважаемый Сергей Балябин!
Оставаться при своем мнении — это Ваше право.
Наша же обязанность — дать Вам аргументированный ответ на основе современных достоверных
научных данных. Что мы и сделали. Надеюсь, в этом смысле у Вас нет претензий.
Поскольку новых весомых аргументов в вашем письме нет,
полагаем возможным прекратить
данную переписку.
Оскорбительные слова оставляю на Вашей совести.
Всего наилучшего, Ваш С.В.Журавлев,
д.и.н., заместитель директора
ИРИ РАН по научной работе
И вот, после этого моего небольшого опыта общения с представителями современной академической исторической науки, что называется, «Я ему про Фому, он мне пре Ерёму», я выдвигаю какую-никакую историческую гипотезу, стараюсь дать ей пусть и неумелое, и робкое обоснование, а меня посылают к… Шрамму и Щапову. Я очень даже отчетливо понял, почему это Лев Николаевич Гумилев относился к таковым вот представителям с… – как бы это помягче сказать – со сдержанным пренебрежением.
[1] См. приложение
[2] “Продолжатель Феофана” изд-во ‘Наука” 1992 г. стр. 84
[3] А.Нечволодов «Сказания о земле Русской»
[4] А.Нечволодов «Сказания о земле Русской»
[5] Видимо г-н Шрамм разговаривал с восточными славянами задолго до 1056/1057 г., когда эти имена были зафиксированы письменными данными. Хи-хи!!!
[6] Это реальная тема кандидатской диссертации г-на Журавлева