Свежие комментарии

  • Михаил Бутов
    Gerry Embleton - известный в Европе иллюстратор и реконструктор военного костюма разных времён и народов. Он хорошо с...Армии волжских бо...
  • Алексей Андреевич
    нарисовали и нарисовалиАрмии волжских бо...
  • Никифор
    Спасибо! Упоминаний совсем чуть...Наших вестей о том прошлом гораздо больше..Описание Новгород...

Бронзовый век - далёкий и близкий.

 

Бронзовый век - далёкий и близкий.В Историческом Музее сейчас открыта выставка "Бронзовый век. Европа без границ". Кроме музейных экспонатов, там можно ознакомиться с научными статьями и посмотреть видеофильмы. Кое-что особенно удивившее автора этой статьи будет представлено читателю.

Прежде всего это спиральные браслеты из богатых погребений 2-го тысячелетия до н.э.:

Длинный браслет. Бронза. Венгрия. МДПИ. Кат.146.2;

Два браслета. Медь. Германия, Ридль. МДПИ. Кат.149.2;

Украшения для ног. Венгрия, Будапешт. МДПИ. Кат.147.1.

   Бронзовый век - далёкий и близкий. 

 

Имеются браслеты из золота:

Германия, Эггштедт. ГМИИ. Кат.223.3

И прочие подобные украшения:

Чехия, Светец. ГМИИ. Кат.139.1-4.

  Бронзовый век - далёкий и близкий. 

 

Носили спиральные украшения и на Северном Кавказе, и в Сванетии:

Бронза. Россия, Владикавказский округ Терской области, Верхний Кобан. ГИМ. Кат.306.15;

Бронза. Грузия, Сванетия, Лухвано. ГЭ. Кат.311.2. 

  Бронзовый век - далёкий и близкий.  

 

На фото, в верхней части можно заметить гигинтские булавки (к сожалению, не целиком вошли в кадр). Их длина вместе с головкой не менее 80 см. Кто их носил и зачем, автору статьи выяснить не удалось. То ли знатные люди в качестве парадной формы, то ли древние великаны. Возможно, первые - в подражание вторым, известным по легендам, например - о Нартах.

 

Спирали, как сакральный символ, были широко распространены по просторам Евразии, ещё с неолита - от русского севера ("лабиринты" Белого моря) до Запада (Старчево-Кришская и Линейно-ленточная керамика 7-5 тысячелетий до н.э.) и до Дальнего Востока (керамика Вознесенской культуры). В южных странах континента, от Ближнего Востока до Каракум, Ирана и Афганистана, изображение спиралей не было характерно. Там в древности увлекались геометрическим орнаментом на керамике и любили рисовать кресты. Глиняные крестики изготавливались на Украине, когда там господствовала Трипольская культура:

  Бронзовый век - далёкий и близкий.

 

Но это так, к слову. Самое удивительное, что спиральный браслет, точь-в-точь как венгерский, отчётливо виден на хрестоматийной статуэтке из Мохенджо-Даро:

   Бронзовый век - далёкий и близкий.

 

На другой руке - тоже, короткий. Вот это пусть объяснят сторонники "дравидийской" принадлежности цивилизации Мохенджо-Даро - Хараппы.

Но кто эта женщина, и почему она в обнажённом виде? Судя по европейским захоронениям бронзового века, такие браслеты носили служительницы культа. В учебниках эта древняя индуска названа "танцовщицей". А вот в Европе в религиозных церемониях принимали участие... акробатки! Правда, не совсем обнажённые, а в коротеньких юбочках. Об этом свидетельствует бронзовая статуэтка из Дании (ок.800 г. до н.э.) и найденная в Дании же, в гробу из ствола дуба, аналогичная юбочка. Судя по креплению статуэтки, она находилась на деревянной модели корабля, какие тоже встречаются среди находок:

   Бронзовый век - далёкий и близкий.

 

Ритуальные действа на кораблях изображены на наскальных рисунках в Швеции, в провинции Бохуслен. Именно во время таких обрядов там, под жутковатые звуки древней трубы - лура, танцевали мужчины в воинском облачении, в рогатых шлемах, а женщины - на нарисованных деревьях. И прыгали в сальто-мортале акробаты, вероятно, с какого-то подобия трамплина или с подкидной доски:

   Бронзовый век - далёкий и близкий. 

  Бронзовый век - далёкий и близкий.

 

Думаю, что этим сальто они изображали путь Солнца (или Луны) вокруг Земли. Бродячие акробаты - одна из древнейших европейских профессий, давшая начало современному цирку.

Кстати сказать, рисунки эти, как и рогатый шлем на бронзовой мужской фигурке (фото выше), доказывают несостоятельность критики в адрес Велесовой Книги,  что де в ней готы изображаются с рогами, а этого "не могло быть". И кроме сих артефактов есть масса свидетельств ношения древними рогов... Но о рогах как-нибудь в другой раз.

Характер воинских танцев, исходя из наскальных рисунков, учёные определяют, как притоптывание и похлопывание себя по голеням или по голенищам сапог - аналогично Баварскому народному танцу. Впрочем, похлопывание по сапогам характерно и для русских плясок с "коленцами".

Раз уж мы заговорили о воинах, уместно обратить внимание на обычай, распространённый ещё в бронзовом веке: захоронение оружия (главным образом - мечей) в процессе ритуального действа, в труднодоступных местах - в реках, озёрах, болотах. Такие клады обнаружены в Штёльне и Шпандау. Не вспоминаются ли тут наши мечи-кладенцы и знаменитый Эскалибур - меч короля Артура?

Вот мечи из таких кладов:  

   Бронзовый век - далёкий и близкий. 

 

И наконец - о загадочной эмблеме Николая Рериха - о "Знамени мира",  то есть о трёх кружкАх, заключённых в один большой. На выставке представлены три таких "знамени" из золота, изготовленные в период 4200-4000 лет до н.э. Названы они "дисками-подвесками". Происходят из Венгрии и Хорватии. Были в Национальном Музее Будапешта, в Берлинском Музее Предистории, в Земельном Музее Штутгарта, и сейчас принадлежат ГМИИ. Вот уж действительно, переходящее "знамя мира"!

(Фото не удалось вставить сюда: виноват Майкрософт. Но оно получилось в самом начале статьи, три золотых диска на голубом фоне).

Версий о смысле этих изображений множество, и все философские. Но обратим внимание на нижний диск: от одного из кружков - причём они здесь имеют углубление внутри (так можно изобразить глаза и рот), - отходят вниз линии, напоминающие... усы! Но если это лицо, то почему нет носа? А потому, что это не человеческое лицо, а морда зверя, у которого ноздри и пасть находятся на единой выпуклости. И морда круглая. Это большая кошка - леопард! Та же самая, что стала Египетским Сфинксом в Гизе. Та же, которую обожали на Ближнем и Среднем Востоке, которая явилась Мцыри для проверки его на годность стать взрослым мужчиной, "то был пустыни вечный гость - могучий барс..." Царь зверей огромного региона - РЕКС, РАС, РУСС, от которого получили своё название расены-этруски, русколаны-роксоланы и руссы. 

   

Картина дня

наверх