Свежие комментарии

  • Михаил Ачаев
    Не было тогда всемирной китайской фабрики, всё стоило дорого.Сколько будет сто...
  • Никифор
    А если бы ледяной щит закрыл бы переход то к прибытию Колумба в Новом свете могло и не быть людей..Про океанцев держа...Заселение Северно...
  • Никифор
    https://www.youtube.com/watch?v=SMNvqYhnckg РС 239 Заселение Северной Евразии Сергей Васильев в «Родине слонов»Заселение Северно...

Возможности по пресечению сепаратизма республик заложенные в Конституции СССР 1977 года.

Возможности по пресечению сепаратизма республик заложенные в Конституции СССР 1977 года.

При чтении Конституции СССР 1977 года видишь, что союзная власть имела массу возможностей пресечь сепаратизм республик. Это к вопросу о том, в чем конкретная вина горбачевской команды. Если бы она исполняла свои функции, то распада СССР не должно было быть. Правовые рычаги влияния союзной власти были следующими:
1) Закон СССР имел преимущество относительно законов союзных республик (ст. 74). Поэтому любой «не тот» закон можно было "перебить" союзным законом
2) Говорилось, что в стране сложилась новая историческая общность «советский народ» (введение и ст. 70)
3) Совет Министров СССР мог приостановить решение Совмина республики (ст. 134)
4) По Конституции республиканские органы власти обязаны были «проводить в жизнь» решения союзных органов власти (ст. 77). Если они этого не делали, то нарушали закон
5) Союзная власть по перечню своих полномочий устанавливала «общие начала» организации и деятельности республиканской власти (ст. 73). Поэтому создание любого несанкционированного органа в республике не было возможно, как и изменение властных функций прежних органов
6) Союзная власть осуществляла (ст. 73) контроль цен, оплаты труда, определяла поступление доходов в государственный бюджет (а республиканский бюджет — часть государственного).


7) Как известно, существовали предприятия союзного подчинения (подразделение 1), но и предприятия союзно-республиканского подчинения (подразделение 2) могли управляться непосредственно союзной властью. Предприятия - это главные плательщики налогов в бюджет. Чем больше предприятий в республиканском подчинении, тем сильнее опасность сепаратизма. Порядок передачи предприятий из республиканского подчинения в союзное определялся Президиумом Верховного Совета СССР (ст. 135).
Конечно, помогала партийная система. Все первые секретари республик входили в Политбюро или ЦК. Если что не так, выведут. Поэтому борьба против власти КПСС — борьба против централизма. Не важно в данном случае, что КПСС деградировала.
Таким образом, Конституция 1977 даже усиливала централизаторские тенденции и укрепляла союзную власть. Фактически — при исполнении союзной властью своих функций — реальное отделение республик было исключено. СССР распался потому, что власти СССР преступно не исполнили своих функций. Конституция 1936 давала республикам больше возможностей. Однако до распада СССР не дошло. Почему же пришлось укреплять союзную власть в 1977 правовым образом? А дело исключительно в экономике. Перераспределение предприятий к республикам дало им реальную власть. Отсюда и сепаратизм.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх