Кузнечное дело в городах древней Руси.

 

Кованые железные ключи от навесных замков. Новгород. XII—XIII вв. ГИМ.

Кованые железные ключи от навесных замков. Новгород. XII—XIII вв. ГИМ.

В городах древней Руси мастерские отличались от обычных построек тем, что печь рас­полагалась не в углу, а посередине (в них находят отходы производства, полуфабрикаты, иногда инструмент). Одним из наиболее уважаемых и рано выделившихся ремёсел было железоделательное. Домницы, где плавили железо, выноси­лись за черту города, что обусловливалось не только проти­вопожарными мерами, но и близостью сырья: для получе­ния железа использовались поверхностные залежи болотных и луговых руд. В городских стенах стояли главным образом кузнечные мастерские. Кузнецам железо поступало в виде криц (полуфабрикатов). Для получения чистого металла их проковывали. Разнообразие изделий из чёрного металла чрезвычайно велико — от простейших гвоздей и скоб до сложного вооружения.

Средневековым кузнецам было знакомо несколько сортов стали, получаемых многократной кузнечной проковкой или выдер­живанием (томлением) в глиняном сосуде в горне. Инстру­ментарий кузнеца отличался рациональностью — формы этих вещей не изменились и ныне. Всевозможные виды кузнечной продукции требовали знаний и применения разнообразных технологий обработки. Причём в каждой земле использовались свои приёмы. Так, на севере Руси до сере­дины XII в. существовала трудоёмкая чересполосная сварка стали и железа, что позволяло создавать самозатачивающи­еся лезвия. Позже техника упростилась до наварки стальной полосы на железную основу. Востребованность кузнечной продукции и развитие мастерства в XII в. привели к выде­лению разных кузнечных специальностей в среде городских ремесленников. По письменным источникам известны брон­ники (оружейники), ножевщики, замочники и другие.

Подвеска из свинцово-оловянистого сплава. Новгород. X — вторая половина XII в. ГИМ.

Подвеска из свинцово-оловянистого сплава. Новгород. X — вторая половина XII в. ГИМ.

Изделия русских кузнецов ценилась и в иных странах. Не слу­чайно в Прибалтике, Чехии, на Балканах находят обычные предметы, такие, как навесные замки и ключи, сработан­ные на Руси. Замок мастерили так: в корпус цилиндриче­ской формы вставлялась пружина, представлявшая собой одну-две тонкие пластины, напаянные на стержень. Второй конец стержня пружины закреплялся в малом цилиндре, соединявшемся с первой пластиной. В нижней части боль­шого цилиндра находилось ключевое отверстие. Что может быть проще? Но достаточно изменить толщину или коли­чество пластин в пружине — и нужен другой ключ. То есть каждый замок и ключ к нему были единичны. Неудиви­тельно, что замочники рано выделились в отдельную спе­циальность, ведь замок имел от 35 до 42 деталей, соби­равшихся при помощи пайки. Корпус замка, как правило, украшался накладными деталями из медных сплавов или целиком покрывался цветным металлом.

Флакон для мирры, выкованный из белого металла. Новгород. Рубеж XII—XIII вв. ГИМ.

Флакон для мирры, выкованный из белого металла. Новгород. Рубеж XII—XIII вв. ГИМ.

Цветные металлы использовались довольно широко, и способы их обработки были обычными: литьё, ковка, штамповка, тиснение, чеканка. Сырьё или привозили, часто издалека (Скандинавия, Венгрия), или нередко выплавляли из ста­рых либо поломанных вещей. Изделия ремесленников из цветных металлов пользовались большим спросом: разнооб­разные женские украшения, детали костюма и аксессуары, предметы культа и церковная утварь, весовые гирьки, кис­тени и булавы для воинов. К середине XII в. наряду с дру­гими технологиями изобрели литьё в имитационные формы, позволявшее воспроизводить сложные ювелирные изделия из дешёвого свинцово-оловянистого сплава. Такое литьё «навыплеск» — заливаемый в форму металл застывал на её стенках тонким слоем, а излишки выплёскивались наружу — позволяло получать пустотелые лёгкие украшения, причём сберегался редкий металл.

Каменные литейные формочки для отливки браслетов с подписью ювелира «Макъснмовъ» («Максим»). Найдены в слое пожара, связанного с гибелью города. Серенск (Калужская область). 1238 г. ГИМ.

Каменные литейные формочки для отливки браслетов с подписью ювелира «Макъснмовъ» («Максим»). Найдены в слое пожара, связанного с гибелью города. Серенск (Калужская область). 1238 г. ГИМ.

«Кузнецы меди» делали в XII—XIII вв. украшения и для горожанок, и для жительниц округи. Они же изготов­ляли и предметы культа: кресты-тельники и энколпионы, церковное убранство и утварь. Одним из наиболее впечатляющих образцов таких изделий являются арки из церкви городища Вщиж (в XII—XIII вв. то был настоящий город, его развалины обнаружили в конце XIX в. на тер­ритории Брянской области). Они отлиты в технике вос­ковой модели, то есть с потерей формы. Ажурный ременной орнамент разделён овалами с изображениями геральдических птиц. Эти арки ценны не только изяществом исполнения, но прежде всего подписью мастера, еде ланной при отливке: «Господи, помози рабу своему Константину». Это редчай­ший случай, поскольку почти всё сред­невековое искусство анонимно. Среди нескольких десятков эпиграфических памятников найдены единицы имён мастеров. Чаще всего они встре­чаются на церковных предметах. Исключением стал ювелир по имени Максим, пометивший свои литейные формы, одна из которых найдена в Киеве, а вторая в центре металлургов — Серенске (город был сожжён во время монголо-татарского нашествия; ныне на его месте стоит одноимённая деревня в Калужской области).

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб