О жутком состоянии путей сообщения в России начала ХХ в

О жутком состоянии путей сообщения в России начала ХХ в

Уверен, мы найдём – где же пряталось «русское экономическое чудо» начала ХХ века.

В прошлый раз мы остановились на печальном положении образования в Российской Империи в сравнении с передовыми странами Запада. До этого ознакомились с тяжёлым освоением нового вида связи пространств – телефонии. Продолжим исследование почвы, которая была в наличии для произрастания российской промышленности и сельского хозяйства. А так же для сохранения в новых условиях России как независимого, целостного государства.

Пути сообщения.

Из статьи «Итоги экономического развития» профессора И.Х. Озерова в 6-м томе издания «Три века России от смуты до нашего времени» 1913 года, выпущенного к 300-летию дома Романовых. Стр. 374-375.

Автор исследования с горечью отмечает:

«Итак, с точки зрения народного образования условия у нас неблагоприятны для развития промышленности и правильной постановки сельского хозяйства.

Чтобы использовать естественные богатства, нужны пути сообщения; опять и с этой стороны Россия стоит неблагополучно: если на 1000 кв. километров пространства (данные 1903 г.) в Бельгии приходится 155,5 километров жел. дорог, в Великобритании – 114,8, в Германии – 102,1, в Японии – 20,3, то в России только – 9,3».

В относительных цифрах: мы отставали от Бельгии — не лидера западного экономического лидера — отставали в 17 раз, от Англии – в 12 раз, от Японии – в 2 раза. Не стоит и говорить, что состояние ж/д сообщения играло огромную роль в экономике начала ХХ века. Отстутсвие связности пространств обессмысливает всю экономику – товарный обмен распространяется только на связанные с собой пространства. В маленьких, изолированных пространствах достаточно натурального обмена. Нехватка путей сообщения во время войны компенсируется количеством безвозвратных потерь. Читаем далее:

«Точно так же мы очень плохо оборудованы и шоссейными путями сообщениями.
Наши водные поути находятся в забросе.

Как мало обращалось внимания на наши водные пути, видно из того, что за 50-летний промежуток времени на все работы, произведенные по всей водной сети, израсходовано лишь около 80 миллион. р., тогда как на железные дороги затрачено около 6 миллиардов (Чубпинский, «Водные пути России и отношение к ним порайонных комитетов по урегулированию массовых перевозок грузов»), а, между тем, по имеющимся данным последней переписи речного флота, в настоящее время по рекам Российской империи плавает более 3600 параходов и не менее 25 000 непаровых судов с общей подъемной силой до 800 000 тыс. п. По своей вместимости речной флот России поднимает более всего флота Великобритании и стоит на первом месте среди всех государств мира. Он превышает почти в 3 раза вместимовсть всего подвижного состава всех российских железных дорого (там же)».

Цитируя частями данный текст о водных путях, можно сделать вывод о превосходстве Российской империи в области водных путей над всем миром. По крайней мере, над Англией. Но это, только если не анализировать всё сообщение, из которого следует, что при самой большой протяжённости речных путей, самом большом в мире тоннаже речного флота в мире, – на его содержание тратятся мизерные средства. Почему мизерные? – потому, что на водные сообщения тратится средств в 75 раз меньше, чем на ж/д сообщения. Которые сами ниже порога, необходимого для экономического развития и территориальной целостности России.

О жутком состоянии путей сообщения в России начала ХХ вО жутком состоянии путей сообщения в России начала ХХ в
из «Озеров. Атлас диаграмм по экономическим вопросам. Выпуск VI. Наши задержанные потребности»

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб