Русский национализм глазами американских учёных

Русский национализм глазами американских учёных

Американские советологи ещё в 1950-80-е годы классифицировали русский национализм. Их оказалось три: диссидентский (нацдемы), евразийский и фашистский – последние два властные, и включаются в зависимости от ситуации. Родителем же русского национализма является Сталин.

«Русская весна» обострила отношения в лагере русских националистов. Он разделился минимум на две части – националистов, называющих себя приверженцами «европейских ценностей» и поддержавших новую власть на Украине, и имперцев, призывающих к созданию «уникального русского мiра», замешанного на евразийских ценностях. Оба лагеря пытались и идеологически обосновать свой выбор, что в очередной раз привело к «изобретению велосипеда», так как основные постулаты русского национализма были понятны уже полвека назад. В частности, американская историческая и политологическая школа ещё в 1950-е годы сформулировала, что из себя представляет это движение в России – и с тех пор практика только подтверждала эти тезисы учёных.

Пионером в разработке русского национализма был видный американский советолог, профессор Колумбийского и Йельского университетов Ф. Баргхорн, написавший монографию о явлении, озаглавленном им «советский русский национализм». По его мнению, данный феномен не был идентичен ни российскому национализму в традиционном формате, ни более ранней версии советского патриотизма. Ростки русского национализма, по мнению Фредерика Баргхора, можно было наблюдать в русификаторской политике советского государства в 1940-е — начале 1950-х годов. В целом именно он автор во многом заложил традицию, присущую многим американским авторам, согласно которой именно Сталин был творцом русского национализма.

Следующим теорию русского национализма развил Джон Данлоп. По его мнению, русская националистическая идеология начала развиваться под влиянием трёх факторов. Первый из них прямо проистекал из политики десталинизации, приведшей к жёсткому удару по гегемонии марксизма. Второй был обусловлен проводившейся кампанией гонения на Русскую православную церковь, сопровождавшейся активным сносом храмов и других памятников русской архитектуры. Третий фактор был связан с появлением в РСФСР институтов, имевших республиканское значение и уже существовавших в других союзных республиках (имеются в виду Бюро по РСФСР при ЦК КПСС, Совета министров РСФСР и газеты «Советская Россия»). Указанные обстоятельства способствовали, во-первых, подъёму русского национального самосознания и, во вторую уже очередь, создавали условия для возможностей сплачивания адептов русского национализма.

Также Данлоп выделил две разновидности русского национализма — диссидентский и официальный. Они же соотносились, по его мнению, с русским возрождением (либеральный национализм – находившийся в оппозиции режиму) и национал-большевизмом (официальная русская идеология режима).Главные различия между последними он усматривал в отношениях к православию и марксизму-ленинизму, различном подходе к проблемам военно-промышленного и городского развития.

Долгие годы изучением русского национализма занимались политологи Энтони Джеймс Грегор и Уолтер Лакёр. Результатом исследовательской деятельности первого стало большое количество работ, среди которых следует выделить монографию «Феникс: Фашизм в наше время», а также статьи «Фашизм и новый русский национализм». Грегор был склонен отождествлять русский национализм с фашизмом. В фашисты Э. Д. Грегор зачислял, к примеру, Льва Гумилёва, причём указывая, что этот советский учёный являлся видным вдохновителем фашистских взглядов в России (которые позже новые власти сделали частью своей идеологии евразийства).

Русский национализм глазами американских учёных

Уолтер Лакёр с самого начала своей научной деятельности занимался изучением проблем национализма. Первая его работа, посвящённая указанному феномену в России и СССР, вышла в 1965 году и именовалась «Russia and Germany: A Century of Conflic». Данная монография посвящена влиянию русской дореволюционной правой мысли на теорию и практику немецкого национал-социализма. Подчёркивается большая роль «Протоколов сионских мудрецов» в формировании мировоззрения лидеров NSDAP, а затем и гитлеровской Германии. Автором также упомянуто немало фамилий эмигрантов из России, лично знакомых с представителями верхушки Третьего рейха (включая Гитлера) и оказывавшими на них влияние (Розенберг, Шейбнер-Рихтер, Бискупский, Марков и др).

Главный же вывод У. Лакёра заключался в следующем: в России есть национал-социалистические традиции и имеется почва для функционирования политического движения данной ориентации. Кроме того, наличествует также политическая мифология, обосновывающая идею о том, что евреи являются врагами России, а задача русского патриота — противостоять еврейскому заговору против страны. Кроме того, У. Лакёр придерживался мнения о наличии в СССР очень сильной политической группировки, ориентированной на русский национализм. Позже, в 1980-е, эти фашистско-евразийские теории были ещё и дополнены неозяычеством и оккультизмом.

О проявлениях русского национализма в интеллектуальной жизни СССР и России писал американский исследователь Д. Ранкур-Лаферьер. Наиболее значимая его работа, посвящённая этому феномену, называется «Русский национализм в междисциплинарной перспективе: Воображая Россию». Ранкур-Лаферьер, базируясь на концепции Э.Геллнера, сделал вывод о том, что русские являются молодой нацией, но могут стать в будущем зрелой политической нацией.

Ещё один вид русского национализма выделял историк, канадец украинского происхождения Д. Поспеловский – ситуативный, характерный для политических низов страны. Его главный тезис — всплеск русского национализма объясняется фактом демографического спада у славян при одновременном демографическом подъёме у мусульман, и политикой руководства страны, направленной на смешение народов.

Русский национализм глазами американских учёных

Таким, образом, если суммировать представления американского академического мира о русском национализме, можно выделить главные тезисы:

1)Русский национализм родился при позднем Сталине.

2)Диссидентский национализм близок к европейской версии национализма.

3)Официальный русский национализм бывает двух видов – имперско-евразийский и фашистский. Каждый из них включается властями в зависимости от повестки во внутренней и внешней политике.

4)Низовой национализм замешан почти исключительно на мигрантофобии и не представляет самостоятельной силы.

5)Русские – молодая нация, и пока нет ясности, какой вид национализма (диссидентский, евразийский и фашистский) сможет победить в будущем.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб