Обряды и поверья западных славян связанные с кладами.

Фрагмент из книги Громанна Й. В. «Языческие обряды и поверья западных славян».

В Чехии едва ли найдется область, с которой не была бы связана хоть какая-нибудь фантазия о кладах, скрытых под земной поверхностью. Старинные города, запустевшие монастыри, небезопасные и бездонные водоемы и перекрестки обычно считались типичными местами, где клады будто бы могут находиться. Miscellanea Бальбина сообщает о значительном почитании таких мест. В его время также существовала вера в клады, зарытые под землей. Иезуиты жадно занимались поиском кладов и с удовольствием распространяли знания, посвященные тайному умению поиска (кладов). От них, несомненно, происходит такая бесценная книга, как моравская «Молитва к святому Христофору» или чешская «Молитва к святой Короне»(Litame ke sv. Korone), которые до нашего времени радуют Многих читателей.
Обряды и поверья западных славян связанные с кладами.
Поверья и предания о кладах в Чехии не обнаруживают никакой особенной оригинальности. В них мы находим совершенно такие же черты, как и в подобных немецких поверьях и преданиях. В определенный час около Пасхи будто бы отпираются места, где укрыты клады, либо в эту пору клады обнаруживают себя жгучим синеватым жаром, выходящим из земли (ср.: Schwartz, Der heutige Volksglaube und das alte Heidentum, s. 119). Эти клады сторожит черный пес, белая дева или змеи. Любопытны предания, в которых клад имеет облик теленка, коня или цветка. Приведем здесь несколько примеров. В Вербное воскресенье в Старых Буках (округ Трутнов) показывается клад. Ежегодно из Рима приходит мужчина, который находит там еловую шишку из золота и затем исчезает (К. Шиллер, староста Старых Бухов).

На перекрестках бывают закопаны клады, которые сторожит черный или огненный пес, разрывающий каждого, у кого нет в руках вещи, необходимой для получения клада (Casop. 1853, к 470).

Кто найдет клад, в течение года умрет. Если же хочет избежать смерти, то должен яму, в которой был клад, тщательно закопать, либо ежегодно возводить новую постройку или хотя бы что-то изменять в старом доме (Casop. 1855, s. 49).

К местам, где находятся клады, относится и дно глубоких вод, например, озер, прудов, колодцев и т.д. Так, в Крконошах будто бы есть озеро, на дне которого лежат алмазы размером с голову, но из-за непомерно глубокой воды их никто не может достать. В это озеро никто не осмеливается кинуть и камня; если же кто так поступит, сразу же грянет страшная буря (Casop. 1855, s. 49).
Обряды и поверья западных славян связанные с кладами.
Кто хочет получить клад, должен в воскресенье при новолунии до восхода солнца, во имя Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа святого, отрезать тремя движениями прут белого орешника, при этом прут держать рукой, закрытой белым платком, а нож должен быть неиспользованным. Затем окрестить прут именем Каспара, первого из трех святых королей, и использовать его при копании золота. Другой прут, отрезанный тем же способом, окрещенный именем Бальтазара, второго из трех святых королей, используется при поисках серебра. Третий прут, крещеный именем Мельхиора, служит для поиска скрытых водных источников (Casop. 1854, s. 533).

В Луштеницах верят, что клады время от времени светятся в земле жарким пламенем. Если человек подойдет к такому золотому огню, он должен трижды насыпать в него (хлебные) крошки, и лишь после этого сможет получить клад. Но, получив золото, человек не должен оборачиваться даже тогда, когда услышит, как его зовут по имени. Это его зовут духи земли, которые не хотят отдавать ему клад (Игн. Краус из Луштениц).

Клады показываются людям на Пасху и в Вербное воскресенье так, что сперва видят синеватый свет, выходящий из земли. Если быстро бросить в этот жар четки, можно в полночь получить клад (А. Шупански).

Если кто на Пасху находится в полях в тот самый час, когда звонят благовест, и воткнет в землю новую лопату, не слыша при этом звона, то найдет огромный клад (моравское поверье) (Hvezda 1863, s. 62).

Если кто найдет клад и не может его взять, пусть бросит на него четки или хлебные крошки, и клад не исчезнет (моравское поверье) (Hvezda 1863, s. 62).

Если кто увидит горящий клад, пусть бросит в него некий предмет, являющийся его собственностью, к примеру, нож, ложку или мелкие монеты. Тогда клад не пропадет, и его можно будет забрать (А. Мейнл из Пернинки).

Человек, закопавший клад и никому о нем не рассказавший, как помрет, будет его сторожить, пока кто-нибудь не найдет этот клад (моравское поверье) (Hvezda 1863, s. 61).

Обряды и поверья западных славян связанные с кладами.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб