Торговое поселение на острове в озере Лёддиг.

 

Торговое поселение на острове в озере Лёддиг.
реконструкция торгового поселения на озере Лёддиг

Крупное торговое поселение находилось в 11-12 веках в исчезнувшем ныне озере Лёддиг, в 4,5 км к востоку от Пархима, где-то на предполагаемой границе племён варнов и линонов.

Торговое поселение на острове в озере Лёддиг.
Как и все славянские торговые поселения в Германии, поселение на озере Лёддиг было открыто случайно лишь в 1975 году. Как и в случае прочих славянских торговых центров, ни в каких современных событиям письменных источниках это поселение не отметилось. Раскопки проводились в 2 этапа в 1981-1991 и 1996-1999, в общей сложности 15 лет и дали превосходный и очень интересный материал. Результаты обоих археологических компаний были ссумированы в монографии Дитлинд Падденберг в 2012 году.

Интересно, что окрестности этого места были непрерывно заселены с римского периода до наших дней

Торговое поселение на острове в озере Лёддиг.
Красным — находки римского периода и эпохи ВПН

Торговое поселение на острове в озере Лёддиг.
Синий — раннеславянские находки
зелёный — находки среднеславянского и
красный — позднеславянского периода

Торговое поселение на острове в озере Лёддиг.
позднесредневековые находки.

В самом Пархиме также находилась крепость позднеславянского периода, правда, изученная куда хуже. Название Пархима, происходит, солгастно Н. Маршалку, от имени языческого божества, идол которого находился в городе. С названием торгового поселения на озере Лёддиг ясности меньше. Поле перед озером носит славянское название Шарцин, у самого озера два названия: немецков (Пихер) и славянское (Лёдиг). В указанной выше монографии исследователи предположили связь последнего со славянским «ладья». Учитывая непрерывность заселения этих мест с начала нашей эры, как и всего региона нижнего течения Эльбы, где сохранилось множество дославянской гидронимики (из ближайшего — р. Эльба и р. Эльда, протекающая через Пархим в 4 км от озера Лёддиг, обозначена также и на приведённой карте, также топоним Эльдена и, по всей видимости, название всей местности Ерциниа; последнее, исходя из версии Топорова, могло быть связано с Перуном), не менее вероятным кажется и дославянское происхождение гидронима Лёддиг.

Согласно дендродатам, поселение возникло в 1030-е, было разрушено уже в 1050-е, но в скоре снова восстановлено, после чего просуществовало ещё до первой четверти 12 века. Торговый центр отличался от приморских тем, что что имел крепостной вал, внутри которого были жилые дома и предположительно языческий храм (см. верхнюю илл.). Население занималось ремёслами: резьбой по кости и дереву, кузнечным и ювелирным делом, изготовлением ножей, гребней, пряслиц и пр. на продажу. Многочисленные находки весов и гирек говорят о значительной торговой активности.

Торговое поселение на острове в озере Лёддиг.
весы и гирьки, найденные в районе ворот возможно говорят о взымании пошлины на торговлю при входе. Гирек очень много.

Торговое поселение на острове в озере Лёддиг.
Торговое поселение на острове в озере Лёддиг.
Торговое поселение на острове в озере Лёддиг.
Находки трёх парных ножных оков, говорят о том, что кроме гребней и ножей, тут продавали и рабов. Любопытно, что этот факт можно интерпретировать на основе письменных источников следующим образом. Поселение существовало в первой половине XI века, было расположено по всей видимости на территории племени линонов, толи входившего в союз лютичей, толи просто бывшее лютичским племенем по происхождению. Поселение находилось недалеко от Эльбы — то есть границы с немцами и вело, судя по находкам, с ними же наиболее активную торговлю. Лютичи в XI веке находились на пике своего влияния и поддерживали с саксонцами союзнические отношения, хотя и оставались при этом язычниками. Конечно, из одной находки оков нельзя сделать сколько-либо точных выводов о том, откуда поступали рабы и куда они продавались. Но можно предположить, что рабами могли быть пленные саксонцы-христиане. Именно в первой половине 11 века Титмар упоимнает введение Генрихом II запрета на продажу христиан «язычникам»   (то есть славянам и, исходя из контекста упоминания даже уже — лютичам) (Титмар 6- 28 (21)). Вполне возможно, что археология запечатлела в торговом центре на озере Лёддиг этот крайне любопытный момент немецко-славянских отношений:

О присутствии в торговом центре христианских купцов или товаров (т.е. покупателей) говорят находки крестиков и изображение распятия на бронзовом диске.

Торговое поселение на острове в озере Лёддиг.
Справа — агатовый диск, предположительно западно-европейского происхождения.

Любопытны многочисленные найденные в поселении украшения и украшенные «детали», возможно также бывшие частями фибул, пряжек и тому подобного, но точно не идетифицированные. В том числе находки одной или двух лунниц — редких вещей у балтийских славян.

Торговое поселение на острове в озере Лёддиг.

Торговое поселение на острове в озере Лёддиг.

Торговое поселение на острове в озере Лёддиг.

Торговое поселение на острове в озере Лёддиг.

Торговое поселение на острове в озере Лёддиг.

В находке 4887 предполагается фигура для игры Хнефатафл, таким образом бывшая самым красивым экземпляром этой популярной у балтийских славян игры. Кроме неё обращают на себя внимание и находки других многочисленных игровых фигур — простых полусферических из кости или глины, так и резных с изображениями диковенных зверей.

Торговое поселение на острове в озере Лёддиг.

Торговое поселение на острове в озере Лёддиг.
5054 — игральная кость. 4145 — бронзовый диск, по всей видимости брошь.

Также в поселении найдены фрагменты нескольких флейт, наиболее интересной находкой, не имевшей до этого аналогов в регионе, стала находка большого рожка, из скрученной бересты. Реконструируемая длина его могла составлять до 1 м

Торговое поселение на острове в озере Лёддиг.

На торговлю указывают и находки замков

Торговое поселение на острове в озере Лёддиг.

Однако, самыми, пожалуй интересными, и важными для изучения культуры балтийских славян, можно назвать многочисленные находки амулетов и культовых «мелочей»: колокольчиков, куриных богов, перуновых стрел и других окаменелых молюсков. Нет, находки подобного не были чем-то новым в археологии славянских поселений северной Германии. Новым стало скорее внесение их в каталов находок, подробное описание, а не просто упоминание, обращение на них внимания и интерпретация как культовых вещей, что можно только поприветствовать.

Торговое поселение на острове в озере Лёддиг.
4865, 4866 — клыки зубы вепря, с отверстием для шнурка
4869 — волчий зуб с отверстием для шнурка
4870 — собачий зуб с отверстием для шнурка
4872 — медвежий зуб

Ещё 2 медвежьих зуба, один собачий и 2 клыка дикого кабана были утеряны. Что поделаешь, такие мелкие вещи так быстро теряются. Или уносятся с раскопок в качестве сувенира. Медвежий коготь или зуб также был обнаружен в торговом центре в Диркове, там, правда, автор не приводил иллюстрацию, а полный каталог находок в виде монографии ещё не выходил.

камни со сквозными отверстиями — «куриные боги». Само выражение Хюннергот — нем. «куриный бог», для таких, популярных и в наше время на южно-балтийском берегу сувениров, приносящих удачу, по всей видимости является немецкой калькой со славянского и подтверждает восходжение этой традиции к славянской языческой культуре.

Торговое поселение на острове в озере Лёддиг.

Торговое поселение на острове в озере Лёддиг.
«Перуновы стрелы», они же окаменелые моллюски белемниты. Всего здесь их было найдено 4. На Арконе такие являются ежедневными находками, до десятков в день, однако, там они возможно не войдут в каталог.

Ещё из интересного — множество окаменелых морских ежей и кости с отверстиями непонятного предназначения. Морских ежей находят также и в других славянских поселениях, по всей видимости они также были популярным талисманом или «сувениром».

Торговое поселение на острове в озере Лёддиг.

Также — 9 маленьких колокольчиков, некоторые из которых ещё сохранили звучание

Торговое поселение на острове в озере Лёддиг.
Подобные колокольчики находят совсем не редко. В приморских торговых поселениях их обычно связывают с импортом из Восточной Европы, фино-угорских или кривичских земель. Гораздо более интересна находка фрагмента большого колокола

Торговое поселение на острове в озере Лёддиг.
Так вот с ходу и не подумаешь, но исследователи утверждают, что это — деталь колокола, реконструируемый размер которого мог быть около 30 см. «Несомненно христианский обычай» для этой находки, предписываемый авторшей на основании наивного «до сих пор известной по церковным колоколам» традиции, в тоже время вызывает серьёзные сомнения. Христиане в торговом центре, скорее всего, действительно были. Но часть из них, похоже, была выставлена на продажу — это раз. Церкви в поселении не было, в отличии от языческого храма — это два) Странна христианская церковная интерпретация большого колокола в месте, где заведомо предполагается именно невозможность нахождения церкви в данный период. На шее, что-ли христианские купцы должны были таскать такой огромный и тяжёлый литой колокол? Так и ношение колокольчивок на одежде ведь традиция чисто языческая…В заключение можно сказать, что это уже третья находка колокола таких размеров в балтийскославянских землях. Также и колокол из Хаитабу, приписываемый «раннему христианству», но тоже найденный почему-то совсем не в церкви, а под водой в гавани, не исключено, имеет тоже происхождение.

В изображении человеческого лица видят осколок глинянной курительной трубки уже немецкого периода

Торговое поселение на острове в озере Лёддиг.
Одним из самых интересных артефактов славянского периода можно назвать складной украшенный нож
Торговое поселение на острове в озере Лёддиг.

красивая резьба на неидентифицированной детали

Торговое поселение на острове в озере Лёддиг.

другие находки из каталога: гребни, бусины и прочее. Оружие, шпоры, лопаты, серпы и т.д. не помещаю — там ничего особенного не было.

Торговое поселение на острове в озере Лёддиг.

Торговое поселение на острове в озере Лёддиг.

Торговое поселение на острове в озере Лёддиг.

Торговое поселение на острове в озере Лёддиг.
Торговое поселение на острове в озере Лёддиг.

Обращают на себя внимание столбовая конструкция некоторых из домов внутри крепости. Столбовая конструкция известна в балтийскославянском реигоне в основном в приморских городах и торговых центрах — Старигарде, Гросс Штрёмкендорфе, Ральсвике на Рюгене, Волине и связывается обычно со скандинваским влиянием или присутствием. Здесь же предполагать последнее, кажется, нет достаточных оснований. Речь скорее не о «скандинавской», а более обще — «германской» культуре, так как столбовые конструкции известны точно также и у саксов, фризов, и дославянского населения Мекленбурга. Можно упомянуть и два клада монет, найденные в поселении.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб