Мифология «живая» и книжная

Мифология «живая» и книжная

Фольклорист Сергей Неклюдов об античной мифологии, концепции удалившегося бога и народной религиозности

Каковы основные различия между «живой» и книжной мифологией? В чем разница между отношениями людей с высшими и низшими богами? Как мифология проецируется на нашу современную жизнь? Об этом рассказывает доктор филологических наук Сергей Неклюдов.

Античная мифология является мифологией книжной. Это мифология «мертвая». Мы с этими традициями знакомы посредством письменных памятников, а не через живое общение с носителями данной мифологии. Для фольклористики это довольно плохая картина, потому что фольклор имеет дело (а мифология, в общем-то, часть фольклора) с живой традицией, с живыми носителями традиций. Античную мифологию мы, как правило, знаем не по мифологическим текстам, а по литературе. Мы ее знаем по гомеровскому эпосу, по драматургии (Эсхил, Софокл, Еврипид), по некоторым текстам, которые мы можем назвать мифографическими. Это Гесиод и Аполлодор, которые рисуют мифологическую картину мира. То есть источников довольно много, поэтому производится реконструкция античной мифологии через соположение ее с мифологией «живой».

Мифологии «живые», с которыми связываются этнограф и фольклорист, — это мифологии неупорядоченные. Они живут по тем же законам, как и все фольклорные тексты. Они диалектны, то есть они различны в различных областях одной и той же этнической культуры. Они варьируемы. Они фрагментарны. Мифографы пытались все эти недостатки ликвидировать, выстроить каким-то образом.

Боги — будем называть их духами — «живой» мифологии обитают где-то рядом и перемещены в христианской религии в отдел демонов — это домовые, лешие, русалки. Домовой живет в вашем доме, леший — в соседнем лесу, так сказать, водяной — в речке, озере и так далее. Отношения с ними чрезвычайно актуальны. Потому что если ты не договоришься с лешим, то у тебя скотина пропадать будет, когда ее отпускают на летний выпас. Пастух подписывает с ним специальный договор. С духом болезни в ряде культур надо договориться, надо его перехитрить, задобрить, чтобы он отпустил человека, чтобы вернул похищенную душу.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб