Данилевский И.Н. — Сколько голов у двуглавого орла?
Символом государственности России на протяжении вот уже полутысячи лет (с известными перерывами) является двуглавый орел. Этой фигуре посвящены десятки, если не сотни работ. Основные споры ведутся вокруг вопроса: откуда позаимствовали московские правители странную птицу? И если большинство наших соотечественников — вслед за Н.М. Карамзиным1 — убеждено, что она была получена Иваном III в качестве своеобразного византийского приданого за Софьей Палеолог2, то более осторожные исследователи указывают иные пути, которыми двуглавый орел мог попасть на Русь.
— 1. «Иоанн, по свойству с Царями Греческими, принял и герб их, орла двуглаваго, соединив его на своей печати с Московским: то есть на одной стороне изображался орел, а на другой всадник, попирающий дракона, с надписью: „Великий Князь, Божиею милостию Господарь всея Руси“» (Карамзин Н.М. История государства Российского. Репринтное воспроизведение издания 1842—1844 гг. в трех книгах с приложением. М., 1989. Кн. 2. Т. 6. Стб. 46. В примечаниях указано, что «Вел. Князь начал употреблять сей герб с 1497 года; до 1472 на печати изображался Ангел, держащий в руке кольцо, и человек с обнаженным кинжалом; а с сего времени до 1497 г. лев, терзающий змею» [Примеч. 98 к т. 6. Стб. 22]). 2. Ср.: «Со времени Ивана III на московских великокняжеских печатях появляется еще одно изображение — двуглавый орел. Двуглавый орел являлся гербом Византийской империи… Как наследник византийского императорского дома Иван III взял себе византийский герб, на котором был изображен двуглавый орел — символ двуединой империи. Несмотря на наличие двух частей — Восточной и Западной — и двух отдельных императоров. Римская империя в первые века н.э. официально считалась единой. Это единство нашло свое отражение и в гербе — изображении орла, имевшего туловище с двумя головами. Византийская империя — наследница Восточной части Римской империи — сохранила в своем гербе изображение двуглавого орла. Появление на русских печатях двуглавого орла служило одним из внешних выражений политической теории преемственности власти московскими князьями из Рима и Византии, идеи Москвы — третьего Рима» (Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. 2-е изд. М., 1974. С. 121—123). Что же касается нашего, «русского», орла — если воспринимать его как имперский символ, — то он, по мнению ряда отечественных и зарубежных исследователей, скорее мог быть принят в качестве герба по образцу Священной Римской империи. Известна печать 1402 г. короля Сигизмунда I, на которой изображен двуглавый орел4. Впоследствии двуглавый орел был объявлен Сигизмундом символом Империи. Это, наряду с тем, что «в Византии двуглавый орел… фиксируется лишь как орнаментальный знак, а не как властный символ», дало основание Э. Клюгу заключить, что «на сегодняшний день „западная“ гипотеза [заимствования Русью этого символа] представляется наиболее убедительной»5. Впрочем, не исключено, что «двуглавого орла „прибила“ на Русь волна второго южнославянского влияния с северных окраин византийского мира» 6. Мне нравится
|
4. Hellmann M. Moskau und Byzanz // JbGO. 1969. Bd. 17. S. 336, sq. Abb. 4.
5. Клюг Э. Княжество Тверское (1247—1485 гг.). Тверь, 1994. С. 279. Ср.: «Двуглавый орел, «как доказано», воспринят не из Византии (где он служил лишь орнаментальным украшением, но не символом государственности), но из Священной империи германской нации, которая поддерживала постоянные отношения с Москвой с конца XV в.» (Ниче П. Москва — третий Рим? // Спорные вопросы отечественной истории XI—XVII веков: Тезисы докладов и сообщений Первых чтений, посвященных памяти А.А. Зимина. Москва, 13—18 мая 1990 г. М., 1990. С. 204; курсив мой. — И.Д.).
6. Подробнее об использовании образа двуглавого орла в Западной и Центральной Европе см.: Soloviev A. Les emblémes héraldiques de Byzance et des Slaves // Seminarium Kondakovianum. Praha, 1935. № 7. P. 120—122; Соболева H.A. Рус¬ские печати. M., 1991. C. 195—222; Хорошкевич A.Л. Символы русской государственности. C. 21—31; и др.
—
При этом, однако, нельзя не учитывать «неразвитости правовых и государственных представлений, связанных с использованием геральдических изображений на Руси» вплоть до конца XV в.7. К тому же знакомство Руси с двуглавым орлом состоялось гораздо раньше и потому, видимо, не было непосредственно связано с им¬перскими представлениями. Его изображение появляется уже на декоративной плитке XII—XIII вв. в Василеве на Днестре8. В архитектурном декоре этот образ впервые фиксируется в росписи южных «золотых» ворот суздальского собора Рождества Пресвятой Богородицы (30—40-е гг. XIII в.)9. Двуглавые орлы начиная с XIV в.10 изображались также на русских монетах, в том числе на псковских и новгородских медных пулах XV в., тверских деньгах Михаила Борисовича (1461—1486)11.
—
7. Чернецов А.В. Зооморфные мотивы в орнаменте // Древняя Русь: Быт и культура. М., 1997. С. 214.
8. Хорошкевич А.Л. Символы русской государственности. С. 23.
9. Вагнер Г.К., Воробьева Е.В. Архитектурный декор Руси X—XIII веков // Древняя Русь: Быт и культура. М., 1997. С. 200.
0. Орешников А.В. Древнейшее русское изображение двуглавого орла // Труды Московского нумизматического общества. М., 1899. Т. 2. Вып. 1. С. 12—14.
1. Орешников А.В. Русские монеты до 1547 г. М., 1896. С. 52 и след., № 54—55, табл. 1, рис. 14—15; № 321—322, табл. IV, рис. 181—182; № 641— 643, табл. XI, рис. 489—490; Орешников A.B. Материалы к русской нумизматике до царского периода: Дополнение к «Русским монетам до 1547 г.». М., 1901. С. 18—19, № 42—51; Рубцов М.В. Деньги великого княжества Тверского: Археолого-нумизматический опыт из истории тверской культуры XIII—XV вв. // Труды второго областного Тверского археологического съезда. Тверь, 1906. Отд. 2. С. 308 и след., № 412—416; Спасский И.Г. Русская монетная система: Историко-нумизматический очерк. 4-е изд. Л., 1979. С. 90 (рис. 22), 96 (рис. 8). М.В. Рубцов упоминает тверские сереб¬ряные монеты, весьма напоминающие монеты тверского князя Ивана Михай¬ловича (1399—1425), на аверсе которых также изображен двуглавый орел с распростертыми крыльями, однако точная атрибуция их затруднена из-за отсутствия на них читаемых надписей (Рубцов М.В. Деньги великого княжества Тверского. С. 224).
—
Если проблема «родины» этого символа, как мы видели, привлекала и продолжает привлекать самое пристальное внимание историков, то его смысловое наполнение, кажется, гораздо меньше волнует ученых. Основой большинства объяснений становятся рассуждения по поводу символического значения образа орла как такового12. Иногда внимание исследователей переключается на явно второстепенные детали (скажем, упоминание распростертых крыльев орла13); впрочем, такой подход по существу идентичен предыдущему.
—
12. Характерным примером является объяснение символического значения двуглавого орла у Хорошкевич: «в сознании средневековых европейцев мир людей был подобен миру животных и птиц: среди зверей царствовал лев, среди птиц — орел, на вершине мира людей стоял король, император или князь Каждый из этих последних по своему рангу
соответствовал „царям“ зверей и птиц»; и далее: «в русской общественной мысли идея орла как символа верховной власти князей теплилась на протяжении XII—XV вв., чтобы получить законченные формы в конце XV в., когда произошло превращение одноглавого орла в двуглавого — на манер имперского» (Хорошкевич А.Л. Символы русской государственности. С. 21, 30—31). Ср.: Адрианова-Перетц В.П. Очерки поэтического стиля древней Руси. М.; Л., 1947. С. 83—86.
13. Так, А.Л. Юрганов, ссылаясь на то, что якобы «до конца XVI в. (в отечественной традиции) геральдический двуглавый орел изображался с опущенными крыльями» (утверждение само по себе спорное), целиком сводит интерпретацию упоминаемых Генрихом Штаденом изображений двуглавого орла на южных воротах, а также на башнях Опричного дворца, к отождествлению этого образа с апокалиптическим четвертым животным, подобным летящему орлу (Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М., 1998. С. 389) При этом игнорируется то, что у орла, о котором пишет Иоанн, была, судя по всему, лишь одна голова, зато (как и у трех других «животных») целых «шесть крыльев вокруг, а внутри они исполнены очей» (Откр 4: 7—8). Необходимо также отметить, что двуглавый орел чаще всего связывается с определенными имперскими притязаниями17. Так ли это? 5. См., например: Posse O. Die Siegel der deutschen Kaiser und König. Dresden. 1913. Bd. 5. S. 159-160. 6. Хорошкевич A.Л. Символы русской государственности. C. 31. 17. См., например: Hellmann M. Moskau und Byzanz. S. 333. Характерно, что в главе, посвященной происхождению «русского» двуглавого орла, у А.А. Хорошкевич (которая, между прочим, прямо не говорит об этом) слова «империя», «император» и производные от них составляют ок. 1,5% текста! Мне нравится
|
Во-первых, судя по всему, ни греческий24, ни славянский25 тексты 3-й книги Ездры не были известны на Руси до 1499 г. Считается, что только при подготовке Геннадиевской Библии она была переведена с латинской Вульгаты. Это, в частности, подтверждается и тем, что в Изборнике 1073 г. в индексах26 истинных, ложных и отреченных книг (в том числе апокрифов и книг Ветхого и Нового Заветов), упоминание 3-й книги Ездры отсутствует.
—- 21. 3 Езд 12:10-33. 22. Подробнее см: Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. С. 306-437. 23. Этот вопрос в свое время довольно подробно рассматривался в работе: Опарина Т.А. К вопросу об использовании III книги Ездры в русской публицистике XVI—XVII вв. // Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма. Новосибирск, 1990. С. 143—149. 24. Freidhof C. Vergleichende sprachliche Studien zur Gennadius-Bibel (1499) und Ostroger Bibel (1580/1581). Die Bücher Paralipomenon, Esra, Tobias, Yudith, Sapientia und Makkabaer. Frankfurt/M., 1972. S. 42. 25. Алексеев A.A. Текстология славянской Библии. СПб., 1999. C. 28. 26. «От апостольских уставов» (л. 203—204), «Слово Иоанна о верочитных книгах» (л. 252—253), «Богословца от словес» (л. 253—254). Во-вторых, смущает различие числа голов у «русского» орла и орла Ездры. Так, говоря об отождествлении некоторыми новгородцами и псковичами — членами геннадиевского кружка — нового московского герба и Антихриста (с опорой на 3-ю книгу Ездры), Т.А. Опарина замечает: «Не ясно, видели ли авторы подобных концепций несогласование между двуглавым орлом герба и трехглавым III книги Ездры. Возможно, им было важно лишь то, что орел на гербе был многоглавым»27. Наконец, в-третьих, по мнению Д. Стремоухова, которое разделяют многие исследователи, первоначально и восприятие двуглавого орла, и отождествление Москвы с Третьим Римом носило антимосковскую окраску28. Несмотря на всю резонность этих соображений, представляется, что определенные основания для связи изображения двуглавого орла имен¬но с текстом 3-й книги Ездры все-таки имеются. Прежде всего следует учитывать, что многоглавые орлы встречаются и в относительно ранних письменных источниках, появившихся на территориях, поддерживавших контакты с католической Европой, где знакомство с 3-й книгой Ездры могло состояться ранее ХV в. Таково, видимо, упоминание Ипатьевской летописи под 6767 (1259) г. При описании бурного строительства, которое велось в Холме Даниилом Романовичем Га¬лицким в самом конце 50-х гг. XIII в., летописец рассказывает, что недалеко от новой княжеской резиденции, на расстоянии поприща от города был поставлен «столпъ… камень, а на немь орѣлъ камень изваянъ… с головами»29. В свое время это дало повод для предположения о том, что «византийский орел» был княжеским гербом Даниила30, которое вызвало вполне справедливую критику31. 28. Подробнее см.: Stremooukhoff D. Moscow the Third Rome: Sources of the Doctrine // Speculum. 1953. XXVIII: 1. P. 89-96. 29. ПСРЛ. M„ 1998. T. 2. Стб. 845. 30. Иловайский Д.И. Даниил Романович Галицкий и начало Холма // Памятники русской старины в западных губерниях / Изд. П.Н. Батюшковым. СПб., 1885. Вып. 7. С. 4; Софроненко К.А. Общественно-политический строй Галицко-Волынской Руси XI—XIII вв. М., 1955. С. 6; и др. 31. Артамонов Ю.А. Княжеская символика в архитектуре древнего Холма // Столичные и периферийные города Руси и России в средние века и раннее новое время (XI—XVIII вв.): Тезисы докладов научной конференции (Москва, 3—5 декабря 1996 г.). М., 1996. С. 20—23 |
В этой интерпретации образ двуглавого орла, как уже отмечалось, был неосознанно подменен образом одноглавого летящего орла. К тому же автору не удалось надежно связать «текст» изображений с текстами привлекаемых письменных источников (скажем, в Беседе трех святителей речь идет не о двух, а о четырех образах: человека, тельца, «нормального» орла и, наконец, льва). Обращение к тексту 3-й книги Ездры представляется в данном случае гораздо более правомерным: здесь упоминаются лишь два животных, изображения которых и украшали Опричный дворец, — лев и двуглавый орел. Этот текст позволяет вплотную заняться вопросом о том, почему, скажем, все двуглавые орлы Опричного дворца были обращены грудью в сторону земщины… Впрочем, это — тема для особого исследования.
—- 36. Ср. рассуждения по поводу трансформации содержания теории «Москва — третий Рим»: Лурье Я.С. Заметки к истории публицистической литературы конца XV — первой половины XVI в. // ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 457—459. 37. Ср.: Опарина Т.А. К вопросу об использовании ІІІ книги Ездры. 38. Штаден Г. О Москве Ивана Грозного: Записки немца опричника / Перев. и вступ. ст. И.И. Полосина. М., 1925. С. 107—109. 39. Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. С. 389—390. Данная статья, естественно, не может — да и не должна была — решить проблему происхождения одного из двух основных символов Московского царства или, скажем, в полном объеме раскрыть его семантику. Цель, которую ставил перед собой автор, гораздо скромнее: попытаться отыскать текст, который мог бы дать ключ к пониманию этого загадочного образа. И.Н. Данилевский — Сколько голов у двуглавого орла? // Норна у источника Судьбы: Сборник статей в честь Е.А. Мельниковой. / Под ред. Т.Н. Джаксон, Г.В, Глазыриной, И.Г. Коноваловой, С.Л. Никольского, В.Я. Петрухина. М., «Индрик», 2001. vk.com/doc-39153710_409514414 Мне нравится
|