История женского сумо

История женского сумо

Японская борьба сумо — совершенно особый вид борьбы, скорее образ жизни. Традиционно, борьбой сумо занимались крупные мужчины, откармливаемые по специальной калорийной диете. У борцов сумо весьма специфическая внешность и телосложение, а массивными жировыми отложениями на груди, бёдрах и ягодицах они напоминают крупных полных женщин.

Другая особенность сумо — стоячий стиль: борьба ведется только в стойке — до первого касания дохё (круглой борцовской площадки) любой частью тела, кроме ступни или до первого касания вне дохё.
Эти два фактора — массивность борцов и ограничение борьбы стойкой — определяют краткость схватки и её относительную медлительность. Эти факторы облегчают участие женщин в борьбе сумо.

Традиционное профессиональное сумо – это чисто мужской вид единоборства, в котором женщинам запрещено даже касаться дохё, чтобы не осквернить его. И этот «спорт огромных мужчин» оказался одним из самых подходящих для женщин. И фактически самым древним видом женских единоборств.

Японцы и китайцы еще в древности поняли красоту и сексуальную притягательность женской борьбы, а сумо оказалось единственным, как тогда считалось, видом единоборства, соответствующим строению женского тела. Первое упоминание словосочетания «женское сумо» можно найти в древнейшей хронике Японии «Нихон Сёки», написанной в 720 году н.э. В этих Хрониках говорится, что в 469 году император Юриаки организовал женские поединки по сумо (китайский иероглиф «су-мо» примерно означает «встречный натиск» или «взаимная сшибка»).

История женского сумо
Шесть женских борцовских поединков

В этих же хрониках упоминаются и два китайских названия сумо – жуели и зианглу, которые приблизетельно означают «спор» и «война») . Таким образом, женское сумо является одним из древнейших видов женских единоборств, которое существовало параллельно с профессиональным и народным сумо. В отличие от ещё более древней борьбы спартанок, женское сумо сохранилось до нашего времени, пройдя периоды запретов, которые не смогли полностью убить это любимое народом зрелище.

В древнем Китае также культивировалась борьба, аналогичная сумо (зиангпу). Во времена династии Сун (960 — 1279), женщины участвовали в состязаниях по борьбе сумо. Они боролись с обнажённым торсом, а из одежды на них были лишь короткие штаны. По этой причине видный политический деятель того времени Сыма Гуан (1019 – 1086) обратился к императору с просьбой запретить женскую борьбу, после чего она была запрещена императорским указом. Китайцы и японцы до сих пор спорят по поводу первенства в изобретении сумо. Первое исторически достоверное упоминание сумо в Японии относится к 23 году до н.э., в то время как в Китае считают, что оно появилось еще раньше – при династии Хань (206 до н.э.–220н.э.). Более вероятное появление этого вида борьбы – династия Цзинь (265—420) так или инае, но профессиональное сумо, которое существует до сих пор, появилось в Японии в эпоху Эдо (1600 — 1868).

В эпоху Эдо самодеятельные борцы сумо стали организовывать подобия бродячих цирков, совершая туры по провинциям и городам, показывая своё искусство за деньги. Таким образам, параллельно каноническому профессиональному сумо развивалось и «любительское сумо» — уличная и площадная народная забава и потеха для простолюдинов. В веселых кварталах боролись горожане и крестьяне. В этой же среде существовало и женское сумо: женщины боролись с женщинами и со слепыми мужчинами.

История женского сумо
Женский поединок по сумо Эпоха Эдо

По сравнению с профессиональным сумо, подобные схватки были больше представлением, чем состязательной борьбой по строгим правилам. Женские поединки были менее свирепы, чем мужские, поскольку у женщин-сумотори было меньше стимулов, чем у мужчин, стремиться победить любой ценой, а в борьбе они демонстрировали изящество и сексуальность. В те времена сумоистки боролись по тем же правилам и в той же ‘униформе’, что и мужчины — на голое тело наматывали длинную полоску ткани ‘маваши’ — вокруг промежности и талии. Грудь была открыта. В те времена в Японии существовал культ поклонения голому телу. Многие сумоистки гастролировали по стране и пользовались даже большим успехом, чем танцовщицы.

В то время как в императорских дворцах эпохи Эдо боролись профессиональные сумотори , в палаточных лагерях Сёгуната (сёгуны — соправители Японии и военачальники, правившие страной большую часть времени) устраивались поединки по женскому сумо.

История женского сумо
Женское сумо. Перед схваткой.

Некоторые сумоистки были по-настоящему тренированными. К 1744 популярность женского сумо («онно-зумо» или «шин-сумо») достигла Эдо (Токио). Состязания проводились в замке Асакуза до тех пор, пока власти не запретили их, рассматривая их как аморальные. Тем не менее, по требованию народа схватки продолжались в других местах на севере Японии. Некоторые демонстрационные поединки проводились даже на Гавайях. Но к 1926 году этот вид деятельности был полностью запрещен для женщин. С позиции мира мужского сумо это был совершенно другой вид спорта.

Очевидная эротичность женской борьбы способствовала тому, что хозяева борделей часто проводили в них схватки по женскому сумо для дополнительного привлечения клиентов. Это – одна из причин, по которой женская борьба в некоторые периоды японской истории считалась непристойным делом, её не раз запрещали, и её проводили тайком или в специальных местах, подобно тому как в наши времена проводятся представления со стриптизом.

История женского сумо
Постер Китан-клуба, 1951г.

Сохранилось письменное описания женского поединка по сумо, относяшееся к китайской династии Цзинь. Сунь Хао (Юаньцзун), последний император королевства У, приказал придворным дамам организовать показательный женский поединок по борьбе сумо. «Придворные дамы украсили борцовскую площадку, и дама-рефери вызвывает девушек на дохё. Одеяние у девушек практически отсутствует, только полоска ткани прикрывает стыд, ведь чем меньше покрыто прекрасное тело, тем лучше, и девушкам не должно быть стыдно. Девушки-борцы демонстрирует силу, смелость и красоту движений…»

В ранние эпохи девушки-борцы не выделялись крупными размерами, поскольку у японцев ценилась женская стройность. Но со временем это стало меняться, поскольку в сумо важным фактором является масса тела. Женщины- сумотори обладающие крупным телом с большим колическвом жира имеют преимущество на дохё. Кто-то метко назвал женское сумо «пиршеством женской плоти».

В 1624 году знаменитый японский драматург, основатель театра Нингё дзёрури (Бунраку), Тикамацу Мондзаэмон, создал эротическое шоу с поединками по сумо с участием полуоголенных женщин. Эти постановки были также воспеты японским поэтом Ихара Сайкаку

В эпоху Реставрации Мэйдзи (1868-1889) начались гонения на женское сумо, которое объявили непристойным. Несмотря на официальный запрет, во многих провинциях подолжали проводить поединки по женскому сумо. При этом, сумоисткам стали наматывать маваши на трико, закрывавшие грудь и ягодицы. В то время женское сумо стало более состязательным и постепенно превращалось из эротического шоу в спортивное представление. Но в период Сёва (1926 — 1989) женское сумо практически зачахло, его стали изображать как низкопробное цирковое шоу. Это продолжалось до тех пор, пока в Японии в конце 1980х годов не осознали, что женское спортивное любительское сумо покоряет мир…

История женского сумо
Женская команда по сумо. 1890е-1900е.

В первой половине 20 века женские состязания по сумо были весьма популярны как развлекательное зрелище в различных районах Японии, на Тайване и на Гавайах – пока они не перестали проводиться в 1960х годах. Начиная с 2000-х годов история женского сумо заинтересовала многих в Японии и Китае, в том числе, академические круги и антропологов. Известный драматург и романист Акира Хоясака создал пьесу Female sumo (TBS, 1991), посвященную женскому сумо, а в университете в префектуре Ямагата, на родине женского сумо, создан специальный курс, знакомящий студентов с историей женского сумо.

Современные женщины-сумоистки наматывают «маваши» на на голые бедра, как мужчины, а поверх специальных штанов, в то время как раньше штаны не носили. Акира Хоясака говорит, что «сумоистки на состязания приходили с лёгким макияжем, так что они выгляделит не только сильными, но и красивыми. Они были подобны современным Такаразука (старинные женские театральные труппы).» Он еще помнил женские состязания по сумо, проводимые под тентом в префектуре Эхтме в 1941 году, где он учился в начальной школе.

История женского сумо
Женская команда по сумо. Фото 30-х годов.

Тренированные женщины-борцы состязались в различных турнирах и в специальных поединках «Гоннин-нуки», в котором победительница должна была подряд победить пятерых соперниц. Сумоистки также развлекали зрителей постановкой популярного шоу «хиджикара», в котором борчиха должна была зубами поднять мешок с рисом, а затем рисовое тесто месили у нее на животе, чтобы приготовить рисовый пирог. В начале двадцатого века открытки с изображениями сумоисток расходились как горячие пирожки. И было время, когда женское сумо было популярнее мужского.

Но, в отличие от мужского сумо, у женщин не выявлялись «йокозуна» (главный чемпион). Считается, что женское сумо изобрел Хейширо Ишияма, организатор развлекательных шоу, в 1880 году, в Тендо, в префектуре Ямагата.

«Борчихи гордились участием в состязаниях в священном национальном виде спорта, куда они допускались, несмотря на принадлежность к женскому полу», говорит Кинихико Ишияма, 65 лет, внук Хейширо Ишиямы.

В 2004 году была опубликована «Биография озеки», женщины-сумотори высшего ранга. Это сделал её сын, Ясуо Эндо, 57 лет, который владеет рестораном «Тянконабэ» в Мацуяме, префектура Эхиме (тянко – специальное жаркое для сумотори), он опубликовал биографию своей матери, «озеки» Вакамидори в издательтстве Асахи Шимбун. «Я хочу, чтобы все знали, что моя мать была первой женщиной, которая вышла на ринг сумо, на котором до нее находились только мужчины», — говорит он.

Мацуно Миура, 90 лет, бывшая женщина-«озеки» в настоящее время проживает в городе Тендо. «Я боролась в течение десяти лет. Я травмировала ногу во время «хиджикары», но я горда, что я была женщиной-борцом»,- говорит Миура. Сейчас мир [профессионального] сумо закрыт для женщин – из-за предубеждений против женщин, и многие поклонники женского сумо пока молчат.

Но Коичи Сато, эксперт по истории сумо и автор лекций по истории женского сумо в университете Тохоку в префектуре Ямагата, говорит, что время женского сумо уже пришло.

История женского сумо
Бывшая гейша, ставшая борцом сумо. Почтовая карточкаю Около 1870х.

Представьте себе мягкую женственную даму, может быть весьма крупную, даже с лишним весом или с огромным бюстом или в массивными бёдрами, или с первым, вторым и третьим… Может ли эта женщина заниматься каким-либо состязательным спортом, а тем более – единоборством? Вряд ли – скажете вы и ошибётесь! Есть такой спорт для женщин с формами! Парадокс, но им стало старинное, традиционное, исключительно мужское состязание гигантов – сумо. Женское сумо – бесконечно красивое и сексуальное зрелище, недаром в древности состязания сумоисток организовывали с целью максимально возбудить мужчин.

В поединке по женскому сумо нет плотного изнурительного противоборства, почти любая схватка длится не более минуты. В сумо нет разбитых носов и подбитых глаз. Это благородное дело солидных серьёзных и благородных дам.

Хотя сумо — это жесткая, стремительная схватка, но женсоке сумо — это ещё и своеобразный «танец тяжеловесок», а на дохё часто возникают грациозные экстравагантные пируэты и порхания на большом пальце одной ноги, что даже у завзятых эстетов дух замирает! Когда, преодолев все препоны, женщины вышли на дохе, то оказалось, что это «сугубо мужское» занятие весьма им к лицу, к тому же, занимаясь этим единоборством, женщины могут практически не опасаться травм.

История женского сумо
Женщины-сумоистки борются в турнире, организованном покойным Хейширо Ишияма в токийском районе Асакуза в 1958 году.

Стремительное развитие развитие женского любительского сумо после 1990х годов оказалось очень кстати для спортивных организаций «Cтраны восходящего солнца». Ведь одно из условий олимпийского вида спорта — обязательное участие в нем женщин. Систематически проводятся чемпионаты мира, континентов и стран. Этот вид спорта оказался очень женским и приобрёл всемирную популярность, теперь на дохё можно увидеть женщин из разных стран и культур, например раскосую смуглолицую 165-килограммовую японку — в такой вес всегда субтильных восточных красоток трудно поверить — и белокурую эстонку или немку.

Итак, на небольшом дохё, всего 4,55 метра в диаметре, борются гигантши, которым буквально негде развернуться. Проиграла та, которая дотронулась до дохё любой частью тела, кроме босых ног, или «выпала» за пределы круга. Столь простые условия позволяют даже зрителю-новичку, минуту назад узнавшему о существовании сумо, отлично разобраться в итогах любого поединка. Элементарно и зрелищно!

История женского сумо
Поединок в абсолютной весовой категории. Чемпионат Японии по сумо, Сакаи-сити, прейектура Южная Осака, октябрь 2010г.

А у сумоистов развивается необычное для силовой борьбы свойство — чувствительность. Нужно тонко и точно ощущать дохё, его границы и расстояние до поверхности.

Нужно так же тонко ощущать и упреждать каждое движение соперницы. В старину, в профессиональном сумо, дохё обрамлял частокол из заостренного бамбука — страх перед ранами и смертью повышал эту самую чувствительность. Теперь действует интуиция, которая у женщин, как известно, развита намного лучше, чем у мужчин.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб