Последние комментарии

  • Гордей
    Великолепно! А особенно радостно что у Зализняка достойный продолжатель ...Берестяные грамоты — 2019: кто украл бобров? Орки?!
  • Лебедев Алексей
    Шикарное издание.Древняя Русь в свете зарубежных источников
  • Гордей
    По сноске проследуйте ..для понимания...СОЗДАНИЕ МОНГОЛЬСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ТЕРМИН «МОНГОЛ» В ЭПОХУ ЧИНГИСХАНА

Хотон-монголы: гаплогруппа R1a1

Здравствуйте, уважаемые читатели. Разрешите вам представить маленькую но замечательную этническую группу кровных родственников по гаплогруппе R1a1 :о)

Маленькая хотон-монголка с синими глазами

фотограф П.Хангайхүү

Хотон монголы — небольшая этническая группа. Разселена преимущественно в сомоне Тариалан Увс аймака к югу от озера Увс-Нур.

Также заметное количество хотонов проживает в соседствующих сомонах - Наранбулаг (Наран-Булак на советских картах) и в административном центре Увс аймака городе Улангом.

В настоящее время в Монголии проживают более 10 тысяч хотонов, они живут в основном в сомоне Тариалан, аймака Увс, на северо-западе Монголии к югу от озера Увс-Нуур. А слово “тариалан” в переводе означает пашня.

В местах расселения хотонов на конусе выноса реки Хархира ещё 300 лет назад были созданы оросительные системы, что определило значительные отличия их от окружающего кочевого животноводческого населения. Эти отличия сохраняются и до настоящего времени, неслучайно району компактного проживания хотонов было присвоено такое наименование.

Из уст самих хотонов и других документальных источников происхождение хотонов имеет несколько вариантов. Но самой достоверной, основанной на устных преданиях самих хотонов и исследованиях учёных, является то, что во время правления монгольского ойратского князя Галдан бошогт хана (300 лет назад) они стали подданными Джунгарского государства. В те времена Галдан бошогт завоевал города восточного Туркестана и Уйгурии и переселял в разные места народы, занимающиеся земледелием. В рамках этих событий, есть предание, что на территории нынешнего Увс аймака Улаангом он расселил группу хотонов для возделывания земли. Он провел сюда искусственные водные каналы, которые функционируют по сей день, и хотоны продолжают заниматься земледелием, растениеводством. По данным перепеси населения 1928 и 1930 годов, было зарегистрировано намного больше хотонов, чем раньше. Поэтому в ходе реформы администартивного деления для проживания хотонов был создан Алтан тээлийн сомон, который в 1933 году был переименован в сомон Тариалан.

Самыми первыми исследователями, обратившими внимание на хотонов были русские учёные геолог и этнограф Г.Н. Потанин и академик Б.Я. Владимирцов, побывавшие в здешних местах в 1910-х годах. Потанин путешествовал по местам проживания хотонов, знакомился с их бытом, языком, а Владимирцов более глубоко изучал особенности языка хотонов. Также он записал со слов самих хотонов их легенды и эпосы. Из исследований Владимрцова стало ясно, что хотоны имеют тюркское происхождение. Он распознал в их языке более 100 слов из тюркского языка. Да и сами они говорили, что имеют разное с дербетами происхождение.

Также Владимирцов установил, что с точки зрения антропологии, они схожи с народами восточного Туркестана, даже их способ земледелия сохранил признаки земледелия восточного Туркестана.

Владимирцов, Потанин, а также путешественники и исследователи П. К. Козлов и Б. Б. Барадийн в вопросе происхождения хотонов отдавали предпочтение кара-киргизскому элементу и отмечали преобладающую роль кыргызов в этногенезе хотонов. Подобного мнения придерживался и один из крупнейших российских тюркологов первой половины XX века академик А. Н. Самойлович, проводивший исследования племени хотонов. По этому поводу он писал: «...судя только по верованиям хотонов, допустимо, что в их состав вошли кара-киргизы, восточнотуркестанские сарты, и, может быть, казак-киргизы».

При этом учёный на основе лингвистического анализа отдаёт предпочтение в вопросе происхождения хотонов кара-киргизскому элементу, в качестве доказательства ссылаясь также на приводимую Г. Н. Потаниным хотонскую легенду о происхождении рода сарыбаш (сравните с киргизским племенем сарыбагыш) от сорока девиц. Эта легенда, по мнению А. Н. Самойловича, имеет несомненно кара-киргизское происхождение. Аналогичной позиции придерживаются и многие современные ученые. Сегодня монгольских хотоны в полностью ассимилированы - и язык, обычай у них стали монгольскими.

У хотонов отмечена очень высокая доля носителей Y-хромосомной гаплогруппы R1a1 — 83 %, что является результатом дрейфа генов, объясняющимся эффектом бутылочного горлышка, которое проходила эта популяция, произошедшая от небольшого числа предков-основателей, мигрировавших в регион северо-западной Монголии в XVII веке; вероятнее всего, «бутылочное горлышко» было пройдено данной популяцией неоднократно ДНК-исследования монгольских ученых Ц.Цэрэндаш и Ж.Батсуурь подтвердили что, 45-50 % генофонда хотонцев происходят от кыргызов, следующая по значительности доля принадлежит уйгурам и узбекам, и совсем не значительная доля - казахам. И действительно, среди современных тюркских народов носителями высокой доли гаплогруппы R1a1 являются кыргызы - 63 %.

Своим антропологическим типом хотоны отличаются от окружающего местного населения (и от всех монголов). Несмотря на практикуемые смешанные браки, у них сохраняются черты памирского типа лица.

Живут хотоны в окружении дербетов (одно из ойратских племен) и, конечно же, имеют с ними разнообразные дружественные контакты. Между ними существуют смешанные браки. Хотоны женятся и на дербетках, и на хошутках – представительницах ойратских племен. Ранее хотонами использовался собственный язык тюркской группы — хотонский язык. В настоящее время хотоны полностью перешли на диалект калмыцкого (ойратского) языка, характерный для дербетов — основного этноса, населяющего Убсунурский аймак. Некоторые источники отмечают, что речь хотонов сохранила больше исконных ойратских черт, нежели говор собственно дербетов и баятов, испытавший значительное халхаское влияние.

Исторически все хотоны были мусульманами, однако за века проживания в регионе, где окружающее население исповедует буддизм в сочетании с элементами шаманизма, хотонами было утрачено большинство исламских обрядов, от местного населения были восприняты обычаи, которые не совместимы с исламским вероучением. Тем не менее, в этой этнической группе сохраняется память как о тюркском, так и о мусульманском происхождении. В обрядовой практике продолжают использоваться отрывки исламских молитв (только на хотонском языке), в отношении мальчиков продолжает сохраняться традиция обрезания. В настоящее время предпринимаются определённые шаги по возрождению исламских традиций.

Поселение хотонов – это своеобразный островок ислама в ойратской части Монголии. Но при этом он впитал в себя и ойратские традиции – буддийские и добуддийские верования. В плане духовности поселение хотонов можно считать центром ойратского мира Западной Монголии. Во-первых, именно на территории проживания хотонов находится насыпь на месте кремации тела великого ойратского предводителя князя Галдана Бошокту-хана. Во-вторых, как сказано выше, хотоны лучше других этнических групп ойратов сохранили в чистоте ойратский язык. В-третьих, они же сохранили традиции старинных танцев западных монголов.

Пишут, что князь Галдан Бошокту-хан во время войны ойратов с китайцами использовал хотонов. Однажды, переодев их в форму русских воинов, Галдан выстроил их впереди своего войска, а китайским послам сказал, что на помощь ойратам пришла русская армия. Те, увидев европеоидных вида хотонов, поверили в это.

Упоминания о хотонах встречаются в исследованиях русских учёных Грум Гржимайло, Потанина, Майского и калмыцкого ученого Ц.Д. Номинханова. Есть некоторые данные о них в работах современных монгольских исследователей. Этот уникальный народ, сочетающий в себе различные религиозные традиции и сохранивший свою самобытность достоин того, чтобы их жизнь была описана и внимательно изучена

Источник ➝

Популярное в

))}
Loading...
наверх