Белые признали независимость Прибалтики, Польши и Финляндии

Белые признали независимость Прибалтики, Польши и Финляндии

«Белые за единую и неделимую» — этот мем противоставляется мему «похабный Брестский мир», по которому большевики де отдавали территории России. Признанию ими независимости Финляндии и Польши. На самом деле это не более, чем популярное выражение, лишённое ожидаемого содержания. Почему?

Опустим здесь анализ национальной политики большевиков, причин подписания Брестского мира и его результаты. Просто напомним о том, как решали проблемы российских окраин «Белые».
Можно, конечно, сетовать на то, что им «союзники выкрутили руки», у них «не было другого выхода». Но если сетовать, то не надо одновременно с этим судачить о «позорном Брестском мире, который заключили большевики». Итак.

Создание русского белогвардейского Северо-западного правительства. Юденич.
«10 августа 1919 г. уполномоченный Антанты в Прибалтике генерал Марш пригласил в здание английского консульства в Ревеле несколько представителей русского белого движения на северо-западе России.

В числе приглашенных были четыре члена из Политического совещания при Юдениче — А. В. Карташев, С. Г. Лианозов, генерал М. Н. Суворов и В. Д. Кузьмин-Караваев, затем полковник К. А. Крузенштерн, К. А. Александров, М. С. Маргулиес, М. М. Филиппео, В. Л. Горн, Н. Н. Иванов и секретарь отдела внешних сношений штаба Северо-западной армии ротмистр Барщ.

Свою речь на русском языке генерал закончил категорическим требованием образовать, не выходя из комнаты,  Белые признали независимость Прибалтики, Польши и Финляндиидемократическое русское правительство, которое должно будет сразу же подписать предложенный им текст договора с Эстонией. На образование Северо-западного правительства генерал Марш отвел 40 минут, и сам с представителями разных миссий удалился, предупредив, что если правительство не будет ими создано, то союзники прекращают всякую помощь Северо-западной армии.

На следующий день членам свежеиспечённого правительства генерал Марш предложил немедленно подписать «Заявление эстонскому правительству и представителям Соединенных Штатов, Франции и Великобритании в Ревеле», что и было сделано. Юденич отсутствовал, и генерал Марш сказал, что на случай отказа Юденича подписать «заявление» — «у нас готов другой главнокомандующий».

В это же время, после разговора с начальником английской военной миссии в Прибалтике генералом Г. Гофом Юденич от своего имени составил письмо главнокомандующему эстонской армией генералу И. Я. Лайдонеру, в котором он признавал независимость Эстонии «под условием безотлагательного участия эстонских войск в развитии операций на Петроград». Письмо своим меморандумом адресату отправил ген. Гоф. [1]
*
Колчак.

Белые признали независимость Прибалтики, Польши и ФинляндииВерховный совет Антанты главный координирующий центр союзников, в мае 1919 года заявил о том, что признает правительство Колчака правительством России и будет оказывать всемерную поддержку при выполнении нескольких условий:
— гарантии от любой «попытки снова вернуть к жизни тот режим, который разрушила революция.»;
— созыв Учредительного собрания после занятия Москвы;
— признание независимости Польши и Финляндии;
— при невозможности урегулировать вопрос о независимости Эстонии, Латвии, Литвы, кавказских и закаспийских образований с их правительствами передать этот вопрос в Лигу наций. До этого — признание этих областей автономными;
— «В-шестых, правительство адмирала Колчака должно признать за мирной конференцией право определить будущее румынской части Бессарабии …
— наконец, российское правительство должно подтвердить декларацию, сделанную Колчаком 27 ноября 1918 г., касающуюся российского национального долга.
»

Вот как это описывал У. Черчилль в книге «Мировой кризис»:

«совет союзников в конце мая 1919 г. принял наконец определенное решение.
Клемансо, Ллойд-Джордж, президент Вильсон, Орландо и японский делегат Сайондзи выразили свою точку зрения в ноте от 26 мая, адресованной адмиралу Колчаку. Этот документ настолько важен, что должен быть воспроизведен полностью.

НОТА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА АДМИРАЛУ КОЛЧАКУ
от 26 мая 1919 г.
[]
Черчилль пишет, что Колчак «удовлетворительно ответил на каждый в отдельности из тех вопросов, которые были ему поставлены Советом пяти.»
«Этот ответ помечен 4-м июня, а 12 июня Ллойд-Джордж, Вильсон, Клемансо и представитель Японии приветствовали тот дух, в котором был составлен ответ Колчака и который казался им вполне соответствующим сделанным им предложениям и содержавшим в себе «достаточную гарантию свободы и самоуправления русского народа и его соседей. В силу этого они готовы были предоставить Колчаку и его союзникам всю ту помощь, о которой говорилось в письме.»

Только верующий в «бълое дъло» человек может искренне утверждать, что здесь речь идёт о территориальной целостности России.

Колчак не устно, а письменно подтвердил отказ России которую олицетворял, представителем которой его считали союзники от своих территорий.

Напомним, что другой «белый герой» П. Краснов в открытую выступил за расчленение России:
— годом раньше — в мае 1918 — он пошёл на союз с «немцем», просил Вильгельма II «… Ваше Величество признать права Всевеликого войска Донского на самостоятельное существование, а по мере освобождения последних Кубанского, Астраханского и Терского войск и Северного Кавказа право на самостоятельное существование и всей федерации под именем Доно-Кавказского союза. » (подробнее — в статье «Петр Краснов изменил России с немцами еще в 1918-м»)

Поэтому использовать словосочетание «за единую и неделимую Россию» в отношении белых надо с осторожностью. Не забывать о содержании.

На похожую тему — о договоре Врангеля с Францией читайте в статье: Чем Белые намеревались расчитаться с Антантой за помощь
__________________
[1]  Корнатовский Н. А. Борьба за Красный Петроград

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб