Граница между письменной и устной культурой и проблема возникновения «ересей»

Граница между письменной и устной культурой и проблема возникновения «ересей»

Николай Чудотворец вырывает глаза ересиарху Арию

 

По определению Брайана Стока, термин «текстуальное сообщество» указывает на сообщества неграмотных или малограмотных людей, «организованные вокруг общего понимания некоего текста. Минимальное требование — это хотя бы один грамотный, interpres, который понимает некоторое множество текстов и способен устно передать другим свое сообщение». При этом в сообществах устанавливается общее понимание текста, которое хранится и передается устной традицией. В отличие от привычной для фольклористики модели взаимодействия письменного и устного, предполагающей независимое от книжного источника бытование устного текста, однажды усвоенного традицией, возникающее в текстуальных сообществах устное общее понимание сохраняет непосредственную связь с источником, выражающуюся в представлениях о том, что разделяемое сообществом знание где-то (например, в Библии) написано. Таким образом, Сток поставил под сомнение привычное отождествление «народной» культуры с устной традицией, а «официальной» или «ученой» — с письменной. Теоретическим основанием для деконструкции этих тождеств является замена бинарных оппозиций типа «письменные / бесписьменные культуры» или «устные / письменные тексты» на систему, состоящую из трех ключевых терминов: текстуальность, грамотность, устность. Первый из них может быть определен как относящийся к использованию текстов. Этим определяется его отличие от второго — грамотности: «Грамотность — это не текстуальность. Можно быть грамотным без явного использования текстов, а широкое использование текстов не является свидетельством подлинной грамотности».

Методология Стока предполагает исследование смыслов как возникающих спонтанно между текстами и практиками, при использовании текстов:

Тексты → Смыслы ← Практики

В идеологических сообществах роль образованных людей — центральная. Образованная элита рассматривается как носитель наиболее полных и чистых смыслов, которые она передаёт народным массам с большими или меньшими потерями и искажениями. В текстуальных же сообществах роль образованных, напротив, сведена к минимуму: они лишь знакомят неграмотных с недоступными им текстами, и являются не носителями, а скорее катализаторами образования смыслов, возникающих в использовании текстов неграмотными массами.

Процесс «создания ереси» её преследователями сопровождался отождествлением текстуальности (использования текстов) с грамотностью и подчеркиванием роли образованных «ересиархов». Средневековый дискурс о ересях отвечал потребностям определённых институций и людей.

Львов А. Соха и Пятикнижие: русские иудействующие как текстуальное сообщество. СПб.: Изд-во ЕУСПб, 2011.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб