О взглядах Джордано Бруно.

 
О взглядах Джордано Бруно.

17 февраля 1600 года на римской площади Цветов был сожжен итальянский монах, философ и поэт Джордано Бруно. Спустя три года все его произведения были внесены в Индекс запрещенных книг — специальный каталог публикаций, чтение которых сурово каралось католической церковью.

———————————————

Мы привыкли вспоминать о казни Бруно как об одном из ярчайших примеров страха католической церкви перед вольнодумцами; церкви, расправлявшейся с неугодными ею мыслителями руками светской власти. При этом мало кто помнит, в чем же, собственно, по мнению «святого престола», заключалась ересь Джордано Бруно.

В 1591 году венецианский аристократ Джованни Мочениго познакомился с Бруно и нанял философа обучить его искусству памяти. Дело в том, что Джордано в совершенстве владел мнемонической техникой, позволявшей многократно увеличивать способность к запоминанию. На тот момент Бруно успел написать два трактата на данную тему — «О тенях идей» и «Песнь Цирцеи».

О взглядах Джордано Бруно.

Общение двух ученых мужей привело к тому, что 23 мая 1592 года в Венецию отправилось письмо, написанное Мочениго «по долгу совести и по приказанию духовника». В письме шокированный взглядами Бруно аристократ подробно изложил служителям культа основные идеи философа.

Согласно Джордано, мир вечен, Христос совершал мнимые чудеса и был обычным магом. Умирал «божий сын» не по своей воле и вообще всячески старался избежать казни. Бруно недвусмысленно намекал на то, что описанные в Библии события, мягко говоря, не соответствовали действительности: он был уверен, что Мария, будучи девственницей, никак не могла родить, возмездия за грехи не существует, а души, сотворенные природой, переходят из одного живого существа в другое. Таким образом, папа римский Климент VIII, давший одобрение на передачу еретика Бруно в руки светской власти (читай, подписал смертный приговор), вероятно, был немало удивлен, познакомившись с пантеизмом Джордано, дополненным, ко всему прочему, идеей реинкарнации.

Досталось от Бруно и служителям культа. Монахов он именовал не иначе как ослами, считая, что они позорят мир. Ко всему прочему, гонимый философ утверждал, что не существует никаких доказательств того, что людская вера имеет какие-либо заслуги перед богом.

О взглядах Джордано Бруно.

Джордано Бруно, живя в Лондоне, написал книгу: О бесконечности вселенной и мирах / De l’infinito, universe е mondi.

Вот характерный отрывок: «… не требуется существования других миров для существования и совершенства этого мира, но для того чтобы Вселенная сохранила свое существование и совершенствовалась, необходимо бесконечное множество миров. Следовательно, из совершенства одного из миров не следует, чтобы другие миры были менее совершенны; ибо этот мир, подобно другим мирам, и другие миры, подобно этому миру, состоят каждый из своих частей и каждый вместе со своими членами составляет единое целое».
Джордано Бруно, О бесконечности, Вселенной и мирах, цитируется по изданию: Дж. Бруно, Философские диалоги, М., «Алетейа»; «Новый Акрополь», 2000 г., с. 274.

«В 1584 году Джордано Бруно написал «О бесконечности, Вселенной и мирах». В этом труде этот бывший доминиканский монах, этот снявший с себя постриг уроженец Неаполя заявляет, что Вселенная не конечна, а бесконечна, что Земля не является её центром, что она вращается вокруг Солнца, которое является всего лишь звездой среди многих ей подобных. Джордано Бруно упоминает даже о возможности существования внеземной жизни и наличия различных измерений во Вселенной. С ним мы переходим от замкнутой, описанной Аристотелем Вселенной к Вселенной огромной и бесконечной. Джордано Бруно объездил всю Европу. Он обладал необыкновенной памятью. Он говорил, что способен рассказать наизусть 26 000 статей канонического и гражданского права, 6000 отрывков из Библии и 1000 стихотворений Овидия. Благодаря этому дару, он был принят, как пророк, при больших дворах Европы и с огромным удовольствием дискутировал там о математике, астрономии, философии. Он ратовал за религию любви ко всем людям без исключения. Он очаровывал своим ораторским талантом и знаниями. Он поддерживал такие идеи Коперника, которые сам Коперник не решался защищать. Джордано Бруно отметал все устоявшиеся догмы, и религиозные, и светские, «святое невежество», «святую глупость», клеймил «дипломированных дураков» и «печальных педантов».

Для Церкви такое оказалось несколько чересчур, и в 1592 году Джордано Бруно арестовали. Его подвергали пыткам двадцать два раза, и ни разу он не отрёкся. В конце концов, его сожгли живым на площади в Риме, ему заткнули рот из страха, что даже на костре он будет говорить о бесконечной Вселенной. Завещание, которое он написал в тюрьме, было разорвано непрочтённым, чтобы никто не подпал под влияние его еретических идей. Тридцать три года спустя, во время похожего процесса, организованного теми же судьями, Галилей предпочел отступить. И, странное дело, первому в награду выпало забвение, а второму — слава». Б. Вербер, Энциклопедия относительного и абсолютного знания, М., «Гелеос»; «Рипол классик», 2007 г., с. 272-273

О взглядах Джордано Бруно.

«Сжечь — не значит опровергнуть», — сказал Бруно на суде.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб