К вопросу о татаро-монгольском иге и средневековой металлургии.

 К вопросу о татаро-монгольском иге и средневековой металлургии.

Недавно на весьма уважаемом сайте  была опубликована статья «Татаро-монгольская металлургия и тайная роль в ней великоукров».

Автор статьи утверждает, что никакого татаро-монгольского ига не было, потому что на момент якобы монгольского нашествия на Русь у завоевателей не было, просто не могло быть, того количества железного оружия, которое необходимо для покорения русских городов. И далее приводятся «серьезные» расчеты и цифры, которые, по мнению автора, должны убедить читателя в неоспоримости этого утверждения.

«Каждый татаро-монгольский воин и его боевой конь требовал от 8 до 12 кг металла (можете сами посчитать, сложив вместе вес татаро-монгольского оружия и снаряжения) То есть армия Чингисхана — это 2 300 тонн (2 300 000 кг) железа. Обратным счетом посчитайте, сколько для этого требуется: а) руды б) домн или мартенов в) угля г) кузниц д) человеко-часов Маленький Козельск — и то — в соответствии с ЕГЭ — оттянул на себя 400 тонн вторчермета. Это же всё где-то надо было выкопать-выплавить-выковать. Где? Где исторические остатки сотен тысяч ( а меньше не получается) средневековых татаро-монгольскихъ объектов металлургии? Дико хочу на них посмотреть и посчитать. Вы же такие умные, фанаты ЕГЭ! Вы всё знаете! Не таите! Предоставьте реконструкцию древней карты — «вот тут они добывали уголь, тут руду, вот тут плавили, вот тут — ковали, а вот это — материальные доказательства… Еще раз — армия Чингисхана —       2 300 тонн железа!… выплавленных в ямах с двумя дырками…Прикинул размер такой ямы… и понял, где я её видел!»

Ну, что тут скажешь? Кажется, добавить нечего и логика вполне «железная», на первый взгляд. Но, вот незадача: есть неувязачка с исторической хронологией. Если бы автор удосужился более внимательно изучить историю того периода, он бы обратил внимание на то, что эти события происходят в 13-м веке н.э., а не в 3-м веке до н.э. Допускаю, что не обратил внимание на единичку и ошибся на тысячу с лишним лет. Но и в этом случае выкладки статьи ничего не доказывают. Уже в 3-м веке до нашей эры многие народы Востока умели выплавлять железо и воевали отнюдь не каменными топорами и острыми кольями.

Об этом говорится и во «Всемирной истории«: «В трактате «Гуань-цзы», в основной своей части составленный, по-видимому, в IV — III вв. до н. э., в Китае в то время было известно 467 гор, где добывали медную руду, и 3609 гор, где добывали железо. Конечно, нельзя вполне доверять столь точному подсчету, однако общее представление об уровне развития горнорудного дела эти сведения дают.

Из промыслов, начиная с XI в., особое развитие получил горнодобывающий. Резко увеличилась добыча железа и серебра. Потребность в железе выросла в связи с развитием ремесла, распространением в сельском хозяйстве железных орудий, а также в связи с производством вооружения. Серебро нужно было для ювелирной промышленности, для внешней торговли, а также для того, чтобы откупаться от завоевателей. Выросла и добыча соли.

Все эти промыслы в подавляющей своей части развивались путём создания казённых мастерских. Такие мастерские устраивались в металлургической промышленности, где в отдельных плавильнях работало до 100 человек, а также в промышленности по выделке тканей, где в мастерских работало обычно человек по 60—70. Есть, однако, сведения и о мастерских с 600—700 работниками (мастерские по выделке некоторых видов шёлковых тканей и вышивок, керамические мастерские, мастерские в области кораблестроения)

Это про ремесла в Китае, в том числе и про оружие. И еще про железо, точнее железные деньги, там же и тогда же.

«Товарно-денежные отношения в Сунской империи получали всё больший размах, вследствие чего потребность в деньгах непрерывно росла. Но недостаточная добыча меди препятствовала выпуску медной монеты в нужном количестве. Поэтому расширялся выпуск железной монеты. Китайские деньги получили распространение далеко за пределами страны. Сунские монеты найдены археологами в Малайе, в Южной Индии, на острове Занзибар и даже на сомалийском побережье Восточной Африки.»

А теперь про войны в Китае. «С этого времени начались киданьские завоевания. В 916—926 гг. кидани подчинили некоторые маньчжуро-тунгусские племена Западной Маньчжурии; к своим владениям они присоединили также земли уйгуров, разбили и тангутов. В 926 г. кидани завоевали Бохайское царство, после чего киданьское государство превратилось в самую могущественную державу того времени во всей Северо-Восточной Азии. Захват части Северного Китая создал благоприятные условия для дальнейшего расширения киданьских владений. В 947 г. киданьское государство приняло название Ляо. Китайское население, однако, не покорилось завоевателям. Начали вспыхивать восстания. Кидани были вынуждены приостановить свои завоевания и ограничиться только северными частями провинций Шаньси и Хэбэй.

Тем временем на западной границе империи обозначилась новая опасность — со стороны тангутов. Усиление тангутского государства, получившего наименование Си-Ся (1038—1227 гг.), относилось к 30-м годам XI в., когда тангутский правитель Чжао Юань-хао разбил войска тибетского государства и уйгуров и отнял у Китая часть провинции Ганьсу. Чжао Юань-хао неоднократно вторгался в пределы империи. Сунское иравительство, видя трудность борьбы, старалось откупаться от тангутов шёлком и серебром. На этих началах в 1044 г. и был заключён с тангутами мир.

Чжурчжени являлись одним из маньчжуро-тунгусских племён, обитавших в Маньчжурии. Они образовали племенной союз во главе с вождём по имени Агуда, выступили против киданей и в 1115 г. отняли у них часть территории. С этого времени ведёт своё начало чжурчженьское государство, получившее в китайской историографии название Цзинь.

Сунское правительство поспешило воспользоваться появлением у киданей сильных врагов. С чжурчженями был заключён союз для совместного похода против киданей. Под этим двойным ударом киданьское государство Ляо в 1125 г. пало. Однако это означало, что вместо киданьской угрозы возникла чжурчженьская. Началась неудачная для империи борьба с чжурчженями. Она закончилась мирным договором, по которому сунское правительство уступило чжурчженям части провинций Хэбэй и Шаньси, уплатило 200 тыс. лан золота, 4 млн.лан серебра и выдало заложников.

Сунское правительство не хотело с этим мириться и стало готовиться к новой войне. Со своей стороны чжурчжени не удовлетворились тем, что уже захватили. В 1126 г. две чжурчженьские армии вторглись в Китай. Сунские войска были разбиты, и в 1127 г. чжурчжени овладели всей северной частью страны. Под властью сунского дома осталась только территория к югу от реки Янцзы. Тем самым Сунская империя превратилась в Южно-Сунскую, столицей которой стал город Ханчжоу, носивший тогда наименование Линьань.

В 1142 г. император заключил с чжурчженями мир, по которому за ними были признаны все их завоевания. Империя обязалась платить завоевателям ежегодную дань в 250 тыс. лан серебра и 250 тыс. кусков шёлковой материи.

Отношения Южно-Сунской империи с чжурчженями после этого были то мирными, то враждебными. Доходило и до прямых столкновений. Последнее из таких столкновений произошло в 1205 г. Оно было для чжурчженей неудачным. С этого времени их могущество начинает быстро падать под влиянием внутренних междоусобиц.

Однако главное и для чжурчженей, и для китайцев в это время заключалось уже не в их взаимоотношениях. И перед чжурчженями, и перед Южно-Сунской империей предстала грозная опасность: в 1206 г. возникло государство Чингис-хана.»

«А при чем здесь Китай? — спросите вы. Да при том, что до похода на Русь, были покорены Китай и Средняя Азия, большие и богатые государства с высоким уровнем развития различных ремесел, в том числе горнорудного и кузнечного дела.

«С образованием Монгольского государства началась полоса монгольских завоеваний. Завоевателей увидели на своих землях многие народы — кидани и чжурчжени, тангуты и китайцы, корейцы и тибетцы, таджики и хорезмийцы, тюрки и персы, индийцы»( подробнее здесь)

Думаю, не надо никого, кто хоть немного знаком с историей, убеждать в том, что государства Средней Азии, как и Китай, в 12 — 13 в.в. представляли собой сложившиеся, высокоразвитые образования, с высоким уровнем культуры, торговли и ремесел. Для сомневающихся можно привести данные из истории . Достаточно вспомнить Хорезм.

«В ХI-ХII в. хорезмийское государство добилось значительных успехов в области культуры и хозяйственного развития. Хорезм являлся, по сути дела, форпостом восточной мусульманской цивилизации в евразийских степях, связующим звеном славяно-булгаро-хазарского, тюркского кочевого и средневосточного культурных миров. К этому времени относятся строительство прекрасных шатрово-купольных мавзолеев Ургенча, расцвет ремесленного производства и художественного творчества. В Хорезме производятся славящиеся во всем тогдашнем культурном мире оружие, ткани, ювелирные изделия, художественная и бытовая керамика. В XII в. при хорезмшахах достигают наивысшего расцвета международная торговля, поливное земледелие, градостроительство и архитектура.

В 1215 г. хорезмшаху Мухаммеду удалось сломить сопротивление своих основных внешнеполитических противников — султанов Гура. Несколькими годами ранее были ликвидированы караханидские владения в Мавераннахре. Таким образом, накануне монгольского нашествия Хорезм стоял во главе огромной империи, границы которой простирались от северных берегов Каспийского моря до Персидского залива и от Кавказа до Гиндукуша. Глава его не имел равных соперников среди владык мусульманского мира.«(Подробнее здесь)

Если сюда добавить многовековую историю завоеванных народов, историю бесконечных войн и переделов, историю расцвета культуры и ремесел, то цифры о которых идет речь в упомянутой статье, совсем не пугают. За несколько столетий в этих странах накоплено было такое количество железа, что 2300 тонн — это совсем небольшая цифра, так, например, печально известный «Титаник» весил 46328 тонн, а строили его 3,5 года, ну, с учетом заготовок, можно добавить еще года 2.

Поэтому на вопрос автора статьи об останках «сотен тысяч средневековых татаро-монгольскихъ объектов металлургии» могу сказать следующее: не то и не там ищите, дорогой товарищ. Чтобы это понять, следует обратиться к технологии получения железа в древности и средние века.

«Первым устройством для получения железа из руды была одноразовая сыродутная печь ( железо выплавляли в обычных, закрытых сверху ямах, позднее стали строить глиняные печи-горны. В рабочее пространство горна слоями загружали измельченную руду и уголь, все это поджигалось, и через отверстия-сопла специальными (кожаными) мехами нагнетался воздух, (в статье это «яма с двумя дырками). При огромном количестве недостатков, долгое время это был единственный способ получить металл из руды.

Более высокую ступень в развитии чёрной металлургии представляли собой постоянные высокие печи называемые в Европе штукофенами. Это действительно была высокая печь — с четырёхметровой трубой для усиления тяги. Мехи штукофена качались уже несколькими людьми, а иногда и водяным двигателем. Штукофен имел дверцы, через которые раз в сутки извлекалась крица.

Изобретены штукофены были в Индии в начале первого тысячелетия до новой эрыВ начале нашей эры они попали в Китай, а в VII веке вместе с «арабскими» цифрами арабы заимствовали из Индии и эту технологию. В конце XIII века штукофены стали появляться в Германии и Чехии (а ещё до того были на юге Испании) и в течение следующего века распространились по всей Европе.

Производительность штукофена была несравненно выше, чем сыродутной печи — в день он давал до 250 кг железа, а температура плавления в нем оказывалась достаточна для науглероживания части железа до состояния чугуна.» (Подробнее здесь).

Ну а дальше полученный чугун обогащался углеродом, добавками,  ковался и закалялся, превращаясь в булат,  дамасскую сталь или просто крепкое железо, годное для производства мечей, сабель или наконечников для стрел и копий.

Так вот, зная производительность средневековых печей, нетрудно посчитать, что 10 подобных печей за три года способны выплавить примерно 27оо тонн железа. Вот такая арифметика. С учетом вышесказанного, думаю, аргументов достаточно.

Хотя есть еще кое что. Возможно, кто-то мне возразит: мол, опять эта «Всемирная история», где правды нет. Хотя, я так не думаю, но всем возражающим посоветую обратиться к первоисточникам, прежде всего, восточным. Древние восточные летописцы достаточно подробно описывали походы Чингиcхана (Темучина) и его потомков. И эти летописи доступны здесьздесь и здесь, а еще здесьздесь и здесь.

И последнее. Вопрос о монгольском нашестви, то есть его наличии,  история, настоящая история, давно закрыла, подтвердив его многочисленными документами и артефактами. Также доказано существование 300-летней зависимости Руси того периода от Золотой Орды. И этому тоже есть многочисленные документальные свидетельства. И дань платили и ярлыки на княжение получали.

Вопрос только в том было ли это действительно «Иго», проще говоря, «ярмо» или благо, позволившее окрепнуть Руси, защититься от других врагов и затем «встать с колен». Вот на этот вопрос однозначного ответа пока нет. И здесь я не планирую искать этот ответ.  Потому что  это уже совсем другая история.

                                                                                                                                  В. Беляев

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб