Чатал-Гуюк

Чатал-Гуюк - (в переводе — «вилообразный холм») — большое поселение эпохи керамического неолита и энеолита в южной Анатолии, расположенное в 50 км к югу от города Конья. Является крупнейшим и наиболее хорошо сохранившимся обнаруженным неолитическим поселением. Самые ранние найденные культурные слои относятся к 7500 г. до н. э. Поселение существовало до 5700 г. до н. э. Жители покинули поселение до наступления Бронзового века. Поселение было расположено в 140 км от двуглавой вершины вулкана Хасандаг.

Восточная часть поселения образует холм, возвышающийся над равниной на 20 м. Благодаря такому местоположению поселение господствовало над обширными полями на Иконийской равнине к юго-востоку от современного турецкого города Конья. К западу от поселения существовало ещё одно поселение меньших размеров, а в нескольких сотнях метров к востоку от него было обнаружено селение византийской эпохи. Между двумя холмами поселения существовал канал, отведенный от реки Чаршамба. Неолитическое поселение в Чатал-Хююке занимало территорию около 13 га, из которых к настоящему времени раскопано около 0,5 га.

Реставрация типичного интерьера жилой комнаты.


Экономика Чатал-Хююка была основана на земледелии и скотоводстве. Кроме пшеницы и ячменя жители Чатал-Хююка выращивали бобовые, а также собирали дикорастущие миндаль, фисташки и фрукты. Пасли овец и, возможно, крупный рогатый скот. Тем не менее, главным источником мяса оставалась охота. Орудия труда и оружие древние жители Чатал-Хююка изготовляли преимущественно из обсидиана и не только использовали сами, но и продавали другим племенам в обмен на морепродукты, раковины моллюсков и кремень, поступавший из Сирии. Это позволяет предположить, что местная община специализировалась в горном деле и активно развивала культуру изготовления изделий из камня. Судя по остаткам окалины и шлака, жители Чатал-Хююка одними из первых в мире научились выплавлять из руды медь, что связывает это селение с началом медного века.Население восточного холма насчитывало до 10 тыс. чел. Все поселение состояло из жилых домов; общественных построек не найдено. В то же время стены больших домов были богато украшены росписью. Их предназначение остается неясным. Дома строили из сырцового кирпича, скученные как соты в пчелином улье. Улиц или дорожек между домами не было. Вход в большинстве случаев был устроен с крыши, куда были проложены лестницы как внутри, так и снаружи домов, поэтому «улицы», по-видимому, проходили по крышам зданий. Вход был также единственным вентиляционным отверстием как для поступления свежего воздуха, так и для отвода дыма от открытых очагов, не имевших труб. Как очаги, так и лестницы и вход в помещение обычно располагались возле южной стены. Кроме того, в интерьере имелись приподнятые платформы, вероятно, сидения или столы. Как и стены, они были покрыты полированным алебастром. Подсобные помещения использовались как хранилища и были доступны из главной комнаты через низкий вход. Все помещения содержались в чистоте, мусора или отходов в них найдено крайне мало. Мусорные кучи располагались в стороне от домов и содержали наряду с пищевыми отходами и нечистотами остатки древесного угля и золы. В хорошую погоду население могло также располагаться на крышах своих жилищ, а в холодную там устраивали общественные очаги, вероятно, для отопления. Время от времени обветшавшие сооружения частично разрушали, и на фундаменте из обломков возводили новые стены. В результате строительной активности селение постепенно поднималось над окружающим рельефом. Всего обнаружено до 18 слоев такого строительства.

Голова быка из Чатал-Хююка в музее в Анкаре

Тела усопших хоронили под полом домов, чаще всего, под очагами и другими внутренними возвышениями, вместе с дарами: драгоценными и полудрагоценными камнями, оружием, тканями, деревянными сосудами. Тела усопших тщательно пеленали и нередко укладывали в плетеные корзины или заворачивали в тростниковые маты. Поскольку скелеты часто расчленены, предполагают, что перед захоронением тела долго выставляли на открытом воздухе, после чего хоронили только кости. Иногда черепа отделяли, вероятно, для использования в неком ритуале, так как их находят в других местах селения. Некоторые черепа покрывали алебастром, моделируя лицо, и раскрашивали охрой. Подобные обычаи встречались также у населения других неолитических поселений, например, в Иерихоне и на территории современной Сирии.



Великая богиня-мать на троне в окружении леопардов

Голова быка из Чатал-Хююка в музее в АнкареНастенные росписи обычно представляют собой сцены охоты, мужчин с поднятым фаллосом, изображения ныне вымерших крупных копытных, оленей и грифов. Изображение двуглавой вершины (возможно горы Хасандаг) иногда расценивают как первый в истории пример пейзажной живописи или картографии, хотя другие исследователи видят в нём лишь геометрический орнамент. Кроме росписей на стенах найдены рельефы в виде леопардов, смотрящих друг на друга, и множество женских статуэток из мрамора, коричневого и голубого известняка, кальцита, сланца, базальта, алебастра и глины. Статуэтки предположительно изображают Богиню-мать. Они нередко находятся в зернохранилищах, что указывает на статус женского божества как хранителя урожая.«Заключение о том, что народы Африки с их культурами, уходящими корнями в далекое прошлое, достигли Ближнего Востока и какое-то время процветали там, вполне логично, и избежать его трудно.

 

Фреска с изображениями быков, оленей и людей

Меллаарта удивляет то, что Чатал-Хююк не оставил заметного влияния на последующие культуры в этом районе. Он отмечает, что „неолитические культуры Анатолии положили начало земледелию и животноводству, а также культу Богини-Матери — основе нашей цивилизации“. Со всей справедливостью можно добавить: основе, многими пока что ещё отрицаемой».
По количеству женские изображения многократно превосходят мужские. Хотя культовых сооружений не найдено, наличие погребений, статуэток и росписей свидетельствует о наличии у жителей религии и богатой религиозной символики. Помещения, в которых сконцентрированы женские фигурки, предположительно, представляют собой святилища.Ещё в 1960-х годах было раскопано 40 таких «святилищ». Богиня изображалась в трёх ипостасях — молодой женщины, матери, рожающей ребёнка (или быка), и старухи, иногда в сопровождении хищной птицы. Мужское божество изображалось в виде мальчика или юноши (ребёнка или любовника богини) или бородатого мужчины, иногда верхом на священном животном или быке. Рельефные изображения богини, иногда до двух метров в высоту, леопардов и бычьих голов выполнены из алебастра, дерева или глины. Иногда символы жизни — женская грудь и бычий рог — объединены.

Керамика

В святилище, датированном 6200 до н. э., были найдены четыре человеческих черепа, расположенных за бычьими головами на стенах. На одной стене изображены грифы с человеческими ногами, нападающие на обезглавленного человека. Значение мифо-ритуального комплекса, представленного этими изображениями, пока не расшифровано.Несмотря на наличие «святилищ», признаков социального расслоения и сосредоточения богатств у правящей верхушки в селении не обнаружено. Даже половая дифференциация не выражена, женщины и мужчины получали одинаковую пищу и, по-видимому, имели одинаковый статус в обществе. Поскольку тела лиц с высоким статусом хоронили отдельно от черепов, исследователи сопоставили количество подобных мужских и женских захоронений и обнаружили, что оно приблизительно одинаково. В связи с этим исследователи 2000-х годов предположили, что община не была ни патриархальной, ни матриархальной, и смысл изображения женских фигур был иным, нежели поклонение Богине-матери.

 

Википедия

Кубанские ученые просят защитить тысячелетний памятник от оккультистов и торговцев

 

Многотысячелетний дольменный комплекс в долине реки Жане под Геленджиком нуждается в охране. К такому выводу пришла комиссия из ученых, казаков и чиновников, обследовавших объект. Специалисты провели обследование и подготовили рекомендации по защите объекта, который в последнее время активно эксплуатируется бизнесменами и  сторонниками нетрадиционных верований, сообщает ИА KrasnodarMedia со ссылкой на пресс-службу администрации Геленджика.

– Дольмены на реке Жане – редчайший памятник тысячелетней истории.

Гордость местных краеведов, ученых и историков. Ежегодно здесь бывают тысячи туристов. С недавнего времени вокруг дольменов стали разворачивать свою деятельность не только ловкие предприниматели, собирающие дань с желающих пожить близ дольмена, но и различного рода оккультисты и сектанты, – рассказали в пресс-службе муниципалитета.

 
Ученые бьют тревогу – бесконтрольная деятельность наносит вред памятникам неолита. А ведь не только дольмены, сама долина реки Жане представляет уникальный комплекс.

В связи со сложившейся обстановкой руководством муниципального образования была организована всесторонняя проверка долины реки Жане специальной комиссией, в которую вошли сотрудники музея, казаки, представители администраций Геленджика и Дивноморского. Особую обеспокоенность сложившейся ситуацией высказывают краеведы, сотрудники музея.

– По результатам осмотра памятников комиссией уже составляется акт, который будет передан в соответствующие инстанции. Окончательное заключение даст научный сотрудник Российской академии наук кандидат исторических наук Николай Сударев. Уникальные свидетели тысячелетней истории человечества не должны находиться в таких условиях – рядом с шалашами, шашлычными и служителями всевозможных культов. Будем надеется, что в чудесной долине реки Жане, рядом с древними памятниками нашей истории воцарятся спокойствие и порядок, – уточнили в пресс-службе.

Справка ИА KrasnodarMedia

Жане — река в 15 км к юго-востоку от Геленджика. У села Возрождение сливается с рекой Мезыб. В долине реки расположенны многочисленные памятники археологии — дольмены и средневековые адыгские курганы VII—XV веков. Главная группа из 3 дольменов (2 круглых составных и один плиточный) — в 2 км от посёлка Возрождение, вторая группа из целого плиточного, одного развала плиточного обыкновенного и одного развала плиточного ложнопортального дольменов — выше по реке на 1 км

Дольмены — мегалитические сооружения, ровесники египетских пирамид, являются памятниками мирового значения эпохи бронзы. Одни ученые связывают их появления с погребальным культом древних, другие считают их святилищали, местами поклонения богам.
 

Популярное в

))}
Loading...
наверх