Виктор Хомутский предлагает Вам запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»
Вы хотите запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Мудрее всего время, ибо оно раскрывает все. Диоген Лаэртский

Запомнить

Ностальгический клуб любителей кино

    

 

Ностальгический клуб любителей кино .

Жизнь коротка, искусство вечно. Гиппократ

 

Летопись лихих 90-ых.

 

Яндекс.Метрика
Блог
Глумление англо-французских войск над могилами русских адмиралов

Глумление англо-французских войск над могилами русских адмиралов

Крымская война стала настоящей трагедией России. Она была проиграна, несмотря на все старания русских военачальников. Герои этой войны – знаменитые адмиралы Ко

Виктор Хомутский 16 фев, 11:02
+26 17
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Образование древнерусского государства.

Образование древнерусского государства.

Образование древнерусского государства. Первые известия. Самые ранние известия о существовании властных институтов у восточных славян связаны с событ

Axel Wintermann 19 фев, 21:05
+6 18
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
ПРОБЛЕМЫ СНАБЖЕНИЯ МОНГОЛЬСКОЙ АРМИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ВО ВРЕМЯ БАТЫЕВА НАШЕСТВИЯ НА СЕВЕРО-ВОСТОЧНУЮ РУСЬ В 1237-1238 ГОДАХ

ПРОБЛЕМЫ СНАБЖЕНИЯ МОНГОЛЬСКОЙ АРМИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ВО ВРЕМЯ БАТЫЕВА НАШЕСТВИЯ НА СЕВЕРО-ВОСТОЧНУЮ РУСЬ В 1237-1238 ГОДАХ

На основе анализа широкого круга письменных источников и литературы рассматривается проблема снабжения монгольской армии под предводительством Батыя во врем

Виктор Хомутский 18 фев, 13:12
+7 18
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Норманизм и антинорманизм

Норманизм и антинорманизм

Согласно «Повести временных лет», в 862 году ильменские словене, кривичи, чудь, меря и весь пригласили на княжение варягов-русов во главе с Рюриком. С этого ле

Виктор Хомутский 16 фев, 13:09
-1 59
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Археология Западной Сибири и Алтая: опыт междисциплинарных исследований

Археология Западной Сибири и Алтая: опыт междисциплинарных исследований

Сборник статей, посвященный 70-летию профессора Ю.Ф. Кирюшина. — Барнаул: Изд-во Алтайского университета, 2015. — 416 с. — ISBN 978-5-7904-2025-2. Издание содержи

Виктор Хомутский 20 фев, 15:34
+5 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
История подвига советского человека, что не укладывается в голове…

История подвига советского человека, что не укладывается в голове…

Феномен советского человека 30-40-х годов XX века мало понятен даже тем, кто симпатизирует социализму и коммунизму из XXI века. Многие публицисты, стремясь пок

Виктор Хомутский 18 фев, 18:22
+31 8
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Блог
Осколки истории — 46 редких ретро фотографий

Осколки истории — 46 редких ретро фотографий

Старые фотографии - как осколки истории. Они несут в себе настроения и дух своей эпохи. Они позволяют заглянуть в прошлое, на минутку вдохнуть воздух, ощутить

Виктор Хомутский 3 фев, 10:30
+37 4
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
История подвига советского человека, что не укладывается в голове…

История подвига советского человека, что не укладывается в голове…

Феномен советского человека 30-40-х годов XX века мало понятен даже тем, кто симпатизирует социализму и коммунизму из XXI века. Многие публицисты, стремясь пок

Виктор Хомутский 18 фев, 18:22
+31 8
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Глумление англо-французских войск над могилами русских адмиралов

Глумление англо-французских войск над могилами русских адмиралов

Крымская война стала настоящей трагедией России. Она была проиграна, несмотря на все старания русских военачальников. Герои этой войны – знаменитые адмиралы Ко

Виктор Хомутский 16 фев, 11:02
+26 17
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Фальсификация Лермонтова. Об авторстве «Немытой России»

Фальсификация Лермонтова. Об авторстве «Немытой России»

В истории литературы нередко возникают дискуссии по вопросу авторства известных произведений. До сих пор находятся энтузиасты, которые ставят под сомнение подлинн

Виктор Хомутский 5 фев, 10:41
+26 21
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
КАК СОВЕТСКИЙ СОЮЗ ВОССТАНАВЛИВАЛСЯ ПОСЛЕ ВОЙНЫ.

КАК СОВЕТСКИЙ СОЮЗ ВОССТАНАВЛИВАЛСЯ ПОСЛЕ ВОЙНЫ.

Масштабы Советский Союз понес тяжелейшие потери в Великой Отечественной войне. Было стерто с лица земли 1710 городов, 70 тысяч сел

Виктор Хомутский 1 фев, 09:44
+18 31
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Археология Бахчисарайского дворца

Археология Бахчисарайского дворца

Т ри тысячи артефактов обнаружили археологи на территории ханского дворца в Бахчисарае, сообщил депутат Государственной думы от Республики Кры

Виктор Хомутский 10 фев, 19:13
+15 2
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Региональные особенности зависимости русских земель от монголов в XIII в.

развернуть
Региональные особенности зависимости русских земель от монголов в XIII в.
Региональные особенности зависимости русских земель от монголов в XIII в. (Киев, Владимир, Новгород, Галич)

Войско Монгольской империи под командованием Батыя повоевало огромную территорию Восточной и Центральной Европы. Удержать ее всю под непосредственной властью сил было недостаточно. И были применены три разных подхода. Наиболее западные из разоренных в ходе военных действий 1236–1242 гг. страны — Венгрия и Польша — были на время оставлены в покое (хотя в ходе нашествия они были разгромлены так же, как и русские земли, и в этом смысле, скажем, Бела IV и Даниил Романович были в равной степени побежденными и бежавшими правителями). Половецкая земля, а также Волжская Булгария (где, как и на Руси, жило оседлое население) перешли под непосредственную власть монголов. В русских же землях был применен промежуточный вариант: обращение местных правителей в зависимых. Со временем такое положение дел стало традицией...

Но какой вариант «опосредованного» властвования был установлен на русских землях?...И не отличались ли, а если отличались, то в какой мере, системы управления для разных земель? Для ответа на эти вопросы необходимо рассмотреть сведения о мероприятиях завоевателей, проведенных на территории Руси с целью утверждения их власти.

Самыми ранними из них были действия, упоминаемые Плано Карпини в гл. 7 его «Истории монголов»: «…в бытность нашу в Руссии, был прислан сюда один саррацин, как говорили, из партии Куйюк-хана и Бату, и этот наместник (prefectus) у всякого человека, имевшего трех сыновей, брал одного, как нам говорили впоследствии; вместе с тем, он уводил всех мужчин, не имевших жен, и точно так же поступал с жен-щинами, не имевшими законных мужей, а равным образом выселял он и бедных, которые снискивали себе пропитание нищенством. Остальных же, согласно своему обычаю, пересчитал, приказывая, чтобы каждый, как малый, так и большой, даже однодневный младенец, или бедный, или богатый, платил такую дань, именно, чтобы он давал одну шкуру белого медведя, одного черного бобра, одного черного соболя, одну черную шкуру некоего животного, имеющего пристанище в той земле, название которого мы не умеем передать по-латыни, и по-немецки оно называется ильтис, поляки же и русские называют этого зверя дохорь, и одну черную лисью шкуру. И всякий, кто не даст этого, должен быть отведен к татарам и обращен в их раба».

Плано Карпини и его спутники посетили Южную Русь, а именно Галицко-Волынскую и Киевскую земли, зимой 1245–1246 гг. по пути во владения монголов и летом 1247 г. по дороге обратно. Перепись населения, описанная в сочинении папского посла, явно не коснулась Галицко-Волынской земли: ее история этого времени подробно излагается в т. н. Галицко-Волынской летописи, и никаких намеков на подобное мероприятие там нет. Следовательно, перепись была проведена в Киевской земле. Наиболее вероятно, что она состоялась в конце 1245 — начале 1246 г...

Известие Плано Карпини (как и Житие Михаила) прямо связывает перепись с установлением дани. Указание, что учитывались даже младенцы, дает основания полагать, что переписывалось все мужское население независимо от возраста. Такой вариант переписи зафиксирован в Великой Армении в 1314 г. (причем в записях о ней также содержится указание на учет монголами — администрацией ильхана Улджаиту — младенцев). Осуществлял перепись в Киевской земле наместник — prefectus. Ниже в гл. 7 словом prefectus Плано Карпини переводит приведенный им в латинской транскрипции тюркский термин bascaki — баскаки. По-видимому, и в гл. 7 речь идет о баскаке, и в сочинении Плано Карпини фиксируется, таким образом, возникновение киевского баскачества. Оно имело длительную последующую историю — киевский баскак упоминается еще в 1331 г. В функции баскаков входил контроль за сбором дани и лояльностью местных правителей.

В 1257 г. (точнее, зимой 1257–1258 гг.) состоялась перепись в Суздальской земле (Северо-Восточной Руси), а также в Рязанской и Муромской землях: «Тое же зимы приехаша численици, исщетоша всю землю Сужальскую, и Рязаньскую, и Мюромьскую, и ставиша десятники, и сотники, и тысящники, и темники, и идоша в Ворду; толико не чтоша игуменовъ, черньцовъ, поповъ, крилошанъ, кто зрить на святую Богородицю и на владыку». В 1270-е гг. была проведена еще одна перепись: «Бысть число 2-е изъ Орды отъ царя»...

Кого учитывали в Северо-Восточной Руси переписи конца 1250-х и середины 1270-х гг.? В Киевской земле в середине 1240-х гг. переписывалось все мужское население, но из истории других стран известно, что монголы практиковали и иные подходы — учет только работоспособных мужчин (от 11 или 15 лет до 60 лет), и перепись не населения, а хозяйств (дворов)..Можно полагать, что в ходе переписи 1257 г. в Северо- Восточной Руси, установившей систему «тем», учитывалось, скорее всего, мужское население работоспособного возраста.

Как и в Киевской земле, помимо переписи в Северо-Восточной Руси была учреждена система баскачества. Под 1269 г. упоминается «баскакъ великъ володимирьскыи, именемъ Амраганъ», приходивший вместе с великим князем Ярославом Ярославичем в Новгород в связи с готовящимся походом в Ливонию. Определение «великий» для баскака, сидевшего в стольном городе «великого княжения», подразумевает наличие «простых» баскаков в других княжествах. Один из них упоминается под 1305 г.: «того же лета преставися баскакъ Кутлубугъ»...

Зимой 1259–1260 гг. монголы явились в Новгород с...целью — провести перепись («число»). Указание, что перепис-чики ездили по городу, «пишюче домы христьяньскыя», возможно, го-ворит о подворном характере переписи. Во всяком случае, нет данных для утверждения, что перепись охватила не только Новгород, но и всю обширную Новгородскую землю. Позднейшие сведения о выплате новгородцами дани свидетельствуют, что собирали ее с самого начала князья, а не ордынские должностные лица...монгольские «данщики» Новгородскую землю не посещали. При этом сбор дани происходил нерегулярно и осуществлялся (по крайней мере, преимущественно) с одной только части Новгородской земли — Новоторжской волости. Таким образом, даннический режим Новгородской земли был явно мягче, чем для земли Суздальской — Северо-Восточной Руси. О наличии в Новгородской земле баскаков сведений нет.

В отношении особенностей монгольской власти над другими круп-ными русскими землями данных крайне мало. В Любецком синодике, содержащем перечень князей Черниговской земли, про правившего в конце XIII в. в Брянске и Чернигове князя Олега Романовича сказано: «князя Олга Романовича, великаго князя черниговскаго, Леонтия, оста-вившаго дванадесять темъ людей и приемшаго аггелский образъ». Упоминание «тем» свидетельствует, что в Черниговской земле была про-ведена перепись. Неясно, идет ли речь о 12 «тьмах» плательщиков дани со всей Черниговской земли или только из Брянского и Черниговского княжеств. Что касается объектов переписи, то можно полагать, что ими были, как и в Суздальской земле, мужчины работоспособного возраста...Как и в других землях, где проводилась повсеместная перепись на-селения — Киевской и Суздальской, — в Черниговской земле фиксируется институт баскачества: летописание Северо-Восточной Руси донесло подробный рассказ о деятельности баскака Ахмата в одном из княжеств Черниговской земли, Курском, в 1280-е гг...

Для земли Галицко-Волынской имеется летописный памятник, подробно описывающей события, происходившие на Юго-Западе Руси, — это Галицко-Волынская летопись, доведенная до 1290-х гг. В ней однажды упоминается дань в Орду — в приведенном летописью тексте завещания владимиро-волынского князя Владимира Васильковича (1287 г.): «аже боудеть князю городъ роубити, и они (“людье”) к городоу, а поборомъ и татарьщиною ко князю». Таким образом, собиралась «татарщина» князем, а не ордынскими «данщиками». О мероприятиях, в результате которых она была установлена, как и о размерах выплат, ничего не говорится. Полагать, что летописцы умолчали о переписи населения, оснований нет, поскольку они не были склонны скрывать проявления гнета со стороны монголов...Поэтому представляется, что переписи населения (по крайней мере, всеобщей) в Галицко-Волынской земле не произошло. Тогда ее зависимость оказывается похожа на «киликийский вариант»: выплата фиксированной дани и участие в военных походах монголов.

Положение Галицко-Волынской Руси по отношению к Орде и католическим и языческим (Литва) соседям было очень сходно с положением Киликийской Армении, которая также находилась на западной оконечности монгольских владений и в непосредственном соседстве с иноверными (в ее случае — мусульманскими) соседями. В этой ситуации монголы предпочитали относительно необременительную данническую зависимость, зато по максимуму использовали зависимое государство в качестве вспомогательной военной силы (а в отношении Галицко-Волынской земли — и тыловой базы в походах): так, только в XIII в. через галицко-волынскую территорию и с участием местных князей проходили ордынские походы в Литву в 1258, 1274 и 1277 гг., Польшу в 1259, 1280 и 1287 гг., Венгрию в 1285 г. [Для сравнения: князья Северо-Восточной Руси за это время участвовали только в военных предприятиях Орды на Северном Кавказе в 1277–1278 гг.] Относительная легкость зависимости Галицко-Волынской Руси проявилась и в отсутствии на ее территории баскаков.

Таким образом, в первые десятилетия монгольского господства в Восточной Европе до наступившего в 1260-е гг. фактического распада Монгольской империи на крупные самостоятельные улусы зависимость русских земель устанавливалась в разных формах. В первые годы после Батыевых походов завоеватели допускали прямое управление для некоторых территорий, но к середине 1240-х гг. склонились к контролю без оккупации. При этом имеющиеся данные говорят о четырех вариантах осуществления властвования.

1. Киевская земля. Здесь все мужское население, независимо от воз-раста, было подвергнуто переписи. Взимание дани было возложено на десятников, сотников, тысячников и темников, пребывавших в ближайшем к Киеву степном улусе, а контроль за сбором дани и лояльностью местной знати возлагался на баскаков, сидевших в Киеве.

2. Северо-Восточная Русь (Суздальская земля) и Черниговская земля. [Очень вероятно, что такой же, как в Суздальской земле, режим был уста-новлен в Рязанской и Муромской землях, о переписи в которых сообщается в том же летописном известии, где говорится о проведении этого мероприятия в Северо-Восточной Руси.] Здесь переписывались только мужчины работоспособного возраста. Сбор дани возлагался также на десятников, сотников, тысячников и темников, находившихся в соседнем ордынском улусе, а контролирующая функция — на баскаков, главным из которых в Северо-Восточной Руси был «великий баскак владимирский».

3. Новгородская земля. Здесь перепись носила частичный характер, дань собиралась великим князем и, по-видимому, взималась не ежегодно. Баскаков в Новгородской земле не было.

4. Галицко-Волынская земля. Перепись здесь не проводилась, институт баскачества не утверждался, дань собиралась местными князьями. При этом правители Галицко-Волынской земли активнее, чем князья других земель, использовались как вспомогательная воинская сила в походах на страны, не подчиненные монголам.

Цит. по: Горский А.А. Утверждение власти Монгольской империи над Русью:региональные особенности.

Источник →

Опубликовал Виктор Хомутский , 02.02.2019 в 10:03
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Виктор Хомутский
Виктор Хомутский Дедушка с Веслом - 2 февраля, в 18:20 Про песиглавцев Карпини пишет с чужих слов. Там где он описывает увиденное лично все вполне достоверною. И многое проверяемо.
Насколько я помню у Карпини речь идет о том что князь Ярослав выразил некую заинтересованность в крещении. О проведении обряда там речи нет.  
К тому же, тут надо понимать, что в то время между Константинопольским Патриархатом и Ватиканом шли переговоры об объединение церквей. 
Союз Гуюка и крестоносцев мне представляется сомнительным. Из-за разделяющих их географических пространств. 
Текст скрыт развернуть
4
Александр Капри
Александр Капри Виктор Хомутский 2 февраля, в 18:30 Песиглавцы, тоже вполне объяснимы, если вспомнить маски некоторых племен. Текст скрыт развернуть
2
виктор м
виктор м Виктор Хомутский 2 февраля, в 20:04 "Так откуда же возьмутся эти самые белые медведи даже в Твери, не говоря о Рязани?"
Из новгородских земель которые простирались на север до Белого Моря.
---------------------------------------------------------------
Так что же получается - каждый тверской, рязанский, киевский... и т.д. крестьянин должен был раз в году съездить на север Новгородской земли и добыть по одному белому медведю? Которых очень-очень далеко не каждый и новгородец-то видел?
Текст скрыт развернуть
0
виктор м
виктор м Владимир Балаев 2 февраля, в 20:11 Возможно, и неточность перевода... Да только шибко-шибко уж оличается горностай от белого медведя. По габаритам.
Текст скрыт развернуть
0
Виктор Хомутский
Виктор Хомутский виктор м 2 февраля, в 20:49 Ага. А каждый новгородец что бы испечь каравай должен был съездить в тверь или рязань за зерном.
Разумеется у среднестатистического тверича или рязанца не было денег на шкуру белого медведя., что не мешало откупщикам их требовать.
 Сбор дани откупщиками это грабеж сопровождавшийся потрошением. Который регулярно провоцировал врастания. В одном Ростове было три крупных восстания против откупщиков. А в Твери в ходе восстания грохнули чингизида. 
По гумилеву это называется симбиоз Орды и Руси. 
Текст скрыт развернуть
0
виктор м
виктор м Виктор Хомутский 2 февраля, в 21:13 "каждый новгородец что бы испечь каравай должен был съездить в тверь или рязань за зерном."
-------------------------------------------
Оно конечно, с зерном пшеничным в Господине Велиом Новгороде было не так, чтобы шибко хорошо... Но рожь-то в окрестностях Новгорода выращивали! И овёс тоже. Этим зерном новгородцы и питались. А которые побогаче - те и пшеничной мукой баловались, как-никак Новгород - город купцов и ремесленников! Всё же рязанская или киевская пшеница подешевле будет, чем шкура белого медведя. Последняя и не каждому князю по кошельку, не говоря о каких-то там боярах.
Текст скрыт развернуть
0
Дедушка с Веслом -
Дедушка с Веслом - Axel Wintermann 2 февраля, в 22:00 Да, и я вас приветствую.
Но, мне думается, Плано наш, Карпини, написал эту кулстори для "отвода глаз" - мол съёздил с дружеским визитом, много интересного и чудесного повидал, а сам, с тайной миссией, плёл кружева заговора против Бату - ну был у Папы интерес против Бату, вот он своего агента и заслал к его врагу Гуюку.
Текст скрыт развернуть
2
Дедушка с Веслом -
Дедушка с Веслом - Виктор Хомутский 2 февраля, в 22:16 Нет. Папа в своём письме А.Невскому прямо говорит что его папенька принял католичество находясь в ставке Гуюка.
Так же и его сын А.Невский тоже имел намерение перейти в католичество, но судьба распорядилась иначе. 
Думается - Ярослав желал с помощью Гуюка и крестоносцев избавиться от Бату и стать полновластным королём католической Руси, но в ставке Гуюка были люди Бату или, возможно это были люди Мункэ - друга Бату, которые и отравили Ярослава. 
Примечательно что брата Ярослава - Михаила казнили по приказу Бату в тоже время - вероятно Михаил также был участником заговора.
Текст скрыт развернуть
0
Axel Wintermann
Axel Wintermann Дедушка с Веслом - 3 февраля, в 00:49 Нююю.. Михаил Черниговский никак не приходился братом Ярославу(у Всеволода вообще не было сына по имени Михаил). Они происходили даже из разных ветвей(Михаил был Ольговичем, а не Мономашичем). Да и более того, враждовали практически всю жизнь.. Смерть Михаила была на руку Ярославу и его сыновьям.Всеволодовичи становились единственной влиятельной семьей.. Текст скрыт развернуть
0
Виктор Хомутский
Виктор Хомутский виктор м 3 февраля, в 11:04 "Но рожь-то в окрестностях Новгорода выращивали! И овёс тоже. Этим зерном новгородцы и питались."
Тот факт, что как только владимирские, московские или тверские князья перекрывали поставки зерна в Торжок  новгороде начинался голод говорить о том что свое сельское хозяйство город прокормить было не в состоянии.
По поводу стоимости шкуру белого медведя уже написал выше.
Текст скрыт развернуть
0
Виктор Хомутский
Виктор Хомутский Дедушка с Веслом - 3 февраля, в 11:13 Ярослав Всеволодович был мертв и не мог не подтвердить не опровергнуть.  А приписывать мертвым то чего они не делали и не говорили для попов в порядке вещей.
И повторюсь все эти разговоры о  принятии на Руси католичества нужно воспринимать в рамках переговоров между папой и патриархом от объединении церквей.  
Текст скрыт развернуть
0
Дедушка с Веслом -
Дедушка с Веслом - Axel Wintermann 3 февраля, в 11:15 Да, ошибся. Но это никак не отменяет всего сказанного.
Помнится, мы эту тему с вами уже обсуждали и вы моё мнение знаете - летописи не договаривают о Нашествии, а недомолвки рождают домыслы.
Текст скрыт развернуть
1
Дедушка с Веслом -
Дедушка с Веслом - Виктор Хомутский 3 февраля, в 12:53 А я повторюсь что речь идёт о официальной переписке Папы с А.Невским -
Una fides. Послания Папы Иннокентия IV князю Александру Невскому.
Что тут упираться то? Зачем отводить глаза от конкретного исторического факта и пытаться найти ему какие-то иные объяснения?
Текст скрыт развернуть
0
Axel Wintermann
Axel Wintermann Дедушка с Веслом - 3 февраля, в 17:21 Тут вопрос, насколько излагаемое об Ярославе папой соответствует реальности? Прежде всего, настораживает отсутствие сообщений у самого Карпини, который со всей тщательностью описал обстоятельство переговоров с Васильком Волынским и его братом Даниилом Галицким о переходе в католичество, как на пути в орду, так и обратно. Однако, Карпини не пишет ничего подобного о Ярославе.
То, что у самого Иннокентия были ограниченные, если не сказать очень небольшие данные о состоянии на Руси, свидетельствует хотя бы неправильное титулование Александра герцогом Суздальским, хотя на тот момент Суздалем правил Святослав.
Что же могло быть причиной писем Иннокентия? Вопрос этот подробно рассмотрел эмигрантский церковный деятель и историк Георгий Рошко в монографии "Иннокентий IV и угроза татаро-монгольского нашествия"(1959).
Возможно, что сам Иннокентий был введен в заблуждения. Вот, как рассматривает это автор:
"Будучи Великим князем Суздальским и Владимирским, Ярослав предстает, особенно после разгрома Киева, первым среди русских князей. Вне всякого сомнения, его союз с Римом, если таковой действительно существовал, обязывал лишь его самого, а не духовенство и не русский народ; однако подчинение Риму Великого князя должно было бы стать для современников событием достаточно значительным, и Дж. да Плано Карпини должен был бы упомянуть о нем в отчете о своем путешествии. Не сделал он этого, вероятно, только потому, что не был уверен в факте этого обращения.
На каком языке могли общаться папский посланник и русский князь? Ни Дж. да Плано Карпини, ни его спутник Бенедикт Польский не могли знать русского языка и уж несомненно, что Ярослав не говорил ни по-латыни, ни по-итальянски. Переговоры могли вестись лишь через посредство переводчика. Имя этого толмача нам известно — это некий рыцарь Темер или Темир, безусловно, тот самый Жемер, что упомянут в послании Иннокентия IV как свидетель обращения Ярослава: «У Великого хана мы нашли герцога Ярослава, там и умершего, и его рыцаря, именуемого Темер, который был нашим переводчиком в переговорах с императором Гуюком...»24
Дж. да Плано Карпини повествует о том, как Ярослав, приглашенный матерью Великого хана, внезапно занемог и через неделю скончался. Можно предположить, что брат Джованни, узнав о болезни и тяжелом состоянии Великого князя, навестил его и через рыцаря Темера предложил ему успокоить совесть и воссоединиться с Римской Церковью. Ответ умирающего, переданный опять-таки через переводчика Темера, мог быть понят как согласие в ответ на увещание брата Джованни. Послание Иннокентия IV предполагает такое решение, ибо в нем, послании, о Темере говорится как о свидетеле обращения князя: «...на глазах у рыцаря Жемера, советника его...».
Предсмертные слова Ярослава, переданные переводчиком, возможно, показались Дж. да Плано Карпини малоубедительными, поэтому он и не упомянул их в своем отчете, но он, несомненно, изобразил эту сцену Иннокентию IV, расценившего ее как прекрасное введение для послания, которое он направил сыну и наследнику усопшего. И действительно, если Ярослав соединился с Римом, то его сын, Александр, может, не греша ни против осторожности, ни против мудрости, последовать его примеру. Очевидно, Иннокентий IV не понял, что Александр Невский, около десяти лет неустанно сражавшийся с католическими захватчиками, шведами и германцами, мог усмотреть в этом свидетельстве об обращении своего отца (которое даже если и было известно князю, то казалось ему необоснованным) не что иное, как своего рода хитрую уловку, в силу чего любая последующая аргументация теряла всякий смысл."
Текст скрыт развернуть
0
Axel Wintermann
Axel Wintermann Axel Wintermann 3 февраля, в 18:48 Вероятно, объяснение Г. Рашко наиболее вразумительное. Вероятно, Ярослав, почувствовавший себя плохо, велел искать священника, однако, единственным, кого сумели найти среди монгольской степи, не изобиловавшей христианскими прелатами, оказался католик Карпини, который исповедовал умирающего князя при посредстве "рыцаря Темира"(не понять, то ли крещенный татарин, судя по имени, то ли еще кто, однако знавший русский, татарский и латынь). По  канонам это вполне могло восприниматься, как переход в католичество. Сам Карпини вероятно и не придал тому особого значения, но при Римском дворе, это было воспринято серьезнее.
Текст скрыт развернуть
0
Дедушка с Веслом -
Дедушка с Веслом - Axel Wintermann 3 февраля, в 19:12 Цитируемый вами Г.Рошко, со своего дивана, рассматривает те-же послания о которых я и говорил, но мне, со своего дивана, это видится несколько иначе - в другом своём письме Папа пишет что А.Невский, сам лично, предложил построить католический СОБОРНЫЙ храм в Пскове - то есть речь идёт о кафедральном соборе, а вы, вместе с кюре Георгием, пишете что А.Невский неустанно боролся с католиками.
Вы считаете что Плано наш, Карпини, изложил правдивые сведения в своих книгах предназначенных для широкого круга читателей, а своему шефу - Папе - наврал - то есть монах лжесвидетельствовал Папе, притом что у него, в его путешествии, были спутники которые могли-бы уличить его во лжи.
----------------------------------------------------------
Далее - Папа, так с кондачка, видимо считая А.Невского дурачком, пишет ему небывальщину, обманывая его и при этом не понимая что тот прочтёт и сильно удивится всем тем глупостям что он ему написал.
----------------------------------------------------------
То есть по вашему получается что все всех обманули и верить надо публичной кулстори от Карпини а не дипломатическим посланиям.
Текст скрыт развернуть
0
Axel Wintermann
Axel Wintermann Дедушка с Веслом - 3 февраля, в 19:23 Верить надо не только Карпини, но и русским летописям и житиям, и археологии.
1) Карпини промолчал? Промолчал о таком примечательном событии.
Кстати, Бенедикт Польский, оставивший записки независимо от Карпини, тоже ничего подобного не пишет.
Это что ? Заговор молчания?))
2) Русские летописи и жития Александра однозначно говорят об отрицательном ответе  Александра, а вдобавок молчат о каких то католических заигрываниях Ярослава.
(Похоже и Александр тому, как Вы и пишете, в правду изрядно удивился, что к нему прикатили с такими запросами)
3) Псковская археология не находит следов строительства какого то католического собора в 13 веке.
Вывод, тут много шума из ничего.
Текст скрыт развернуть
0
виктор м
виктор м Виктор Хомутский 3 февраля, в 22:14 Что сельское хозяйство в Новгородской земле действительно не могло полностью обеспечить зерном город - факт.
Но что касается белых медведей... Что-то тут не так. То ли у самого Карпини, то ли у переводчиков.
Текст скрыт развернуть
0
Анатолий Лавритов
Анатолий Лавритов 2 февраля, в 19:27 Интересно и познавательно для современных условий раздоров в национальных квартирах при полном игнорировании уроков истории. Текст скрыт развернуть
1
Rafael Menden
Rafael Menden 2 февраля, в 22:06 Полнейший бред, монголы крышевали русским против запада, разрушение церквей или казни народа находящихся в божьих храмах у монголов каралось смертью. Да и не монголы это были вовсе а жители нынешней средней Азии. На картине написанной неизвестным художником написан казах в национальной одежде, на нем чапан и шапка частично из меха и из кожи или ткани называется сейчас треух (незнаю как называли раньше в те времена). На ногах у него традиционная мусульманская обувь называется "щетык" носы загнуты к верху поскольку тогда да и не совсем в дальние времена ковыряние земли носком обуви у мусульман считалось грехом. Видимо и в правду говорят что казахи сделали современную Россию. Текст скрыт развернуть
-2
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 46
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте
Присоединиться

Последние комментарии

Геннадий Мизантроп
Axel Wintermann
виктор м
кузнецов владимир
виктор м
виктор м
Axel Wintermann
Axel Wintermann
Дедушка с Веслом -

Поиск по сайту