Виктор Хомутский предлагает Вам запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»
Вы хотите запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Мудрее всего время, ибо оно раскрывает все. Диоген Лаэртский

Запомнить

Ностальгический клуб любителей кино

    

 

Ностальгический клуб любителей кино .

Жизнь коротка, искусство вечно. Гиппократ

 

Летопись лихих 90-ых.

 

Яндекс.Метрика
Блог
Уголовные дела против иудеев в Российской Империи - по поводу их жертвоприношений.

Уголовные дела против иудеев в Российской Империи - по поводу их жертвоприношений.

Откуда в еврейском народе такая лютая кровожадность. Пьют кровь христианских младенцев.:) Сенненское дело - первое в Российской империи судебное дело с

Виктор Хомутский 16 янв, 09:33
+7 13
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Повесть временных лет

Повесть временных лет

«Повесть временных лет» — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века... Рассказывает Игорь Данилевский. https://you

Виктор Хомутский 14 ноя 18, 13:22
+5 7
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Солярные интерпретации Христа и фольклор

Солярные интерпретации Христа и фольклор

Христос в образе Солнца на квадриге, мозаика из катакомб, III век Иоанн Креститель и Иисус Христос тесно связаны друг с другом как евангель

Виктор Хомутский 13 янв, 12:18
+2 2
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Чувственные китаянки Ху Джун Ди

Чувственные китаянки Ху Джун Ди

Китайская история искусства столь же богата, сколь богата история китайской цивилизации. Современная китайская живопись является одной из самых загадочных, люб

Виктор Хомутский 15 янв, 08:58
+20 6
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
В России официально открыт еще один памятник Сталину

В России официально открыт еще один памятник Сталину

Ветер истории согласно словам, приписываемым самому Сталину, медленно, но верно уносит мусор с его могилы. Правда, власть на местах, ориентируясь на пещерный ан

Виктор Хомутский 2 дек 18, 11:10
+84 100
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
"Наполнити болота Ятвяжьская полкомъ" - поход Даниила Галицкого на ятвягов

"Наполнити болота Ятвяжьская полкомъ" - поход Даниила Галицкого на ятвягов

Вопреки распространенному в литературе мнению, будто в союзе с Римом Даниил искал лишь помощи против татар и согласился на унию, только когда получил необхо

Виктор Хомутский 15 янв, 11:02
+3 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Блог
Первый послевоенный парад в Сталинграде май 1945 года.

Первый послевоенный парад в Сталинграде май 1945 года.

Первый послевоенный парад в Сталинграде состоялся в мае 1945 года. Он представлял собой шествие физкультурников с элементами акробатики. 1. 2.

Виктор Хомутский 4 янв, 13:00
+24 5
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
«Чёрный миф» о советских военнопленных: Сталин и Женевская конвенция

«Чёрный миф» о советских военнопленных: Сталин и Женевская конвенция

Одной из любимых тем Великой Отечественной войны, на которой паразитируют либеральные антисоветские пропагандисты, стала трагедия военнопленных, которые сотнями ты

Виктор Хомутский 12 янв, 10:35
+22 27
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Необычные картины монгольского художника Самбу Заясаихана

Необычные картины монгольского художника Самбу Заясаихана

Удивительно самобытные работы! Zayasaikhan Sambuu родился в маленьком городе Gobi (Западная Монголия). Впервые познакомился с искусством через бу

Виктор Хомутский 6 янв, 15:58
+22 5
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Дореволюционная Старая Русса на открытках и фотографиях и немного об археологии

Дореволюционная Старая Русса на открытках и фотографиях и немного об археологии

В древнем русском городе - Старой Руссе я в последний раз был в далеком уже 1991 году, когда я, студент-историк, участвовал в археологической экспедиции (исс

Виктор Хомутский 4 янв, 10:13
+21 8
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Чувственные китаянки Ху Джун Ди

Чувственные китаянки Ху Джун Ди

Китайская история искусства столь же богата, сколь богата история китайской цивилизации. Современная китайская живопись является одной из самых загадочных, люб

Виктор Хомутский 15 янв, 08:58
+20 6
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Блокада Ленинграда — как холокост для евреев. На этом строится идентичность

Блокада Ленинграда — как холокост для евреев. На этом строится идентичность

Берясь за тему блокады, историки и люди творческих профессий должны осознавать ответственность — речь идет об одной из самых ужасных гуманитарных катастроф в исто

Виктор Хомутский 4 янв, 19:10
+19 18
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Былинная охота на мамонтов и прочие спекуляции

развернуть

Былинная охота на мамонтов и прочие спекуляции

Как последователи исторической школы искали в былинах историзм, а нашли описание охоты на мамонтов.

Фольклорист Наталья Петрова объясняет, почему попытки академика Рыбакова расшифровать и интерпретировать былины ошибочны

Наталья Петрова

Историческая школа русской фольклористики, занимавшая одну из ведущих позиций в науке на рубеже XIX и XX веков, но с утверждением советской науки попавшая в опалу за теорию аристократического происхождения русского эпоса, обрела второе дыхание в 1960–80-х годах.

Былинная охота на мамонтов и прочие спекуляции Борис Рыбаков © Wikimedia Commons

Случилось это благодаря академику Борису Александровичу Рыбакову
(1908–2001) — крупнейшему советскому археологу, специалисту по древнерусской истории. Опираясь на постулат об историчности фольклора и используя ретроспективный метод анализа , он рассматривал археологические и фольклорные источники как взаимодополняющие и отсылающие к весьма отдаленным историческим событиям и явлениям.

Далеко не всегда фольклористы готовы согласиться с таким подходом. Помимо общих замечаний к методологии «исторической школы» (историзм фольклора не равен прямому отражению действительной истории; совпадение, например, былинной ономастики  с летописной не делает эпос идентичным устной истории), вопросы вызывает и достаточно произвольное толкование былинных сюжетов. В любом случае эта методика интерпретации текстов оказывается чрезвычайно привлекательной для неспециалистов. Причиной тому:

1. Конспирологические предпосылки, благодаря которым читатель Рыбакова понимает, что в былинах что-то зашифровано и это надо расшифровать.

2. Чрезвычайно широкий охват сравнительного материла, что, в общем, впечатляет читателя, который, зачастую не имея возможности проверить исходные предпосылки и обратиться к соответствующей литературе, предпочитает доверять выводам.

3. Идея реконструировать историю русского народа в совокупности с аксиоматическим утверждением о древности русского эпоса, что порождает множество альтернативных догадок и оказывается очень притягательным способом провести досуг, размышляя о том, кем были наши предки.

Былинная охота на мамонтов и прочие спекуляции Мамонт. Иллюстрация из книги «Путешествие „Веги“ вокруг Азии и Европы». Нью-Йорк, 1882 год © Internet Archive

Охота на мамонта

Конкретную реализацию методик Рыбакова и порожденных ими наукообразных химер можно найти в его книге «Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи». Пример, который чаще всего приводят, говоря о подходе Рыбакова, — это соотнесение фольклорных сюжетов о сражении со Змеем Горынычем с палеолитической охотой на мамонта. Исследователь выделил ряд общих черт фольклорных чудовищ (таких как Змей, Чудо-юдо, Идолище), указывающих, по его мнению, на описание охоты на мамонта:

«1. Чудище огромно и непомерно сильно. Оно не крылато.

2. Оно „хоботисто“, или у него несколько голов на длинных шеях.

3. Схватка с чудищем происходит у Калинового моста, иногда чудище бывает прикрыто этим мостом.

4. Обязательной чертой схватки с чудищем является огонь (огненная река); иногда чудище само извергает огонь.

5. Своих противников чудище „вбивает в землю“».

Борис Рыбаков. «Язычество древних славян» (1981)

Такие особенности фольклорных персонажей академик историзирует следующим образом:

«Не думаю, что будет большой натяжкой признать в этих сказочных приметах чудища обрисовку древнего мамонта (или мамонтов), загнанного огненной цепью загонщиков в ловчую яму, в подземелье, замаскированное ветками кустарников (калины). Длинношерстные мамонты, прорываясь сквозь „огненную реку“, могли и сами быть носителями огня. Охотники, загнавшие мамонтов в яму, должны были окончательно одолеть их, распарывая чрево, пронзая копьями, забрасывая камнями. Мамонты же хватали охотников хоботами и, вероятно, действительно „вбивали в землю“».

Борис Рыбаков. «Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи» (1963)

Давайте подробнее рассмотрим выделенные Рыбаковым свойства фольклорных чудовищ и их возможные интерпретации.

1. Огромный размер, большая сила и отсутствие крыльев

Во-первых, в фольклоре не только чудовища обладают этими свойствами (например, великаны вполне подпадают под такое определение). Во-вторых, следует понимать, что в категориях «огромности» описываются не только чудовища, но и, например, богатыри. В таких случаях это может быть ситуативной характеристикой: они «увеличиваются в размерах» перед боем.

Что касается крыльев, на самом деле у фольклорных чудовищ они иногда упоминаются (к примеру, бумажные крылья у Тугарина Змеевича). Часто можно встретить и упоминания о том, что Змей способен летать .

2. Наличие хоботов либо нескольких голов

Здесь достаточно прокомментировать слово «хобота», которое Рыбаков соотносит с хоботом мамонта. Примеры из былин «Добрыня и Змей» и «Волх Всеславьевич» («…Захочу — тебя, Добрыню, в хобота́ возьму, / В хобота возьму, Добрыню во нору́ снесу», «Хоботом бьет по белу́ стегну») вроде бы отсылают к тому, что хобота — принадлежность змеи. Кроме того, можно обратиться к диалектным словарям, например к словарю Даля, и узнать, что одно из значений этого слова такое: «хвост ящерицы, змеи, змея». Еще хоботом на Русском Севере называют длинный извилистый путь: например, былинное выражение про богатыря Саура Леванидовича — «хоботы метал по темным лесам».

3. Схватка на мосту

Мост — типичное для фольклора «пограничное» пространство между освоенным миром людей и чуждой опасной зоной. Схватку между героем-человеком и чудовищем вполне логично проводить на ничейной территории. Например,Василий Буслаевич борется с новгородскими мужиками на мосту через Волхов. Слово «Калинов» в выражении «Калинов мост», как и «калина», происходит от глагола со значением «калить, разогревать докрасна». Имеет смысл говорить не о кустарниках (калине), а о пространстве, связанном c переходом из одного статуса в другой, из «своего» пространства в «чужое». Калиной называлась красная лента, девушка, невеста. Например, использование слова «калина» в обрядах: украинское выражение «посадить калину» в значении «похоронить»; в польских свадебных песнях сваты, наломав калины, мостят из нее мост, по которому поедут гости на свадьбу. Калиной называлась рубашка невесты со следами дефлорации. Именно такой аспект значений связан с Калиновым мостом в фольклоре, что не сводится только к мосту, около которого растет калина.

4. Связь с огнем

В фольклоре Змей связан также и с водой (он может жить в море или быть морским царем), и с горами (в пещеру Змей уносит похищенную женщину). Однако использование воды при охоте на мамонтов неизвестно, как и их локализация в горах.

5. Вбивание противника в землю

Это типичный для эпоса мотив, связанный не исключительно с чудовищами (былинный герой бросает о землю противника, бьет его по голове — противник уходит по колено в землю). Нужно отметить, что идея отождествления фольклорного чудовища с реальными доисторическими животными высказывалась и до Рыбакова.

Например, немецкий писатель Бёльше расценивал Змея как иллюстрацию представлений людей о динозаврах, давно вымерших, но оставивших после себя кости. Также немаловажно, что ровно те же самые свойства фольклорных чудовищ, которые Рыбаков интерпретирует как отголоски охоты на мамонта, другие исследователи трактовали совершенно в ином духе. Скажем, представители мифологической школы считали связь с огнем несомненным солярным или лунарным признаком. Единой и признанной всеми трактовки фольклорных чудовищ не существует, но особого распространения гипотеза Рыбакова не получила.

Былинная охота на мамонтов и прочие спекуляции Турий рог, найденный в кургане Черная Могила. X век © Wikimedia Commons

Кощей как половцы

Другой пример прочтения источников — интерпретация Рыбаковым изображения на серебряной оковке рога из кургана Черная Могила в Чернигове.

На иллюстрации мы видим две человеческие фигуры с луками, одна из которых уже выпустила свои стрелы, и птицу. Рыбаков пришел к выводу, что здесь воспроизведен кульминационный момент былины об Иване Годиновиче  — смерть Кощея.

Былинная охота на мамонтов и прочие спекуляции Деталь орнамента серебряной оправы турьего рога из кургана Черная Могила. X век © Из книги В. Я. Руденка «Чернигов. Из века в век», 2007 год

Рыбаков, анализируя изображение на черниговском роге, нашел былину, в которой упоминается Чернигов (надо сказать, она не является единственной в фонде русского эпоса), и счел, что сочетание трех персонажей: Кощея, «примчавшегося откуда-то в лесную страну для того, чтобы отвоевать для себя черниговскую девушку», самой дочери черниговского князя (или купца) и вещей птицы, покровительницы Чернигова , позволяет, исходя из исторических условий IX–X веков, предположить, что «на турьем роге черниговского князя, современника Святослава, отражено эпическое сказание о победе черниговцев над кочевниками-печенегами — победе, сопровождавшейся отбитием русских полонянок».

При этом сюжет былины, традиционно относимой к киевскому циклу, удревняется и датируется IX–X веками. Фольклорист Владимир Пропп в своей работе «Поэтика фольклора» пошагово критиковал рассуждения Рыбакова и говорил о неприемлемости подобного подхода к изучению фольклорных образов и сюжетов.

О фигуре птицы: «Эта птица будто бы... соответствует двум голубкам. Каким образом и почему? Есть один сказитель, у которого вместо голубков фигурирует вещий ворон. Из 49 вариантов былины этот случай встречается только у одного сказителя — Никифора Прохорова. Но в основу берется именно этот вариант, а остальные признаются второстепенными, переработанными».

О персонажах былины и о фигурах на роге: «На оковке нет главного героя былины, нет Ивана Годиновича».

О трех стрелах: «Вся беда, однако, в том, что Кощея в былине всегда поражает первая стрела, и этот эпизод никогда не утраивается и не может утраиваться».

О датировке сюжета былины IX–X веками: «Принадлежность к этому [киевскому] циклу названа „внешним“, „орнаментальным“ признаком. Но это опять-таки не подтверждается текстами. В 49 известных нам записях есть не более двух-трех случаев, когда Иван Годинович отправляется искать невесту не из Киева и не с благословения Владимира. Былина закономерно и стабильно прикреплена к Владимирову циклу. Таким образом, этот аргумент тоже отпадает, он не подтверждается ни материалом, ни фактом развития эпоса в киевскую эпоху, ни смыслом былины».

В последующих изданиях своих трудов Рыбаков частично учел замечания Проппа и сместил акцент с проблемы отражения в фольклоре исторических событий (интересовавшей историческую школу) в сторону популярной в середине XX века индоевропейской теории «основного мифа» Владимира Топорова и Вячеслава Иванова.

То же изображение на роге в книге «Язычество Древней Руси» интерпретируется по-прежнему как былинная сцена смерти Кощея, однако теперь больше внимания уделено орнаментальной части оковки, в которой обнаружены сказочные мотивы (например, заяц — это уже не часть охотничьей сцены, а персонаж сказочного сюжета «смерть Кощея от яйца»). Собственно, фольклорный Кощей рассматривается в контексте индоевропейских мифологических сюжетов и прямо соотносится с греческим Аидом. Общий вывод нового анализа поражает своей масштабностью:

«Чеканную композицию на турьем роге из черниговского княжеского кургана мы должны воспринимать как тщательно продуманную во всех деталях иллюстрацию к древней „кощуне“ об извечной борьбе жизненного и мертвящего начала в природе и прежде всего в растительном мире. Главная идея мифа — кратковременность торжества „кощьного“ начала и предопределенность свыше победы над ним сил жизни, роста, цветения».

Борис Рыбаков. «Язычество Древней Руси» (1987)

Такой подход к интерпретации изображения, изначально лишенного какого‑либо текстового сопровождения, показывает опасность «вчитывания» смыслов, верифицировать которые практически невозможно. 

Источники
  • Клейн Л. С.Академик Рыбаков и партийная линия.
    Троицкий вариант. 2011. № 73.
  • Пропп В. Я.Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки.
    М., 1998.
  • Пропп В. Я.Поэтика фольклора.
    М., 1998.
  • Рыбаков Б. А.Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи.
    М., 1963.
  • Рыбаков Б. А.Язычество Древней Руси.
    М., 2001.
  • Чернецов А. В.Крупный ученый, неповторимая личность: К 100-летию со дня рождения академика Б. А. Рыбакова.
    Вестник Российской академии наук. 2008. № 6.

Источник →

Опубликовал Виктор Хомутский , 11.09.2018 в 17:02
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Pciha Ivanova
Pciha Ivanova 11 сентября 18, в 19:42 "Былины" - эпос сложившийся достаточно поздно: Какие мамонты-папонты? Наиболее вероятно описание отношений Руси со Степью и языческой Литвой! Текст скрыт развернуть
0
Hadji-Murat bin Shay-Ahmet
Hadji-Murat bin Shay-Ahmet 11 сентября 18, в 20:19 Калиной называлась ... девушка, невеста.  От тюркского kelin 'невеста'? Текст скрыт развернуть
0
Рафаиль Вахитов
Рафаиль Вахитов 14 сентября 18, в 15:10 Мои предки съели мамонтов в Сибири.
Волчья Грива — 11-метровая возвышенность в Каргатском районе Новосибирской области протяженностью около 8 километров и шириной 1 километр. При раскопках в 1957 году здесь впервые были найдены кости мамонта, бизона и лошади, а дальнейшие исследования позволили установить, что 14—11 тысяч лет назад в этой местности обитали последние сибирские мамонты. В те времена Волчья Грива представляла собой длинный и узкий полуостров среди болот и озер, который заканчивался крутым обрывом. В наши дни это палеонтологический памятник природы областного значения.
Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 3
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте
Присоединиться

Последние комментарии

Pciha Ivanova
Pciha Ivanova
Скиф Туран
pavel chukreev
pavel chukreev
pavel chukreev
pavel chukreev
Pciha Ivanova
Иван Гвоздев
Иван Гвоздев

Поиск по сайту