Мусульманские амулеты времен Золотой Орды.

Мусульманские амулеты времен Золотой Орды.

Пророк (мир ему и благословение) сказал:
بسند صحيح عن ابن مسعود موقوفا قال — من أتى كاهنا او ساحرا فصدقه بما يقول فقد كفر بما أنزل على محمد صلى الله عليه و سلم. (احذروا السحر و السحرة)
Смысл: «Тот, кто пойдет к колдуну, шаману или жрецу и будет подтверждать то, что он говорит, он тем самым отрекся от того, что ниспослано Мухаммаду (мир ему и благословение)». Амулеты, которые использовали во время джахилия (до Ислама): шерсть волка, серебро, кости, когти, пуговицы, веточки и прочие вещи являются запретными для истинно верующего.

Хирз (амулет) на котором написаны дуа, коранические аяты или имена Аллаха, для лечения или в качестве оберега от сглаза, бед и т. д. В шести аятах Корана говорится, что Коран лечит и что в нем – лечение для верующих. Все в Коране является лечением от скрытых и явных, видимых и невидимых болезней.

Надписи на бумаге с аятами из Корана закладывались во вставку перстня или в специальную коробочку — простую, бронзовую или золотую роскошно украшенную, как, например, коробочки Симферопольского клада. Иногда в такой коробочке мог помещаться миниатюрный Коран, который также носили как амулет.

В качестве религиозного амулета зачастую использовались монеты. В Волжской Болгарии и Сарае выпускались монеты с религиозными надписями в период «языческой реакции», (Периодизация Д. В. Васильева — это периодизация не столько собственно развития ислама, сколько религиозной политики ханов. Примерно 1266-1312 гг.), таким образом на бытовом уровне велась исламизация.
Надписи на монетах были следующего содержания: «Жизнь есть час. употребляй ее на дела благочестия», «Уповай на Бога», «Хвала Богу», «Власть Богу», «Да воздастся почитание Богу и его посланнику», Символ веры встречаются на монетах, чеканенных в Волжской Болгарии при языческих ханах, правивших после Берке и до Узбека. Символ веры встречается на сарайских монетах Узбека. Позднее легенду «Власть Богу» помещали на монетах Абдуллаха и Мухаммеда, битых в Орде в 1370-х гг., и несколько реже на монетах Токтамыша, также ордынской чеканки или без обозначения города.
Все монеты на фото с раскопок Увека.

Что почитать:
Г. А. Федоров-Давыдов. Религия и верования в городах Золотой Орды.
Васильев Дмитрий Викторович. «Ислам в Золотой Орде (Историко-археологическое исследование)»

Мусульманские амулеты времен Золотой Орды.

Симферопольский клад. Коробочка для молитвенных текстов, первая половина XIV века.

 Мусульманские амулеты времен Золотой Орды.

Серебряная монета — дирхем,отчеканен в Сарае, 1277 г.
На лицевой стороне надпись: «Власть богу, единому, всемогущему». На оборотной стороне надпись: «Дирхем чеканен в городе Сарае 677».

Мусульманские амулеты времен Золотой Орды.

Денежное дело. Фрагмент витрины. Фото группы Увекское городище 

Мусульманские амулеты времен Золотой Орды.

Медные монеты и копилка. Фото Ю.В. Набатова. Фото группы Увекское городище

источник

 

ЛикБез по Золотой Орде

Проект «Укек»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб