Виктор Хомутский предлагает Вам запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»
Вы хотите запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

История - это роман, который был, роман - это история, которая могла бы быть. (Гонкур)

Блог
Легко ли переписать историю?

Легко ли переписать историю?

В сети сейчас довольно популярны конспирологические теории что вся история была переписана. Не просто подправлены какие-то отдельные события, чем грешили все прав

Виктор Хомутский 28 мар, 13:46
+9 38
Скандинавские "капища" и их "идолы"

Скандинавские "капища" и их "идолы"

"Жертвоприношение в Уппсале, в день зимнего солнцестояния" (Carl Larsson, 1915) Существование отдельных культовых мест, так называемых "ка

Виктор Хомутский 17 мар, 14:44
+10 49
Литва - крещение последних язычников Европы (1387 г.)

Литва - крещение последних язычников Европы (1387 г.)

"...Так как Владислав, король польский, при заключении им договора с Польским королевством и королевой Ядвигой обязался клятвой обратить литовский народ и стра

Виктор Хомутский 28 мар, 10:13
+7 9
Данные о неуклонном повышении уровня жизни в Российской империи – фальсификация

Данные о неуклонном повышении уровня жизни в Российской империи – фальсификация

100-летие революционных событий в России естественным образом вызывает повышенный интерес. Чтобы оценить любые исторические вехи, надо прежде всего иметь вер

Виктор Хомутский 28 мар, 17:54
+7 6
Рыцари из «Шахнаме»

Рыцари из «Шахнаме»

«О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут, Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный господень суд. Но нет Востока, и Запада нет, что п

Виктор Хомутский 26 мар, 12:42
+14 11
Удивительные цветные фото солдат Великой Отечественной

Удивительные цветные фото солдат Великой Отечественной

Современные технологии позволяют представить персонажи на фото такими, какими они были в реальности очень давно. Представляем подборку интересных фотографий, вре

Виктор Хомутский 28 мар, 08:21
+44 9
Европейский хронист XIIIв. о борьбе русских с татаро-монголами.

Европейский хронист XIIIв. о борьбе русских с татаро-монголами.

"Губительный народ татар приблизился к землям Венгрии. А ведь тому уже было много лет, как слух об этом народе и ужас перед ним распространились по всему свету

Виктор Хомутский 27 мар, 14:26
+19 13
Структура генофонда населения Русского Севера по аутосомным данным

Структура генофонда населения Русского Севера по аутосомным данным

Цель работы, применяемые методы и инструменты. Цель данной работы – проанализировать то, как сложился аутосомный генофонд северных русских (до массовых миграци

Axel Wintermann 5 мар, 02:18
+7 75
Запомнить

Ностальгический клуб любителей кино

    

 

Ностальгический клуб любителей кино .

Жизнь коротка, искусство вечно. Гиппократ

 

Летопись лихих 90-ых.

 

Яндекс.Метрика

Генрих Штаден. Опричник-самозванец.

развернуть

Генрих Штаден. Опричник-самозванец.

Генрих фон Штаден - немецкий авантюрист, занесенный судьбой в Русское государство времен Ивана Грозного. Вернувшись в Европу он составил свои "Записки о Московии", где описал свои "подвиги" по которым судят о поведении опричников в целом, например, описывая новгородский погром, он пишет:"Наверху меня встретила княгиня, хотевшая броситься мне в ноги. Но, испугавшись моего грозного вида, она бросилась назад в палаты. Я же всадил ей топор в спину, и она упала на порог. А я перешагнул через труп и познакомился с их девичьей."

К сожалению, сообщение Штадена не было подвергнуто источниковедческому анализу. Исследователи, обращавшиеся к «Запискам» Штадена, ограничивались общими оценками этого источника. Между тем изучение произведений Штадена ставит ряд вопросов, без ответа на которые «Записки» в качестве исторического источника использовать неправомерно.Безудержное хвастовство и явный авантюризм Штадена видны в его сочинениях. Он хвастает личными «подвигами»: грабежами, изнасилованиями, аферами и, наконец, своим беспримерным личным героизмом на поле боя. Всегда и всюду он ищет только наживы.

Россказни о своей близости к Ивану Грозному, о том, как царь произвел его в «рыцарское достоинство», и соответственно о службе при царской особе, а значит и в опричнине, понадобились Штадену, когда он оказался при дворе императора Рудольфа II. Понятны и мотивы, побудившие Штадена заговорить на эти темы, — желание «по-рыцарски… служить» его «римско-кесарскому величеству», т. е. получить при дворе императора высокую должность и титул. Ради этого предприимчивый авантюрист, обретавшийся на Руси в качестве торгаша и шинкаря, получивший как иноземец на русской службе небольшое поместье, и возвел себя в ранг русских «князей» — «опричников».

Из записок Штадена с полной отчетливостью выясняется, что с самого начала и до конца своего пребывания «в стране московитов» он находился в земщине. Вскоре после прибытия на Русь Штаден, как и было принято среди иноземцев, завел в земщине корчму. Его торговля вином по каким-то причинам вызвала недовольство среди жителей соседних, якобы опричных улиц: «Простолюдины из опричнины жаловались на меня на земском дворе, что я устроил у себя корчму».

Несколькими строками выше Штаден между делом обмолвился, что у него уже был в то время двор в опричнине. Как могли «простолюдины из опричнины», т. е. простые посадские жители и крестьяне, жаловаться на царского слугу — опричника? Почему опричные жалуются на опричника на земском дворе? Чем им вообще мешает корчма, открытая в земщине, т. е. в другой части города? Вполне очевидно, что опричнина здесь, как и на других страницах данного сочинения, названа Штаденом для красного словца. На деле же речь идет о жалобе жителей посада—«простолюдинов» в земский двор на обосновавшегося у них мошенника-шинкаря.

Далее Штаден рассказывает: «Когда великий князь дал нам (иноземцам) поместья, занимался наделением землей Иван Висковатый». Вот это вполне точно. Благоустройством иноземцев занимался глава Посольского приказа известный деятель земщины И. М. Висковатый. Однако не было и не могло быть того, чтобы Висковатый наделял землей опричника. Тут же Штаден пишет: «Так как я постоянно бывал у первого боярина Ивана Петровича Челяднина… то этот боярин… приказал дать мне то поместье, о котором я и бил челом». И. П. Челяднин мог распоряжаться только земскими делами и раздавать опричникам поместья не мог ни в опричнине, ни в земщине.

Итак, у Штадена в земщине два двора, корчма и поместье. Дела его решают на земском дворе. Он пользуется покровительством руководителей земщины, постоянно с ними общается. Штаден заявляет что он был опричником, он тем не менее ничего не сообщает ни об одной своей конкретной службе в рядах опричников. Об этом ему сказать, видимо, абсолютно нечего. Вместо рассказа о каких-либо службах в царской опричнине он вынужден сообщать, как и почему он от них каждый раз отказывался.

Сам Штаден весьма точно озаглавил свое описание московской резиденции царя на Неглинной: «Строения опричного двора». Строения! У Штадена нет ни слова о том, как выглядят внутренние покои опричного дворца. Если бы он их видел, то не преминул бы описать их убранство или, скажем, царский пир. Но об этом Штаден представления не имеет. Вот почему у него и возникла необходимость дать объяснение явному «провалу памяти»: «Я не согласился на предложение, сделанное мне (царем) через дьяка Осипа Ильина, все время безотлучно состоять при великом князе».

Об Александровской слободе Штаден и вовсе ничего не знает. Он говорит лишь о том, из чего сделана стена, окружающая Слободу, сообщает, что в Слободе хранятся деньги и добро, «что награбил великий князь по городам». Такое неведение и, можно сказать, невидение тоже более чем странно для опричника, будто бы направившегося вместе с царем в поход на Новгород. Поход этот, как известно, начался из Александровской слободы и там в глубокой тайне подготовлялся.

Новгородский погром Штаден описывает опять-таки понаслышке. Он уверяет, будто ему пришлось не но душе, что награбленное в Новгороде имущество не было разделено по справедливости между опричниками. Тогда он «решил больше за великим князем не ездить». Это заявление Штадена само по себе не соответствует реальному положению вещей. Опричники, как сообщают другие источники и тот же Штаден, хорошо пограбили новгородский посад. С другой стороны, ни о какой раздаче опричникам «по справедливости» церковных и других ценностей, конфискованных в царскую казну, не могло быть и речи. Налицо очередная выдумка Штадена, склонного изображать опричнину как разбойничью банду.

Штаден и не ходил в составе опричного войска на Новгород. Об этом он весьма ясно проговаривается: «И я был при великом князе с одной лошадью и двумя слугами. Все города и дороги были заняты заставами, а потому я не мог пройти со своими слугами и лошадьми». Опять явная несуразица: либо он «был при великом князе», либо «не мог пройти» вслед за ним, так как все дороги были заняты заставами. Верно второе — не мог пройти к Новгороду, куда он и подобные ему мародеры пытались налететь, как воронье на свой кровавый клев. Вот подлинная причина, по которой, собрав вокруг себя всякий сброд, он «начал собственные походы и повел своих людей назад, внутрь страны, по другой дороге».

После своих разбойных похождений Штаден якобы появился в Старице на опричном смотру, который был сделан для того, «чтобы великому князю знать, кто остается при нем и крепко его держится». У Штадена получается, что за учиненные им дезертирство и разбой Грозный его возвеличил. Утратив всякую меру, Штаден заявляет, что великий князь на смотру уравнял его в списке и жаловании с князьями и боярами — «mit den Knesen und Boiaren». «Тогда великий князь и сказал мне: "Отныне ты будешь называться — Андрей Володимирович". Частица "вич" означает благородный титул. Иначе говоря, этими словами великий князь дал мне понять, что это — рыцарство».

Как видим, Штаден охотно присваивает себе титулы и положения, которыми на самом деле не обладал. Зачислив себя с такой легкостью в бояре, Штаден с еще большей легкостью зачислил себя в опричнину. На очередную высокую милость царя, если верить, что таковая имела место, Штаден ответил очередным уклонением от службы. Он снова едет в другую сторону, чем те, «кто остается при великом князе», т. е. опричники. «Великий князь поехал в Александрову слободу... Я же не поехал с ним, а вернулся в Москву».

Уклонился Штаден от своих обязанностей опричника — владельца земли в опричном уезде и в критический для Руси момент второго нашествия Девлет-Гирея в 1572 г. «Каждый должен был помогать при постройке Гуляй-города соответственно размеру своих поместий, равно как и при постройке укреплений по берегу реки Оки — посаженно. Я не соглашался на это».

Получается, что в государстве Ивана Грозного, где все, что он прикажет, «все исполняется», где «никто ему не перечит: ни духовные, ни миряне», один Штаден, находясь на царской службе, притом в военное время, постоянно поступает вопреки приказам и вообще как ому заблагорассудится. Разумеется, не такова была опричная служба в действительности.

При описании своего участия в битве при Молодях в 1572 г. он «зачислил» себя в опричный полк, которым командовал знаменитый опричный воевода Д. И. Хворостинин. Штаден, по его словам, находился в дозоре против татар в обороне на Оке. Под командованием у него находилось 300 опричников. Заметим: если бы это было так, Штаден занимал бы должность по меньшей мере «головы из опричнины» и имя его упоминалось бы в разрядной росписи. Но имя Штадена в разрядах ни разу не фигурирует.

«Я должен был дозирать, — пишет он дальше, — на реке, где переправится царь (Девлет-Гирей)… и увидел, что несколько тысяч всадников крымского царя были уже по сю сторону реки. Я двинулся на них с тремя сотнями...Все три сотни были побиты насмерть...И я один остался в живых».
Большинство ученых, прочитав подобный «бесхитростный рассказ» Штадена, оценили его как хвастливое сочинительство, не заслуживающее серьезного доверия.

Явной выдумкой являются россказни Штадена о его службе в опричнине. То, что Штаден не служил в опричнине, да и вообще на какой-либо дворянской службе, доказывается помимо его саморазоблачений также и важнейшим объективным фактом. Все без исключения иноземцы, исполнявшие ту или иную царскую службу или встречавшиеся с царем Иваном, бывавшие у него на приемах, помимо личных воспоминаний оставили объективные следы своей деятельности в русских и иностранных источниках. И только о Штадене и о его службе все источники хранят красноречивое молчание.На основании всего сказанного можно заключить, что Штаден в опричнине не служил.

По материалам: Альшиц Д. Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного.


Источник →

Опубликовал Виктор Хомутский , 12.01.2017 в 10:22

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Алексей Горшков
Алексей Горшков Мне кажется,что именно со времени правления Ивана Грозного и началась информационная война против России,ведущаяся до сих пор! Именно при этом царе из никому не опасных,враждующих между собою русских земель,стал рождаться опасный конкурент,не подчиняющийся ни католически-протестантскому Западу,ни мусульманскому Востоку - Российское государство! Ещё будучи студентом,я обратил внимание,что основной массив источников по российской истории,от Ивана Грозного и позже - не российского происхождения,а различные воспоминания иностранцев-"очевидцев"! А честны ли были эти очевидцы? Вспоминая о России,не выполняли ли они чей-либо заказ в пропагандистских целях информационной войны(может,тогда это как-то по-другому называлось,но суть - одна!)? Не поэтому ли создавший единое Российское государство Иван Грозный предстаёт перед западными, в первую очередь,историками,а потом - и перед нами,диктатором,сатрапом и злодеем? Не в том ли дело,что Россия никому не подчинялась,значит - становилась конкурентом,которого надо"загнобить"? Поэтому-то усиление пропагандисткой войны связано с усилением российского государства и наличием там сильных правителей типа Ивана Грозного,Петра I,Сталина! Наоборот,при откровенно слабых,а то и предательских правителях - НиколаеII,Горбачёве,Ельцине - мы,становясь сателлитами Запада,идя нужным ему курсом,в конце концов - к самоуничтожению - становимся чуть ли не"лучшими друзьями"? Исключение - Вторая Мировая война,когда Сталин стал временно"другом"Запада,потому, что последний находился на грани уничтожения от рук им же выпестованного Гитлера, и остро нуждался в России,как в "громоотводе"! Текст скрыт развернуть
1
12 января, в 11:01
Александр Плахотников
Александр Плахотников Алексей Горшков Когда началась сия война вопрос скорее философский. А вот статья очень нужная, можно сказать долгожданная Текст скрыт развернуть
1
12 января, в 12:59
Герман Фролов
Герман Фролов Не вполне серьезные доказательства. В опричнине Ивана Грозного было много иностранцев. Грозный набирал их потому, что мог доверить им самые зверские расправы над опальными князьями и боярами и их семьями, опасаясь, что русские могут и пожалеть русских. Если Штаден говорит, как он убил русскую княгиню, то вернее всего это истинный факт, так как даже в те времена убийство безоружной женщины ударом в спину в Европе подвигом не считалось, и ни к чему ему было возводить позорную напраслину на себя.
Это убийство могло сойти с рук только опричнику, причем не рядовому. Кроме того он описывает, как однажды , по приказу Ивана Грозного в числе других опричников он на одном коне поехал наказывать опального боярина. Он пишет, что вернулся из похода он с 49 конями, т.е. обогатился за счет разграбленных и убитых людей. Такое могло быть только с опричниками, которые стояли "опричь" (особо) по сравнению с простыми людьми или воинами.
И объективно, Штаден покинул Россию законно и богатым человеком. Обогатился он за счет своих опричных подвигов. Так что Штаден вполне мог быть опричником, быть может, не особо высокопоставленным.
Текст скрыт развернуть
-1
12 января, в 19:04
Николай Кочергин
Николай Кочергин Герман Фролов Наша традиционная историческая наука, исходя из исследований альтернативных историков, неправильно описывает историю России (не Московии, а именно России) в период 1553-1572гг. Правление именно Ивана Грозного (по крови -рюриковича=чингизида) продолжается в период 1547-1553гг. Единственное его крупное действие в этот период - усмирение (не завоевание!) Казани. Аристократия Казани стала отходить от канонов правоверного христианства к протестанству - жидовству. Взятие Казани - наказание за отход от веры предков и переход под влияние Запада, где с 1470г. процветает католичество и протестанство. Грозный, чтобы усмирить Западную Европу и снова привести ее под правоверное христианство, вместе с Турецким султаном (главным союзником и родственником, также правоверным христианином - магометанином), готовит совместный поход на Германию и далее на Францию и др.страны, религиозно и политически отколовшиеся от единого ранее государства. Но, находящиеся на службе при дворе Грозного иностранные (английские и др.) врачи по указке Запада травят его ртутью. В результате Грозный впадает в безумие и становиться известным нам по истории "московским юродивым" - Василием Блаженным, в честь которого назван был назван Собор на Красной Площади. Поход на Запад со стороны Руси - откладывается. Похороны Блаженного были царскими. В период 1553-1572гг. в России - безвластие (по современному понятию - перестройка, или бардак); правят бояре-регенты при малолетних сыновьях Грозного, которые тянут одеяло на себя не заботясь о государственных интересах. Россия теряет часть территорий. До 1562г. - правят бояре Глинские и далее, до 1572г. - Захарьины-Кобылины (будущие - Романовы, имеющие прозападную ориентацию). Именно Романовы, по указке Запада, а не Грозный (который уже умер к этому времени) создают ОПРИЧИНУ, состоящую в основном из иностранцев-наемников, ненавидящих все русское (что мы и видим из данной статьи). Романовы физически уничтожают цвет русской военной аристократии, устраивают погромы, уничтожают экономику и церковь. Остановил данный процесс родственник Ивана Грозного, его двоюродный брат - крымский хан. В 1572г. в битве при Молодях, он разбивает наемное войско бояр Романовых и восстанавливает на московском троне династию рюриковичей-чингизидов. В романовской же истории 30-40 тыс. войско Романовых наголову разбивает войска Крымского хана, имеющего 120 тыс.конного войска (!?). И, после этого, как объясняют романовские историки, набеги крымских татар прекратились, потому что....опричники уничтожили всех мужчин-татар Крыма. На самом деле опричники побежали первыми, так как они привыкли воевать только с безоружным и беззащитным гражданским населением. Начинается расправа с Романовыми и их приспешниками. Этим занимается Малюта Скуратов. В официальной истории "немного" наоборот. Поэтому в романовской истории, Карамзиным, он представлен как изверг и "плохой человек". В 1584г. власть передается Борису Годунову - сыну крымского хана, тоже чингизиду. Борис усиленно занимается государственным строительством, усиливает государсто, как политически, так и военном отношении, чем вызывает ненависть Запада. Купленные бояре убивают его в 1605г. и его малолетнего сына и благословляют польскую интервенцию, открывают ворота Москвы. Страна снова погружается в "очередную перестройку" до 1613г.. Далее, в угоду Запада, на троне в Московии (не России), усаживаются представители Запада, Ватикана - Романовы (от римские). Текст скрыт развернуть
0
13 января, в 15:22
Алексей Т.
Алексей Т. Николай Кочергин Наша традиционная историческая наука, исходя из исследований альтернативных историков,
------------------------
Традиционная наука в изложении альтернативных историков это какой-то плюрализм мнений в одной, отдельно взятой голове.

Либо традиционная наука, опирающаяся на документы и научный метод, либо альтернативный бред, основанный на яростном вращении пальцем в носу.
Текст скрыт развернуть
0
16 января, в 21:42
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 5
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте

Источники русской истории и русская историография

12 мар 13, 17:09
+53 37
Документальный портрет Ивана…

Документальный портрет Ивана Грозного

26 апр 13, 14:50
+52 11

Следственное дело о подделке ассигнаций. 1775 г.

30 мар 14, 14:00
+5 3
ОПРИЧНИНА ИВАНА IV И «ОРДЕН …

ОПРИЧНИНА ИВАНА IV И «ОРДЕН КРОМЕШНИКОВ»

12 янв 14, 21:44
+11 19
Присоединиться

Последние комментарии

Поиск по сайту