ДНК из мумий: древние египтяне генетически близки к Ближнему Востоку

Немецкие генетики успешно секвенировали митохондриальную и проанализировали ядерную ДНК из египетских мумий разных исторических периодов. Они показали, что древние египтяне были генетически близки к ближневосточному населению. Современные египтяне довольно сильно отличаются от древних, главным образом долей африканского генетического компонента, приобретенного в поздние времена.

Египет благодаря своему географическому положению на перекрестке Африки и Евразии очень интересен для реконструкции исторических миграций.

Древний Египет представлял собой крупнейшую цивилизацию, которая служила центром притяжения для населения других регионов. В картину, созданную историками и археологами, сегодня добавляют свои фрагменты и генетики. Казалось бы, египетские мумии должны служить бесценным источником для генетических анализов. Но до сих пор надежные генетические исследования мумий были очень редки. Прорыв в этом направлении сделан в работе, опубликованной в журнале Nature Communication немецкими исследователями из Университета Тюбинген и их коллегами, один из соруководителей работы – Йоханнес Краузе из Института истории человека Общества Макса Планка в Йене. Авторы секвенировали митохондриальный геном из 90 мумий и представили полногеномные данные из трех.

Сохранность ДНК в египетских мумиях оставляет желать лучшего. Причины тому – жаркий климат, высокий уровень влажности во многих гробницах и воздействие химикатов при мумификации, в особенности карбоната натрия. Все эти факторы ведут к деградации ДНК. Так что до сих пор большинство попыток выделения и исследования ДНК из мумий были неудачными или сомнительными.

Как считают авторы новой статьи, им удалось получить надежные данные генетического анализа c использованием современных методов секвенирования. ДНК была выделена из тканей египетских мумий музейных антропологических коллекций Тюбингена и Берлина. Мумии происходили из одного из крупнейших некрополей Абусир (Абусир-эль-Мелек), в окрестностях древнего Мемфиса. С середины третьего тысячелетия до н.э. здесь находился настоящий «город мертвых», состоящий из пирамид и храмов. По радиоуглеродным датировкам мумии принадлежали к трем эпохам –до- Птолемеевский (Новое царство, Третий промежуточный период и Поздний период, 1388 – 332 до н.э.), Птолемеевский (332 – 30 до н.э.) и Римский (30 до н.э. — 426 н.э.) периоды. Одни экспонаты хранились в музеях с неизмененном виде, другие подвергались мацерации (вымачиванию) для антропологических исследований. Генетики выделяли ДНК из костей, зубов и мягких тканей, как мацерированных, так и нет; первоначально из 151 мумии, для дальнейшего анализа оставили 90.

new-1

Абусир-эль-Мелек на карте обозначен желтым крестом, места взятия современных образцов — кружками.

Оценить возможность выделения и анализа ДНК из мумий стало отдельной задачей работы. Генетики установили, что из мягких тканей выход ДНК примерно в 10 раз выше, чем из костей и зубов; с другой стороны, в ДНК из мягких тканей вдвое выше контаминация (загрязнение посторонней ДНК). В анализ брали мтДНК с контаминацией не более 3% и секвенированную с покрытием не менее 10х (число показывает, сколько раз ьыл прочитан каждый нуклеотид, и характеризует надежность данных).

МтДНК одних и тех же индивидов, выделенная из разных тканей, совпадала по гаплотипу, и это послужило доказательством надежности метода. Авторы определили разнообразие митохондриальных гаплогрупп у древних египтян трех исторических периодов и для сравнения – у современных египтян (100 образцов) и современных эфиопов (125 образцов). «Митохондриальные портреты» древних египтян трех периодов оказалось довольно схожими. У современных же египтян имеется большая доля африканских митохондриальных линий L0–L4 (около 20%). «Митохондриальный портрет» эфиопов совсем иной, в нем африканские линии составляют более 60%.

new-2

Состав митохондриальных гаплогрупп (перечислены справа) у древних египтян трех исторических периодов, у современных египтян и у современных эфиопов.

Сходство всех древних образцов проявляется и на графике анализа главных компонент, который авторы построили по частоте гаплогрупп мтДНК: они группируются вместе. Из этого они сделали вывод о генетической преемственности в районе Абусир на протяжении 1300 лет – в течение этого времени генофонд населения радикально не менялся. А по сравнению с современными египтянами древние египтяне тяготеют к современным популяциям Ближнего Востока и Леванта.

Для анализа ядерной ДНК исследователи выбрали трех индивидов: двух до-Птолемеевского периода и одного – Птолемеевского. В их тканях они проанализировали 1,24 млн маркеров однонуклеотидного полиморфизма (SNP). Близость к Ближнему Востоку подтвердилась и по Y-хромосомам: у двух мужчин она принадлежала к ближневосточной гаплогруппе J и у одного – к E1b1b1, типичной для Северной Африки.

Полногеномные данные по трем древним образцам авторы сравнили с 2367 современными геномами и 294 древними геномами. И снова получили тот же результат, что и по мтДНК: древние египтяне (на рисунке обведенные серые кружки) далеко отстоят от современных египтян (светлые ромбики) и тяготеют к неолитическим левантийским (светлые кружки) и современным ближневосточным (значки желтого цвета) геномам. В отличие от них, геномы современных египтян сдвинуты к Африке южнее Сахары (синие значки).

new-3

График анализа главных компонент по полногеномным данным трех древнеегипетских образцов (обведены кружками), 2367 современных геномов и 294 древних геномов.

Наконец, и метод выявления предковых компонентов ADMIXTURE показал практически то же самое: древние египтяне (выделены прямоугольником) отличаются от современных относительно большим ближневосточным компонентом (на рисунке он коричневый); а у современных египтян значительна доля африканского компонента (красный). Абсолютная доля африканского вклада у древних египтян составила от 6 до 15%, а у современных — от 14 до 21%. Предположительно, поток африканских генов египтяне получили около 700 лет назад.

new-4

График анализа ADMIXTURE, показаны предковые компоненты древних и современных популяций. Древние египтяне выделены.

Авторам удалось кое-что выяснить и про внешность древних египтян. По найденным у них аллелям они показали, что похороненные в Абусире индивиды имели довольно светлую кожу, а также темные глаза. Что до других признаков, то у них отсутствовала мутация толерантности к лактозе, значит, они во взрослом возрасте не употребляли в пищу молоко.

Итак, разные методы показали одно и то же — древние египтяне оказались генетически ближе всего к Ближнему Востоку. Это говорит, как пишут авторы, о длительных и разнообразных связях Древнего Египта с Ближним Востоком, включая торговлю, миграции населения, вторжения и переселения. В то же время Древний Египет находился под сильным влиянием Эллады, Иудеи и Рима и в 1-м тысячелетии до н.э. был местом интенсивных миграций, которые могли оказать влияние на местное население. Но как показали результаты работы, по крайней мере на протяжении 1300 лет генофонд древних египтян существенно не менялся. Это говорит об ограниченности внешних влияний (греческих и римских) на генофонд. Африканский генетический компонент, который появляется у современных египтян и отличает их от древних, по-видимому, приобретен в более поздние времена.

Что очень важно, исследователи показали реальность использования мумий для генетического анализа. Проблемы и трудности извлечения ДНК из мумий могут быть преодолены современными методами секвенирования. Так что перед палеогенетиками открываются большие перспективы, которые помогут более полно реконструировать популяционную историю Египта.

текст Надежды Маркиной

Источник:

Ancient Egyptian mummy genomes suggest an increase of Sub-Saharan African ancestry in post-Roman periods

Verena J. Schuenemann, …, Wolfgang Haak, Stephan Schiffels & Johannes Krause

Nature Communications 8, Article number: 15694 (2017), doi:10.1038/ncomms15694

Пожар антишляхетских восстаний в Речи Посполитой (1648-1653 гг.)

Великое княжество Литовское, так же как и Польша, полыхало в огне антишляхетских восстаний. И в начале Тринадцатилетней войны территория, по которой проходили русские войска, была уже изрядно опустошена. Так, по свидетельству очевидцев, по «дороге до Кобрина опустошены костелы, все шляхетские усадьбы…разрушены», а шляхта бежала за Вислу «от внутренних врагов – казаков, крепостных крестьян и своих свинопасов». В 1648 г. русский гонец сообщил царю, что с появлением в Белоруссии отряда казаков полковника И.

Шохова «холопы их шляхетские и панские, пограбя пана своего животы, бегают к казакам», а вступившие в ряды казачества белорусские крестьяне и горожане «войско казакам приумножили».

Поветы разорялись вследствие как стихийных народных выступлений и действий казацких отрядов Головацкого, Кривошапки, Небабы, Голоты и др., так и карательных мер правительственных войск, немилосердно подавлявших мятежи в районах Гомеля, Чечерска, Пропойска, Пинска. Разорение Пинского повета и взятие Пинска, например, являлось полномасштабной войсковой операцией правительственных войск ВКЛ. Ворвавшиеся в город солдаты были встречены многочисленными баррикадами на узких улочках города. Подобным образом были взяты и разорены Туров, Бобруйск, Речица, Мозырь и др. Антифеодальные выступления были подавлены войсками Януша Радзивилла только к 1651 г. Даже когда Радзивилл почти «затушил» пожары восстаний, в тылу у него вновь заполыхало Мстиславский повет. Отдельные очаги восстания продолжали вспыхивать до 1653 г. «Хлопы» жестоко поплатились за свои выступления – по статусу посягательство на имущество шляхтича каралось смертью. Сколько погибло в этой братоубийственной войне 1648-1653 гг – не известно до сих пор.

Белорусским националистам неприятно будет узнать, что после такой кровавой расправы белорусские общины не раз отправляли делегации в ...соседнюю «Московию», ища у царя поддержки. Так, в 1651 г. в Москву прибыл А. Кржыжановский с просьбой к царю принять Белоруссию в «государскую оборону». В Посольском приказе он говорил, что как только русское войско появится на белорусской земле, «то белорусцы де, сколько их есть, все б те поры востанут на ляхов заодно. А чаят де тех белорусцов зберетца со 100 000 человек». Неудивительно, что вступление в 1654 г. армии «Тишайшего» царя на территорию Речи Посполитой только усилило глубокий раскол в ВКЛ.

Цитируется по: Лобин А.Н. Неизвестная война 1654-1667 гг.

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ТАТАРСКОГО КУПЕЧЕСТВА

В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования такой категории торгового сословия как национальное татарское купечество. Автором делается попытка анализа причин формирования татарского купечества как прослойки торгового сословия.

С. С. МИХЕЕВ

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра новейшей истории России и краеведения

Условно считается, что традиционным занятием представителей татарского этноса было занятие торговлей. Для того чтобы ответить на вопрос о том, почему сформировалось подобное мнение, необходимо проанализировать, было ли это следствием экономических предпосылок или же действительно результатом реализации предпринимательских способностей.

Для территории Пензенской губернии традиционным являлось занятие сельскохозяйственным трудом в качестве основного занятия населения, однако не всегда сельскохозяйственная ориентация являлась удобной и прибыльной для хозяев. В частности, для представителей татарского этноса с XVIII века началось ограничение их хозяйственной самостоятельности.

Во второй половине XIX - начале XX в. земледелие продолжало играть ведущую роль в крестьянских хозяйствах татар. Отмена крепостного права и реформы 1860-х годов не принесли с собой для крестьянства освобождения от экономической кабалы. Лучшие земли и угодья крестьян были отрезаны в пользу помещиков. По материалам статистики 1877 г. на территории Саранского, Наровчатского, Инсарского, Краснослободского, Спасского уездов во владении крестьян находилось лишь 53,5 % всего земельного фонда. Остальные 46,5 % принадлежали помещикам, казне, церкви, монастырям [1, Л. 13].

Количество земли на душу с каждым годом сокращалось в результате естественного прироста населения. Так, с 1863 по 1878 г. только по Саранскому, Инсарско-му, Краснослободскому уездам Пензенской губернии население увеличилось на 84,9 тыс. человек, а площадь пахотных земель у крестьян оставалась прежней [2]. Особенно пострадала от малоземелья та группа татарских хозяйств, где присутствовала подворно-наследственная форма землевладения, то есть та группа, где уже наметились тенденции к расслоению. С течением времени в связи с увеличением наследников и разделов между ними наследственные участки измельчали настолько, что владельцы этих земель оказались самыми несостоятельными хозяевами в крае.

Сокращение посевных площадей отрицательно сказывалось на имущественном положении татарских крестьян. Так, в январе 1870 г. в донесении помощника начальника Саратовского губернского жандармского управления Н. П. Пекарского «Татары Хвалынско-го уезда вследствие недостатка в хлебе находятся в самом бедственном положении. Из собранных мной по этому предмету сведений оказывается, что только незначительная часть крестьян употребляет в пищу чистый хлеб, и то не все собственный, а покупной; большая часть ест хлеб, испечённый из семян и растений просянки, с примесью муки ржаной и просяной: как первую, так и последнюю покупают... Бедственное положен крестьян ещё увеличивается от того, что с конца прошлого года энергически взыскиваются с них недоимки по окладным сборам, которые через бездействие административных лиц достигали громадной цифры; так, по Атлашинской волости, состоящей из 42 002 душ, числятся недоимки 38 тыс. рублей; подобная же цифра существует и в других татарских волостях» [3, С. 38].

О дополнительной купле земли крестьянство не могло и думать, так как цена на нее из года в год бешено росла. Продажа одной десятины земли возросла с 23 руб. 55 коп. в 1871 г. до 103 руб. в 1902 г. [4, С. 32].

Тяжёлое экономическое и социальное положение татар в конце XVIII - середине XIX века побуждало их искать выход в переселении и отходничестве на заработки. Часть из них нанималась на земледельческие работы, другие - чернорабочими к различным предпринимателям города или же уезжали в другие губернии. Отходники формировались разными социальными группами сельских жителей, однако основной базой была беднота: несостоятельная часть крестьянства представляла 58,6 %, середняцкая - до 30 %, 10 % - зажиточная часть [5, С. 68]. Существенную роль в мотивации отходничества играло растущее аграрное перенаселение, объяснявшее основные причины, пробуждавшие поиск дополнительного заработка: малоземелье, обременённость долгами и недоимками. Зажиточные же крестьяне ставили своей целью реализацию предпринимательской деятельности.

Татары занимались в основном неземледельческими промыслами, которые оплачивались выше, чем труд в сельском хозяйстве. У татар наибольшее распространение по сравнению с другими этническими группами получил дальний отход, то есть работа за пределами области. Весной и осенью 1892 года в д. Пензятка Пензятской волости Инсарского уезда жителями для отправления на заработки было выдано 556 паспортов (555 - мужчинам, 1 - женщине) в Астраханскую, Бакинскую, Нижегородскую, Симбирскую и Тамбовскую губернии. В отходе занимались сельскохозяйственными работами, извозом, работали на фабриках и заводах [6, Л. 92]. По данным архивных документов 700 человек уехали на заработки без паспортов на Илевский завод для обжигания угля [7, Л. 92]. В деревне Кривозерье Кривозёровской волости Саранского уезда в мае и сентябре 1892 года было выдано 1769 паспортов (1764 - мужчинам, 5 - женщинам) в Симбирскую и Бакинскую губернии на винокуренные заводские и фабричные заведения чернорабочими [8, Л. 220].

Удельный вес татар в торговле был равен 21,5 %, русских - 12,1 %, мордвы - 2,9 % [9, С. 50]. В Краснослободском уезде, насчитывающем 19 волостей, только из одной Усть-Рахманиновской волости, которую населяли татары, для торговли в разные города России в 1892 году отправились 2491 человек или 24,7 %, т. е. почти четверть всех отходников уезда. Женщинам паспорта не выдавали [10, Л. 194]. Главный контингент торговцев в 1887 году в Краснослободском уезде составляет татарское население [11, С. 23]. Среди татарского населения Краснослободского уезда Пензенской губернии свыше 75 % дворов было занято отходничес-ким промыслом [3, С. 38].

Развитие отходничества привело к подвижности населения татарской деревни, что сыграло значительную роль в формировании хозяйства и быта. Отходники привносили в свои деревни нововведения в сельское хозяйство, новые элементы в убранство жилья, в одежду и т. д.

Именно из среды отходников формировалась прослойка татарского купечества. Родоначальник видной торгово-промышленной династии Кулахметьевых Хантемир Бахтеевич (1793-1854) приехал в Пензу из Кузнецка в 1843 году и организовал торговлю свечами и мылом. В 1852 году унаследовал капитал своего отца Сайфетдин Яфарович Бабиков, взявший свидетельство на торговлю в Константинополе.

Татарские купцы активно развивали своё дело, брали в аренду предприятия. Так, в 1858 году в аренду кузнецкому купцу 1 гильдии Айнитидину Абдул-На-сыреву Дибирдееву была передана суконная фабрика, продукция которой продавалась на Симбирской и Саратовской ярмарках. Дубенско-Дибирдеевские сукна отправлялись исключительно в Казанскую комиссариатскую комиссию, и лишь небольшая часть поступала на ярмарки соседних губерний [12, С. 63].

Социально-экономическое и политическое положение татарского купечества в силу некоторых отличий в области этно-конфессионального характера в Российской империи, принимало автономный характер. В целом российское купечество не было монолитным, оно распадалось не только на внутренние групповые интересы экономического характера, но и на ряд более мелких групп, распределяющихся по принципу этнической принадлежности. Подобные отличия вынуждают рассматривать региональное купечество как профессиональную группу.

Определение «татарская» свидетельствует об обособленности, однако это даёт повод для рассмотрения их в качестве категории профессиональной группы, где доминирующим началом стала торговая деятельность. Татарское купечество - это не только лицо купеческого сословия, но и профессиональная группа, чья торговая специализация являлась доминирующим началом их деятельности.

Купец-предприниматель характеризуется в силу вышеназванных причин как член профессиональной группы. Узкая специализация - торговля, а также этно- конфессиональная принадлежность выделяют татарских купцов-предпринимателей из купеческого сословия в отдельную группу. Процесс политикоэкономической девальвации купеческого сословия в конце XIX-начале XX вв. вопреки политике русского самодержавия: занятие торговой и иной предпринимательской деятельностью, имело для них характер не только обогащения, но повышения уровня гражданских прав, обладания ими в полной мере.

Указанная специфика накладывала особый отпечаток на финансово-экономическое положение купцов и на их роль в торгово-промышленном развитии отдельных регионов. После реформы 1861 г. Россия, как известно, сложились более благоприятные условия для капиталистического развития. Буржуазные отношения активно проникали как в город, так и в деревню, захватывая все новые и новые территории. В орбиту капиталистических отношений втянулись и крестьянские хозяйства исследуемого района. Развитие буржуазных отношений проявлялось во всех отраслях народного хозяйства, во всех сферах крестьянской жизни.

Зарождалось татарское купечество в крестьянской массе. Крестьяне уходили в город, где занимались мелкой торговлей, не требующей разрешения, и, накопив необходимый капитал, брали свидетельство на занятие торговлей, которое означало, что они переходят в купеческое сословие. Большинство купцов имели крестьянские корни, а факт наследования торговых дел показывает наличие к 1917 году смены трёх поколений татарских купцов. Значительная часть купечества занималась торговым предпринимательством и лишь затем промышленным. В татарском купечестве преобладало торговое предпринимательство. Формирование татарского купечества со второй половины XIX века и до свержения самодержавного строя проходило в сложных условиях. Права и преимущества купечества не заключались в общепринятых гражданских свободах, а носили исключительный характер.