Виктор Хомутский предлагает Вам запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»
Вы хотите запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Мудрее всего время, ибо оно раскрывает все. Диоген Лаэртский

Запомнить

Ностальгический клуб любителей кино

    

 

Ностальгический клуб любителей кино .

Жизнь коротка, искусство вечно. Гиппократ

 

Летопись лихих 90-ых.

 

Яндекс.Метрика
Блог
Образование древнерусского государства.

Образование древнерусского государства.

Образование древнерусского государства. Первые известия. Самые ранние известия о существовании властных институтов у восточных славян связаны с событ

Axel Wintermann 19 фев, 21:05
+6 18
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
ПРОБЛЕМЫ СНАБЖЕНИЯ МОНГОЛЬСКОЙ АРМИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ВО ВРЕМЯ БАТЫЕВА НАШЕСТВИЯ НА СЕВЕРО-ВОСТОЧНУЮ РУСЬ В 1237-1238 ГОДАХ

ПРОБЛЕМЫ СНАБЖЕНИЯ МОНГОЛЬСКОЙ АРМИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ВО ВРЕМЯ БАТЫЕВА НАШЕСТВИЯ НА СЕВЕРО-ВОСТОЧНУЮ РУСЬ В 1237-1238 ГОДАХ

На основе анализа широкого круга письменных источников и литературы рассматривается проблема снабжения монгольской армии под предводительством Батыя во врем

Виктор Хомутский 18 фев, 13:12
+7 18
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Норманизм и антинорманизм

Норманизм и антинорманизм

Согласно «Повести временных лет», в 862 году ильменские словене, кривичи, чудь, меря и весь пригласили на княжение варягов-русов во главе с Рюриком. С этого ле

Виктор Хомутский 16 фев, 13:09
-1 59
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Археология Западной Сибири и Алтая: опыт междисциплинарных исследований

Археология Западной Сибири и Алтая: опыт междисциплинарных исследований

Сборник статей, посвященный 70-летию профессора Ю.Ф. Кирюшина. — Барнаул: Изд-во Алтайского университета, 2015. — 416 с. — ISBN 978-5-7904-2025-2. Издание содержи

Виктор Хомутский 20 фев, 15:34
+5 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Глумление англо-французских войск над могилами русских адмиралов

Глумление англо-французских войск над могилами русских адмиралов

Крымская война стала настоящей трагедией России. Она была проиграна, несмотря на все старания русских военачальников. Герои этой войны – знаменитые адмиралы Ко

Виктор Хомутский 16 фев, 11:02
+26 16
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
История подвига советского человека, что не укладывается в голове…

История подвига советского человека, что не укладывается в голове…

Феномен советского человека 30-40-х годов XX века мало понятен даже тем, кто симпатизирует социализму и коммунизму из XXI века. Многие публицисты, стремясь пок

Виктор Хомутский 18 фев, 18:22
+31 8
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Блог
Осколки истории — 46 редких ретро фотографий

Осколки истории — 46 редких ретро фотографий

Старые фотографии - как осколки истории. Они несут в себе настроения и дух своей эпохи. Они позволяют заглянуть в прошлое, на минутку вдохнуть воздух, ощутить

Виктор Хомутский 3 фев, 10:30
+37 4
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
История подвига советского человека, что не укладывается в голове…

История подвига советского человека, что не укладывается в голове…

Феномен советского человека 30-40-х годов XX века мало понятен даже тем, кто симпатизирует социализму и коммунизму из XXI века. Многие публицисты, стремясь пок

Виктор Хомутский 18 фев, 18:22
+31 8
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Глумление англо-французских войск над могилами русских адмиралов

Глумление англо-французских войск над могилами русских адмиралов

Крымская война стала настоящей трагедией России. Она была проиграна, несмотря на все старания русских военачальников. Герои этой войны – знаменитые адмиралы Ко

Виктор Хомутский 16 фев, 11:02
+26 16
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Фальсификация Лермонтова. Об авторстве «Немытой России»

Фальсификация Лермонтова. Об авторстве «Немытой России»

В истории литературы нередко возникают дискуссии по вопросу авторства известных произведений. До сих пор находятся энтузиасты, которые ставят под сомнение подлинн

Виктор Хомутский 5 фев, 10:41
+26 21
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
КАК СОВЕТСКИЙ СОЮЗ ВОССТАНАВЛИВАЛСЯ ПОСЛЕ ВОЙНЫ.

КАК СОВЕТСКИЙ СОЮЗ ВОССТАНАВЛИВАЛСЯ ПОСЛЕ ВОЙНЫ.

Масштабы Советский Союз понес тяжелейшие потери в Великой Отечественной войне. Было стерто с лица земли 1710 городов, 70 тысяч сел

Виктор Хомутский 1 фев, 09:44
+18 31
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Археология Бахчисарайского дворца

Археология Бахчисарайского дворца

Т ри тысячи артефактов обнаружили археологи на территории ханского дворца в Бахчисарае, сообщил депутат Государственной думы от Республики Кры

Виктор Хомутский 10 фев, 19:13
+15 2
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Миф о разгроме авиапромышленности большевиками

развернуть

Условное название мифа:

В результате репрессивной политики большевиков, из страны бежали специалисты составляющие костяк авиционных кадров и Россией была потеряна роль одной из ведущих авиационных держав.

Миф о разгроме авиапромышленности большевиками

Развёрнутое описание:

Русская авиационная эмиграция служит одним из самых распространённых доводов в руках монархиствующих субъектов в пользу России, которую мы потеряли.

Утверждается, что в России до октября 17-го года существовала великая авиационная школа (Сикорский), а страна могла гордиться успехами авиапромышленности («Муромец»). Затем утверждается, что волна эмиграции, последовавшая после Октябрьской революции 1917-го года, с которой схлынул и цвет авиационных кадров, нанесла невосполнимый ущерб отечественной авиации.

Примеры использования:

"Разгром советских авиастроительных кадров, произведённый большевиками в 1917-1921 годах чудовищен."

"С приходом большевиков к власти, когда многие видные конструкторы, в том числе и Сикорский эмигрировали, Россия вышла из числа ведущих стран-авиастроителей."

Миф о разгроме авиапромышленности большевиками

Действительность:

Чтобы выяснить обоснованность этих утверждений, был составлен список наиболее видных представителей авиационной эмиграции. Основными источниками служили “Золотая книга русской эмиграции”1) и статья В.Р. Михеева “Русская авиационная эмиграция”2).

Вот этот список:

Миф о разгроме авиапромышленности большевиками Миф о разгроме авиапромышленности большевиками

Посмотрим, какую роль эти люди играли в российском авиастроении накануне революции.

Первое, что необходимо отметить, половина имён в этом списке - это очень молодые люди, почти мальчишки, которые до эмиграции никакого отношения к авиации не имели. Многие из них даже техническое образование впервые получили на Западе. Таковы, например, Ислямов - авиаконструктор фирмы Сикорского (Ренсселаеровский политехнический), Картвели – конструктор самолётов Thunderbolt P-47 и Thunderjet F-84 (Высшая электротехническая школа, Париж), Захарченко – авиаконструктор, работавший в США и в Китае (Массачусетский технологический), Никольский - конструктор и теоретик вертолётостроения (Сорбонна, Массачусетс). Будущие авиаконструкторы Акерман, Ваттер, Клыков, Струков до эмиграции на авиационном поприще себя ничем не проявили, а Коровин-Курковский и Прокофьев-Северский только начинали свой путь в авиации.

Таким образом, роль этих людей в российской авиации стремилась к нулю, поэтому их отъезд никакого ущерба отечественному авиастроению нанести не мог.

Когда говорят что Россия в результате революции лишилась конструктора Сейбров Картвели и теоретика вертолётостроения Никольского, нужно помнить, что ко времени своей эмиграции это были не маститые конструктора и учёные, а недоучившиеся студенты.

Миф о разгроме авиапромышленности большевиками

Обратимся теперь к оставшейся половине списка. Его можно разделить на две части - конструкторы и теоретики авиастроения.

1. Конструкторы.

В России в период ПМВ крупносерийно (в масштабах России) выпускались самолёты лишь двух конструкторов - это «Муромцы» Сикорского, выпускавшиеся на РБВЗ, и летающие лодки Григоровича, выпускавшиеся на заводе Щетинина.

Судьба Сикорского всем хорошо известна, в марте 1919-года он эмигрировал во Францию, а вскоре оказался в Америке. Фамилия Григоровича менее знаменита, несмотря на то, что самолётов конструкции Григоровича за годы ПМВ было выпущено больше, чем самолётов всех типов, выпущенных на РБВЗ, где главным конструктором авиационного отделения был Сикорский. Григорович остался в СССР, строил истребители и морские разведчики. Можно также назвать ещё немало имён авиаконструкторов, самолёты которых никогда не выпускались серийно, но которые создали ряд оригинальных конструкций самолётов в период Первой мировой.

Это Колпаков-Мирошниченко, работавший на заводе Лебедева над проектом “Лебедь-Гранд”, Ольховский, Пороховщиков, Гаккель, братья Касяненко. Наконец, можно вспомнить знаменитого Поликарпова, который работал над “Муромцами” вместе с Сикорским на РБВЗ. Все они также остались работать в Советской России. В компанию к уехавшему Сикорскому можно добавить разве что Григорашвили, главного инженера завода “Мельцер” по производству воздушных винтов.

2. Теоретики авиастроения.

Здесь счёт уехавших заметно больше и в первую очередь за счёт группы профессоров Петербургского политехнического института, которые были тесно связаны с группой Сикорского на РБВЗ.

Это Георгий Александрович Ботезат – исследователь различных вопросов аэродинамики, разработчик импульсной теории винтов, Алексанр Александрович Лебедев – теоретик авиадвигателестроения и Александр Петрович Фан-дер-Флит, занимавшийся вопросами прочности авиационных конструкций

. В противовес им можно назвать целый ряд сотрудников ППИ, которые выбрали сотрудничество с советской властью. Таковы, например, преподаватель ППИ генерал Найдёнов, экспериментатор в области аэродинамики и конструктор Василий Андрианович Слесарев, один из основателей аэродинамической лаборатории в ППИ и в Институте инженеров путей сообщения Николай Алексеевич Рынин.

Были заметные эмигранты и из московской научной среды – это руководитель аэродинамической лаборатории в Кучино Дмитрий Павлович Рябушинский и один из трёх членов первой коллегии ЦАГИ - Иван Александрович Рубинский. Но главные научные силы, включая Жуковского, Чаплыгина и Туполева, остались в России.

Миф о разгроме авиапромышленности большевиками

Т.о., можно сделать вывод, что основные научные и инженерные силы в области авиации большевикам удалось сохранить, и непоправимым уроном для авиастроения эмиграция ряда значительных специалистов не стала.

На последок несколько замечаний по упомянутой выше статье Михеева.

«Во время первой мировой войны и в предшествовавшие ей годы в Российской Империи была создана современная для того времени авиационная промышленность»

Увы, заявленная картина не соответствует фактам. За годы ПМВ мощная авиационная промышленность была создана во Франции, Англии (практически с нуля), Германии и даже в Италии. В Росси же в эти годы производилось на порядок меньше самолётов, чем в указанных странах, а авиадвигателей – на два порядка меньше3)

«Гражданская война разрушила все с таким трудом созданное, было уничтожено большинство заводов, разорены аэродинамические лаборатории»

Жаль, что автор не указывает о каких именно лабораториях идёт речь. Но можно догадаться, что под “разорением” автор, видимо, понимает закрытие в 1918-ом году аэродинамического института в Кучино, ранее возглавляемого Д.П. Рябушинским. Но это закрытие было вызвано созданием ЦАГИ, и концентрацией всех исследований в области аэродинамики во вновь созданном институте. Оборудование закрытого института в Кучино было аккуратно перевезено в ЦАГИ.

Кроме московских лабораторий, слитых в ЦАГИ, аэродинамические исследования велись в Петербурге в Политехническом институте и в Институте инженеров путей сообщения. Лаборатории этих институтов также не пострадали, в них продолжала вестись активная научная деятельность. И, вообще, стоит отметить, что активно “дуть” самолёты у нас стали только при Советах, построенная в 1925-29 гг. в ЦАГИ аэродинамическая труба Т-I-II была крупнейшей в мире.

«нарушилась подготовка кадров, но, самое главное, российская авиация лишилась лучших своих специалистов. «Вожди» советской авиации, оказавшись не в состоянии быстро подготовить «бригадным методом» на многочисленных рабфаках достойный «эрзац», были вынуждены тратить кровные золотые рубли на содержание «раппальских» немцев и найм третьесортных иностранных авиаконструкторов, а то и просто международных авантюристов»

Интересно кого автор называет “международными авантюристами”, неужели Нобеля и Бартини? Но самое главное, что и царская Россия вынуждена была активно привлекать к сотрудничеству иностранных конструкторов. Так итальянский авиаконструктор Ф.Э. Моска в 1912 г. работал на московском заводе “Дукс” в качестве основного проектировщика самолётов, а в 1914-ом году открыл самостоятельное производство самолётов. На одесском заводе Анатра главным конструктором был французский инженер Декан, которому удалось запустить в серию ряд своих оригинальных конструкций.

Миф о разгроме авиапромышленности большевиками

1) “Золотая книга русской эмиграции”

2) В.Р. Михеев “Русская авиационная эмиграция”

3) Николай Александров. Авиационная промышленность после войны


Источник →

Опубликовал Виктор Хомутский , 25.03.2018 в 13:26
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Александр
Александр 25 марта 18, в 13:38 А сколько мифов ещё  ждут своего разоблачения. Текст скрыт развернуть
4
Фарид Насыбуллин
Фарид Насыбуллин 25 марта 18, в 18:04 Враки этих мошенников от истории уже никого не пугают. Такие авторы лишь себя позорят. На одного Сикорского  СССР дал сотню гениев авиастроения, а вертолеты наши давно заткнули по всем показателям американские.  Не зря они их у нас покупают до сих пор. Текст скрыт развернуть
3
Александр Люлько
Александр Люлько 25 марта 18, в 20:19 Это не мифы - это история. Горькая и печальная. Из оставшихся - авиаконструктором был только Григорович. Поликарпов был у Сикорского инженером и сомостоятельно начинал с копирования английских самолётов. Но их обоих посадили уже в 1929 г.  Туполев начинал с подражанию цельнометаллическим самолётам Юнкерса. Яковлев использовал труд оставшихся авиаинженеров.  Было потеряно время и доверие людей. Авиация не только самолёты - это и двигатели и материалы и ГСМ. Двигатели вообще копировали 60 лет.И это факт. Текст скрыт развернуть
-1
Александр Люлько
Александр Люлько 25 марта 18, в 20:32 После серийного производства 4-х моторных самолётов - начинать опять с одномоторных - не комильфо. Текст скрыт развернуть
-1
javlep
javlep Александр Люлько 25 марта 18, в 23:18 А где вы углядели "серийной производство" "Муромцев" было выпущено не более десятка, причём друг от друга они отличались весьма существенно. Ну а кроме этого, может вспомните, чьи моторчики крутились на "Муромце"? Текст скрыт развернуть
1
javlep
javlep Александр Люлько 25 марта 18, в 23:51 Гитлеровская Германия тоже начинала с одномоторных  самолётов и как то не очень переживала по этому поводу.... Текст скрыт развернуть
0
Отари Хидирбегишвили
Отари Хидирбегишвили 26 марта 18, в 08:39 Ущерб, который вообще нанеси большевики России невозможно даже оценить . В этом отношении вызывает возмущение, когда слушаешь некоторых нерадивых историков, а также некоторых умственно отсталых людей, которые считают, что если бы не революция , то русский народ не достиг бы таких высот! Выходит , что страну таких гениев, как Пушкин, Лермонтов, Ломоносов, Достоевский и т. д. населяет умственно отсталый, дикий и нецивилизованный народ, не способный к прогрессивному эволюционному развитию. Неужели, Великая Российская Империя и далее не смогла бы успешно развиваться обычным эволюционным путем развития , как это было во многих прогрессивных странах ?! Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 7
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте
Присоединиться

Последние комментарии

Axel Wintermann
виктор м
кузнецов владимир
виктор м
виктор м
Axel Wintermann
Axel Wintermann
Дедушка с Веслом -
Дмитрий Смирнов

Поиск по сайту