Кирика диакона и доместика новгородского Антоньева монастыря учение им же ведати человеку числа всех лет

 

УЧЕНИЕ ИМЖЕ ВЕДАТИ ЧЕЛОВЕКУ ЧИСЛА ВСЕХ ЛЕТ

Кирика диакона и доместика новгородского Антоньева монастыря учение им же ведати человеку числа всех лет
ФОТОКОПИЯ СО СПИСКА РУКОПИСИ КИРИКА НОВГОРОДЦА(Лист 342)

НАСТАВЛЕНИЕ, КАК ЧЕЛОВЕКУ ПОЗНАТЬ СЧИСЛЕНИЕ ЛЕТ [1]1)

ПЕРЕВОД ТЕКСТА КИРИКА НОВГОРОДЦА

1. Бог изначально сотворил небо и землю и всю видимую тварь, с той поры [считаем] до настоящего времени 6644 года2).

2. Знание3) количества месяцев. От начала сотворения сего мира до настоящего времени прошло календарных месяцев 79 728 4). Если хочешь сосчитать месяцы от Адама до настоящего времени или до какого времени хочешь, то считай по 12 месяцев в каждом году.

3. Учение о счислении недель. От Адама в том же количестве лет в 6644 годах содержится 346 673 недели 5)

1) Цифрами в прямых скобках отмечены примечания, помещенные в конце.
2) В тексте рукописи 6640; см. [2].
3) Перевод с Соф.: «ведание».
4) Соф.: 9728 (в буквенном начертании).
5) Соф.: «в толицех летах […] 50 недоли и 3 дни».
 

 

Кирика диакона и доместика новгородского Антоньева монастыря учение им же ведати человеку числа всех лет(Лист 342 об.) и 3 дня. И пусть будет известно желающему, как следует определить количество недель, что в одном году 52 недели и один день и четверть дня, а через четыре года из этой четверти получается один день; сначала сочти1) недели во всех годах, а также лишние дни, также и четверти и рассчитай2) [их] но 7 дней на неделю и прибавь ко всему числу. И, таким образом, правильно получится искомое.

4. Как узнать количество дней. Да будет известно, что в том же количестве лет — 2426721 день3). А если хочешь знать, сколько дней до настоящего дня или до какого-либо, считай сначала по 300 и по 60 и по 5 дней в году. И когда сложишь все это количество, сочти еще, сколько у тебя високосных дней, и прибавь их ко всем [ранее полученным] дням; таким образом ты можешь правильно высчитать.

5. Исследование [количества] часов. От Адама

1) Соф.: «изочти».
2) Соф.: «розочти».
3) Соф.: «несвсди 20 и 426 721» (цифры в буквенном начертании).

 

Кирика диакона и доместика новгородского Антоньева монастыря учение им же ведати человеку числа всех лет(Лист 343) в том же количестве лет 29120652 часа, кроме1) ночных. Те мудрецы [3] или любители расчетов, или риторы, которые хотят это усвоить, пусть знают, что во дне 12 часов. Так образуются недели, месяцы и годы. Ведь понемногу создается город и делается большим, так и знание понемногу растет.

6. А вот наставление об индикте [4]. Да будет известно, что индикт начинается сентябрем месяцем, доходит до 15 лет и опять начинается; 15 лет —это круг индикта. Если хочешь узнать, который идет год индикта, раздели все годы от начала мира на 15 и сколько лет последнего круга останется, столько будет лет индикта; если один, то первый год; если два года, то второй год индикта, если же 15, то пятнадцатый, и опять начинай с первого. А тех кругов прошло2) от Адама

1) Соф.: «200 неведни и 90 неведни и 120 602 часа». 
2) Соф.: «изъшло».
 

Кирика диакона и доместика новгородского Антоньева монастыря учение им же ведати человеку числа всех лет(Лист 343 об.) до настоящего 6644 года 442, а последнего индикта протекает 14-й год.

7. Как можно познать солнечный круг [5]. Знай, что солнечный круг начинается в первый день октября месяца, он продолжается с 1-го [года] до 28-го и вновь начинается с первого. Если же захочешь найти какой-либо год солнечного круга, который ищешь, то раздели все годы от начала мира на 28 и то число, которое останется, меньше 28-ми, его и возьми. При помощи его и вычисляй пасху и все месяцы. Если в остатке один год, то это первый год, если два, то второй, если 28, то двадцать восьмой. От Адама прошло 237 солнечных кругов, а последнего круга идет восьмой год, при помощи него я определил пасху в этом 6644 году.

8. Как можно узнать круг лунный [6]. И этого нельзя не знать: знай, какой год лунного круга приходится на первый день января месяца. Лунный же круг в каждом году продолжается от первого [года] до 19-го, и опять
 

Кирика диакона и доместика новгородского Антоньева монастыря учение им же ведати человеку числа всех лет(Лист 344) возвращается и начинается с первого. Если же хочешь найти лунный круг, который ищешь, раздели все голы от начала мира на 19; а если будет меньше 19, то это и есть год лунного круга; если [останется] один, то первый год, или второй, если два, или 19, то [девятнадцатый и] опять начинается с первого. От Адама до настоящего времени четыреста лунных кругов без одного, а последнего круга идет 13-й год. При помощи его я определил пасху настоящего 6644 года.

9. О веках мира [7]. От Адама до настоящего года минуло 6 веков, а седьмого века минуло 644 года. Тысяча лет составляет один век.

10. Об обновлении [8] неба. Небо обновляется через 80 лет. Таких обновлений от Адама до 6644 года — 83. От последнего обновления протекло 4 года.

11. О земном обновлении. Земля обновляется через 40 лет. Таких обновлений в том же количестве лет было 166,
 

Кирика диакона и доместика новгородского Антоньева монастыря учение им же ведати человеку числа всех лет(Лист 344 об.) а от последнего обновления прошло 4 года.

12. На каком году обновляется море. Море обновляется через 60 лет. Таких обновлений в том же количестве лет было 110, от последнего обновления прошло 44 года.

13. Обновление воды. Воды обновляются через 70 лет. Таких обновлений было от Адама до настоящего времени 94 и еще остается 64 [года].

14. О високосных годах. Високосный год бывает на 4-й год. Таких високосных лет было от Адама 1660 и еще один год, високосный, нынешний.

15. О большом круге [9]. Большой же круг содержит 532 года. Таких кругов от Адама минуло 12, а 13-го прошло 260 лет.

16. Сообщается, сколько месяцев в году. Да будет известно, что в одном году 12 календарных [10] месяцев, а небесных лунных месяцев 12 и 11 дней 13-й луны. И из этих дней на четвер
 

Кирика диакона и доместика новгородского Антоньева монастыря учение им же ведати человеку числа всех лет(Лист 345) тый год получается 13-я луна; в месяце насчитывается 4 недели, от года до года проходит 13 [лунных] месяцев и 1 день.

17. Вновь сообщается, сколько1) недель в году. Да будет известно, что в одном году 52 недели и 1 день, называемый индиктой, и 6 часов. Эти 6 часов через четыре года дают 1 день, называемый високосным.

18. Сообщается, сколько дней в году. В каждом году 365 дней и на каждый 4-й год прибавляют один день високосный. В каждый 4-й год бывает 366 дней.

19. Это извещается о часах. Да будет известно, что в одном году дневных часов 4383 и ночных столько же.

20. О количестве часов в одном дне. Все знают, и я сообщу, что в одном дне 12 часов и в ночи столько же.

21 [11]. О дробных часах каждого дня. Это же пишем для любителей мудрости и для желающих все хорошо усвоить, о так называемых дробных;

как будет их 60, они составят день, так как во дне 12 часов, а в

1) Соф.: «колико».
 

Кирика диакона и доместика новгородского Антоньева монастыря учение им же ведати человеку числа всех лет(Лист 345 об.) каждом часе 5 дробных [часов], также и ночью.

22. Вторых же дробных в одном первом дробном [часе] .5, а во дне их 300.

23. Также и третьих дробных в одном втором дробном часе 5. А во дне их 1500.

24. Четвертых же дробных в третьем дробном также 5, а во дне их 7 500 1).

25. Пятых же дробных в четвертом дробном 5, а во дне их 37 500.

26. Шестых же дробных в пятом дробном — опять-таки 5, а во дне их 187 500.

27. Из шестых дробных получаются седьмые дробные, из одного 5. А седьмых дробных часиков в одном дне 937 500, столько же и в ночи.

Больше же этого не бывает, тоесть от седьмых дробных ничего не получается.

Да будет известно, что это исчисление написано в 6644 году от Адама, а до 7-й тысячи осталось 356 лет; 14-й год индикта 8-й год солнечного круга и 13-й лунного. Тот

1) В рукописи 7000.
 

Кирика диакона и доместика новгородского Антоньева монастыря учение им же ведати человеку числа всех лет(Лист 346) год был високосный. Еврейская пасха была 21-го марта, а круг марта 22-й [12]. Благовещенье было в среду на пасхальной неделе, а Петров день был в понедельник. Пост продолжался 6 недель. Раньше этого пасха не бывает. Так бывает редко, но от настоящего года через 248 лет будет также, если господь в своем милосердии до тех пор сохранит мир.

Писал же в Великом Новгороде я, грешный монах [13] Антонова [монастыря] Кирик дьякон, регент [14] церкви святой богородицы при греческом царе Иоанне и при князе Стославе, сыне Олега [15] в первый год его княжения, в Новгороде, а от роду в тридцатый (да продлит господь ему года).

И еще при архиепископе новгородском боголюбивом Нифонте. А от рождения моего до настоящего времени 26 лет, а месяцев 312, а недель 1 354, а дней 9 500 без 3-х дней [т. е. 9497], а часов 113960 и столько же ночных [16].
 

ПРИМЕЧАНИЯ К «НАСТАВЛЕНИЮ, КАК ЧЕЛОВЕКУ ПОЗНАТЬ СЧИСЛЕНИЕ ЛЕТ» КИРИКА НОВГОРОДЦА
(Историко-математические исследования Вып.4, М.Гостехиздат, 1953).

В. П. Зубов

  1. Внимание исследователей уже не раз привлекала фигура русского ученого XII века Кирика, единственного известного нам по имени математика-астронома киевского периода, автора сочинения о календаре. Нельзя, однако, сказать, что деятельность Кирика до настоящего времени освещена исчерпывающим образом. О Кирико писали: Евгений Болховитинов, «Сведения о Кирике, предлагавшем вопросы Нифонту, епископу Новгородскому» («Труды и летописи Общества истории и древностей российских», 1828, ч. 4, кн. 1, стр. 122-129); Xавский П., «Примечания на русские хронологические вычисления XII века» («Чтения в Обществе истории и древностей российских», 1847, кн. 6 (10), отд. 4, стр. 25-40; этот журнал обозначается дальше сокращенно ЧОИДР);

Бобынин В. В., «Состояние математических знаний в России до XVI в.» («Журнал министерства народного просвещения», 1884, ч. 232, апрель, стр. 183-209; на стр. 185-191), Степанов Н. В., «Заметка о хронологической статье Кирика» («Известия отделения русского языка и словесности Академия Наук», 1910, 15, кн. 3, стр. 129-150); Райнов Т. И., «Наука в России XI-XVII веков» (М.-Л., 1940, стр. 104-106, 187-188 и 477);

Гнеденко Б. В., «Очерки по истории математики в России» (М.-Л., 1946, стр. 13-15); 10 Юшкевич А. П., «Математика и ее преподавание в России XVII-XIX вв.» («Математика в школе», 1947, N1, стр. 29-30),

О биографии Кирика известно немного. Он родился в 1110 г., жил в Новгороде и 26-ти лет, в 1136 г. 1), написал сочинение, которое

1) В трудах о Кирике, как правило, дата написания его сочинения относится к 1134 г., а годом его рождения считается 1108 г. Как видно из всего текста «Учения» Кирика, эти даты следует заменить на 1136 и 1110 гг. (см. [2]). На это обратил наше внимание А. П. Юшкевич.

в рукописи озаглавлено «Кирика диакона и доместика1) Новгородского Антониева монастыря учение имже ведати человеку числа всех лет».

Кирик был близок ко двору новгородского епископа Нифонта и участвовал в составлении 1-й Новгородской летописи, содержащей несколько точных, со знанием дела составленных записей об астрономических явлениях. Указывают на запись под 6644 (1136) годом:

«Прииде Новугороду князь Святослав… месяца июля в 19 день, преже 14 каланда августа, в неделю [воскресенье], на собор святых Еуфимие, в 3 час дне, а луне небесной в 19 день». См. Степанов Н. В., «Единицы счета времени (до XIII в.) по Лаврентьевской и 1-й Новгородской летописям» (ЧОИДР, 1909, стр. 37-38). Приведенный текст летописи дан по старшему изводу. (См. «Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов», М.-Л., 1950, стр. 24). Болезненный от рождения, он, повидимому, умер в молодые годы. «Худ бо есмь и болен», — говорил о себе Кирик («Вопрошания Нифонту», в кн.: «Русская историческая библиотека», 6, СПб., 1880, столб. 25).

Текст сочинения Кирика был впервые опубликован в 1828 г. Евгением Болховитиновым в указанной выше статье по неполному списку Новгородской Софийской библиотеки ь 475. В Государственной библиотеке имени В. И. Ленина в Москве находится рукописный список Рум. 35 начала XIX века, совпадающий со списком, опубликованным Евгением Болховитиновым. (См. «Описание русских и словенских рукописей Румянцовского музеума», составленное А. X. Востоковым, СПб., стр. 39). Сведения о более полном списке N76 из Погодинского собрания (ныне находящегося в Государственной публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде) впервые дал В. В. Бобынин. Этот сборник N76, относящийся к началу XVI века, содержит 27 параграфов (п.п. 19-27 отсутствуют в Софийском списке)2). Текст сочинения Кирика занимает листы 342-346 Погодинской рукописи 3) (по верхней нумерации).

Сочинение Кирика переписывалось вплоть до XVIII века, свидетельством чему служит старообрядческой сборник, хранящийся в Центральном государственном архиве древних актов (фонд 196, собрание Мазурина N1069, л. 115 об.-116 об.: «Учение имже ведати человеку числа всех лет»). Правда, текст здесь неполный. Он кончается словами: «Да аще котории промузги хотят и сему навыкнути или числолюбцы и ритори, да ведают, яко 12 часа есть во дни, та же и недели сочти», т. е. кончается на п. 5.
 

1) «Доместик» или «уставщик» — регент (запевала) хора.
2) Бобынин, цит. соч., стр. 190-191. Бобынин неправ, утверждая, что в пп. 25 и 27 приведены ошибочные цифры: 7500 вместо 37 500 и 907 500 вместо 937 500. Цифры в Погодинском списке указаны правильно. Ошибочно лишь указание 7000 (вместо 7500) в п 24.
3) Напечатан в «Хрестоматии по истории древнерусского языка», составленной С. П. Обнорским и С. Г. Бархударовым, М.-Л., 1952.

В основу перевода рукописи положен текст Погодинского списка N76, приводимого в фотокопиях. -Разночтения с другими списками малосущественны, они даются в подстрочных примечаниях (текст Софийского списка обозначается сокращенно: Соф.).

В своих вычислениях Кирик основывался на древнерусской (византийской) эре, согласно которой счет лет велся от «сотворения мира». От «сотворения мира» до начала нашей эры считалось 5508 лет. Так как в тексте речь идет лишь о днях, относящихся к периоду от марта до сентября, то в данном случае можно не принимать во внимание разницу между так называемыми мартовским и сентябрьским счетами (о них см. Черепнин Л. В., Русская хронология, М., 1944, стр. 20-29).

В переводе текста славянская буквенная нумерапия заменена современной цифровой. Напомним, что буква в кружке означает десятки тысяч «тьмы», например  =10000=тьма, а буква, окруженная пунктиром, — сотни тысяч, например  =100 000=легион. (Кирик вместо этого более распространенного в позднейшей литературе термина пользуется термином «несведи»; ср., например, п 4: несведи , т. е. 2 400 000.)

В прямых скобках [ ] нами даются слова, необходимые для понимания текста. Подготовка текста к печати, сличение списков и перевод рукописи произведены Т. И. Коншиной и В. П. Зубовым. Т. И. Коншиной обнаружен и список Мазуринского собрания в Центральном государственном архиве древних актов.

[2]. Исправление цифры 6640, указываемой в рукописи, па 6644 диктуется всеми дальнейшими вычислениями и указаниями. Ср., например, п. 6: «до сего лета 6040 четвертого». Вот почему неправы те исследователи, которые датировали сочинение не 1136 (6644-5508=1136), а 1134. Соответственно и год рождения Кирика (которому в момент написания труда было 26 лет, см. п.27) будет не 1108, а 1110. Год 1136 находится в большем согласии и с упоминанием о князе Святославе в п.27. См. [16].

[3]. В рукописи «промузгы». Точное значение этого слова не известно; мы условно перевели «мудрецы». В словаре древнерусского языка И. И. Срезневского слово оставлено без объяснения со ссылкой на употребление его только в труде Кирика.

[4]. «Индикт» — пятнадцатилетний период. Счет по пятнадцатилетиям ведет начало от римских переписей населения, производившихся один раз в 15 лет. К нам он перешел из Византии.

[5]. «Солнечный круг» — период в 28 лет, по прошествии которых новый год в юлианском календаре приходится на тот же день недели.

[6]. «Круг лунный» — период в 19 лет, по прошествии которых лунные фазы приходятся на те же дни (числа месяца) юлианского календаря.

[7]. Под «веком», как явствует из контекста, понимается тысячелетие.

[8]. В п.п. 10-13 говорится о «поновлении» или «обновлении» неба, земли, моря и воды, происходящих в периоды 80, 40, 60 и 70 лет. Какие-либо аналогии этим периодам в античной н средневековой литературе нам не известны.

[9]. Великий круг, или великий индиктион, — период в 532 года, по прошествии которого лунные фазы приходятся не только на те же дни (числа месяца) юлианского календаря, но и на те же дни недели. Число 532 получается путем перемножения 28 (число лет солнечного круга) и 19 (число лет лунного круга). По прошествии 532 лет день пасхи (празднуемой в первое воскресенье после весеннего полнолуния) приходится, следовательно, на то же число месяца, и дальнейшее передвижение его по числам календаря совершается в том же самом порядке, по тем же числам календаря, что и в предыдущем «великом круге».

[10]. В рукописи «книжных». Под «книжными месяцами» Кирик, видимо, понимает месяцы юлианского календаря, (ср. п.2). Если же считать месяц в 4 недели, говорит он, то в году будет 13 месяцев и один день (28х13+1=365).

[11]. О пп.21-27 см. статью В.П.Зубова, помещенную в настоящем сборнике на стр. 186-212.

[12]. Пасха в 1136 г. действительно была 22 марта. Это — предельно ранний срок ее, на что указывает и Кирик («выше того не восходит»). Он отмечает вместе с тем, что «за 248 лет також. будет». Если понимать эти слова как «через 248 лет», то мы получим 6644+ +248=6892 г., который соответствует 1384 г. н. э. Но на самом деле пасха вновь была 22 марта в 1383 г. (см. Черепнин цит. соч., стр. 61). Поэтому возможно, что Кирик имел в виду 248 год, считая первым 1136.

[13]. В рукописи «калугер». «Калугер» или «калогер» — греческое слово, обозначающее инока, монаха (из старших).

[14]. В рукописи «доместик» — регент хора.

[15]. Стослав сын Ольгов — Святослав Ольгович — князь черниговский. В 1136 г. новгородцы пригласили его в князья, но ему не удалось утвердиться в Новгороде. Ср. цитату из летописи в [1].

[16]. В числах здесь не все ясно. Число месяцев 312=26*12, число же недель указано неверно 1354, причем за этим еще идет непонятное слово: дни («а недель 1354 дни»). Деление далее указываемого числа дней 9497 на 7 дает 1356 недель и в остатке 5 дней. Так как полные пятые сутки еще не прошли, то, видимо, Кирик считал лишь полные 4 дня. Тогда вместо непонятного «недель 1354 дни» следовало бы читать «недель 135[6 и] 4 дни». Умножение 9496 дней на 12 дает 113 952 часа. Кирик указывает 113 960.

Можно понимать это так, что к моменту написания текста прошло лишь 8 часов следующего, 9497-го дня. Но тогда непонятно дальнейшее указание, что ночных часов прошло «толикоже», т. е. столько же. Если же число часов 113960 исправить на 113964, тогда отпадет паша конъектура о числе недель, ибо окажется, .что Кирик считает только полные сутки. Ошибки в цифрах 4 и 5 при славянском начертании ( Д и Е ) малоправдоподобны. Не являются ли слова «а нощных толикоже» добавлением переписчика?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб