Секреты новгородских мастеров.

Секреты новгородских мастеров.

В давние времена, когда еще не знали, что такое клей, а гвозди не были изобретены, народные мастера пользовались надежным крепежом — так называемым соединением «взажим». Без единого гвоздя ладили они различную домашнюю утварь, короба, игрушки для детей. К сожалению, до нас не дошли образцы самих изделий, но факт их изготовления подтвержден археологами: например, при раскопках древнего Новгорода несколько лет назад были найдены гнутые части от табурета, относящиеся к XII — XIV векам. Выполнены они, как можно судить, именно таким способом.

Публикация о находке заинтересовала нашего давнего автора Геннадия Яковлевича Федотова. Трудно было по маленькой информации в академическом журнале разгадать секреты новгородских умельцев, пришлось заняться поиском новых сведений. Дело оказалось хлопотным — приемы работы новгородцев не сохранились. Что-то похожее делали в 30-е годы нынешнего столетия горьковские умельцы. Изучив жизнь и уклад новгородских мастеров, используя опыт горьковчан, Геннадий Яковлевич попытался восстановить древний промысел.

Перед вами рисунок табурета, найденного при раскопках. Слово художнику Г. Я. Федотову. Он расскажет, какие приемы могли использовать новгородские мастера при изготовлении подобных вещей.

***

Премудрости изготовления гнутых изделий освоить нетрудно, если потренироваться сначала на моделях. Для этого не нужна мастерская, из инструментов потребуется хорошо заточенный нож, материал — тонкие ивовые прутья. Научившись делать модели, можно приступать к полноразмерным изделиям. Для них потребуются ивовые побеги толщиной 3 — 4 мм. Начнем с новгородского табурета (см. первый рисунок).

Секреты новгородских мастеров.

Его собирают из четырех одинаковых ивовых заготовок. Сначала в них прорезают до сердцевины два поперечных паза (см. поз. 1). Далее на концах вырезают головки с цилиндрическими шейками. Длина каждой шейки равна толщине сопрягаемой с ней детали. В собранном табурете эти пазы последовательно зажимают шейки на примыкающих к ним концах. Получается крепкое соединение. Чтобы образовавшийся куб стал табуретом, необходимо одну из его граней превратить в сиденье. Четыре ребра, расположенные вертикально, будут служить ножками, нижние горизонтальные ребра станут про-ножками, а верхние — царгами (планками, служащими основанием для сиденья).

Заготовив необходимые детали, приступают к сборке. Сначала их распаривают или вымачивают в холодной воде в течение 1 — 12 часов. Собственно, увлажнять нужно только пазы, концы с шейками, наоборот, должны оставаться сухими, иначе после высыхания волокна древесины сожмутся настолько, что нарушится плотность соединения: табурет быстро расшатается и потеряет прочность.

Нам неизвестно, каким способом этого добивались новгородские мастера. Мы рекомендуем поступить так. В неглубокий таз или противень уложите вырезанные детали табурета, так, чтобы концы их выходили за борта посудины (поз. 2). Сверху прижмите грузом, например, камнем, а затем налейте горячую воду. Камень должен быть не слишком увесистым, чтобы деревянные детали не сломались. В таком состоянии их надо выдержать 7 — 8 часов. За это время древесина успеет хорошо размокнуть даже в холодной воде. А если хотите ускорить процесс, поставьте таз на плиту, нагрейте воду до кипения и подержите в ней детали примерно 20 — 30 минут.

Убедившись, что древесина пазов стала гибкой, приступайте к сборке табурета (поз. 3). В один из поперечных пазов детали I вставьте шейку детали II, в другой — деревянный или пластмассовый штырь (поз. ЗА). Его вставляют временно, чтобы в месте изгиба заготовки образовался ровный овал. Деталь I медленно, без резких движений, согните, потом временно свяжите бечевкой за концы. Затем соедините деталь I с деталью III и тоже временно свяжите бечевкой (поз. ЗБ). После этого в продольные пазы царги вставьте донышко. Заключает сборку соединение деталей II и IV (поз. ЗВ и ЗГ).

Используя приемы новгородских умельцев, вы можете собрать детский стульчик (см. следующий рисунок). В отличие от табурета он имеет прислон, то есть спинку.

Секреты новгородских мастеров.

Стульчик собирается из четырех гнутых деталей I, II, III, IV (поз. 1). На одной из них с помощью шипов «в полутемок» крепится спинка. Для большей прочности она соединена с царгой решеткой.

Коротко поясним, как собирают стульчик. В один из зажимов детали I вставьте шейку детали II, а в другой — круглый штырь (поз. 2). Затем согните деталь и свяжите бечевкой. С деталью I соедините деталь IV и вставьте в продольные пазы сиденье (поз. ). После этого шейку детали III вставьте в зажим детали 11 и, обведя вокруг шеек детали IV, согните (поз. ). На завершающем этапе вместо штыря вставьте шейку детали II (поз. ).

В последнюю очередь вставляют спинку (поз. ). Готовый стул зачистите наждачной бумагой, окрасьте, распишите и пропитайте подогретой олифой.

При раскопках древнего Новгорода были найдены и другие детали гнутых изделий, например, с тремя поперечными пазами. Их тоже приняли за остатки табурета, только более сложной конструкции. Мне же думается, что это были остатки от подвесных коробов. Удалось выяснить, что точно такие детали встречались в коробах, которые в недалеком прошлом изготавливали в Закарпатье гуцулы (см. следующий рис.). Короб вешали на стене рядом с печкой и использовали для хранения всевозможной кухонной утвари. Попробуем и мы изготовить его. Начнем с каркаса. Как видно из рисунка, три детали короба имеют по две шейки и по два поперечных зажимных паза (поз. 1). У четвертой паз, находящийся в середине, служит петлей, за которую короб вешают на крюк, вбитый в стену (поз. 2).

Секреты новгородских мастеров.

Собирается короб в той же последовательности, что и табурет. В прорезанные заранее продольные пазы вставьте фанерное или дощатое донце, а в борта — планки с прутьями-стойками. Собрав каркас, переплетите стойки тонкими ивовыми прутьями ветками. Можно использовать для этих целей и бересту, лыко.

Секреты новгородских мастеров.

А теперь попробуйте сами собрать без клея и гвоздей игрушки-гнутки и подставку для игрушек (см. посл, рис., поз. 1 и 2). Думаем, они доставят радость младшему братишке или сестренке.

Г. Федотов
Рисунки автора

Журнал «Юный техник» №8, 1989 г.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб