Священный остров древних греков

Священный остров древних греков

Лопухова О. Б. Священный остров древних греков // Вопросы истории. — 1988. — № 1. — С. 183-187.

Делос является самым маленьким (его длина — около 5 км, максимальная ширина — 1,3 км) и. пожалуй, самым знаменитым из Кикладских островов, тянущихся широкой грядой по Эгейскому морю от материковой Греции к побережью Малой Азии. Название острова означает по-древнегречески «увиденный», что находит объяснение в легенде, будто он когда-то поднялся на поверхность из глубин моря. Согласно преданиям1, богиня Лето родила здесь Аполлона и его сестру Артемиду. Поэтому на протяжении всего I тыс. до н. э. на острове существовал общегреческий культ Аполлона, по популярности сравнимый только с идентичным культом в Дельфах.

Сведения о Делосе, дошедшие до нашего времени из произведений античных авторов, отрывочны и не дают возможности реконструировать его древнюю историю. Научное ее изучение началось лишь после раскопок, которые с 1873 г. ведет там Французская археологическая школа в Афинах. Помимо святилищ Аполлона, Артемиды и Лето ученые обнаружили храмы других богов. Постепенно находки позволили воссоздать материальную и культовую стороны жизни Делоса2.

Остатки жилых кварталов и предметы, найденные внутри строений, дали представление о численном и этническом составе населения, экономическом развития острова, бытовых сторонах жизни его обитателей. Было выявлено также около 3 тыс. эпиграфических документов (декреты, постановления народных собраний, посвящения, храмовые отчеты, инвентари, каталоги, подписи скульпторов), без которых представление об острове Аполлона оказалось бы неадекватным исторической реальности. Большинство надписей относится к эллинистическому периоду, в настоящее время наиболее изученному отрезку делосской истории.

Первые следы человеческого пребывания на Делосе (жилище на горе Кинф) относятся ко второй половине III тыс. до н. э., когда там, вероятно, находили временное прибежище рыбаки. Массовый керамический материал и первые погребения датируются микенской эпохой, так что постоянное население появилось на Делосе спустя тысячелетие. В начале I тыс. до н. э. на остров проникло новое, ионийское, население, принесшее сюда культ Аполлона, который потеснил существовавший ранее культ верховного женского божества3. Новый культ объединил вокруг Делоса жителей соседних островов и большую часть ионийцев близлежащих районов Средиземноморья.

С этого времени на Делосе регулярно проводились великие собрания и общие религиозные праздники ионийцев, в программу которых входили кулачные бои, состязания певцов, выступление хора девушек и традиционный танец геранос4. Для участия в торжествах прибывали специальные священные посольства — феории первоначальной миссией которых были перевозка и торжественное вручение Аполлону начатков плодов5. На протяжении многих поколений феории привозили в дар Аполлону драгоценные золотые и серебряные изделия, подробное описание которых дошло до нас в храмовых инвентарях. Некоторая часть этих предметов найдена при раскопках.

Политическое оформление делосской гражданской общины произошло в архаическую эпоху. Местный полис возник при уже существовавшем культе, который явился не только религиозным, но и организующим началом для граждан. Слава всеми почитаемого места рождения Аполлона привела к тому, что у этого полиса появились особые привилегии: в отличие от других греческих городов он до середины I в. до н. э. не имел укреплений; в источниках нет упоминаний о его гарнизоне или флоте; ни один из античных авторов и ни одна из найденных надписей не говорят об участии граждан Делоса в каких-либо военных действиях на их территории; святилище и город всегда были открыты для всех, кто хотел принять участие в культовых праздниках или принести дары богам.

Постоянно существовала также тенденция покровительства Делосу со стороны государств, претендовавших на морскую гегемонию в Эгейском море. Поскольку Делос являлся географическим и религиозным центром Кикладских островов, поминальный контроль над ним означал признание власти той или иной морской державы над Эгеидой в целом. В VII-VI вв. на Делосе прослеживаются следы наксосского, афинского и самосского влияния. После греко-персидских войн, когда остров стал казнохранилищем делосской симмахии (военно-морского союза), там надолго закрепились Афины. Афиняне не вмешивались во внутреннее управление делосским полисом, который продолжал издавать собственные постановления6.

В руках афинских магистратов находился, однако, почти весь контроль за хозяйственно-административным управлением святилищами: они сдавали в аренду храмовые земельные угодья и дома, вели учет денежных поступлений в храмовую казну и давали из нее ссуды, следили за сохранностью сокровищ Аполлона. Со второй четверти IV в. до н. э. некоторое участие в храмовых делах начали принимать местные магистраты. В то время на острове торжественно отмечались два больших праздника — Аполлонии (в честь Аполлона) и Делии. Последние носили проафинский характер и после освобождения острова от афинского контроля исчезли.

Когда авторитет Афин в Восточном Средиземноморье стал падать, делосцы попытались вернуть себе контроль над святилищами и в 345 г. до н. э. обратились с соответствующей просьбой к царю Филиппу Македонскому, которую тот, однако, отклонил. Делос получил независимость лишь в 314 г. до н. э. после поражения афинского флота у Аморгоса в ходе борьбы эллинистических государств за наследие Александра Македонского7. Годы независимости Делоса (314 — 166/5) благодаря обильному эпиграфическому материалу известны достаточно хорошо.

Особый интерес к острову в то время проявляли правители Египта и Македонии, боровшиеся за влияние в Эгейском море, причем свои интересы в районе Кикладского архипелага они проводили через Лигу несиотов — жителей ряда соседних островов, религиозным центром которой был Делос. Организованный в конце IV в. до н, э. диадохом Антигоном I и поочередно попадавший под контроль Египта или Македонии, этот островной союз закончил существование в середине III в. до н. э., однако вплоть до середины II в. до н. э. в делосские святилища продолжали поступать дары от различных эллинистических правителей — Лагидов, Антигонидов, пергамских царей, властителей Сирии, стремившихся не столько сыскать благосклонность богов, сколько укрепить свой авторитет в Эгеиде8.

Делос представлял собой демократический полис, верховную власть в котором осуществляло народное собрание граждан. Население острова в III в. до н. э. вряд ли превышало 1500 человек9. Наличие общегреческого святилища влияло на экономическое развитие полиса. Значительная часть пригодной к сельскохозяйственному использованию земли оказалась во владении святилища; ему же принадлежали угодья на соседнем острове Рения, подаренном Аполлону тираном Самоса Поликратом. В результате частных дарений или конфискаций сюда прибавились наделы на Делосе и на западной оконечности о-ва Миконос. Их эксплуатация приносила святилищу заметный доход10.

Среди делосских надписей есть уникальный документ — «священный договор»11, регулировавший отношения между святилищем и арендаторами храмовых участков. Подобного ему не сохранилось ни в одном другом из греческих полисов. А в ежегодных отчетах храмовых магистратов фиксировались находящиеся на наделах строения, деревья и кустарники. Основными занятиями местных арендаторов были разведение быков и овец либо виноградарство12. Спрос на делосское вино не был, впрочем, велик: часто фигурирует расходы на ввозимые извне косское и книдское вина.

Характерной чертой делосского сельского хозяйства было почти полное отсутствие зерновых посевов. Это естественно для острова, неплодородие которого уже в древности вызывало удивление. Вот что гласит гомеровский гимн: «Зелень скудна на тебе, и плодов никаких не родится»; «Под почвой твоею нет жира»13. Зерно, как и другие продукты питания, которые необходимы для обеспечения паломников, ввозились с соседних островов или из государств, под покровительством которых находился Делос. Важное значение имела рыбная ловля; добыча рыбы велась не только в Эгейском море, но и во внутреннем пресноводном храмовом озере14, сдававшемся храмовой администрацией на откуп. Сведения о ремесленном производстве показывают, что на острове существовали керамическая мастерская, кузница, мастерские по производству пурпурной краски, окраска тканей, починка парусов. Ремесло не выходило за рамки обслуживания внутренних потребностей полиса. Несколько мастерских принадлежало святилищу и входило в число храмовых домов, которые сдавались в наем15.

В III — II вв. до и. э. на Делосе было возведено немало монументальных архитектурных сооружений. Был достроен самый большой из храмов Аполлона, сооружены Пифион, Афродисион, храм Асклепия, несколько больших портиков, театр и пр. Но собственных квалифицированных архитекторов и строительных рабочих на острове не было: полис не мог обеспечить себя рабочей силой и пользовался услугами людей из других мест Греции16. Из ремесел, получивших широкое развитие, можно назвать только изготовление мраморных и бронзовых статуй, т. е. промысел, ориентированный на внутренние потребности святилища, хотя большая часть работавших на Делосе скульпторов — афиняне17.

Но Делос имел еще особую отрасль хозяйства, порожденную существованием храмового комплекса, который посещали многочисленные паломники, приток которых породил своеобразную индустрию, направленную на их обслуживание. На острове имелись многокомнатные дома, предназначавшиеся для проживания приезжих, специальные помещения для совместных трапез. Кулинарное искусство делосцев весьма славилось. Известный своими гастрономическими пристрастиями Афиной (II в. н. э.) приводит несколько знаменитых делосских рецептов приготовления рыбы18. От него же известно, что за жителями острова укрепилась слава «шныряющих между столами» и «сотрапезников бога»19. Это подтверждает тот факт, что обслуживание приезжих стало распространенным занятием на Делосе. К особенностям политической организации делосского полиса относится большая роль гиеропеев — магистратов по управлению храмовым хозяйством, наименование которых произошло от первоначально узкого дела — совершения жертвоприношений. В годы независимости острова они являлись вторыми по важности лицами в полисной иерархии; выше них стоял только архонт. Гиеропеи сдавали в аренду землю и внаймы храмовые дома, выдавали ссуды и собирали проценты за них, вели подсчет доходов и расходов, осуществляли контроль за ремонтом строений, хранили храмовые сокровища. Благодаря ежегодным отчетам гиеропеев нам известна внутренняя жизнь полиса.

Вот характерный отрывок, касающийся подряда строительных работ: «В храме Аполлона в передней части перистиля сделать 15 квадратов в потолке взяли с подряда Фаней, сын Каика, и Писибул из Пароса, каждый квадрат за 300 драхм с условием, что они сами доставят все нужное для работы, кроме дерева. Им мы выдали по указанию архитектора и попечителей первую выдачу денег в размере 2250 драхм; по выполнении ими половины работ на основании договора мы им выдали вторую выдачу 1800 драхм»20. А вот образчик расходов храмовых магистратов: «Следующие суммы издержаны на текущие месячные расходы: в месяце ленеон — поросенок для очистительного жертвоприношения в храме, 4 драхмы; сосновые ветви — 4 обола; венки для алтарей Пифиона и Пропилеи — 12 драхм; плата за вязку венков — 4 драхмы и 2 обола»21.

В инвентаре гиеропеев упоминаются «две фиалы, подаренные царицей Стратоникой; две фиалы, подаренные жителями острова Кос [во время прибытия священного посольства] при архифеоре Поликлете; две фиалы родосцев»22. Отчеты и инвентари отличались скрупулезностью, мелочными подробностями, вниманием к деталям, что делает их ценным источником.

Социальное положение гиеропеев было высоким, о чем свидетельствуют надписи об их родных и близких, в числе которых часто встречаются архонты, жрецы, гаранты и поручители города при заключении контрактов, для выполнения которых требовалось немало средств23. Тесная связь со святилищем Аполлона вообще являлась характерной чертой жизни делосцев. Средние слои содержали постоялые дворы, изготовляли предметы священного обихода, выполняли другие ремесленные работы. Более бедная часть населения была занята в храмовом комплексе, получала долю от посвященных богам жертвенных животных. Немногочисленные упоминания о рабах позволяют говорить об их использовании для обработки земельных участков24, а также в отдельных отраслях ремесла и для обслуживания богатых граждан. Одни и те же лица, относившиеся к верхушке делосского общества, занимали все важнейшие магистратуры и получали наибольшую выгоду от экономической эксплуатации святилища.

В середине II в. до н. э. после подчинения Македонии Римом последний стал одним из ведущих государств Средиземноморья. Поэтому именно к нему была обращена просьба Афин о возвращении острова Аполлона, которую они мотивировали давними правами на Делос. В решении римского сената немаловажную роль сыграло желание наградить Афины за поддержку римской политики в III Македонской войне, и в 166/5 г. до н. э. остров был передан Афинам, результатом чего стало выселение его исконных жителей и выведение сюда афинских клерухов (безземельных лиц в качестве поселенных земледельцев)25. Организация клерухов на острове мало отличалась от подобных же афинских установлений, ибо связь с метрополией была тесной, и ни один важный декрет для острова не проходил без ратификации народного собрания Афин.

Одновременно Делос был превращен в свободный порт, и всем прибывавшим сюда судам было дано право беспошлинной торговли26. Рим рассматривал Делос как форпост своих торговых интересов на Востоке. Наибольший взлет торговой активности на острове — вторая половина II в. до н. э., когда римлянами были разрушены Карфаген и Коринф, аннексирован Пергам и образована провинция Азия.

После 166/5 г. до н. э. население Делоса резко возросло, составив теперь 20 — 30 тыс. человек27. Шла быстрая урбанизация, площадь городской застройки увеличилась более чем вдвое, в планировке кварталов и улиц наметился строгий порядок. К этому же времени относятся самые красивые из раскопанных частных домов: украшенные прекрасными мозаиками с соответствующими сюжетами дом Тритона и дом Дельфина; большой трехэтажный дом Гермеса; состоящий из нескольких строений, на стенах которых сохранились изображения сцен из греческих трагедий, дом Комедиантов.

Хотя формальное прекращение существования клерухии, очевидно, относится к 131 г. до н. э.28, смешение афинян на Делосе с уроженцами Востока и Италии развернулось ранее. Вот один из примеров: брак афинянина Диогена с сидонянкой Эпикарпией29. Основным населением теперь стали торговцы из всех частей Средиземноморья, имевшие на острове собственные профессиональные и религиозные организации. Наиболее известны из них беритские посейдониасты (почитатели Посейдона из финикийской Лаодикеи) и тирские гераклеисты (почитатели Геракла из Тира)30. Помимо отправления на чужбине культов своих богов, эти сообщества оказывали материальную поддержку сочленам, подвергавшимся риску во время морских перевозок.

С появлением на острове большого числа уроженцев Италии связано строительство нового места для проведения собраний Агоры италийцев, осуществленное около 100 г. до н. э.31. Основным предметом торговли в ту пору были рабы, и Страбон пишет, что Делос был способен принять и продать за день около 10 тыс. человек, так что даже возникло выражение: «Купец, приставай и выгружай корабль, все продано»32.

Расцвет Делоса завершился около 88 г. до н. э., когда остров был косвенно втянут в борьбу между Римом и понтийским царем Митридатом VI Евпатором. Именно в это время Афины предприняли очередную попытку укрепить свое влияние на острове, и возмущенный этим Митридат послал туда одного из своих военачальников, который ограбил делосцев, потом либо уничтожил их, либо продал в рабство33. Новый урон был нанесен острову нападением пиратов в 69 г. до и. э.34. Город, часть жителей которого погибла, а другая предпочла его покинуть, постепенно обезлюдел: стена, которая впервые объединила все городские кварталы, не выходила за пределы мест обитания в III-II вв. до н. э.

Боязнь пиратов, хозяйничавших в этом регионе, привела и к изменению торговых путей. Италийские порты Остия и Путеолы отвлекли на себя основную связь с Востоком, делосский транзит перестал быть необходимым. Рим пытался восстановить Делос в прежнем положении; в 58 г. до н. э. сенатским декретом он был освобожден от налогов35. Но желаемых результатов это не принесло, и остров оказался лишь местопребыванием начинавшего приходить в упадок святилища. Уже во II в. п. э. Павсаний писал: «Вот и Делос, бывший некогда торговой гаванью всего эллинского мира, теперь не имеет ни одного жителя из самих делосцев, если не считать гарнизона, присылаемого из Афин для охраны храма»36.

После второй мировой войны археологи регулярно публиковали выпуски с описанием очередных находок на вершине и склонах горы Кинф, где расчищены руины святилищ сирийских и египетских богов, храма Геры, грота Аполлона, храма Зевса Кинфиоса и Афины Кипфии.

Примечания

1. Hom. Hymn. 30 — 178; Callim. Hymn. IV, 55 — 271

2. См.: Bruneau Ph. Recherches sur les cultes de Delos a Fepoque hellenistique et a l’epoque imperiale. P. 1971.

3. Galletde SanterreH. Delos primitive et archalque. P. 1958, pp. 137 — 138; см. также: Champdor A. Delos, File d’Apollon. P. I960.

4. Thuc III, 104; Horn. Hymn. 146 — 155.

5. Herod. IV, 33 — 35.

6. Inscriptions de Delos (ID). Vol. 1. P. 1937, NN 71 — 83.

7. Buraselis K. Das hellenistische Makedonien und die Agais. Munchen. 1972, S. 40 — 43.

8. Bruneau Ph. Op. cit., pp. 516 — 518, 545 — 551, 568 — 570, 573 — 576.

9. Ibid., p. 263; Bruneau Ph., Ducat J. Guide de Delos. P. 1983, p. 24.

10. Inscriptiones Grecae (IG). Brl. 1912. Bd. XI. 2, 161, A. 6 — 15.

11. ID, 503.

12. IG, XI, 2, 287, A. 142 — 174.

13. Horn. Hymn. 55. 60.

14. Plin. N. H. XXXII, 18.

15. Henning D. Die «heiligen Hauser» von Delos. — Chiron, 1983, vol. XIII, S. 411 ff.

16. Lacroix M. Les architectes el entrepreneurs a Delos de 314 a 240. — Revuu phiblogique. 1914, vol. XXXVIII, pp. 326 — 327.

17. Marcade J. Au musee de Delos. P. 1969, pp. 469 suiv.

18. Athen. 301d, 327d.

19. Ibid., 173b, 173c.

20. IG, XI, 2, 161, А. 45 — 48.

21. ID, 422, А. 180 — 181.

22. IG, XI, 2, 161, В. 15 — 16.

23. Лопухова О. Б. Гиеропеи — должностные лица делосского храма (314 — 166/5 гг. до н. э.). В кн.: Из истории социально-политической и культурной жизни античного мира и средневековья. М. 1985, с. 25 — 26.

24. IG, XI, 4, 1296; ID, 503, 33 — 34, 46 — 47.

25. Polyb. XXX, 20; XXXII, 17; ID, 2589.

26. Strabo. X, 5.4; Polyb. XXXI, 7.10.

27. Bruncau Ph., Duca t J. Op. cit., p. 26.

28. Laidlaw W. A. A History of Delos. Oxford. 1933, p. 192.

29. Roussel P. Delos, colonie athenienne. P. 1916, pp. 70 — 71.

30. ID, 151П, 1520.

31. Bruneau Ph., Ducat J. Op. cit., pp. 166 — 168.

32. Strabo. XIV, 5.2; см. также: Ленцман Я. А. Рынок рабов на Делосе. — Вестник древней истории, 1950, N 1, с. 53 ел.

33. Straho. X, 5.4; Paus. III. 23.3 — 5; App. Mithr., 28.

34. A pp. Mithr., 28.

35. ID. 1511.

36. Paus. VIII, 33.2.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб