ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО НОВГОРОДА ВЕЛИКОГО

В огромном культурном наследии Новгорода прикладное искусство занимает весьма важное место. Традиции этого вида творчества были использованы, претворены и развиты ремесленниками Москвы, мастерами Оружейной палаты; вещи, созданные ими, по праву входят в сокровищницу национального русского искусства.

Тем не менее, в сравнении с другими разделами культуры, новгородскому прикладному искусству, можно сказать, не повезло.

До сего дня оно почти не изучено.

Неясна картина его исторического развития, почти не выявлены и не раскрыты его связи с общерусским прикладным искусством.

Считается само собой разумеющимся, что в таком крупном художественном центре древней Руси, как Новгород, все виды творчества достигли одинаково высокого уровня.

В абстрактно-теоретическом плане эти положения верны, но коль скоро речь заходит о конкретных памятниках, разбираемых в различных трудах по истории прикладного искусства, то их количество и состав, как правило, ограничивается четырьмя-пятью наиболее известными произведениями из Софийской ризницы.

Чаще всего это сионы, кратиры и панагиар 1435 г.
Литература, им посвященная, настолько обширна, что порой порождает превратные представления о хорошей изученности новгородского прикладного искусства. Однако это не так.

Споры вокруг датировок и художественных качеств софийских памятников не утихают до сих пор, хотя история их изучения насчитывает более ста лет, начиная с первого научного описания архимандрита Макария, отнесшего эти произведения к XV в. , и кончая работами Б.А. Рыбакова, дифференцировавшего кратиры по хронологии и художественным особенностям.

Однако, несмотря на столь длительный срок изучения и большое количество исследований, вряд ли можно сказать, что пять серебряных изделий Софийской ризницы полностью изучены.

Так, например, в упомянутых работах Б.А. Рыбакова кратиры получили взаимоисключающую художественную оценку и различные датировки, противоречащие одна другой.

При этом в позднее вышедшем своде «Русские датированные надписи» автор никак не оговорил свой отказ от ранее принятых им же положений.

Путаница в датировке и в оценке художественных качеств софийских памятников во многом проистекала из того, что они изучались изолированно, вне связи с другими видами новгородского искусства.

Но ведь все упомянутые здесь произведения, несмотря на все свое великолепие, не что иное, как элементы большой и разнообразной культуры, окружавшей человека в его повседневной жизни.

Следовательно, атрибуция и оценка художественных достоинств этих произведений могла обрести наиболее твердую почву лишь в сопоставлении с массовым бытовым материалом.

Такой материал дали археологические раскопки в Новгороде.

Однако археологи, весьма широко публиковавшие результаты своих раскопок, почти не касались вопросов искусства.

Исключение составляет статья В.Л. Янина, остроумно и тонко проанализировавшего печати, добытые при археологических раскопках…

Г.Н. Бочаров

ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО НОВГОРОДА ВЕЛИКОГО
Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб