Виктор Хомутский предлагает Вам запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»
Вы хотите запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

История - это роман, который был, роман - это история, которая могла бы быть. (Гонкур)

Блог
«Обычные мещане»: Яков Юровский о жизни и расстреле семьи Романовых

«Обычные мещане»: Яков Юровский о жизни и расстреле семьи Романовых

В 1934 году Яков Юровский — комендант Ипатьевского дома в июле 1918 года — дал показания на заседании старых большевиков-политкаторжан, как проходили

Виктор Хомутский 14 ноя, 10:12
-17 210
ВИКИНГИ  Быт, религия, культура

ВИКИНГИ Быт, религия, культура

Жаклин Симпсон Симпсон Жаклин Викинги. Быт, религия, культура Пер. с англ. Н.Ю. Чехонадской Х удожник И.А. Озеров

Виктор Хомутский 17 ноя, 15:45
+3 1
Изображение слона в средневековой миниатюре.

Изображение слона в средневековой миниатюре.

В средние века европейские художники знали про существование слонов, но вживую их никогда не видели, поэтому рисовать их приходилось по описаниям путешественников.

Виктор Хомутский 17 ноя, 12:27
+3 3
Раззудись, плечо, размахнись рука! История кулачных боев на Руси

Раззудись, плечо, размахнись рука! История кулачных боев на Руси

Правила русского кулачного боя всегда были очень жестокими. Жители Переславля-Залесского участвуют в «кулачных боях» во время пр

Виктор Хомутский 17 ноя, 08:52
+8 3
Л.А. Беляев, Опыт изучения некрополей - Методика полевых исследований

Л.А. Беляев, Опыт изучения некрополей - Методика полевых исследований

Книга " Опыт изучения исторических некрополей и персональной идентификации методами археологии . Методика полевых археологических исследований. Выпуск

Виктор Хомутский 16 ноя, 13:17
+3 1
Фальшивка. Письмо В.И. Ленина В.М. Молотову об изъятии церковных ценностей

Фальшивка. Письмо В.И. Ленина В.М. Молотову об изъятии церковных ценностей

Фальшивка об изъятии ценностей была разоблачена еще в 1992 году. ПОДЛИННО ЛИ ПИСЬМО В.И. ЛЕНИНА? Е. Шефер - Да В. Черкашин, И.

Виктор Хомутский 12 ноя, 09:36
+12 40
Пример годнейшего наброса и троллинга лжеученых, фальсифицирующих историю

Пример годнейшего наброса и троллинга лжеученых, фальсифицирующих историю

Пример годнейшего наброса и троллинга лжеученых, фальсифицирующих историю: Как-то раз казахский историк и политолог Жаксалык Сабитов затроллил самого Клесов

Виктор Хомутский 11 ноя, 13:37
+6 7
Письменное наследие Монгольской империи. Приказ Хубилая (1261)

Письменное наследие Монгольской империи. Приказ Хубилая (1261)

Взойдя на трон, Хубилай-хан продолжил свою деятельность по разрешению буддийско-даосского конфликта. В 1261 году он выдал приказ, подтверждавший его решения по

Виктор Хомутский 8 ноя, 13:11
+10 2
Запомнить

Ностальгический клуб любителей кино

    

 

Ностальгический клуб любителей кино .

Жизнь коротка, искусство вечно. Гиппократ

 

Летопись лихих 90-ых.

 

Яндекс.Метрика

Тайна убийства Бориса и Глеба

развернуть

Тайна убийства Бориса и Глеба Борис и Глеб с житием. Вторая половина XIV века. Государственная Третьяковская галерея © Heritage Images / Hulton Archive / Getty Images

В летописи князь Святополк, правивший Киевом, играет откровенно негативную роль: он вел долгую кровавую вражду с Ярославом Мудрым и заработал прозвище Окаянный — вероятно, за то, что, как считается, подослал убийц к своим братьям Борису, Глебу и Святославу. Однако, по всей видимости, этот образ был создан пристрастным летописцем,

а в реальности дело обстояло не столь однозначно.

Святополк наследовал титул правителя Киева от своего отца — или, точнее, отчима — Владимира Святославича, крестителя Руси, умершего 15 июля 1015 года. Владимир был очень женолюбив, и до крещения у него родилось множество детей от разных жен и наложниц. Святополк был единственным русским князем, у которого оказался отчим Рюрикович, так как после гибели Ярополка Святославича в 978 году его победитель и единокровный брат Владимир взял в жены вдову своего брата, вероятно, уже беременную Святополком. Таким образом, по словам летописца, Святополк «был от двух отцов». Новый киевский князь был женат на дочери польского короля Болеслава Храброго и имел налаженные связи с печенегами.

Примерным ровесником Святополка был Ярослав Владимирович (позднее прозванный Мудрым), который княжил в тот момент в Новгороде. Согласно русской летописи, написанной через пару десятилетий после этих событий, Ярослав собирался воевать с Владимиром, так как не хотел платить дань Киеву. После смерти отца Ярослав решил побороться за власть со Святополком. При этом в борьбе за власть Ярослав опирался на новгородцев и варягов-наемников, а вскоре взял в жены дочь могущественного шведского конунга Олава Ингигерд.

Между братьями (или двоюродными братьями) состоялось несколько сражений, победу одерживал то один, то другой. То Святополк бежал в Польшу и приходил на Киев с могучей польско-немецкой подмогой во главе со своим тестем Болеславом, польским королем, то Ярослав бежал в Новгород и нанимал варягов из-за моря, то Святополк отправлялся за помощью к печенегам. Около 1019 года окончательная победа досталась Ярославу, который правил Киевом до своей смерти в 1054 году, с небольшим перерывом на усобицу с братом Мстиславом, а Святополк полностью исчез со страниц летописей, получив впоследствии прозвище Окаянный.

Среди множества жертв усобицы Ярослава и Святополка были и несколько их братьев: летопись донесла до нас имена князей Бориса, Глеба и Святослава Владимировичей, павших от рук убийц. К середине XI века у мест захоронения Бориса и Глеба в Вышгороде уже происходило поклонение и для их мощей была построена церковь. Новая редакция летописи, составлявшаяся, по‑видимому, в 1070-е годы, вскоре после торжественного перенесения мощей Бориса и Глеба в новую церковь в 1072 году, не могла не упомянуть об обстоятельствах гибели святых братьев. Согласно летописи, вскоре после смерти Владимира Святополк подослал к братьям убийц. На Бориса напали, когда он возвращался в Киев из похода на печенегов и молился перед сном в своем шатре. Князя ранили, а его слуге отрубили голову, чтобы снять золотую гривну (обруч), которая была у него на шее. Пока Бориса везли в Киев, Святополк узнал о том, что брат еще жив, и отправил двух варягов прикончить его, что и было исполнено. Глеба убили под Смоленском, когда он ехал в Киев, а Святослава убили по дороге в Венгрию, куда он пытался бежать.

Тайна убийства Бориса и Глеба Борис и Глеб. Псковская икона. Середина XIV века. Русский музей © Heritage Images / Hulton Fine Art Collection / Getty Images

Однако память об усобице Владимировичей сохранилась не только на Руси, но и в Скандинавии, куда вернулись после службы Ярославу наемные варяги. В исландской пряди (маленькой саге), известной по единственной рукописи конца XIV века, рассказывается о русских приключениях мелкого норвежского конунга Эймунда. В тексте есть следы более ранней редакции, в которой Эймунд, судя по всему, был представлен шведом, а не норвежцем. Эймунд и его побратим Рагнар с большим войском норманнов прибывают к Ярислейву (Ярославу) в Хольмгард (Новгород) вскоре после смерти его отца, ожидая столкновения Ярислейва с его братьями Буриславом, которому достался Кенугард (Киев), и Вартилавом, княжащим в Пальтескье (Полоцке). Побратимы нанимаются на службу к Ярислейву и активно помогают ему в борьбе с Буриславом. После первого столкновения с Буриславом Ярислейву достаются владения брата, затем он успешно защищается от нападения Бурислава, а накануне следующего нападения Эймунд убивает Бурислава при помощи хитрости: он отправляется навстречу приближающемуся войску Бурислава, угадывает место, где конунг установит шатер, пригибает веревкой дуб, стоящий над этим местом, дожидается прихода Бурислава, пробирается в его стан переодетым и привязывает веревку к золотому шару на флюгере шатра конунга, воспользовавшись опьянением его людей. Когда все засыпают, он дает знак перерубить веревку, дуб выпрямляется и срывает шатер, Эймунд нападает на спящих людей и убивает Бурислава, отрубая ему голову. Далее в пряди следует рассказ о службе Эймунда Вартилаву, не имеющий прямых связей с событиями, известными по русским источникам.

Пытаясь сопоставить версии летописи и Эймундовой пряди, исследователи перебрали все возможные и невозможные варианты. Высказывались предположения, что под именем Бурислава скрывается Болеслав, Борис, Святополк вместе с Болеславом. Одни историки видели в описании убийства Бурислава рассказ об убийстве Бориса по поручению Ярослава, а другие, напротив, думали, что в пряди повествуется о гибели Святополка. Никакого достоверного вывода сопоставление не дало.

Как оказалось, ключ к разгадке крылся в одной древней шведской легенде, которую, несомненно, знали и Ярослав, и Ингигерд, и Эймунд. Легенда гласит, что шведский конунг Агни, реальный прототип которого должен был жить за несколько веков до усобицы сыновей Владимира, погиб в результате повешения на золотой гривне: в строфе из поэмы «Перечень Инглингов» конца IX — начала X века норвежского скальда (поэта) Тьодольва из Хвинира образно говорится о том, что женщина по имени Скьяльв подвесила Агни на веревку за золотую гривну, а согласно анонимной латинской «Истории Норвегии», написанной во второй половине XII века, Агни «убила собственными руками его жена, повесив на дереве на золотой цепи». Исландец Снорри Стурлусон, живший в начале XIII века, пересказал историю Агни несколько подробнее в «Саге об Инглингах», первой части своей книги «Круг земной». По словам Снорри, Агни возвращался из удачного похода в Страну финнов, где захватил Скьяльв, дочь убитого им конунга, на которой он хотел жениться. На берегу пролива Стокксунд, на месте современного Стокгольма, Агни разбил шатры под высоким деревом на опушке леса, справил там тризну по убитому им отцу Скьяльв и пьяный лег спать, накрепко навязав на шею свою золотую гривну. По приказу Скьяльв спящего конунга подвесили на дерево при помощи веревки, привязав ее к золотой гривне. Эта гривна досталась Агни от его предка Висбура, род которого был навечно проклят из-за отказа вернуть эту гривну законным владельцам. Колдунья Хульд, наложившая проклятье, предрекла, что «убийство родича будет постоянно совершаться в роду Инглингов».

Как можно видеть, легенда об Агни сочетает в себе уникальные мотивы летописного рассказа об убийстве Бориса и скандинавского сказания о гибели Бурислава: кажущиеся здесь неуместными подробностями золотая гривна слуги Бориса и привязывание веревки к золотому шару на верхушке шатра Бурислава обретают смысл в легенде об Агни. Можно уверенно утверждать, что рассказ об убийстве Бурислава в Эймундовой пряди и описание гибели Бориса в русской летописи восходят к повествованию, обыгрывавшему своим сюжетом древнюю легенду о гибели Агни. Это повествование, несомненно, было посвящено реальному событию — заказному убийству одного из сыновей Владимира. При этом не подлежит сомнению, что в убийстве принимали участие скандинавы, коль скоро об этом говорится в обеих версиях рассказа. Мог ли убитый, названный в скандинавской пряди Буриславом, а в русской летописи Борисом, быть не Борисом, а Святополком? Мог, но это крайне маловероятно. Мог ли убийцей быть Святополк, как говорит летопись? Мог, но это тоже маловероятно, ведь никакими данными о связях Святополка со Скандинавией мы не располагаем. Проще всего совокупность известных нам данных объясняется при помощи следующего предположения: заказ на убийство Бориса поступил от его брата Ярослава Владимировича, прозванного в XIX веке Мудрым. Вопрос же о том, кто приказал убить Глеба и Святослава, остается открытым. 

Источники
  • Михеев С. М. «Святополкъ сѣде в Киевѣ по отци»: Усобица 1015–1019 годов в древнерусских и скандинавских источниках.
    М., 2009.

Источник →

Ключевые слова: Книги
Опубликовал Виктор Хомутский , 09.08.2017 в 09:07

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Иван Гвоздев
Иван Гвоздев 9 августа, в 10:08 "Открытый..." только для тех, кто кроме "себя любимого" других исследователей не слышит... Характерная черта подавляющего большинства исследователей -незнание титулатуры киевских правителей. Да и вообще терминологии на которой выстраивается русская история. В Начальной летописи "черным по белому" НАПИСАНО-УКАЗАНО имя заказчика убийства! Это же имя(заказчика) дублируется в многочисленных источниках церковных!
И это Ярослав, но не мудрый, а "мудер" арабское "Царь".( Этот же титул он указывает на своих монетах:Славянской лигатурой "Царь" и "Шин" арабское с диакритическими знаками дающее тот же титул "царь";). ... ... ...
Текст скрыт развернуть
1
Володя Никитин
Володя Никитин 9 августа, в 11:11 Тема убийства Бориса и Глеба Ярославом Мудрым появляется на этом сайте с некоей периодичностью. Раз 4-й или 5-й.
По-моему скандинавские источники несколько путаются в именах и не стоит им на 100% доверять.
По поводу того, что среди убийц были скандинавы, то имена убийц Бориса и Глеба известны нам из летописи - Путьша, Талец, Елович, Ляшко. Какие это скандинавы?
Борис и Глеб - первые русские святые. Канонизация произошла в 1072 году. А Ярослав скончался в 1054 году. То есть они были канонизированы через 18 лет ПОСЛЕ смерти Ярослава. Думаю, что в народ за 18 лет еще не забыл кто есть кто - кто убийца, кто невинно убиенный. И прозвища просто так не присваиваются - Мудрый, Окаянный.
А ситуация там была очень простая. Святополку как старшему брату переходила в руки власть. Но народ больше любил Бориса. И войско подчинялось Борису. Конкурента нужно было устранить. В нашей летописи все очень логично описывается, только скандинавы путаницу вносят своими историями.
Текст скрыт развернуть
2
Axel Wintermann
Axel Wintermann Володя Никитин 9 августа, в 23:51 Оно б кажется и так, но пристальное исследование Сказания об убиении Бориса и Глеба, приводимое, как в составе ПВЛ, так и в отдельных списках ставит куда больше вопросов, чем дает ответов, даже не привлекая Сагу, которая сама по себе является очень скользким материалом.
Подробное исследование текста Сказания, проведенное великолепным историком Андреем Никитиным*(автором четырехтомной "Текстологии русских летописей XI - начала XIV вв) в работе "Повесть временных лет, как исторический источник", показывает, что в образе Святополка Владимировича содержится множество черт другого Святополка, Изяславича. Кроме того, в именах убийц Бориса и Глеба нетрудно угадываются лица орудовавшие во времена Изяславича, к примеру, под личиной Путьши нетрудно угадывается киевский тысяцкий Путята Вышатич, ярый сторонник Святополка, тот самый чей двор спалили киевляне прямо после смерти князя. Угадывается и тот самый Торчин, убившый Глеба,
Поваръ же Глѣбовъ, именемь Торчинъ, иземь 37 ножь, зарѣза Глѣба 38 вборзѣ 39, яко агня незлобив.
и сѣдѧщю ему оузрѣ Василко Торчина ѡстрѧща ножь . и вразумѣ К ӕко хотѧти Л 48 и ѡслипити 49 и възпи къ Бу҃ . плачемъ великомъ и стонаньемь великомъ . и се влѣзоша послании 50 . Ст҃ополкомъ и Дв҃домъ . Сновидъ Изечевıчь 51 . /л.89об./ конюхъ Ст҃ополчь . и Дмитръ конюхъ Дв҃двъ . почаста простирати коворъ 52 . и простерша ӕста Василка . и хотѧщаӕ 53 поврѣщи и 54 . и борѧшетьсѧ 55 с нима 56 крѣпко . и не можета его поврѣщи . и се влѣзъше 57 друзии 58 повергоша 59 и и 26 свѧзаша и 60. и снемьше доску 61 с печи . и
възложиша на персии 1 ему . и сѣдоста ѡбаполъı Сновидъ А Изечевичь . и Дмитръ . и не можаста его оудержати . и приступиста ина два . и снѧста другую дъску с печи и сѣдоста и вдавиша Б и рамѧно . ӕко персемъ троскотати и приступи В Търчинъ Г 2 . именемь Береньди . ѡвчюхъ Ст҃ополчь Т держа ножь хотѧ оуверьтѣти ножь в око . и грѣши ѡка . и нерерѣз 3 Д ему лице Е .
Это тот Торчин или Търчин, именем Беренда(Берендей?) ѡвчюхъ Святополка, ослепивший Василько Требвольского.
Еще один образ использованный автором в финале сказания, это Святополк Моравский, незаконно свергнувший Борживоя, потерпевший поражение от Болеслава Кривоуста и убитый в пограничье польской Силезии(аккурат "межи Чахы и Ляхы";). История Святополка Моравского, имела большую огласку, а его гибель произошедшая за несколько лет до начала формирования окончательного текста ПВЛ и Сказания о Борисе и Глебе, не могла не произвести впечатление на авторов.
Примечательно, что в тексте НПЛ Старшего Извода не содержится нравоучительной вставки о смерти Святополка " бысть межи Чахы и Ляхы, никим 52 же гонимъ пропаде оканныи 53, и тако злѣ живот свои сконча; яже дымъ и до сего дни есть"
Автор Сказания искусно переносил черты и события разных Святополков на Святополка Владимировича.
Тем более, расхождения заметны при сравнении сообщений ПВЛ с данными единственного современника событий, писавшего о них, Титмара Мерзебургского.
По сообщениям Титмара, Святополк никак не мог принимать участия в первом этапе княжеской усобицы, поскольку сразу после кончины Владимира удрал в Польшу, бросив жену в киевской тюрьме. Интересно. но Титмар, так же, как и Эймундова сага говорит о трех сыновьях Владимира, но он не называет третьего сына. По большому счету, Титмара довольно мало интересовали события, происходившие на Руси, которые являлись лишь фоном для изложения действий Болеслава, коего он ставил на одну доску с Сатаной. В составе войска Болеслава были саксонские наёмники, которые и являлись для Титмара главным источником информации о событиях войны Болеслава на Руси..
Болеслав начал активные действия против Ярослава только после того, как ему удалось замириться с императором. Он столь быстро взял Киев, что в руках Болеслава оказалась вся семья Ярослава. Примечательно, что Болеслав посылает послов начать переговоры об обмене своей дочери на семью Ярослава. Т.е. Ярослав успел куда то перевезти дочь Болеслава из Киева. Еще одна интересная вещь, Титмар ни разу не называет Святополка королем или князем, как делает в отношении Ярослава и Болеслава , а только сеньором. Т.е. Святополк не правил ранее. Кроме того, он называет Святополка "долго пребывавшем в изгнании", т.е. По данным Титмара Святополк удрал в Польшу довольно давно, вряд ли б эта фраза относилась ко времени за год-полтора до описываемых событий.
К сожалению, Титмар умер в декабре того же(1018) года, не успев рассказать нам вторую часть войн Владимировичей.
Я уже не беру во внимания все нестыковки в составе ПВЛ и Сказания. Почему Глеб выписывает какие то странные круги? Но, как правильно пишет Никитин, так странно описать путь Глеба мог только человек очень слабо представлявший о чем пишет. Почему Ярослав узнает о смерти братьев странным образом? Летописец сообщает, что Предслава отправила посание "отець 58 ти умерлъ, а братья ти избиена". От Ярослава скрывали о смерти Владимира два месяца? Как он тогда предупреждал Глеба, что Святополк его убить хочет?
Это только пара нестыковок..
Так что, вокруг истории Бориса и Глеба гораздо больше сомнений, чем даже может показаться..
Текст скрыт развернуть
6
Владимир Гунин
Владимир Гунин 10 августа, в 08:54 ++ Князя ранили, а его слуге отрубили голову, чтобы снять золотую гривну (обруч), которая была у него на шее.++
Ну и киллеры были в 11 веке - полные отморозки!!! А с раскрываемостью заказухи до сих пор (((((
Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 4
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте
Цензура в России: прошлое и …

Цензура в России: прошлое и настоящее.

17 фев 14, 17:17
+10 1
Почему так живуч миф о "Веле…

Почему так живуч миф о "Велесовой книге"?

20 ноя 12, 17:18
+23 95
КАК УЧИЛИ И УЧИЛИСЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

КАК УЧИЛИ И УЧИЛИСЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

10 фев 14, 21:55
+14 9
Торги и кабаки города Касимо…

Торги и кабаки города Касимова в XVII веке

15 июл, 09:50
+5 1
Присоединиться

Последние комментарии

donskoy sphinx
donskoy sphinx
donskoy sphinx
donskoy sphinx
Sergiy Che
Александр Корнев
Александр Корнев
Sergiy Che
Александр Корнев
Sergiy Che

Поиск по сайту