Виктор Хомутский предлагает Вам запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»
Вы хотите запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

История - это роман, который был, роман - это история, которая могла бы быть. (Гонкур)

Блог
Тактика русских стрельцов в полевом бою. Сравнение с европейскими мушкетёрами.

Тактика русских стрельцов в полевом бою. Сравнение с европейскими мушкетёрами.

Созданный Иваном IV Грозным стрелецкий корпус не раз приносил победу русскому оружию в XVI-XVII вв., однако, о тактике применения стрельцов в бою известно всё ещё

Виктор Хомутский 19 июн, 18:32
+23 28
Археология Ярославля

Археология Ярославля

Стенограмма эфира программы "Родина слонов" с заместителем директора Института археологии РАН по науке, кандидатом исторических наук Асей Викторовной Энговатовой.

Виктор Хомутский 21 июн, 12:28
+12 4
Колонны владимирского храма XII века выдали происхождение его строителей

Колонны владимирского храма XII века выдали происхождение его строителей

Институт археологии РАН Ученые Института археологии РАН при содействии Владимиро-Суздальского музея-заповедника завершили раскопки в церкви Рожде

Виктор Хомутский 19 июн, 11:07
+20 11
А не замахнуться ли нам на Макса, понимаете ли, нашего Фасмера? (по поводу статьи "Мина, заложенная Максом Фасмером" Владислава Писанова)

А не замахнуться ли нам на Макса, понимаете ли, нашего Фасмера? (по поводу статьи "Мина, заложенная Максом Фасмером" Владислава Писанова)

В одиозной "Литературной газете" (№ 12 (6636), 21-03-2018) была опубликована глумливая статья "Мина, заложенная Максом Фасмером" некоего Владислава Писанова. В ней

Axel Wintermann 15 апр, 18:28
+2 21
Бубонная чума могла существовать еще в бронзовом веке

Бубонная чума могла существовать еще в бронзовом веке

Парное захоронение, ассоциированное со срубной культурой, в Самарской области (Spyrou et al.) Анализ ДНК бактерии чумы Yersinia pestis из останков носи

Виктор Хомутский 21 июн, 10:57
+4 1
Монгол без лошади, как птица без крыльев

Монгол без лошади, как птица без крыльев

Автор: А.Мандирмаа С территории Монголии археологи нашли череп головы лошади, которая относится к 1000-1200 лет тому назад . Уникальность этой находки –

Виктор Хомутский 20 июн, 08:46
+7 1
Расселение славян. (глава из монографии Алексаха А. Г. "Происхождение славян")

Расселение славян. (глава из монографии Алексаха А. Г. "Происхождение славян")

Расселение славян должно предшествовать распаду единого славянского языка как минимум на сто лет. Следовательно, если лингвисты датируют распад славянского языка V

Axel Wintermann 17 июн, 00:33
+14 3
Долги России от первых Романовых до наших дней.

Долги России от первых Романовых до наших дней.

Существуют разные определения того, что такое внешний государственный долг. Статья 5 Бюджетного кодекса РФ гласит: «Внешний долг России – обязательства, возни

Виктор Хомутский 20 июн, 13:38
+8 2
Запомнить

Ностальгический клуб любителей кино

    

 

Ностальгический клуб любителей кино .

Жизнь коротка, искусство вечно. Гиппократ

 

Летопись лихих 90-ых.

 

Яндекс.Метрика

Вятичи и колонизация рязанского края

развернуть

Вятичи и колонизация рязанского края

Женщина вятичей в ленточном уборе с височными кольцами.

Самым крайним славянским племенем на востоке в IX в. являются вятичи. О происхождении вятичей и их соседей радимичей сохранилось у летописца, как известно, любопытное предание, из которого заключают, что эти племена, отделившиеся от семейства Ляхов, заняли свои места гораздо позднее других славян и что в народе еще в XI веке сохранилась память об их движении на восток. Вятичи заняли верхнее течение Оки, и таким образом пришли в прикосновение с мерею и мордвою, которые, по-видимому, без особенной борьбы подвинулись на север. Едва ли могли существовать серьезные причины к столкновению с пришельцами при огромном количестве порожних земель и при ничтожности домашнего хозяйства у финнов. К тому же и самое финское племя, скудно одаренное от природы, с явным недостатком энергии, вследствие неизменного исторического закона должно было всюду отступать перед породою, более развитою. Трудно провести границы между мещерою и ее новыми соседями; приблизительно можем сказать, что селения вятичей в первые века нашей истории простирались до реки Лопасни на севере и до верховьев Дона на востоке.

Немногими, но очень яркими красками изображает Нестор языческий быт некоторых славянских племен. «И радимичи, и вятичи, и север один обычай имяху: живяху в лесе, якоже всякий зверь, ядуще все нечисто, срамословье в них пред отьци и пред снохами; браци небываху в них, но игрища межю селы. Схожахуся на игрища, на плясанье, и на вся бесовская игрища, и ту умыкаху жены собе, с нею же кто сьвещашеся; имяху же по две и по три жены. Аще кто умряше, творяху тризну над ним, и по сем творяху кладу велику и възлажахуть и на кладу мертвеца, сожьжаху, а посем собравше кости, вложаху в судину малу и поставяху на столпе на путех, еже творят Вятичи и ныне». Судя по первым словам упомянутые племена и не имели ни земледелия, ни домашнего хозяйства. Но далее видно, что они жили селами и имели довольно определенные обычаи или обряды относительно брака и погребения; а подобное обстоятельство уже предполагает некоторую степень религиозного развития и указывает на начала общественной жизни. Впрочем, трудно решить, насколько слова Нестора относились собственно к вятичам IX столетия, потому что, едва ли можно приравнять их к северянам, которые поселились на своих местах гораздо ранее и жили по-соседству с Греческим водным путем. Ясно, по крайней мере, что вятичи в те времена были самым диким племенем между восточными славянами: удаленные от двух главных центров русской гражданственности, они позднее других вышли из племенного быта, так что русские города упоминаются у них не ранее XII в.

Движением радимичей и вятичей, по-видимому, прекратилось расселение славянских племен в России: они перестают занимать земли более или менее густыми массами и отодвигать далее на север и восток жилища финнов. Последние теперь спокойно могли оставаться на своих местах; но уже навсегда должны были подчиниться влиянию своих соседей. Медленно и туго финское племя проникается славянским элементом; но тем вернее и глубже пускает он корни. Проводником этого неотразимого влияния послужила у нас, как и везде, система военной или княжеской колонизации, начало которой совпадает с началом русской истории. Славяно-русская колонизация идет отчасти от Новгорода на восток великим Волжским путем и достигает нижнего течения Оки. Известно, что новгородское юношество издавна ходило по рекам в дальние страны с двоякою целью – грабежа и торговли. Эти-то походы и проложили пути славянскому влиянию на финском северо-востоке. С движением славянского элемента из Новгорода по Волге встречается другое движение из юго-западной Руси по Оке. По словам начальной летописи, Святослав в 964 г. идет на Оку и на Волгу, приходит к вятичам и спрашивает у них, по обыкновению: «Кому дань даете?» Они отвечают: «Даем козарам по шелягу от рала». Затем Святослав обращается на козар и громит их царство. Вятичи, однако, не соглашаются добровольно платить ему дань, как показывает известие летописца под 966 г. «Вятичи победи Святослав, и дань на них възложи».

Зависимость радимичей и вятичей от русских князей прекратилась, вероятно, во время пребывания Святослава в Болгарии, и сын его Владимир укрепившись на Киевском столе, должен был вступить в новую борьбу с воинственными племенами. Именно в 981 г. Владимир «Вятичи победи, и възложа нань дань от плуга, яко же и отец его имаше.» Но эти дело не кончилось: под следующим годом опять известие: «Заратишися Вятичи, и иде на ня Владимир, и победи е второе». В 9888 году он воюет с радимичами, которым Волчий Хвост наносит поражение. При этом случае летописец еще раз вспоминает, что радимичи (а, следовательно, и вятичи) были родом из Ляхов: «пришедъше ту ся вселиша, и платят дань Русси, повоз ведут и до сего дне», прибавляет он, вообще показывая к ним явное нерасположение. Такое нерасположение очень понятно, если вспомним что у вятичей, и, вероятно, отчасти у радимичей, в его время язычество существовало еще в полной силе.

С подчинением вятичей киевским князьям верховья Оки вошли в состав русских владений. Устья этой реки принадлежали к ним еще прежде, поэтому и среднее течение не могло далее оставаться вне пределов зарождающегося государства, тем более что малочисленное туземное население было не в состоянии оказать значительное сопротивление русским князьям. Летопись даже и не упоминает о покорении Мещеры, которое само собой подразумевается при походах Владимира на северо-восток. Преемники его в XI столетии спокойно проходят со своими дружинами по Мещерским землям и ведут здесь междоусобные войны, не обращая внимания на бедных жителей. Близ слияния Волги и Оки дальнейшее движение русского господства должно было на время остановиться: препятствием явилось довольно сильное по тому времени государство болгар. Помимо враждебных столкновений камские болгары были знакомы русским князьям по сношениям другого рода. Они служили тогда деятельными посредниками в торговле между мусульманскою Азиею и восточною Европою. Болгарские купцы ездили со своими товарами вверх по Волге в страну Веси; а чрез Мордовскую землю, следовательно, по Оке, отправлялись в юго-западную Русь и ходили до Киева. Известия арабских писателей подтверждаются рассказом нашего летописца о магометанских проповедниках у Владимира и торговым договором русских с болгарами в его княжение. Если удачные походы св. князя на камских болгар и не сокрушили эту преграду к распространению русского влияния вниз по Волге, зато окончательно закрепили за ним всю Окскую систему. Но начала гражданственности еще нескоро проникли в эту лесную глушь; первый город упоминается здесь спустя целое столетие.

Когда Владимир раздавал своим сыновьям города, Муромская земля досталась на долю Глеба. Замечательно при этом, что он никого не назначил в страну вятичей и радимичей. Такое обстоятельство объясняется недостатком городов в то время на северо-восток от Десны до самых низовьев Оки. Северная половина этого пространства, т.е. собственно Рязанские земли, была причислена к Муромскому княжению; а южная степная полоса связана была с Тмутраканским княжеством. После битвы при Листвене Мстислав, первый удельный князь Тмутраканский, соединил в своих руках обе части.


Источник →

Опубликовал Виктор Хомутский , 18.03.2017 в 10:17

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Александр Зиборов
Александр Зиборов 18 марта 17, в 12:43 Вятичи были крутыми мужиками: и в работе, и в бою... Текст скрыт развернуть
1
seva_tanks Севостьянов Константин Никлаевич
seva_tanks Севостьянов Константи… 18 марта 17, в 13:07 Ну, Нестор был ишшо тот сказочник!!! Текст скрыт развернуть
0
Юрий Лейкин
Юрий Лейкин 18 марта 17, в 18:31 ...платили дань хазарам, потом Святослау.
Поменяли шило на мыло...
Текст скрыт развернуть
-1
Геннадий Мизантроп
Геннадий Мизантроп 18 марта 17, в 20:23 Рэкетир- древнейшая профессия. Текст скрыт развернуть
0
николай кочнев
николай кочнев 24 января, в 22:47 Слабые и немощные ф-у давали постоянно просраться всем дружинам Новгорода,начиная с 9в.по 15в.,которые вторгались в предуралье.Есть мнение,что вятичи никакие не славяне,а левая родня ерзя,то то и притёрлись на землях Рязани.Кстати и про Муром говорят раскопки,что старше он Киева. Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 5
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте
Присоединиться

Последние комментарии

саша дмитренко
Гордей
Тоже обратил внимание...
Гордей Археология Ярославля
саша дмитренко
саша дмитренко
виктор м
Axel Wintermann
Axel Wintermann
Игнашева Анастасия
Интересно. Спасибо.
Игнашева Анастасия Археология Ярославля
Кот Рыжый
Сколько тайн хранит ещё земля Русская!
Кот Рыжый Археология Ярославля
Вячеслав Яшин

Поиск по сайту