Раскопки на Болгарском городище

 

При раскопках Болгарского городища открыт участок фундамента, найдена партия подков и кувшин с процарапанной надписью.

Экспедиция Института археологии РАН исследует здание базара XIV века, вал и ров Болгарского городища. Об этом говорится в статье В.Ю. Коваля, Д.Ю. Бадеева, П.Е. Русакова, опубликованной на сайте Института археологии.

Археологи вскрыли южный угол фундамента стены базара. Она сложена из белого камня. Это единственный сохранившийся участок фундамента здания. Он сохранился, потому что здесь в XIX веке стоял жилой дом.

Остальные участки были разобраны на камень, который использовался для производства селитры. Сохранность фундамента позволила впервые определить структуру кладки и особенности цоколя.

При раскопках базара найдено скопление железных стремян – более 60 пар. Вероятно, это была партия товара, которую приготовили для продажи. Партия была повреждена пожаром, в котором сгорело здание базара.

Самой интересной находкой археологи считают краснолощеный кувшин с процарапанной надписью. Она сделана арабскими буквами на персидском языке. Надпись гласит: «Работа раба [Божия] Салма [Саңма? Сәкмә?] Кульбая» (перевод к.и.н. И.А. Мустакимова).

Надпись, таким образом, свидетельствует о грамотности булгарских гончаров XIV века. Имя кузнеца, к сожалению, читается плохо, поэтому исследователям предстоит дальнейшая работа по расшифровке.

Вал Болгарского городища исследуют траншеей шириной 6 метров. Археологи проследили структуру вала, а также установили последовательность его сооружения. Кроме того, были проведены естественнонаучные исследования почвы и древней пашни, погребённые под насыпью вала.

Полевой сезон на Болгарском городище продолжается.

Болгарское городище (Булгар) был основан волжскими болгарами в X веке. Он расположен в Татарстане, около современного города Болгар. Памятник находится на высоком берегу Волги, у её слияния с Камой. «На всём протяжении восточной торговли с конца VIII до начала XI века единственными воротами, через которые шла торговля Руси с Востоком, фактически был Булгар», – считает академик В.Л. Янин.

В 1361 году город был разрушен золотоордынским князем Булат-Тимуром. Затем Булгар восстановили, но уже в 1431 его разрушил воевода Фёдор Пёстрый. После этого город больше не восстанавливали.



 

По материалам Института археологии РАН

 

Автор: Егор Антонов



Подробнее см.: http://www.nkj.ru/news/24682/ (Наука и жизнь, Раскопки на Болгарском городище)
Источник ➝

О сомнительном участии древнерусских священников в боевых действиях

Сейчас в интернете активно распространяется интересная статья о месте и роли духовенства в средневековой Руси (Грачёв А.Ю. К вопросу о роли и месте духовенства в военной организации Древней Руси // Псковский военно-исторический вестник. 2015. № 1. С. 43-47). Пожалуй ключевой темой статьи (отразившейся даже в названии) является участие древнерусского духовенства в боевых действиях.

В принципе эта проблема рассматривалась еще в нулевых годах в работе А.Е. Мусина и монографии О.В. Кузьминой. Более того, нетрудно заметить, что автор данной статьи практически дублирует соответствующий кусок книги последней (Кузьмина О.

В. Республика Святой Софии. М., 2008. C. 70-71), приводя абсолютно те же самые аргументы в пользу участия попов в сражениях. Однако, из приведенных в этих работах свидетельств источников только 2 однозначно сообщают об участии попов в боевых действиях. Это вопрошание сарайского епископа Феогноста в конце XIII в., простится ли попу убийство на войне, из которого как раз напрашивается вывод, что попы не регулярно участвовали в сражениях. Иначе такие вопросы не были бы актуальны - на них бы знали ответ.

Второй пример касается Псковской земли и относится к XIV cт. Изборский поп Руда во время обороны города от ливонцев бросил "вся оружие" и бежал в Псков. Таким образом, можно сделать однозначный вывод, что иногда древнеруские священники участвовали в сражениях. Но судя по всему это не было регулярным явлением, если уж сам епископ не знал, простительно ли им убивать на войне, или нет.

При этом даже если священник сопровождал войско именно как священник - на войне он тоже рискует жизнью. Не исключено что именно такой поп из Русы находившийся в рушанском войске, и погиб на войне с литовцвми в 1234 г. Не исключено что именно из этих соображений псковские попы в XV в. не хотели быть мобилизованными на войну - даже в качестве войсковых священнослужителей все равно рисковали головой. Интересно что когда они нашли в трудах святых отцов запрет на мобилизацию с церковных земель, псковичи "не взяша с них ничего в помочь". То есть, вероятно, и что-то неодушевленное, что тоже не решились брать с церковных владений.

Если бы эта статья вышла в нулевых годах, все это было бы интересно. А теперь она мало того что не оригинальна, так уже и не актуальна. Сейчас специалистам давно известно, что попы иногда в битвах участвовали. Теперь надо бы не столько задаваться целью создать очередную яркую концепцию, а спокойно отделить зерна от плевел, выявив те свидетельства источников, которые однозначно сообщают о непосредственном участии священников в боях, и задаться вопросом, можно ли говорить о том, что оно носило регулярный характер. Что, собственно говоря, я и попытался сделать в настоящей заметке.

Еще автор пишет об особых дружинных попах (в чем, по сути, и заключается фактически вся новизна статьи). Где же он их находит? В двух свидетельствах об участии священников в походах дружинников и одном свидетельстве как князь, получив отказ от новгородского владыки повенчать его с участием новгородских попов, пошел к себе на княжий двор и там его с его избранницей повенчали "свои" - КНЯЖЕСКИЕ попы в расположенном на княжеском дворе Никольском храме (нын. Николо-Дворищенский собор). Понятно, что у князя в его владениях были свои попы, которые больше подчинялись ему, чем городскому архиерею. Но при чем здесь "особое" дружинное духовенство?! Печально, что автор, рассуждая о дружине, опирается исключительно на старую монографию А.А. Горского, игнорируя новейшее фундаментальное исследование П.С. Стефановича.

Еще автор делает ответственное заявление, что на Руси духовенство в домосковский период не выделилось в отдельное сословие всего лишь на том основании, что священникам не полагалось давать сан, пока не выкупятся из холопства Но специалистам по средневековой Руси известно, что в холопство попадали люди разного социального статуса и иногда выкупались.
Напротив, на основе новгородского материала можно сделать обратный вывод, что духовенство в домосковский период представляло собой отдельную социальную группу, сильно отличавшуюся по своему положению от мирян.

В Новгородской судной грамоте в отличии от светских страт оно не входило в политическую общность "Великий Новгород" и неоднократно противопоставлялось в новгородском летописании "новгородцам" и "всему Новгороду" (Несин М.А. Первая монография о новгородском вече // Valla. 2016. № 2(3). С. 103) Новгородские источники не очень регулярно фиксируют участие игуменов, попов, клирошан в общественной жизни - разве что при выборе кандидатуры нового владыку или при встрече приезжавших в город архиереев. Существует точка зрения, согласно которой в вечевых актах духовенство незримо сливалось в зависимости от чинов с разными социальными светскими группами. Но пока что она не доказана. Как и мнение о непосредственном участии новгородского духовенства в вечевых собраниях (Несин М.А. Архимандриты вечевого Новгорода // Novogardia. 2019. № 4. С. 93-94)

В целом, создается впечатление, что статья отстала лет на 5-10. Я понимаю, что сейчас борьба со стереотипами -дело святое, и она нередко превращается в самоцель. Но все же стоит учесть, что с перестройки прошло целое поколение и историческая наука нуждается сейчас уже не столько в ярких сенсационных концепциях и борьбой со старыми взглядами, сколько с комплексном, взвешенном и обстоятельном исследовании древнерусских реалий....

Несин М.А.

Популярное в

))}
Loading...
наверх