Скифы Южной Сибири

В Государственном Эрмитаже находится крупнейшая в мире коллекция скифских предметов, известна эта коллекция прежде всего артефактами, сохранившимися в вечной мерзлоте, которая хорошо сохраняет органику. К сожалению, а для многих несомненно к счастью, вечная мерзлота на юге России присутствует только в Сибири, была бы мерзлота в Краснодаре (или на Украине), там сохранилось бы больше древних предметов из органики (дерева, кожи, ткани и т.д.), но жителям этих мест повезло, поэтому богатая материальная культура скифов лучше представлена в захоронениях лесостепей Сибири — на Алтае, в Туве и Хакасии.

Женская погребальная гипсовая маска нанесенная на череп. Оглахтинский могильник. Таштыкская культура, I — VII вв. Хакасия
Скифы Южной Сибири

Чтобы проникнуть в залы Древней Сибири Гос. Эрмитажа, нужно идти по длинному Кутузовскому коридору.
Скифы Южной Сибири

И в вестибюле Салтыковского подъезда можно обнаружить уже первые и, надо сказать, весьма значительные артефакты. Это деревянные саркофаги скифских вождей, выдолбленные из цельных стволов деревьев.

Саркофаг-колода из ствола дерева. Кедр. Могильник Туэкта курган 1. Пазырыкская культура, VI в. до н.э. Алтай
Скифы Южной Сибири

Скифы Южной Сибири

Саркофаг-колода, выдолбленный из одного ствола дерева. Пазырыкская культура. VI в. до н.э. Второй Башадарский курган, Алтай.
Скифы Южной Сибири

Резное изображение тигров на саркофаге. Башадар, курган 2.
Скифы Южной Сибири

Скифы Южной Сибири

Таштыкские гипсовые погребальные маски из могильника Оглахты, I — VII вв. На переднем плане мужская маска, на черепе видна прическа в виде клока волос на темени.
Скифы Южной Сибири

Погребальные маски таштыкской культуры из Хакасии принадлежали смешанному европеоидно-монголоидному населению Минусинской котловины. Эти люди имели погребальные обряды по сложности не уступающие египетским. Они подвергали умерших мумификации — извлекали внутренние органы, мозг и наполняли тела травой и глиной. На лицо наносилась портретная маска из гипса, есть предположение, что таким образом хоронили женщин и подростков, мужчин, таштыкцы, кремировали, а затем засыпали оставшийся пепел внутрь специально изготовленных кукол. Куклы не уступали размерами живому человеку, их делали из кожи, травы и глины, лица выполняли очень тщательно из гипса, добиваясь портретного сходства. В общем, кукла должна была быть полным аналогом умершего человека, для большего сходства подобную куклу одевали в одежды покойного.

Женская маска из могильника Оглахты. Таштыкская культура, I — VII вв.
Скифы Южной Сибири

Скифы Южной Сибири

Бюст погребальной куклы. Таштыкская культура, I — VII вв. Хакасия.
Скифы Южной Сибири

Лиственничный сруб погребальной камеры пятого пазырыкского кургана. Пазырыкская культура. IV в. до н.э. Алтай
Скифы Южной Сибири

Деревянные срубы погребальных камер пазырыкских курганов напоминают подобные камеры фригийский курганов в Малой Азии, например, в кургане «царя Мидаса». Есть серьезные основания думать, что между алтайскими курганами и фригийскими существует какая-то связь, так как в VII в. до н.э. скифы контролировали почти всю территорию Малой Азии.

Трехметровый саркофаг-колода в погребальной камере.
Скифы Южной Сибири

Мумия мужчины из пятого пазырыкского кургана. Пазырыкская культура. IV в. до н.э. Алтай
Скифы Южной Сибири

Тело мужчины 55 лет подверглось специальной обработке, у него извлекли все внутренности из брюшной полости, трепанировали череп и извлекли мозг. Еще Геродот писал, что скифы длительно сохраняют тело умершего царя, возят его по подвластной им территории и только потом хоронят в кургане.
Скифы Южной Сибири

Татуировки на теле мумии мужчины из пятого пазырыкского кургана. Увидеть их можно только в инфракрасном излучении.
Скифы Южной Сибири

Человеческая кожа с татуировками. Могильник Пазырык, курган 2, V-IV вв. до н.э.
Скифы Южной Сибири

Ниже, мумифицированная голова. Могильник Пазырык, курган 2, V-IV вв. до н.э.
Голова этого скифского воина имеет явные монголоидные черты и ему явно не повезло в жизни — череп скальпирован и имеет сверху несколько дырок, возможно, в эти отверстия вставлялся ремень, с помощью которого отрубленная голова подвешивалась к седлу. Геродот писал об этом обычае:
«Головы всех убитых им в бою скифский воин приносит царю. Ведь, только принесший голову врага получает свою долю добычи, а иначе – нет. Кожу с головы сдирают следующим образом: на голове делают кругом надрез около ушей, затем хватают за волосы и вытряхивают голову из кожи. Потом кожу очищают от мяса бычьим ребром и мнут ее руками. Выделанной кожей скифский воин пользуется как полотенцем для рук, привязывает к уздечке своего коня и гордо щеголяет ею. У кого больше всего таких кожаных полотенец, тот считается самым доблестным мужем.»

Скифы Южной Сибири

Антропоморфная голова. Уздечная бляха. Дерево. Могильник Пазырык, курган 1, V-IV вв. до н.э.
Скифы Южной Сибири

Реконструкция одежды людей из кургана Аржан-2, VII в. до н.э. Тува.
Скифы Южной Сибири

Деревянная колесница. Пятый пазырыкский курган, IV в. до н.э.
Скифы Южной Сибири

Скифы Южной Сибири

Войлочный ковер и туристы. Пятый пазырыкский курган, IV в. до н.э.
Скифы Южной Сибири

Здесь изображена сидящая богиня, которая встречает воина на коне, в одной руке у нее древо жизни. Воин по внешнему виду чистый армянин, с большим носом и лихо закрученными усами) Богиня видимо абсолютно лысая, хотя верхнюю часть ее головы скрывает замысловатый головной убор. Изображения подобных сидящих на троне женских божеств характерны для Малой Азии, как правило, все они олицетворяют Кибелу.

Войлочный ковер, фрагмент. Пятый пазырыкский курган, IV в. до н.э.
Скифы Южной Сибири

Два изображения богини Кубабы (Кибелы) в характерном головном уборе, 850-900 г. до н.э. из новохеттского города Каркемиш. Музей Анатолийских цивилизаций в Анкаре.
Скифы Южной Сибири

Конский чепрак, войлок. Пятый пазырыкский курган, IV в. до н.э.
Скифы Южной Сибири

Войлочный ковер. Пятый пазырыкский курган, IV в. до н.э.
Скифы Южной Сибири

Фигурки лебедей из войлока. Пятый пазырыкский курган, IV в. до н.э.
Скифы Южной Сибири

Вот такая «мягкая игрушка» IV в. до н.э. Пятый пазырыкский курган
Скифы Южной Сибири

Узда. Кожа и дерево. Могильник Пазырык, курган 1, V-IV вв. до н.э.
Скифы Южной Сибири

Фрагменты знаменитого Пазырыкского ковра, V-IV века до н.э. Возможное происхождение ковра — Передняя Азия, скорее всего Мидия. Пятый пазырыкский курган, IV в. до н.э.
Скифы Южной Сибири

Ковер — шерстяной узелковый стриженый, возможно самый древний из всех известных на сегодня.
Скифы Южной Сибири

Седло. Пятый пазырыкский курган, IV в. до н.э.
Скифы Южной Сибири

Арфа. Могильник Пазырык, курган 2, V-IV вв. до н.э.
Скифы Южной Сибири

Конская маска. Могильник Пазырык, курган 1, V-IV вв. до н.э.
Скифы Южной Сибири

Конская маска. Могильник Пазырык, курган 1, V-IV вв. до н.э. Пазырыкцы очень хотели видеть своих лошадей оленями, поэтому когда хоронили их вместе с хозяином, прикрепляли им специальные рога. Олень и его терзание — главный сюжет всего скифского искусства, при этом культ оленя существовал и в Малой Азии, на фригийской керамике олени встречаются чаще всего, вполне возможно, что культ оленя был заимствован скифами именно там.

Скифы Южной Сибири

Конская маска. Могильник Пазырык, курган 1, V-IV вв. до н.э.
Скифы Южной Сибири

Седельные накладки в виде орла. Дерево, золото. Могильник Башадар, курган 2.
Скифы Южной Сибири

Орлы вполне себе геральдические, хищная птица — важный тотем у кочевников. Где-то здесь на Алтае, в Западном Китае или Казахстане был реанимирован древний символ двуглавого орла, которого тюркские племена принесли затем в Европу, я об этом много писал раньше.
Скифы Южной Сибири

Бляха с изображением лося. Дерево V-IV вв. до н.э.
Скифы Южной Сибири

Деревянное навершие в виде головы грифона держащего во рту голову оленя. Могильник Пазырык, курган 2, V-IV вв. до н.э.
Скифы Южной Сибири

Фрагмент седельный покрышки. Изображение полулежащего орлиноголового грифона. Войлок. Могильник Пазырык, курган 2, V-IV вв. до н.э.
Скифы Южной Сибири

Седельная покрышка. Войлок, кожа, мех. Могильник Пазырык, курган 1, V-IV вв. до н.э.
Скифы Южной Сибири

Седло с покрышкой. Могильник Пазырык, курган 1, V-IV вв. до н.э. Как видно, скифские вещи очень яркие, с узорами, аппликациями, тесьмой, нужно думать, что своим внешним видом скифы чем-то напоминали североамериканских индейцев.
Скифы Южной Сибири

Деревянное навершие в виде головы грифона. Дерево, кожа. Могильник Пазырык, курган 2, V-IV вв. до н.э.
Скифы Южной Сибири

Фрагмент узды. Дерево, кожа, золото. Могильник Пазырык, курган 1, V-IV вв. до н.э.
Скифы Южной Сибири

Котел, Семиречье, случайная находка, V-III вв. до н.
Скифы Южной Сибири

Скифы Южной Сибири

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб