Клеймо «жены изменника Родины»: Самые известные узницы лагеря «АЛЖИР»


 

Для десятков тысяч людей в 1930-1940-х гг. со словом «Алжир» ассоциировалась не страна в Северной Африке, а страшная аббревиатура, означавшая сломанную судьбу: «Акмолинский лагерь жен изменников Родины». В этот крупнейший советский женский исправительно-трудовой лагерь попадали те, кто чаще всего даже не понимал, за какие прегрешения им предстояло отбывать наказание. Среди них было немало тех, кого можно было назвать цветом советской интеллигенции и мира искусства – актрисы, поэтессы, балерины, режиссеры и т.
д. Как эта беда коснулась семей Майи Плисецкой, Бориса Пильняка, Аркадия Гайдара и др. – далее в обзоре.


Кира Анроникашвили


Борис Пильняк и Кира Андроникашвили | Фото: 24smi.org

Борис Пильняк и Кира Андроникашвили | Фото: 24smi.org

Известный писатель Борис Пильняк (настоящая фамилия Вогау) был потомком немецких колонистов Поволжья. В 1937 г. его арестовали по сфабрикованному обвинению в государственном преступлении – шпионаже в пользу Японии, и через полгода расстреляли. Его жена, Кира Андроникашвили, происходила из грузинского княжеского рода Андрониковых. Она начинала карьеру как актриса Госкинпрома Грузии, затем – актриса и помощник режиссера киностудии «Востокфильм». В 1936 г. Кира окончила режиссерский факультет ВГИКа, работала ассистентом режиссера на «Союздетфильме».

Кира Андроникашвили на обложке журнала *Советский экран* | Фото: kino-teatr.ru

Кира Андроникашвили на обложке журнала *Советский экран* | Фото: kino-teatr.ru

После ареста мужа она поняла, что ее ждет участь ЧСИР – членов семей изменников Родины, и поспешила отвезти трехлетнего сына к родственникам в Грузию. Там его официально усыновила бабушка и дала ему свою фамилию. Впоследствии Борис Андроникашвили тоже стал актером. А его мать в том же году арестовали и отправили в «АЛЖИР». Реабилитирована она была только в 1956 г.

Наталия Сац


Режиссер и театральный деятель Наталия Сац | Фото: izbrannoe.com

Режиссер и театральный деятель Наталия Сац | Фото: izbrannoe.com

Советский режиссер и театральный деятель Наталия Сац с детских лет росла в среде московской художественной интеллигенции – ее отец, Илья Сац, был композитором, в их доме часто бывали К. Станиславский, С. Рахманинов, Е. Вахтангов. В 1918 г. по инициативе Наталии Сац был создан первый театр с репертуаром для детей – Детский театр Моссовета, с 1921 г. она была директором и худруком Московского театра для детей.

Народная артистка СССР Наталия Сац | Фото: izbrannoe.com

Народная артистка СССР Наталия Сац | Фото: izbrannoe.com

Ее мужем был нарком внутренней торговли СССР И. Вейцер. В 1937 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности его арестовали и расстреляли, а следом за ним как член семьи изменника Родины была арестована и Наталия Сац. Ее приговорили к 5 годам лагерей и отправили в Рыбинский лагерь в Ярославской области. После освобождения она жила в Алма-Ате, где организовала первый казахский ТЮЗ. Когда в конце 1950-х гг. ее реабилитировали, Наталия Сац смогла вернуться в Москву, где продолжала заниматься режиссурой, театральной деятельностью и преподавала в ГИТИСе.

Режиссер и театральный деятель Наталия Сац | Фото: bolshoyvopros.ru

Режиссер и театральный деятель Наталия Сац | Фото: bolshoyvopros.ru


Лия Соломянская


Лия Соломянская с семьей | Фото: kino-teatr.ru

Лия Соломянская с семьей | Фото: kino-teatr.ru
Реклама

Кинодраматург, сценарист, журналист Лия Соломянская была женой знаменитого писателя Аркадия Гайдара. Она работала в редколлегии пермской газеты «На смену» и на радио, там же в Перми Лия познакомилась с будущим мужем. У них родился сын Тимур, но спустя 5 лет этот брак распался. Вскоре Лия вышла замуж во второй раз – за коллегу Израиля Разина. Она продолжала заниматься журналистикой, с 1935 г. работала на «Мосфильме», а затем – на «Союздетфильме», где была заведующей сценарным отделом.

Аркадий Гайдар с женой и сыном | Фото: woman.rambler.ru

Аркадий Гайдар с женой и сыном | Фото: woman.rambler.ru

В 1937 г. Разина обвинили в контрреволюционной деятельности и расстреляли. Вслед за мужем арестовали и Лию Соломянскую как члена семьи изменника Родины. Отбывать срок ее отправили в «АЛЖИР». Аркадий Гайдар не остался безучастным к судьбе бывшей жены. Во многом благодаря его хлопотам Соломянскую спустя 2 года освободили. В годы войны она работала военным корреспондентом газеты «Знамя», а потом продолжила журналистскую деятельность и написала несколько книг для детей.

Рахиль Мессерер


Рахиль Мессерер с мужем и дочерью Майей | Фото: izbrannoe.com

Рахиль Мессерер с мужем и дочерью Майей | Фото: izbrannoe.com

Мать Майи Плисецкой Рахиль Мессерер после окончания ВГИКа стала актрисой немого кино и снималась под псевдонимом Ра Мессерер. Однако ее кинокарьера продлилась недолго – еще во время учебы она познакомилась с Михаилом Плисецким, родила троих детей и посвятила себя заботам о семье, оставив кинематограф. Ее мужа назначили управляющим рудниками «Арктикуголь» и консулом СССР на норвежском заполярном острове Шпицберген, где он организовал добычу угля.

Рахиль Мессерер с детьми | Фото: kino-teatr.ru

Рахиль Мессерер с детьми | Фото: kino-teatr.ru

Когда Майе было 11 лет, ее отца арестовали и расстреляли, а следом за ним была арестована и мать. Майю удочерила сестра Рахили Суламифь Мессерер, Александр воспитывался в семье ее брата Асафа, а сама она с новорожденным Азарием отправилась в «АЛЖИР». В своих воспоминаниях Майя Плисецкая позже писала: «Характер у мамы был мягкий и твёрдый, добрый и упрямый. Когда в тридцать восьмом году её арестовали и требовали подписать, что муж шпион, изменник, диверсант, преступник, участник заговора против Сталина и пр., и пр., – она наотрез отказалась. Случай по тем временам героический. Ей дали 8 лет». Благодаря хлопотам Асафа и Суламифи Мессерер в 1939 г. Рахиль перевели из лагеря на вольное поселение в Чикмент, где она работала учителем танцев в одном из клубов. Вернуться в Москву ей удалось только в 1941 г., за 2 месяца до начала войны.

Мать Майи Плисецкой Рахиль Мессерер | Фото: kino-teatr.ru

Мать Майи Плисецкой Рахиль Мессерер | Фото: kino-teatr.ru


Мария Лисициан


Советский тренер по художественной гимнастике, одна из основоположников советской школы этого вида спорта Мария Лисициан с детства занималась танцами, работала в Восточном этнографическом ансамбле при Ленинградской эстраде. После окончания Драматической студии Рубена Симонова участвовала в его спектаклях. В Москве Мария создала и тренировала детскую группу художественной гимнастики, которая в те времена еще считалась всего лишь видом художественной самодеятельности.

Мария Лисициан | Фото: noev-kovcheg.ru, gimnastika.pro

Мария Лисициан | Фото: noev-kovcheg.ru, gimnastika.pro

В 1938 г. ее муж Евгений Алибегов с группой советских специалистов по электрификации железных дорог был обвинен во вредительстве, арестован и расстрелян. Как члена семьи изменника Родины арестовали и Марию. Ее приговорили к 8 годам заключения. Первые 2,5 года Лисициан провела в Бутырской тюрьме, а затем ее отправили в «АЛЖИР». Благодаря заступничеству ее дяди, известного ученого Степана Лисициана, ее дело пересмотрели, и Марию освободили досрочно. В 1954 г. она вместе со своей старшей сестрой создала при спортивном обществе «Крылья Советов» школу художественной гимнастики, которая считалась одной из сильнейших не только в СССР, но и во всем мире.

Мария Лисициан со своими ученицами | Фото: noev-kovcheg.ru

Мария Лисициан со своими ученицами | Фото: noev-kovcheg.ru

Судьбы этих неординарных женщин не были исключением из правил.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/201219/44969/?fbclid=IwAR0JjOzrh-xfV9_X4YBQY4VDlLfT4ZA5BCsF1MKTQ8dQ2dqiGJQtqFxn4PY
Для десятков тысяч людей в 1930-1940-х гг. со словом «Алжир» ассоциировалась не страна в Северной Африке, а страшная аббревиатура, означавшая сломанную судьбу: «Акмолинский лагерь жен изменников Родины». В этот крупнейший советский женский исправительно-трудовой лагерь попадали те, кто чаще всего даже не понимал, за какие прегрешения им предстояло отбывать наказание. Среди них было немало тех, кого можно было назвать цветом советской интеллигенции и мира искусства – актрисы, поэтессы, балерины, режиссеры и т.д. Как эта беда коснулась семей Майи Плисецкой, Бориса Пильняка, Аркадия Гайдара и др. – далее в обзоре.


Кира Анроникашвили


Источник: https://kulturologia.ru/blogs/201219/44969/?fbclid=IwAR0JjOzrh-xfV9_X4YBQY4VDlLfT4ZA5BCsF1MKTQ8dQ2dqiGJQtqFxn4PY

 

Для десятков тысяч людей в 1930-1940-х гг. со словом «Алжир» ассоциировалась не страна в Северной Африке, а страшная аббревиатура, означавшая сломанную судьбу: «Акмолинский лагерь жен изменников Родины». В этот крупнейший советский женский исправительно-трудовой лагерь попадали те, кто чаще всего даже не понимал, за какие прегрешения им предстояло отбывать наказание. Среди них было немало тех, кого можно было назвать цветом советской интеллигенции и мира искусства – актрисы, поэтессы, балерины, режиссеры и т.д. Как эта беда коснулась семей Майи Плисецкой, Бориса Пильняка, Аркадия Гайдара и др. – далее в обзоре.


Кира Анроникашвили


Борис Пильняк и Кира Андроникашвили | Фото: 24smi.org

Борис Пильняк и Кира Андроникашвили | Фото: 24smi.org

Известный писатель Борис Пильняк (настоящая фамилия Вогау) был потомком немецких колонистов Поволжья. В 1937 г. его арестовали по сфабрикованному обвинению в государственном преступлении – шпионаже в пользу Японии, и через полгода расстреляли. Его жена, Кира Андроникашвили, происходила из грузинского княжеского рода Андрониковых. Она начинала карьеру как актриса Госкинпрома Грузии, затем – актриса и помощник режиссера киностудии «Востокфильм». В 1936 г. Кира окончила режиссерский факультет ВГИКа, работала ассистентом режиссера на «Союздетфильме».
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/201219/44969/?fbclid=IwAR0JjOzrh-xfV9_X4YBQY4VDlLfT4ZA5BCsF1MKTQ8dQ2dqiGJQtqFxn4PY
Источник ➝

Алексей Муравьёв: «Это сказка, будто бы князь Владимир решил, и все сразу стали христианами»

Историк Алексей Муравьёв рассказал, как изучают христианский Восток, почему ученые считают армян православными и как происходит смена верований

 
Codice Casanatense Saint Thomas Christians // commons.wikimedia.org 

Издатель ПостНауки Ивар Максутов поговорил с Алексеем Муравьёвым — историком, руководителем ближневосточного направления Школы востоковедения НИУ ВШЭ — про христианский Восток.

— Алексей, что же такое христианский Восток? Где он начинается и где заканчивается?

— Мы называем Востоком то, что с Запада опознается как Восток.

Так происходит начиная с эпохи Древней Греции. Именно тогда возникла географическая и культурная область, которую назвали Востоком (греч. Anatole). Это Африка, юго-восток Евразии, включая Китай, Японию, Индию, Центральную Азию и Монголию. Но христианский Восток — это не географическое и даже не религиоведческое понятие, скорее культурологическое, один из сегментов «большого» Востока. Возникновение этого культурного типа связано с проповедью христианства на упомянутой территории.

— Понятие христианского Востока ограничено во времени?

— Это вневременное понятие. Мы начинаем изучать христианский Восток до появления христианства. В тот период, во II–I веке до нашей эры, за пределами Палестины началось распространение монотеистических представлений. Практически одновременно в Египте, Эфиопии и на юго-западном побережье Индии появилась еврейская диаспора. Это и было временем возникновения культурного феномена. Первоначально христианские проповедники пришли в те места, где уже были иудейские общины, и сказали, что мессия, которого там ждали, и есть конкретный Иисус, часть общины в него поверила. Так возник определенный тип людей, тип культурного населения, связанного с христианством. Когда в VII веке на Восток пришел ислам, христиане все равно остались там жить — в арабских странах, в Китае, Иране. И теперь они являются объектом изучения лингвистов, этнографов, религиоведов. Поэтому христианский Восток — это вневременное понятие, которое началось до христианства и продолжается по сей день.

— Для большинства людей христианство — это католики, протестанты и православные, а к какой группе относятся христиане на Востоке? 

— Ответ прозвучит парадоксально. Если мы хотим всерьез понять, что такое христианский Восток, надо перестать размышлять в контексте бинарных оппозиций. Католики и православные, католики и протестанты — эти оппозиции работают в западной культуре, но для христианского Востока они не подходят. Христианский Восток — это поликультурная и поликонфессиональная общность, где существует одновременно шесть-восемь разных религиозных групп, а в некоторых случаях и несколько религий. Вот классический пример: часть христианского Востока расположена на юго-западном побережье Индии, это Малабар. Там сосуществуют христиане трех-четырех разных церковных организаций, индусы, мусульмане, джайнисты и другие. Если мы хотим понять, как все устроено, нужно оставить в стороне разделение внутри христианства. Тогда мы увидим, что в оппозиции находятся не католики и православные, а христиане и индусы, например. Но если рассматривать с точки зрения религии, то большинство христиан на Востоке принадлежат к церковным организациям, которые не входят ни в католическую, ни в православную семью. Они являются отдельной восточноправославной семьей христианских церквей.

— Постоянно встречаю вопрос, даже с примесью удивления: армяне православные или нет?

 

— В научном употреблении правило гласит: мы должны изучать людей исходя из того, кем они сами себя считают. С точки зрения самосознания армяне, безусловно, православный народ. Слово ortodoxos греческое, оно употребляется в разных переводах, армянском и грузинском, а в арабском и сирийском так и звучит — ortodox. Обозначает человека верующего правильно. И больше ничего. Другой вопрос, что армяне и византийцы начиная с VI–VII веков по-разному понимали ряд богословских вопросов и спорили на эту тему. А почему они разошлись и оказались в разных лагерях — это уже вопрос не философский и не богословский, а политический.

 

— Как политическая и экономическая среда повлияла на развитие той или иной религии? Или как сами религиозные концепции повлияли на это?

 

— В истории событий всегда присутствует взаимодействие нескольких факторов. Рынок идей — это надстройка. Общество можно представить в виде лестницы. Всем известна пирамида Маслоу, и такого же типа структуру использует историк при анализе общественных конструкций. На первом уровне — биологические и физические мотивации: что и как люди будут есть. На втором — социальная организация. Это вопрос доминирования, власти, экономического распределения. И наконец, на третьем уровне — рынок идей. Мы не можем навязать его людям, которым нечего есть. Для них эти идеи ничего не значат. Но когда мы перемещаемся в Византию, например, то видим хорошо организованное общество и, соответственно, большой рынок идей.

 

— Давайте поговорим о том, кто и в какой момент выбирает религию. Князь Владимир выбирал, выбирал и выбрал?

— Это сказка, конечно, будто бы Владимир решил, и все стали верить. Так не было ни при Константине, ни при Владимире, ни в Армении при царе Трдате, ни в Грузии при святой Нине. Это все происходило сложно, долго, через взаимодействие факторов. Такой выбор — это всегда очень сложная эволюция религиозных представлений. Если мы посмотрим внимательно назад, то поймем, что было много переходных стадий. Существует такой термин — дипсихия, двоеверие, когда присутствуют элементы и того и другого. И это может долго существовать, отчасти продолжается и сейчас. Есть феномен народного православия, который сочетает магические и православные практики.

— Потому что любая религия, как слоеный пирог, состоит из разных форм религиозного.

— Да. Поэтому, если вернуться к вопросу о том, почему разошлись армяне с византийцами, мы увидим, что в 451 году нашей эры состоялся Халкидонский собор, но армянам в то время было не до высоких материй: на них напали персы. Там шла Аварайрская битва, восстание Мамиконяна — огромное количество армян было убито, им просто было не до баталий греков по поводу природы Христа. К тому времени, как война закончилась, греки уже все решили без армянской диаспоры, и армяне обиделись, что их не спросили. Это если сильно упрощать.

— Почему христианство не смогло надежно укрепиться на Ближнем Востоке, как в Европе, и со временем уступило главенствующее место исламу?

— Самый простой ответ — статистический. Когда начались исламские завоевания, христиане на Ближнем Востоке составляли примерно 90% населения. Может быть, 85%, если считать, что были зороастрийцы и другие. Если включать Иран и Центральную Азию, то 50% населения Востока были христианами. Через два века существования арабского халифата христианство на Востоке стало занимать примерно 30%, а ислам — 70%.

В 1977 году моя любимая, покойная ныне, коллега и автор нашумевшей книги “Hagarism: The Making of the Islamic World” Патрисия Кроун вместе с соавтором Майклом Куком предложила рассматривать ислам как реализацию восточнохристианского монотеизма — концепции, которая просто приобрела очень своеобразную форму. С их точки зрения, эта форма ближе к самаритянской форме иудаизма, то есть такой неправославный иудаизм hagarism. Книга начинается с понятия imperial civilisations. Когда возникает ислам, он берет наработки восточнохристианской цивилизации, в частности концепции религиозной власти, и реализует их. Поликонфессиональность и даже взаимодействие через диалог разных религиозных традиций — это была одна из главных особенностей Омейядского халифата. Поэтому в культурном смысле исламская цивилизация — это и есть христианская цивилизация на Востоке. Но, правда, концепции различаются.

 

— Мы поговорили о том, что такое христианский Восток. Теперь давайте обсудим, как происходит изучение христианского Востока.

— В идеале мы хотим прийти к тому, чтобы ученые разных специализаций — этнографы, лингвисты, историки, филологи — составили вместе модель в трех, четырех или даже пяти измерениях. К примеру, этнографы, которые сейчас занимаются христианскими группами в регионах Мардин и Диярбакыр, на границе современной Турции и Сирии, изучают, как живут христиане в курдском окружении, как они пытаются сопоставить свое мировоззрение и бытие с тем, что их окружает. Этнографы приезжают туда, говорят с людьми, записывают их рассказы. Многие из этих людей уже близки к тому, чтобы ассимилироваться, они теряют свой язык, переходят на курдский.

В Индии тоже интересная история. В Малабаре христианские кварталы — это чистые кварталы европейского типа. Так, например, выглядит город Тривандрум, там нет мусора на улицах. И граница между индийским и христианским кварталами — это граница между чистым и грязным отрезком. Эпидемиологическая обстановка в индусских кварталах очень сложная, там постоянно объявляется красный уровень тревоги. А в христианских кварталах все по-другому. И это вызывает трения между людьми. Индийцы начинают маргинализировать христианскую группу, говоря, что те неправильно живут. Но они так живут, потому что у них иная социальная программа, иные социальные установки.

 

— Существует миф о том, что католики — богатые, а православные — бедные. Что вы об этом скажете?

— Действительно, в западном христианстве есть установка на индивидуальную состоятельность. Она возникла в результате эволюции внутри западного католицизма. На Востоке же основным является коммунитарный тип организации, то есть главное — интересы общины, а личная состоятельность не на первом месте. Но на христианском Востоке это не всегда так. Например, очень интересно изучать, как устроены коптские элиты в Египте. Многие копты сделали фантастическую карьеру в адвокатуре, медицине, политике, несмотря на то что копты — это угнетаемое в Египте меньшинство. Например, один из коптов стал генеральным секретарем ООН — Бутрос Бутрос-Гали.

Еще один интересный сюжет — мусорные кварталы на окраинах Каира, которыми занимаются христиане, копты. Сортируют и перерабатывают мусор. Для мусульманского населения это бессмысленно. Те, кто был в Каире, знают, что там выкинуть что-то на улице считается нормальным. Но есть целые христианские традиционные семьи, которые взяли на себя эту тяжелую, малоприятную задачу.

— Что нужно знать, чтобы изучать христианский Восток?

— Основа востоковедных компетенций (а христианский Восток — это часть востоковедения, конечно) — язык. Во-первых, не получив в руки этот базовый механизм, мы ничего не сможем сделать. Во-вторых, опыт общения с текстами и умение филологически смотреть на культуру как на текст, медленное чтение. Читать тексты не только священные, но и те, в которых люди пишут о себе, выражают мысли. Это исторические, богословские, философские, полемические, магические, научные тексты — все, что производил христианский Восток. Третий момент связан с умением запрятать поглубже свои собственные убеждения. Как известно, исследования христианского Востока начинались в Риме миссионерами. И только к XX веку ученые договорились: изучая христианский Восток, необходимо оставить такую дистанцию в отношении личных убеждений или убеждений тех, кого ты исследуешь, которая позволила бы тебе правильно увидеть и понять соотношение разных элементов. 

Также для исследователей важно умение работать не только с плодами чужих научных трудов, но и с документами, артефактами культур. Умение расшифровать надпись, прочитать рукописи: сирийские, коптские, эфиопские. До сих пор эфиопская культура развивается в рукописном режиме. Каждый священник имеет личную рукописную библию, а рукопись — это ведь целый мир. Это текст, который воспроизводится, в котором допускаются ошибки. В рукописях существуют надписи их владельцев, так называемые колофоны. И поэтому умение работать в поле с материалами очень важно для исследователя христианского Востока.

И поскольку все упирается в исторический контекст, то без знания истории, без умения видеть историю на разных уровнях мы не поймем, что происходило на самом деле.

 

— Что бы вы могли порекомендовать тем, кто хочет глубже изучить вопрос? Помимо вашего курса на ПостНауке «Культура христианского Востока».

— На ПостНауке есть еще много всего интересного, помимо моего курса. Там в конце список литературы. Также рекомендую книгу Нины Викторовны Пигулевской 1979 года «Культура сирийцев в средние века». Можно почитать и статьи в православной энциклопедии, которые написаны с нейтральной позиции: несмотря на то что это конфессиональный ресурс, они привлекли серьезных ученых. И еще я бы посоветовал поискать в Сети, там много можно найти про сирийское христианство.

 

 
Алексей Муравьёв
кандидат исторических наук, руководитель ближневосточного направления Школы востоковедения НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, член Школы исторических исследований Института перспективных исследований в Принстоне, Board member in International Syriac Language project

Популярное в

))}
Loading...
наверх