Войны за Север между Норвегией и Новгородом в XIII-XIV веках

Войны за Север между Норвегией и Новгородом в XIII-XIV веках

В середине XIII в. в полярной тундре и лесотундре встретились государственные интересы двух держав – Норвежского королевства и Новгорода, началось военное противостояние на крайнем севере Европы, в лопарской (саамской) тундре, между русскими и карелами, с одной стороны, норвежцами – с другой.

Территория – Финмарк (или Финмаркен), ныне – крайняя пограничная северо-восточная область Норвегии, соседствующая с территорией России (с Кольским полуостровом). Финнами норвежцы и в древности, и до XX в. называли лопарей (саамов). Финнов Финляндии норвежцы называли «квены» до нашего века. Термин «Финмарк» означает «финская пограничная область», «финская окраина». В XIII-XIV вв. в Финмарке жило редкое и немногочисленное лопарское (саамское) население, занимавшееся охотой и рыболовством и имевшее кочевой образ жизни. В XIII-XIV вв. термином Финмарк с норвежской точки зрения охватывалась вся заселенная лопарями территория, прилегающая к Ледовитому океану, – и Финмарк, и соседний Кольский полуостров. С запада к Финмарку прилегала самая северная область норвежской территории – Халогаланд, где ранее тоже жили одни лопари, но к XIII в. основное население составляли уже расселившиеся здесь норвежцы.

Первый намек на появление русских в стране саамов мы находим в древнейшей «Гулатингской Правде», составленной около 1200 г. В этом документе между прочим говорится, что норвежцы северного Халогаланда должны держать морскую стражу на востоке. Эта стража на могла быть направлена против саамов, с которыми у норвежцев были тогда мирные отношения. По-видимому, необходимость содержания вооруженной стражи на восточной границе Халогаланда была вызвана появлением новгородцев вблизи норвежских владений.

Первые сведения в, русских источниках о появлении новгородцев на Кольском полуострове относятся к 1216 г. Под этим годом Новгородская летопись среди убитых в Липицкой битве упоминает «Сьмьюна Петриловиця Тьрьского даньника». В 1265 г. в русских официальных документах впервые упоминается новгородская волость Тре (обычно под этим термином в литературе подразумевается область Терского берега Кольского полуострова). 

Первые сведения о начавшихся в Финмарке вооруженных столкновениях содержатся в исландской саге о конунге (короле) Хаконе сыне Хакона. В саге сообщается, что в 1251 г. в Норвегию прибыло из города Хольмгарда (Новгорода) посольство «конунга Александра» (Александра Невского) для переговоров с норвежским королем о прекращении конфликта в Финмарке. Норвежские чиновники, собиравшие дань с лопарей, стали вступать в частые столкновения с проникшими в лопарскую тундру карелами, «что платили дань конунгу Хольмгардов». Столкновения начались до 1251 г., вероятно не позднее 30-40-х годов XIII в. Причиной конфликта была, очевидно, борьба за лопарскую дань; видимо, карелы старались отнимать у норвежских данщиков собираемую ими дань. Известно из источников, что лопари платили дань мехами. Для карел приобретение пушнины (для продажи се в Новгород) было главной целью их продвижения на Крайний Север. 

В возникшем в Финмарке остром конфликте карелы выступали не как самостоятельная сила, а как подданные Новгородского государства; поэтому урегулированием конфликта занялось новгородское правительство в лице князя Александра Невского. 

Из текста саги известно, что новгородские послы договорились с норвежским конунгом об урегулировании конфликта и заключили мирный договор; основная часть договора, заключенного в 1251 г., дошла до наших дней в виде отдельного документа – «Разграничительной грамоты». Согласно этому договору, было признано право и Норвегии, и Новгорода собирать дань со всего лопарского населения и Финмарка, и Кольского полуострова. Однако, по словам саги, «продержалось это соглашение недолго». Эти слова подтверждаются публикуемым ниже известием анналов за 1271 г. 

Дальнейший ход событий русско-норвежской борьбы в Финмарке в основном освещается данными исландских анналов.

1271. Тогда карелы и квены произвели большие опустошения в Халогаланде.

1271. Карелы произвели опустошения в Халогаланде. 

1279. Карелы схватили на горе Торбьёрна Скени, чиновника конунга Магнуса, и убили его тридцать пять человек. 

1279. Карелы схватили Торбьёрна Скени, чиновника конунга Магнуса, и убили на горе его тридцать пять человек. 

1279. Карелы схватили на горе Торбьёерна Скейн, чиновника конунга Магнуса, и убили на горе его тридцать пять человек. 

1286. Пришли посланцы конунга татар к Эйрику, конунгу Норвегии. 

1296. Господин Торгильс, дроттсетти (32) короля свеев, завоевал 2 части Кирьялаланда и крестил. 

1302. Нападение карел с севера на Норвегию. И господин конунг Хакон послал против них Эгмунда Унгаданца с большим войском. 

1303. Господин Эгмунд Унгаданц воевал с карелами при поддержке конунга Хакона. 

1310. Конунг Хакон послал Гицура Галли в Финмарк за данью, которая не собиралась за много лет. Вместе с ним отправился Вальтир, брат Претта-Пальса. 

1316. Русами убито в Халогаланде много людей. 

1323. Русы ходили войной на север, на Халогаланд, и сожгли Бьаркей господина Эрлинга, сына Видкуна.

Главную роль в этих набегах играют, карелы (русские упоминаются лишь дважды). Из сообщений Исландских анналов явствует, что о последней трети XIII и первой четверти XIV вв. (с перерывом в 80-х и 90-х гг. XIII в.) фактически происходит непрерывная война между Новгородом и его карельскими вассалами, с одной стороны, и норвежцами — с другой, причем первые нападают, вторые обороняются. Объектом войны является Финмаркен. В результате русско-карельской экспансии норвежцы много лет не могли там собирать дань, ибо сборщиков русские убивали или захватывали в плен. 

После вступления Норвегии в унию со Швецией под властью малолетнего короля Магнуса Эриксона шедшая (с перерывами) русско-шведская война 1293-1323 гг. распространилась и на Норвегию. В Новгородской IV летописи под 1320 г. впервые упомянут поход на «мурман» (норвежцев): «А Лоука ходи на моурманы, и ньмци избиша оушку [и] Игната Малыгина». Из перечисленных набегов особенно крупный размах имел поход 1323 г. Русские, напав на норвежскую пограничную (на севере) провинцию Халогаланд, взяли и сожгли Бьаркэй, поместье Эрлинга сына Видкуна.

В булле папы Иоанна XXII от 10 февраля 1323 г. говорится о постоянных нападениях язычников саамов на норвежские земли и о страшных опустошениях, причиняемых набегами этих «врагов креста». Епископ Аудфин в письме архиепископу трондьемскому (1324 г.?) говорит о войне «против божьих врагов — финнов, руссов и карел» и о том, что для нужд этой войны норвежское правительство обложило» церковь дополнительными поборами. Эти два свидетельства показывают, что в этот период какая-то часть саамов присоединилась к русским и карелам в их борьбе против норвежцев. 

В ответ на русско-карельское наступление норвежское правительство начало подготовку «крестового похода». Папа Иоанн XXII, к которому Эрлинг сын Видкуна обратился за помощью, буллой от 13 августа 1326 г. разрешил Эрлингу употребить для подготовки «крестового похода» половину десятины, собранной за шесть лет с Норвегии для папского престола. Папская булла пришла слишком поздно, ибо дальше приготовлений к «крестовому походу» норвежский правитель не пошел. В 1323 г. в Ореховце был заключен мирный договор Новгорода со Швецией, а 3 июня 1326 г. норвежский посол Хакон заключил с Великим Новгородом мир, которым и закончилась русско-норвежская война.

Мирный договор 1326 г. отразил в своем содержании политическое положение обеих договаривающихся сторон. Договор был заключен потому, что ни одна из сторон не была в состоянии продолжать войну. Основным содержанием договора 1326 г. является, восстановление старых, существовавших многие десятилетия пограничных отношений, восстановление «status quo ante bellum».

По материалам: 
Шаскольский И. П. Договоры Новгорода с Норвегией. 
Шаскольский И. П. Сведения об истории Руси X-XIV вв. в исландских анналах.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб