Города, затопленные водохранилищами

В конце 1980-х годов гидроэнергетика в нашей стране подвергалась ожесточенной критике, в результате чего строительство новых ГЭС было остановлено. Начало этой кампании положил снятый в 1986 году фильм «Плотина», где собраны практически все аргументы критиков, повторяемые с теми или иными вариациями и сейчас. Одним из таких аргументов было обвинение в (без всяких шуток) — уничтожении великой русской культуры (!) через затопление городов. Цитата: «Вот на Волге затоплено 65 городов… ведь все городки, такие как Плёс, Кинешма, Юрьевец — все уничтожены…».

Города, затопленные водохранилищами

Города действительно попадали в зоны затопления водохранилищ (впрочем, как раз Плёс, Кинешма, Юрьевец затоплены не были). Так что же это были за города, почему они были затоплены и что с ними стало?

МОЛОГА

Города, затопленные водохранилищами

Самым известным затопленным городом безусловно является Молога, располагавшаяся в Ярославской области. Причина этой известности в том, что Молога оказалось тем редким случаем, когда город был не перенесен на новое место, а ликвидирован как таковой, его история прервалась.
Молога, располагавшаяся у впадения одноименной реки в Волгу, известна где-то с XII-XIII века, сначала как слобода, а с 1777 года — как уездный город. Отметим, что на момент обретения городского статуса в Мологе было 2 каменных и одна деревянная церкви, все дома были деревянными, жителей имелось около 2000 человек. Постепенно население росло, но никогда не было особенно большим, достигнув максимума в конце XIX века — около 7 тысяч человек. Был построен Афанасьевский монастырь и несколько церквей.
В советские годы стал райцентром, население в 1936 году — 6 тысяч человек, около сотни каменных домов и более 800 — деревянных. Город попал в зону затопления Рыбинского водохранилища, жители были переселены, главным образом в Рыбинск.

Мологжанин Н.М.Новотельнов рассказывает: «До этого Волга была несудоходная. Мы в августе-сентябре переходили Волгу пешком. Пароходы ходили только от Рыбинска до Мологи. И дальше по Мологе до Весьегонска. Пересыхали реки, и по ним прекращалось всякое судоходство.»
Перед заполнением водохранилища в обязательном порядке происходит очистка его ложа от строений. Деревянные дома либо разбираются и перевозятся на новое место, либо сжигаются. Каменные — разрушаются до основания. Так было и с Мологой. Причем задолго до заполнения водохранилища. Мологу начали переселять еще в 1937 году. Заполнять Рыбинское водохранилище начали в апреле 1941 года, к этому времени процесс переселения населения из всей зоны затопления и подтопления (а это около 130 тыс. человек) был завершен.

По сети гуляет фотография документа, называющегося «Рапорт начальнику Волгостроя-Волголага НКВД СССР майору госбезопасности тов. Журину, написанный начальником Мологского отделения лагпункта Волголага лейтенантом госбезопасности Скляровым» Этот документ даже цитируется» Российской газетой» в статье о Мологе. В документе сказано, что при затоплении покончили с собой 294 человека: «В дополнение к ранее поданному мною рапорту докладываю, что количество граждан, добровольно пожелавших уйти из жизни со своим скарбом при наполнении водохранилища, составляет 294 человека. Эти люди абсолютно все ранее страдали нервным расстройством здоровья, таким образом, общее количество погибших граждан при затоплении города Мологи и селений одноименного района осталось прежним – 294 человека. Среди них были те, кто накрепко прикрепляли себя замками, предварительно обмотав себя к глухим предметам. К некоторым из них были применены методы силового воздействия, согласно инструкции НКВД СССР».

Однако в архивах Рыбинского музея такой документ не значится. А мологжанин Николай Новотельнов, очевидец затопления, и вовсе сомневается в правдоподобности этих данных: «Когда затапливали Мологу, переселение было закончено, и в домах уже никого не было. Так что выходить на берег и плакать было некому»

Впервые Молога скрылась под водой в 1946 году. Соответственно, никакие жители Мологи утонуть ни в 1941, ни в 1942 году не могли физически — вода до них просто не дошла. Чтобы погибнуть при затоплении, мологжанам пришлось бы ждать пять лет, до весны 1946 года.

Проектной отметки Рыбинское водохранилище достигло лишь в 1947 году, спустя 6 лет с начала затопления! Благодаря тому, что Рыбинская ГЭС работала в 1941 году, она фактически спасла Москву, в которую очень сложно было поставлять топливо из-за надвигающейся линии фронта.

Александр Асарин, заведующий отделом Института Гидропроект: «Строительство Рыбинского гидроузла преследовало еще одну важную цель – создание Волго-Балтийского водного пути. Судоходство на Верхней Волге до впадения в р. Мологу было только в паводок. Работы по углублению велись, но это не приводило к результатам, потому что уровень тут же садился. Когда создали Рыбинское, Угличское и Иваньковское водохранилища образовался судоходный ход глубиной 4,5 метра.»

КОРЧЕВА

Города, затопленные водохранилищами

Второй и последний исчезнувший город — Корчева, в Тверской области. Упоминается как село с XVI века, преобразовано в город в 1781 году. Городок был совсем маленький, население в 1920-х годах составляло всего 2,3 тысячи человек. Застройка была в основном деревянная, хотя имелись и каменные здания, в том числе 3 церкви.

Город попал в зону затопления Иваньковского водохранилища, которое к слову было создано главным образом в интересах водоснабжения Москвы и обеспечения работы речного транспорта, а не гидроэнергетики. В 30-х годах XX века столица была перенаселена, ее трехмиллионное население испытывало серьезный недостаток питьевой воды. Москву-реку в межень можно было перейти вброд, ее воды были сильно загрязнены.
15 июня 1931 г. на Пленуме ЦК ВКП (б) принято постановление: «…коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем реки Волги». После рассмотрения трех вариантов инженеры остановились на том, который соединял Волгу и Москву-реку кратчайшим образом, но был очень трудоемок — чтобы преодолеть возвышенность, на 109-километровом канале надо было построить 11 шлюзов и 5 насосных станций.
23 марта 1937 года по каналу началось наполнение Московского моря (Ива́ньковское водохранилище, также известное как Московское море — первое водохранилище в верхнем течении реки Волги). Ровно через шесть лет после постановления, 15 июня 1937 года, по каналу пошли первые корабли.

Хотя город Молога затапливался лишь на 2/3, население было переселено в более удачно расположенный поселок Конаково, который стал городом и сейчас насчитывает более 40 тыс. человек.

Теперь перейдем к городам, которые были затоплены, полностью или по большей части, но были сохранены как таковые путем переноса на другое место.

КАЛЯЗИН

Города, затопленные водохранилищами

Калязин в Тверской области, еще один символ, знаменитый своей торчащей из воды колокольней. Известен с XII века, статус города получил в 1775 году. В 1935 году население составляло 10,5 тысяч человек. Около 2/3 территории города попало в зону затопления Угличского водохранилища; город остался на старом месте — население было переселено выше, но была утрачена большая часть исторической застройки, в том числе два монастыря — Троицкий Макарьев и Николо-Жабенский (колокольня которого и стоит посреди водохранилища). Сейчас население города — 13,8 тыс. человек.

Жизнь города всегда была тесно связана с Волгой. Особенно возросло транспортное значение Волги и Калязина после переноса столицы в Петербург. Скудная северная земля не могла прокормить столичный регион, поэтому по Вышневолоцкой водной системе всю весну и лето шли караваны судов, везущих хлеб из низовых губерний.
Выше Рыбинска Волга в межень была практически несудоходна, поэтому и в Калязине, и в других городах между Рыбинском и Калязином шла перевалка грузов на плоскодонки, на которых и везли грузы в Петербург.

После начала осуществления проекта «Большая Волга» (с 1932 г., по сути второй этап ленинского плана ГОЭЛРО), когда был введен в строй каскад плотин на Верхней Волге, Волга стала судоходной от Калинина (Тверь) в течение всего периода навигации. Тем самым был реализован генеральный план Большой Волги, не только сделавший Волгу транспортной артерией, но и давшей Центральному региону электричество.

Судя по архивным документам Троицкий собор и трапезную палату сносить первоначально вообще не собирались, поскольку Троицкий собор зимой 1938/39 гг. был отремонтирован – была восстановлена крыша и застеклены.
При переселении людей Волгострой брал обязательства построить новые дома, а также всю необходимую инфраструктуру. Однако, с началом Великой Отечественной войны работы были свернуты. Хотя было выстроено множество новых домов и кварталов. А в послевоенное время уже надо было восстанавливать всю страну.

Знаменитая Калязинская колокольня, стоящая посреди угличского водохранилища, стала наверное самым запоминающимся символом последствий при строительстве водохранилищ. Однако, ее история отнюдь не уникальна — оказывается, в мировой практике затопление церквей в водохранилищах является вполне рядовым событием, на которое осознанно идут ради получения электроэнергии и других преимуществ, предоставляемых водохранилищами.

ВЕСЬЕГОНСК

Города, затопленные водохранилищами

Весьегонск, город в Тверской области. Известен как село с XVI века. С 1796 года Весьегонск —заштатный город Тверской губернии, а с 1803 года — уездный город. Он упоминается в «Мёртвых душах» Н. Гоголя как пример захолустного уездного городка: «…И пишет суд: препроводить тебя из Царевококшайска в тюрьму такого-то города, а тот суд пишет опять: препроводить тебя в какой-нибудь Весьегонск, и ты переезжаешь себе из тюрьмы в тюрьму и говоришь, осматривая новое обиталище: «Нет, вот весьегонская тюрьма будет почище: там хоть и в бабки, так есть место, да и общества больше!»».

Наиболее активно развивался в XIX веке, в период активного функционирования Тихвинской водной системы. Население в 1930-х годах — около 4 тысяч человек, застройка в основном деревянная.
Большая часть территории города была затоплена Рыбинским водохранилищем, город заново отстроен на незатопляемых отметках. Город лишился большей части старой застройки, в том числе нескольких церквей. Впрочем, Троицкая и Казанская церкви сохранились, но постепенно пришли в запустение. Интересно, что перенести город в более высокое место собирались еще в XIX веке, поскольку 16 из 18 улиц города регулярно затапливались в половодье. Сейчас в Весьегонске живет около 7 тысяч человек.

ПУЧЕЖ

Города, затопленные водохранилищами

Пучеж, город в Ивановской области. Упоминается с 1594 г. как слобода Пучище, в 1793 году стал посадом. Город жил торговлей по Волге, в частности там нанимали бурлаков. Население в 1930-х годах — около 6 тысяч человек, застройка в основном деревянная.
В 1950-х годах территория города попала в зону затопления Горьковского водохранилища. Город был заново отстроен на новом месте, сейчас его население составляет около 8 тыс.человек. Из 6 имевшихся церквей в зоне затопления оказалось 5, но шестая тоже не дошла до наших дней — была разобрана на пике хрущевских гонений на религию.

СПАССК-ТАТАРСКИЙ

Города, затопленные водохранилищами

Куйбышев (Спасск-Татарский), город в Татарии. Известен как город с 1781 года, до того село. В 1856 году в городе было 246 домов, 1 церковь и 5 лавок. Население в 1930-х годах — 5,3 тысячи человек. С 1936 года переименован в Куйбышев, в 1950-х оказался в зоне затопления Куйбышевского водохранилища и был полностью перенесен на новое место, вблизи древнего городища Булгар.
В 1991 году переименован в Болгар, сейчас представляет собой довольно популярное туристическое место — люди приезжают посмотреть на сохранившиеся здания древнего городища. Население — около 8 тыс. человек.

СТАВРОПОЛЬ ВОЛЖСКИЙ

Города, затопленные водохранилищами

Ставрополь Волжский, город в Самарской области. Основан в 1738 году, как крепость. Население сильно колебалось, в 1859 году жило 2,2 тысячи человек, к 1900 году — около 7 тысяч, а в 1924 году население уменьшилось настолько, что город официально стал селом (статус города возвращен в 1946 году). В начале 1950-х годов проживало около 12 тысяч человек.
В 1950-х годах оказался в зоне затопления Куйбышевского водохранилища и был перенесен на новое место. В 1964 году переименован в Тольятти, стал активно развиваться как промышленный город. Сейчас численность его населения превышает 700 тысяч человек.

БЕРДСК

Города, затопленные водохранилищами

Бердск, город в Новосибирской области. Основан как острог в 1717 году. Далее вплоть до 1929 года, когда Бердск получил статус поселка, представлял собой обычное село. Население в начале 1940 годов — около 6 тыс.человек. В 1944 году получил статус города.

В 1953-57 годах перенесен на новое место, поскольку оказался в зоне затопления Новосибирского водохранилища. После переноса город стал активно развиваться, и сейчас численность его населения составляет почти 100 тысяч человек.

ШАГОНАР

Города, затопленные водохранилищами

Шагонар, город в Туве. Основан в 1888 году, статус города получил в 1945 году. В конце 1970-х — начале 1980-х перенесен на новое место в 7 км от предыдущего в связи с попаданием в зону затопления Саяно-Шушенского водохранилища. Население в настоящее время — 11 тысяч человек.

Подведем итоги.
За все время гидротехнического строительства в нашей стране в зону полного (или большей части территории) затопления попало 9 небольших городов: 7 на Волге, 1 на Оби и 1 на Енисее. Из них 2 прекратили свое существование, остальные были перенесены на новое место. Замечу, что в 1920-х годах в РСФСР числилось более 500 городов, сейчас их в России более тысячи. Безусловно, историческую застройку Калязина, Мологи, Пучежа жалко, но это была осознанная жертва, понесенная во имя индустриального развития страны в 1930-50-х годах, и тогда она не казалось большой. Да и сейчас утверждать, что исключительно (или преимущественно) на этих городах держалась великая русская культура — явное преувеличение.

Судьба городов, перенесенных из зоны затопления, сложилась по-разному. Большинство (Весьегонск, Пучеж, Калязин, Шагонар, Болгар) так и остались небольшими провинциальными городками, которыми и были, хотя и несколько увеличили численность населения. Калязин получил всероссийскую известность своей затопленной колокольней, Болгар имеет все шансы стать туристической достопримечательностью масштаба страны. Тольятти и Бердск стали крупными промышленными городами.
Строительство крупных ГЭС в свою очередь сопровождалось появлением новых городов.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб