От сердца к солнцу: история нацистского приветствия

От сердца к солнцу: история нацистского приветствия

Характерной особенностью большинства неофашистских групп является салютование путем выкидывания правой руки в воздух. Чтобы найти этому историческое оправдание, фашисты объявляли этот салют «римским», в то же время греческие ксенофобы, желая блеснуть «эллинским характером», называют его «дорическим». Исторические исследования показывают, что этот псевдоархаичный салют на самом деле лишь художественное изобретение, которое появилось вместе с первыми национальными государствами.

Впервые жест был широко использован американцами в 1892 году — в период, когда расизм находился на своем пике, а борьба против рабочего движения успешна окончена. Этот салют распространялся через тогдашние блокбастеры. Нацистский салют может быть понят только в связи с политическими ритуалами и мифами той эпохи, использовавшимися для оправдания существования национального государства независимо от его политической формы или исторического периода.

Ранее понятие нации, которое царит в последние два века, было неизвестно Западному миру. Ее появление связано с переходом от феодального строя к современной промышленной и коммерческой экономике (1). Современная концепция нации родилась под влиянием Французской революции и последующей централизацией наполеоновского государства.

Эффективность последнего для механизма найма, полицейского контроля, налогообложения и администрирования понравилась даже тогдашним врагам Франции. В то же время с переходом от регионально-аграрной к промышленно-городской среде возникла необходимость в новой коллективной идентичности и чувстве принадлежности к какому-то национальному сообществу (2).

В мире, который становился все более светским, национальные мифы и ритуалы просто дополняют метафизический подход, предложенный ранее религией (3). Новый национальный нарратив для собственного подтверждения включает археологические, исторические и этнографические ссылки. Затем он передается через систему образования, которая контролируется государством (4), печать и искусство (например, национальная романтика). Кинотеатр также использовался в дальнейшем в качестве средства пропаганды.

Именно в рамках этнической фантастики можно понять изобретение и постепенное распространение вышеупомянутого псевдоархаичного салюта. Впервые он появился в 1784 году на картине «Клятва Горациев» художника французского неоклассицизма Жака-Луи Давида (7). Хотя изображено реальное историческое событие, сцена присяги является изобретением художника. Он использовал этот жест и в других работах, а примеру мастера последовали и его ученики.

Анализ символов в картинах и их пропагандистской роли может выявить разные подтексты: сила авторитета отцов государства, важность мужского коллективного самопожертвования ради своей страны или императора (9). Первое массовое использование изобретенного «римского приветствия» имело место в американских школах в 1892 году. Джереми Апхэм и Фрэнсис Беллами пришли к этой идее, чтобы стимулировать продажу школам флагов — их активно делали к 400-летию открытия Америки Колумбом. Ритуал включал костюмированный творческий вечер, пафосную клятву верности и соответствующий салют в сторону флага (10).

Так называемый салют Беллами позже был скопирован воинскими частями США. Стоит отметить, что инициатором этого был апологет христианского социализма, в котором причудливо сочетались ненависть к неграм, риторика против европейских мигрантов и подчеркнуто агрессивные нападки на анархистов. Именно в это время власти США активно боролись против анархического движения, которое формировалось в основном среди европейских иммигрантов. Этот салют Беллами был модернизирован лишь когда США вступили во Вторую мировую войну .

Впервые в кино этот салют появился в эпопее «Бен Гур» (1898 год), именно тогда он и стал известен зрителям как «римское приветствие». Спустя время он пересек Атлантический океан и в 1908 году появился в итальянском фильме «Нерон». В период между мировыми войнам его активно стали использовать режиссеры — само собой, для придания исторического антуража (11). Это салют стал еще известней после масштабного немого фильма «Кабирия» (1914 год) итальянского режиссера Джованни Пастроне.

Сценарий к нему написал Габриэль Д’Аннунцио, известный также как первый «дуче» — он был настоящим популяризатором множества протофашистких ритуалов. Сценарист в свое время захватил хорватский город Риека, где провозгласил себя правителем республики Фиуме. Именно тогда были апробированы многие элементы политического стиля фашистской Италии: массовые шествия в черных рубашках, воинственные песни, древнеримское приветствие поднятой рукой и эмоциональные диалоги толпы с вождём.

Сам же фильм описывает противоречия между высокодуховными римскими аристократами и отвратительными по характеру карфагенянами (13). «Кабирия» способствовала экспансионистскому духу времени (14).

Для фашистов кино стало средством распространения псевдоримского приветствия и искажения истории. Другим примером этого стала работа американца Дэвида Льюэлина Уорка Гриффита «Рождение нации» (1915 год). К слову, во время Гражданской войны его отец был полковником армии конфедератов. В первой части фильма речь идет как раз о тех событиях, во второй же Гриффит прославляет военизированные действия ку-клукс-клана и представляет черных людей психически неполноценными, готовыми лишь насиловать белых женщин. Интересно, что роли темнокожих исполняли только белые артисты, которых гримировали под афроамериканцев.

В Европе кинематографический салют был впервые использован в политическом смысле во время оккупации Риеки в 20-е годы, отразив тем самым новый империалистический дух времени. С захватом власти фашистами в Италии началось очередное распространение салюта уже в школах. Римским его назвал Муссолини, некогда социалист и анархист. Вице-секретарь фашистской партии Стараче классифицировал салют как более здоровый и элегантный жест, чем буржуазное рукопожатие. После это салют стал обязательным к исполнению всеми лояльными гражданами.

Сперва немецкие нацисты используют это приветствие лишь изредка, но в 1926 году его называют «гитлеровским салютом» и делают обязательным для всех членов партии. Тем не менее некоторые члены партии критикуют салют как чужеземный, негерманский. Это вынуждает самонадеянного фюрера искать посконные «исторические традиции», чтобы подкрепить предполагаемое германское происхождение. В итоге происхождение гитлеровского приветствия, во-первых, приписывается Лютеру, во-вторых, старому немецкому дворянству, которое таким образом якобы ликовало при виде сюзерена. В 1938 году фашистский режим запретил рукопожатие в театрах и кинотеатрах (17).

Постепенно Гитлер превратил этот жест в обязательный салют для всего немецкого общества (18). В то же время он был принят и другими фашистскими движениями. Например, его использовали французские штурмовики или сторонники режима греческого генерала Иоанниса Метаксаса в 1936—1941 годах. Во внешней политике, с одной стороны, генерал симпатизировал Германии и Италии, с другой — понимал, что Берлин и Рим в складывающейся ситуации являются противниками Греции. Он пытался придерживаться нейтралитета, вынужден был вступить в оборонительную войну после ультимативных требований Муссолини.

Национальные государства должны иметь свои национальные мифы. Все фашистские движения были вдохновлены именно мифотворцами. В межвоенный период нацисты, чтобы доказать славное историческое прошлое германских племен, изобрели целую псевдоархеологию. Они пытались найти свои корни в расе господ, которая якобы царствовала в Атлантиде. Эта история была продолжением романтических мифов, которые впервые появились в процессе создания германского государства.

Аналогично и их идейные ученики искали обоснования своих национальных мифов. В Греции, например, на основе текста, опубликованного организацией «Новый Акрополь», особенно талантливые пришли к выводу, что нацистский салют приводит к «превосходному психическому состоянию» (20). Местные фашисты и сегодня ищут любые доказательства собственного превосходства, перелопачивая древнегреческие мифы, например, об Андромеде.

Этот салют является крайне популярным среди активистов «Золотой Зари». Внимательный взгляд на их собрания и политические ритуалы доказывает слова британского экономиста Джона Гобсона: «Каждый человек кормит свою страсть от общей канализации, дренажа ядовитых паров, которые ухудшают его интеллект и разжигают скрытые похоти анимализма» (21). Хотя Гобсон писал не о нацистской Германии, а рассказывал о манипуляциях над рабочими со стороны правящих кругов Великобритании, он оказывается совершенно прав и здесь.

 

Ссылка на первоисточник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб